Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к выполнению




Примерные задания

Практические задания

Контрольная работа (не предусмотрена)

Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

Семинар. Тема 27. Международное сотрудничество в уголовном процессе

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

Устный опрос.

Цель: закрепление теоретических знаний по вопросам темы, осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Правовая основа взаимодействия судов, органов прокуратуры, следователей и органов дознания с компетентными органами иностранных государств.

2. Основные формы взаимодействия.

3. Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.

4. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве гражданином которого оно является.

 

Основная литература:

1. Башкатов Л.Н., Петрухин И.Л., Бородин С.В., Боровский М.В. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник // Под ред. И.Л. Петрухина, И.Б. Михайловской. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: «Проспект», 2010. Раздел 13. С. 641-675.

2. Булатов Б.Б., Баранов А.М. Уголовный процесс. Учебник 2-ое издание для бакалавров и специалистов. М.: «ЮРАЙТ», 2010. Раздел 6. Глава 40,41,42. С. 579-600.

Дополнительная литература:

1. Безлепкин Б.Т. Настольная книга судьи по уголовному процессу. М., 2009.

Темы докладов/рефератов:

1. Исполнение запросов об оказании правовой помощи.

2. Исполнение международных запросов о производстве следственных действий.

3. Основания для отказа в выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Задания для самостоятельной работы студентов

Изучение вопросов семинарского занятия, подготовка рефератов, докладов.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

Проверка рефератов, заслушивание докладов.

Устный опрос.

 

Оценка качества подготовки студентов включает себя текущую и промежуточную аттестацию. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Уголовный процесс» включает в себя: устный опрос по вопросам семинарского занятия, проверка решения практических заданий по пройденным темам, проверка и заслушивание тезисов рефератов и докладов, письменное тестирование.

2. Реферат/доклад

2.1. Примерные темы рефератов/докладов

1. Правоохранительная функция уголовного судопроизводства.

2. Уголовно-процессуальная форма и её социальная значимость

3. Развитие принципа состязательности в уголовно-процессуальном законодательстве России.

4. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности.

5. Основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

6. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.

7. Назначение (задачи) уголовного судопроизводства.

8. Процессуальное положения суда в уголовном судопроизводстве.

9. Процессуальный статус защитника в уголовном судопроизводстве.

10. Доказывание в уголовном судопроизводстве как специфическая разновидность процесса познания.

11. Понятие и значение доказательств по уголовным делам.

12. Использование в доказывании по уголовным делам результатов оперативно-розыскной деятельности.

13. Проблема истины в уголовном судопроизводстве.

14. Вещественные доказательства как вид доказательств.

15. Иные документы как вид доказательств.

16. Показания обвиняемого (подозреваемого) как вид доказательств.

17. Задержание подозреваемого.

18. Заключение под стражу как мера пресечения.

19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела.

20. Процессуальные положения следователя.

21. Гражданский иск в уголовном процессе.

22. Общие условия производства следственных действий.

23. Обыск, выемка: основания и порядок производства.

24. Допрос.

25. Осмотр и его виды.

26. Следственные действия, ограничивающие конституционные права граждан.

27. Проверка показаний на месте и следственный эксперимент.

28. Формы предварительного расследования.

29. Привлечение в качестве обвиняемого.

30. Приостановление и возобновление предварительного следствия.

31. Понятие и значение обвинительного заключения.

32. Основание и порядок проведения предварительного слушания.

33. Понятие и значение приговора.

34. Судебный контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых в стадии предварительного расследования.

35. Сравнительный анализ апелляционного и кассационного производства.

36. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

37. Досудебное соглашения о сотрудничестве: сущность и правовые последствия его заключения.

38. Особенности производства по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей.

39. Формы международного сотрудничества.

40. Выдача лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора.

2.2. Требования к выполнению реферата / доклада

Реферат /доклад представляют собой одну из разновидностей самостоятельной работы, состоят из письменного раскрытия ответа на теоретические вопросы по выбранной теме.

