Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биржевой товарный рынок




ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И РЫНОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

Рынок товаров (работ, услуг) – сфера обращения товаров, определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории или за ее пределами.

В качестве важнейшего объекта рыночной экономики выступает товар – продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи или обмена. Он обладает двумя свойствами: 1) удовлетворять потребность людей (это потребительная стоимость); 2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость).

Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели:

– продуктовые (товарные) границы товарного рынка – группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

– географические (территориальные) границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;

– структура рынка – совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

– барьеры входа на рынок – обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;

– рыночный потенциал хозяйствующего субъекта – экономическая (рыночная) власть предприятия.

Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Из всей совокупности предпринимательских договоров особое значение для предпринимателя имеют договоры на реализацию (приобретение) продукции (товаров). Существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников; на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.

Распространенной в торговле, особенно машинами и оборудованием, является такая форма реализации продукции, как финансовая аренда – лизинг. В лизинговых операциях, как правило, присутствуют три стороны: производитель (поставщик машин и оборудования), финансирующая сделку организация (арендодатель-лизингодатель) и тот, кто использует в своих интересах арендованное имущество (арендатор-лизингополучатель).

Одним из привлекательных способов реализации товаров являются аукционы. Аукцион – это способ продажи товаров с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену. Аукционы, как правило, организуются специально на то уполномоченной организацией либо самим продавцом. Если аукцион проводится через организацию, то она в данном случае выступает в качестве комиссионера.

Одной из форм реализации продукции и товаров являются ярмарки – ежегодные рынки, которые представляют собой периодически, как правило, ежегодно, организуемые в установленном месте торги. На ярмарках торгуют как наличным товаром, так и по образцам товаров.

Товарные биржи – неотъемлемый элемент рыночной экономики, и уже самим этим фактом обусловлен интерес предпринимателя к товарной бирже. Будучи организованным оптовым рынком, товарная биржа для предпринимателя является тем местом, где он может реализовать свой товар, получив тем самым общественное признание своей деятельности, и достигнув основной цели предпринимательства – получения прибыли, здесь же может приобрести нужные ему продукцию и товары.

Взаимоотношения предпринимателя и товарной биржи представляют собой довольно сложный экономико-правовой механизм, вытекающий из роли и места товарной биржи, ее правового статуса, а также правового статуса предпринимателя в рыночной экономике. Эти взаимоотношения, будучи урегулированными правовыми нормами, получают форму юридических отношений. Устанавливая правовой режим создания, организации и функционирования товарных бирж, государство обеспечивает наиболее оптимальные условия для предпринимательской деятельности.

Основными формами взаимодействия и сотрудничества предпринимателя и товарной биржи являются:

– участие предпринимателя в учреждении товарной биржи, в одной из ее организационно-правовых форм, предусмотренных действующим законодательством, со всеми вытекающими отсюда последствиями в области прав и обязанностей;

– членство предпринимателя на товарной бирже;

– владение предпринимателем брокерским местом на товарной бирже;

– аренда брокерского места;

– выступление предпринимателя в качестве клиента брокерской конторы или свободного брокера. При этом брокеру поручается на постоянной или временной основе реализовывать через биржу товары предпринимателя и приобретать на бирже нужные ему товары.

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Следует выделить несколько ключевых моментов, характеризующих современную товарную биржу в нашей стране.

Во-первых, биржа – организация с правами юридического лица. Для того чтобы выполнять возложенные на нее функции, биржа сама должна обладать необходимым правовым статусом, что и закреплено в законе.

Во-вторых, товарная биржа – организация, основной целью, назначением и предметом деятельности которой является формирование оптового рынка. Данное предназначение биржа осуществляет двумя путями: во-первых, организацией биржевой торговли и, во-вторых, регулированием этой деятельности. Неотделимыми (характерными) признаками биржевой торговли являются: осуществление ее в форме гласных публичных торгов; проведение этих торгов в заранее определенных месте и времени; биржевая торговля по установленным самой биржей правилам; проведение торгов только в отношении товара, признаваемого биржевым (ст. 6 Закона).

Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

52. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: МЕСТО В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ

Рыночная экономика, являясь сложной иерархической структурой, состоит из множества взаимосвязанных элементов, в совокупности представляющих механизм функционирования экономики.

Рынок ценных бумаг – один из видов рынка, призванный, с одной стороны, способствовать развитию так называемых первичных рынков (товарного рынка, рынка работ, рынка услуг и т. д.), а с другой – решать собственные задачи, способствовать реализации функций, направленных на обеспечение процесса инвестиций в производство и сферу услуг, получение прибыли от операций на рынке и т. д.

Рынок ценных бумаг призван обеспечивать бесперебойное финансирование первичных рынков – товарного, рынка услуг и других путем предоставления возможностей по получению участниками рынка необходимых финансовых ресурсов для развития производственно-хозяйственной деятельности.

Рынок капиталов, в свою очередь, состоит из фондового и кредитного рынка. На фондовом рынке обращаются лишь эмиссионные (инвестиционные) ценные бумаги, отвечающие требованиям, установленным в Законе о рынке ценных бумаг.

Значительная часть ценных бумаг относится не к фондовому, а к денежному и товарному рынкам. Так, к ценным бумагам товарного рынка относятся коносаменты, товарные векселя и варранты, а к ценным бумагам денежного рынка – чеки, аккредитивы и другие ценные бумаги, связанные с обращением денежных средств на рынке.

Необходимо учитывать, что в условиях развития современного рынка все большую роль играют так называемые производные инструменты (деривативы) финансового, денежного и товарного рынков, которые с точки зрения законодательства не являются ценными бумагами, но значение которых постоянно возрастает.

Рынок ценных бумаг обладает функциями, свойственными в целом рыночной экономике. К их числу можно отнести общие функции, связанные с обеспечением конкуренции на первичных рынках и повышением эффективности их функционирования, обеспечением стабильности функционирования рыночной экономики, определением спроса, предложения и цены на соответствующие товары рынка, а также информационную и другие функции.

Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность отношений между его участниками (субъектами) по поводу объектов рынка.

Представляется, что в рамках курса предпринимательского права основное внимание должно быть уделено предпринимательской деятельности субъектов рынка ценных бумаг, прежде всего деятельности его профессиональных участников. Исследование же предметов (объектов) рынка ценных бумаг, бесспорно, является важной задачей, в том числе и права, однако необходимо учитывать, что ценные бумаги являются объектами гражданского права и их изучение – предмет курса гражданского права.

Не только рыночная экономика в целом, но и рынок ценных бумаг состоит из отдельных, хотя и взаимосвязанных элементов, представляющих различные его виды.

Виды рынка ценных бумаг выделяются на основе тех или иных классифицирующих признаков. Так, в зависимости от того, что является предметом отношений между участниками рынка, выделяют рынок акций, рынок облигаций, в том числе государственных, рынок производных финансовых инструментов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.