Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равенство прав человека




Нормативные правовые акты

Конституция РФ. Ст. 20, 24, 25, 29, 36, 39, 41, 47, 50.

О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия : Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. // Гос-во и право. № 4. 1996.

Литература

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России : учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. М., 1997.

Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник / В. Г. Стрекозов, Ю. Д. Казанчев. М., 1997.

Стремоухов А. В. Правовая защита человека / А. В. Стремоухов. М., 2006. С. 129–144.

Эбзеев Б. С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) / Б. С. Эбзеев // Правоведение. 1996. № 1. С. 8–12.

Глава 10. Равенство, равноценность и всеобщность прав человека

Определение равенства прав человека.Среди свойств прав человека важное место принадлежит равенству прав. Оно представляет собой всеобщую форму выражения юридического равновесия прав. Все иные свойства прав не будут достаточными условиями демократизма государства и общества, если наряду с ними не будет конституционно провозглашено равенство прав всех перед законом и судом.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 6; ст. 7; ч. 2 ст. 8; ч. 3 ст. 13; ч. 2 ст. 14; ч. 2 ст. 19; ч. 2, 3 ст. 62) рассматривает равенство как основополагающее свойство прав человека.

Обоснованию равенства как свойства прав человека во все времена уделялось огромное внимание. Идея равенства прав всех людей перед законом, а точнее, прецедент его вполне определенного законодательного выражения имел место еще в условиях феодализма, а именно — в Великой хартии вольностей 1215 г. В ст. 39 этого документа было закреплено положение о том, что ни один свободный человек не может быть арестован или заключен в тюрьму иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны[438].

Свойство равенства прав человека провозглашено также и французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Важнейшим международно-правовым актом, закрепляющим равенство прав, является Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 26 которого провозглашает: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона».

Праву известны два сходных понятия: «равенство» и «равноправие»[439] или, как записано в Конституции РФ, — «равенство прав и свобод». Их следует различать. М. В. Баглай, например, считает, что первое означает одинаковое юридическое положение индивидов перед законом, то есть совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц, а второе — совпадение объема только прав[440]. Однако такую точку зрения на толкование указанных терминов разделяют не все ученые. Под «равенством» многие понимают социальное, фактическое равенство людей, а под «равенством прав» или «равноправием» понимают формально-юридическое равенство. Право правового государства обеспечивает только юридическое, то есть формальное, равенство между людьми.



Фактическое равенство. В некоторых демократических странах конституции закрепляют социальное равенство, которое призвано смягчить фактическое неравенство между людьми путем перераспределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в Конституции РФ эта цель не закреплена, можно только предположить, что она входит в понятие социального государства.

Существующее социальное неравенство оказывает огромное влияние на равноправие людей. Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное (фактическое) равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо.

Например, один из самых богатых людей планеты Б. Гейтс (его состояние в 1999 г. превысило 100 млрд долларов США, а его компьютерная компания «Майкрософт» впервые в истории оценивается в 500 млрд долларов) имеет неизмеримо большие возможности использовать для себя конституционные (и вытекающие из конституции) права, чем инвалиды, пенсионеры или «трудящиеся», об особой защите прав которых говорится в некоторых новейших законах. Даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав для всех быть не может. Но в пределах каждой группы лиц права должны быть одинаковы для всех ее членов[441].

Равенство прав может быть осуществлено в условиях социального неравенства до определенного предела. Только один пример: при освобождении обвиняемого под залог, что практикуется во многих государствах, в том числе и в России, богатый выходит на свободу, а бедный, который не в состоянии внести залог, остается в тюрьме.

И тем не менее коммунистическая идея фактического уравнения людей по сути своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопический и противоестественный характер. Она неизбежно становится знаменем массового насилия и в то же время ведет людей к уравнению в нищете. Основной порок уравниловки как регулятивного принципа происходит от замены объективной экономической заинтересованности людей в труде его принудительностью. Цель и суть уравниловки — всеобщая нивелировка, игнорирующая все различия, которые присущи людям и вообще реальной жизни.

Формально-юридическое равенство прав человека. В контексте Конституции РФ, российских и международных правовых актов оно выступает трояко: 1) как социальное свойство личности; 2) как собственно право человека и 3) как юридическое свойство всех прав человека, означающее их равнозначность относительно друг друга.

В настоящей работе акцент делается на формальном равенстве прав как их юридической равнозначности в правоотношениях любых субъектов. Под равенством прав (равноправием) автор понимает такое свойство права человека, которое сводится к тому, что, принадлежа какому-то человеку, оно в такой же мере (по силе, содержанию) принадлежит и другим индивидам независимо от каких-либо дискриминационных условий.

Равенство прав не порождает каких-либо конкретных субъективных прав для людей. Оно представляет собой, скорее, правило, обращенное к государству, которое должно противодействовать любой дискриминации человека со стороны своих органов. Но даже в этом своем значении равенство весьма важно для определения правового статуса человека и гражданина, его взаимоотношений с государственной властью.