Подготовка реферата / доклада имеет целью углубление знаний студента по конкретным вопросам уголовного процесса, выработку навыков анализа теоретического и практического материала, обучение правильно, логично, последовательно и кратко излагать свои мысли в письменном виде.

Наряду с этим реферат / доклад является одним из способов проверки подготовленности будущего специалиста, позволяет осуществлять контроль за самостоятельной работой студента. При подготовке реферата / доклада студент должен показать умение работать с юридической литературой и законодательством, продемонстрировать способность анализировать не только законодательство, но и постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, приказов Генерального прокурора РФ по вопросам уголовного процесса, аргументировать сделанные выводы.

Подготовка реферата / доклада имеет следующие этапы:

- выбор темы, изучение законодательства и юридической литературы;

- составление плана реферата;

- сбор, анализ, обобщение материала по теоретическим вопросам;

- составление плана изложения доклада или тезисов реферата;

- оформление контрольной работы.

Теоретические вопросы темы реферата / доклада прежде всего изучается по хрестоматийным источникам (учебникам, учебным пособиям и пр.), а затем по иной правовой литературе. Обязательным является изучение действующего законодательства по соответствующему вопросу.

При оформлении реферата / доклада на титульном листе должна быть указана форма обучения, курс, группа, предмет, по которому она написана, номер варианта, фамилия, имя, отчество студента, выполнившего работу.

Работа должна быть пронумерована и подписана студентом Она должна содержать список литературы и изученного законодательства.

Если по ходу изложения цитировались различные работы следует сделать соответствующие сноски.

2.3 Критерии оценки реферата/доклада

Подготовленный реферат/ доклад оценивается по пятибалльной шкале по следующим критериям:

- соответствие содержания реферата/доклада выбранной теме;

- полнота раскрытия темы;

- использование действующего уголовно-процессуального законодательства;

- использование материалов следственно-судебной практики;

- качество оформления;

- изложение тезисов.

 

1. Защитник осужденного Д. подал кассационную жалобу на приговор суда. Д. просил защитника отозвать жалобу, так как приговор, по его мнению, является справедливым. Защитник отказался удовлетворить просьбу осужденного, считая себя самостоятельным участником процесса, имеющим право на собственное мнение по делу.

Вправе ли осужденный отозвать кассационную жалобу, поданную защитником?

2. Б. проник в квартиру К., намереваясь совершить кражу, но был застигнут хозяином и задержан вызванными работниками милиции. По возбужденному уголовному делу следователь признал К. потерпевшим. Б. обжаловал это решение, мотивируя свое несогласие с ним тем, что никакого ущерба К. он не причинил.

Какое решение может быть принято по этой жалобе?

3. Ф. привлечен в качестве обвиняемого по ст.121 ч. 2 УК РФ за то, что, болея венерической болезнью и зная о ней, вступал в половые контакты с женщинами, заразив несколько человек. В результате пострадавшими оказались: Н., замужняя, мать троих детей, несовершеннолетняя С. и студентка Т. Последняя, узнав о болезни, отравилась.

Следователь вынес постановление о признании потерпевшими – матери несовершеннолетней С. и матери студентки Т. Н. потерпевшей не признана в связи с ее аморальным (по мнению следователя) поведением.

Правильно ли поступил следователь? Кто в уголовном процессе может быть признан потерпевшими. Назовите права и обязанности потерпевшего, обвиняемого?

4. К. был задержан работниками милиции в магазине в тот момент, когда он вытащил из сумки Л. кошелек с деньгами. К. был доставлен в дежурную часть РОВД. Сотрудники, доставившие К., написали рапорт о случившемся, следователь вынес постановление о возбуждении уголовного дела по факту кражи.

Каково процессуальное положение К.? Какие права он имеет?

