Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК)




Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Специфика рассматриваемых преступлений, обусловившая выделение норм об ответственности за них в самостоятельную главу, заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.

видовой объект рассматриваемой группы преступлений - безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема родового объекта раздела IX УК - общественной безопасности.

С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права.

Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия.

Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы.

Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, являются неосторожными, что специально подчеркнуто законодателем указанием на неосторожное причинение последствий, перечисленных в диспозиции соответствующих статей. Неосторожная вина при этом может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности (ст. 25, 26 УК).

Итак, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) - это предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.

В ст. 263 дан четкий перечень видов транспорта, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует данный состав преступления. Что касается железнодорожного транспорта, то к числу транспортных средств, предусмотренных статьей, относятся все виды подвижного состава, кроме автодрезин и автомотрисс, используемых на территории отдельных предприятий; на морском и речном транспорте - все виды судов, кроме маломерных (катера, весельные и моторные лодки). Воздушные транспортные средства все подпадают под действие комментируемой статьи. Надо также иметь в виду, что военнослужащие за нарушения правил вождения или эксплуатации машин и правил кораблевождения отвечают по иным статьям.

Диспозиция ст. 263 является бланкетной; она отсылает к положениям и инструкциям по безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые утверждаются соответствующими ведомствами. Эти правила обширны, многочисленны и часто изменяются. В связи с этим необходимо убедиться, что они имеют юридическую силу и были доведены до соответствующего работника. Кроме того, следует иметь в виду, что правила движения - понятие более широкое, чем правила безопасности движения транспорта. Если последние не были нарушены, состав данного преступления отсутствует.

Под нарушением правил эксплуатации транспорта понимаются отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими ненадлежащих лиц, перегрузка пассажирами или имуществом и т. д. Правила эксплуатации также должны быть утверждены соответствующим ведомством и доведены до исполнителей.

Статья 263 уточняет круг субъектов рассматриваемого преступления. Ими могут быть только профессионалы, т. е. лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанные соблюдать указанные правила: машинист, кондуктор поезда; пилот, штурман самолета, авиационный диспетчер, бортмеханик; капитан корабля, его помошник, штурман и многие другие. Если лицо не занимает должность и не состоит на работе в государственном или частном предприятии, учреждении или организации, которая обязывала бы его к соблюдению указанных правил, оно не будет субъектом преступления по данной статье. Отсюда вытекает, что частные лица, в силу тех или иных причин управляющие транспортным средством (самовольные действия; управление собственным самолетом или судном), в случае причинения ущерба несут ответственность по другим статьям УК (по ст. 268 или статьям о преступлениях против личности или собственности). Данное преступление надлежит также разграничивать с должностными преступлениями, в основном - с халатностью, при которой должностное лицо не принимает необходимых мер к предотвращению вреда, но лично не нарушает правил безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Как видно из диспозиции статьи, состав преступления имеется в том случае, когда нарушение правил повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный ущерб, под которым следует понимать, например, разрушение или существенное повреждение транспортного средства, путей сообщения, различных сооружений, перевозимого груза, серьезную порчу окружающей среды и др. Если в результате нарушения наступила смерть человека, деяние квалифицируется по ч. 2, а в случае смерти двух или более лиц (что характерно для катастрофы) - по ч. 3. В отличие от редакции аналогичной статьи в прежнем УК, она не предусматривает ситуации, при которой нарушение правил безопасности не повлекло вредных последствий, но создало угрозу их наступления. Теперь в таком случае будет наступать административная или дисциплинарная ответственность. Если в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации потерпевшему причинены легкие телесные повреждения, ответственность может наступить в гражданском порядке.

Статья предусматривает вину в форме неосторожности по отношению к причиненным последствиям. Если эти последствия были причинены с прямым или косвенным умыслом, то речь может идти, в зависимости от обстоятельств, о диверсии, умышленном повреждении или уничтожении имущества, умышленном телесном повреждении или умышленном убийстве.

Объективная сторона рассматриваемого преступления включает: деяние (как действие, так и бездействие) в виде нарушения правил безопасности движения или эксплуатации одного из указанных видов транспорта; последствие, выражающееся в причинении тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и последствием.

Лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии виновный предвидит, что совершенное им нарушение правил может привести к причинению тяжкого вреда здоровью человека, но самонадеянно, без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение последствий. При небрежности лицо, нарушающее правила, не предвидит возможности наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть его.

Субъект специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации одного из указанных в ст. 263

УК видов транспорта, т.е. работник определенного вида транспорта, управляющий транспортным средством, или иной работ- ник, отвечающий за функционирование транспорта. К этим лицам относятся машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т.п.

­




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.