Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенция Президента РБ. Акты Президента




Порядок избрания Президента Республики Беларусь.

Место и роль президента РБ в системе гос-ных органов.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов, посредничество между органами государственной власти.

Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, он - Глава государства. Наделение Президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов. Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации.

Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (Президент - беспартийный), что способствует разрешению споров между ними.

Вместе с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни Президент председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу Президента.


 

Порядок выборов Президента Республики Беларусь регулируется Конституцией (ст. 81) и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В соответствии с Конституцией Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция Республики Беларусь определила и требования, которым должен соответствовать кандидат на должность Президента (ст. 80). Так, прежде всего он должен быть гражданином Республики Беларусь по рождению, минимальный возраст кандидата в Президенты – не моложе 35 лет, обладание избирательным правом, постоянное проживание в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Избирательный кодекс Республики Беларусь подробно определяет порядок проведения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, финансирования выборов, формирования и организации работы избирательных комиссий, составления списков избирателей, голосования, установления результатов голосования и подведения итогов выборов Президента Республики Беларусь и другие вопросы избирательной компании по выборам Президента.

Выдвигать кандидата на должность Президента имеют право граждане Республики Беларусь. Выдвижение осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. Члены инициативной группы должны собрать в поддержку кандидата в Президенты не менее 100 тысяч подписей избирателей. Для сбора подписей членам инициативной группы выдаются подписные листы.

Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее 70 дней со дня открытия вакансии.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательный кодекс Республики Беларусь предусматривает условия, на которых проводятся повторные выборы.

Президент вступает в должность после принесения присяги. Конституция (ст. 83) устанавливает следующий текст присяги: “Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности”.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.


 

Полномочия Президента Республики Беларусь можно разделить на определенные группы:

1) полномочия в сфере взаимоотношений с законодательной властью;

2) полномочия в сфере взаимоотношений с исполнительной властью;

3) полномочия в сфере взаимоотношений с судебной властью;

4) полномочия в области безопасности и обороны;

5) полномочия в области внешней политики и международных отношений;

6) иные полномочия.

1) Полномочия в сфере взаимодействия с законодательной властью.

1. Полномочие Президента назначать очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы. Президент вправе досрочно прекратить полномочия

Условиями, при которых Глава государства реализует свое право на роспуск палаты представителей, являются следующие:

1) при отказе в доверии Правительству.

2) при выражении вотума недоверия Правительству.

3) при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. \

2) Полномочия в сфере взаимоотношений с исполнитель­ной властью.

1. Президент с согла­сия Палаты представителей назначает Премьер-министра.

2. Конституция Беларуси предусматривает право Президента определять структуру Правит.

4. Президент имеет право председательствовать на засе­даниях Правительства

5. Президент имеет право отменять акты Правительства

3) Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.

1. Президент Республики Беларусь назначает 6 судей Конституционного Суда

2. Председатели и судьи высших судебных инстанций освобождаются от должности Президентом по основани­ям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Рес­публики.

4. Президент обладает правом на обращение в Консти­туционный Суд о проверке конституционности норматив­ных актов (ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

5. Президент обладает правом помилования (п. 19 ст 84 Конституции Республики Беларусь).

4) Полномочия в области безопасности и обороны.

1. Президент Республики Беларусь - Главнокомандую­щий Вооруженными Силами осуществляет общее руково­дство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь. Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей высшее коман­дование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания

Акты Президента Республики Беларусь

Для реализации своих полномочий Президент Респуб­лики Беларусь осуществляет нормотворческую деятельность, издает нормативные и ненормативные правовые акты - ука­зы, распоряжения и декреты, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, которые издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Не допускается делегирование полномочий Президен­ту на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение Конституции, ее толкование;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.