5. Ч., 16 лет, привлечен в качестве обвиняемого по ст.161 ч.2 УК РФ; в ходе допроса участвовал адвокат. После окончания этого следственного действия следователь приступил к допросу потерпевших. Узнав об этом, адвокат попросил разрешения на участие и в этих допросах. Следователь отказал ему, пояснив, что с протоколами допросов он ознакомится позднее.

Правильно ли поступил следователь? Назовите права и обязанности защитника.

6. Оперуполномоченный отдела по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) ехал на попутной машине; водитель автомашины был в нетрезвом состоянии и совершил аварию, в результате которой пассажиру причинен легкий вред здоровью. Пострадавший доставил водителя в РОВД и допросил в качестве подозреваемого. Проанализируйте действия оперуполномоченного.

7. Р. задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст.105 УК РФ. В процессе расследования вина его была доказана, и следователь вынес постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.2 п.а), д), е), н) УК РФ. Для участия в предъявлении обвинения приглашен адвокат, нанятый родственниками Р., который встречался с Р. и присутствовал при допросе его в качестве подозреваемого, однако Р. от его услуг отказался. Как должен поступить следователь?

8. С. привлечен к уголовной ответственности по ст.167 ч.1 УБ РФ. По окончании дознания ему бы разъяснено, что он имеет право на ознакомление всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника. С. заявил ходатайство о допуске в качестве защитника для ознакомления с материалами дела Д. председателя профсоюзного комитета предприятия, где он работал. Ходатайство было удовлетворено, и С. ознакомился с материалом дела вместе с Д. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Д., инженер по профессии, ранее работал на испытательном полигоне и принимал участие в осмотре места происшествия по данному делу в качестве специалиста.

Каково значение данного факта по уголовному делу? Каково правовое положение специалиста в уголовном процессе? Чем он отличается от эксперта?

9. Н. причинил тяжкий вред здоровью А. Суд, рассматривавший дело по существу, на основании ст.64 УК РФ определил ему условную меру наказания. А. обжаловал приговор за мягкостью наказания. При рассмотрении дела в кассационной инстанции выяснилось, что в деле отсутствует постановление о признании А. потерпевшим.

Оцените значение данного факта.

10. Н. привлечен к уголовной ответственности по ст.162 УК РФ. В процессе расследования он обратился к следователю с ходатайством об изменении меры пресечения на более мягкую, но ему было отказано в этом. Н. после этого заявил отвод следователю в связи с предвзятым к нему отношением со стороны следователя.

Кем и в каком порядке должен быть рассмотренэтот отвод? Кому еще в уголовном процессе может быть заявлен отвод? Каков порядок его разрешения?

11. Следователь предъявил обвинение Н. в совершении преступления, предусмотренного ст.168 ч.1 УК РФ, и отобрал у него обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене местожительства. Руководитель следственного органа дал указание избрать в качестве меры пресечения подписку о невыезде.

Каковы должны быть действия следователя в подобной ситуации?

12. По уголовному делу о террористическом акте ночью без судебного решения был произведен неотложный обыск в квартире у К., который был задержан непосредственно после взрыва в жилом доме и подозревался в организации этого взрыва. В результате обыска была обнаружена взрывчатка.

Была ли нарушена неприкосновенность жилища в данном случае?

Какие процессуальные решения должен принять следователь после того как в результате обыска была обнаружена взрывчатка?

13. Д. совершил преступление, предусмотренное ст. 113 УК РФ. После предъявления обвинения в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении. Однако он на другой день, не поставив в известность следователя, выехал в другой город, откуда был доставлен приводом. Следователь после этого отобрал у него обязательство о явке.

Правильно ли решение следователя?

14. При расследовании уголовного дела по обвинению Петрова в совершении наемного убийства были получены оперативные данные о том, что Петров действовал по заказу Филиппова, который нанял его для совершения наемного убийства и снабдил огнестрельным оружием.

Можно ли на основе информации полученной оперативным путем предъявить обвинение Филиппову и арестовать его?

15. На корабле, идущем под флагом Российской Федерации у берегов Африки в территориальных водах Берега Слоновой Кости членом команды Петровым были причинены тяжкие телесные повреждения боцману Сидорову.

Кто и в каком порядке должен возбудить уголовное дело?

Нормы как законодательства применяются при производстве по данному уголовному ого делу?

16. В Петербурге оперативными службами ФСБ был задержан чиновник посольства Англии, обладающий дипломатической неприкосновенностью, при реализации большой партии наркотиков.

Какой порядок привлечения его к уголовной ответственности?

Возможно ли задержание этого чиновника в порядке ст. 91 УПК РФ?

Что явится основанием для применения этой меры процессуального принуждения?

17. Еще до возбуждения уголовного дела в средствах массовой информации настойчиво проводилась компания по дискредитации одного из руководителей государства, который обвинялся в незаконной приватизации государственного имущества.

После того как уголовное дело было возбуждено, в средствах массовой информации продолжались публикации, в которых это лицо называлось преступником, обсуждались детали совершенного им преступления.

Каким образом эти публикации согласовываются с презумпцией невиновности, провозглашенной в Конституции РФ и уголовно-процессуальном кодексе? Каково содержание презумпции невиновности как принципа уголовного процесса? В чем гарантии реализации этого принципа?

18. Совершено преступление против интересов службы в коммерческой организации, которым причинен вред интересам этого юридического лица.

Кто, в каком порядке и при каких условиях может возбудить уголовное дело в этом случае?

19. По уголовному делу в порядке ст. 91 УПК РФ был задержан несовершеннолетний Новицкий. Он обвинялся в совершении нескольких квартирных краж в группе со взрослыми.

От предложенного ему следователем защитника Бэлзы Новицкий отказался, заявив, что хочет, чтобы его интересы защищал адвокат Кучерена. Следователь позвонил Кучерене, но тот не смог удовлетворить просьбу Новицкого в связи с тем, что был занят в судебном заседании по другому уголовному делу.

Как должен поступит следователь в данном случае?

20. В производстве следователя Мишулина находилось уголовное дело об отмывании денег. Понимая, что по делу необходимо назначение экономической экспертизы и затрудняясь правильно сформулировать вопросы эксперту, следователь пригласил специалиста в области экономики и предложил ему сформулировать вопросы перед экспертом.

После изучения материалов уголовного дела специалист посоветовал следователю поставить перед экспертом определенные вопросы и представить конкретные материалы для производства экспертизы.

Какими процессуальными документами должно быть оформлено участие специалиста по этому делу? Является ли его консультация источником доказательств по делу? Может ли эксперт после назначения экспертизы по делу возражать против поставленных перед ним специалистом вопросов?

Студенты, изучающие уголовный процесс, для решения практических задач должны в первую очередь уметь ориентироваться в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации 2001 года и других законодательных актах, перечень которых дается в списке литературы. Студенты должны не только знать эти законы, но и уметь применять их на практике.

Для этого студент должен располагать уголовно-процессуальным кодексом РФ соответствующего издания с учетом принятых на момент решения практических задач изменений. Можно пользоваться комментариями к УПК РФ, отдавая при этом предпочтение комментарию к УПК РФ под редакцией председателя Верховного суда РФ или Генерального прокурора РФ, в котором сосредоточены помимо прочего материалы судебной практики и практики следственной и прокурорской деятельности в области уголовного процесса.

Решение практических задач может осуществляться в письменной форме в ходе самостоятельной подготовки, либо в устной или письменной форме во время проведения семинарского занятия по усмотрению преподавателя.

При этом решение предложенных преподавателем задач должно быть аргументированным, опираться на действующий уголовно-процессуальный закон. Если по ходу задачи необходимо принять процессуальное решение – должен быть составлен процессуальный документ (постановление, определение и т.д.), в котором излагается это решение, если следует произвести следственное или судебное действие – необходимо составить протокол этого следственного или судебного действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.