Отдельные ученые (М. Н. Козюк) полагают, что в современных правовых системах правовое равенство структурно выступает в виде совокупности трех основных элементов (уровней): формально-юридического равенства («равенство в законе»), равноправия («равенства перед законом»), равной защиты законом. Однако указанные элементы не получили еще четкого выражения в юридической науке. Все они отражают только формально-юридическое равенство человека перед законом и дополняют друг друга.

Гораздо предпочтительней выглядит структура равенства прав человека, которая закреплена в Конституции РФ. Статья 19 Основного закона исчерпывающе раскрывает содержание этого свойства, выделяя три его стороны: 1) равенство прав всех перед законом и судом; 2) гарантированность равенства прав всех людей вне зависимости от каких-либо дискриминационных признаков; 3) равноправие мужчины и женщины.

1) Равенство прав всех перед законом и судом.Часть 1 ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что «все равны перед законом и судом». Следовательно, не должны приниматься законы, которые, определяя права и обязанности, подходили бы к различным людям или группам населения с различной меркой. Смысл формального равенства состоит в предоставлении всем равных стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свободы человека регулировать эти человеческие качества. Попытка привести их к средней величине неминуемо ведет к торможению общественной активности людей и утрате энергии самых сильных личностей. Конструкция ч. 1 ст. 19 Конституции РФ имплементирует нормы ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека.

Первая из них гласит, что «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». Из смысла данной статьи следует, что осуществление защиты в соответствии с законом может представляться гражданам как в судебном порядке, так и в иной, в том числе административной форме. Но поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом защиты прав человека, ст. 8 Всеобщей декларации это обстоятельство выделяет особо: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами…» Приведенное положение полностью трансформировано ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и существенно дополняет положения ч. 1 ст. 19.

Следовательно, равенство как свойство прав в смысле ч. 1 ст. 19 Конституции РФ включает несколько признаков, среди которых:

— обязательность предписаний закона для всех адресатов;

— доступность суда в равной мере для всех людей;

— при рассмотрении дела суд руководствуется только законом без учета не предусмотренных законом особенностей человека, обратившегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия (например, недееспособность, гражданство, возраст, должность и т. п.);

— какие-то изъятия прав могут быть установлены только законом, если конституция допускает это;

— все должны нести равную ответственность перед судом.

2) Гарантированность равенства прав всех людей вне зависимости от каких-либо дискриминационных признаков (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гарантиями равенства в смысле ч. 2 ст. 19 необходимо считать следующие.

Во-первых. Признание основных прав за всеми людьми в равной мере, недопустимость оказания привилегий (льгот) в осуществлении прав одному человеку в сравнении с другим. Льготы отдельным категориям людей закрепляются только законом. Одна из таких льгот закреплена ч. 3 ст. 40 Конституции РФ: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать привилегий. Цель правовых преимуществ — создать фактически равные возможности развития неравных по своим естественным данным людей и тем самым, по возможности, уравнять пока еще неодинаковыеих жизненные условия, сгладить существующее фактическое неравенство.

Во-вторых. Запрет дискриминации в пользовании правами по каким-либо основаниям, которые зависят от естественных особенностей человека и его социального статуса. Дискриминация — это попрание или ограничение прав человека по признакам социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, пола, возраста, религии, цвета кожи, политических и иных убеждений, имущественного или иного положения.

Всеобщая декларация прав человека (ст. 2), Международные пакты о правах человека (ст. 2) и другие международно-правовые документы запрещают дискриминацию по всем признакам.

В ст. 19 Конституции РФ содержится перечень наиболее распространенных факторов и свойств, наличие которых у человека не должно служить основанием для ущемления его прав и свобод. Понятно, что такой перечень никак не может быть исчерпывающим[442]. Наиболее распространенные основания дискриминации человека прямо названы в ст. 19 Конституции: это пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

Формы дискриминации. Наиболее опасной формой является расовая дискриминация. Еще совсем недавно существовали человеконенавистнические режимы. К примеру, в фашистской Германии существовало неравенство в правах так называемых лиц арийской расы и других граждан (особому притеснению и даже массовому истреблению подвергались евреи), в ЮАР до принятия в 1994 г. временной конституции существовал апартеид, коренные африканцы не имели прав граждан. Одной из форм является языковая дискриминация. Она существует в ряде стран Прибалтики и СНГ и направлена против русскоязычного населения. Обязательный государственный язык (например, английский, французский), на котором публикуются законы в некоторых странах Африки, — форма национальной дискриминации для той части населения, которая говорит только на племенных языках и не знает языка прежней метрополии.

Формой дискриминации являются резервации для коренного населения в Канаде, Колумбии, США, Австралии, Новой Зеландии. Резервации ограничивают свободу племен, закрепляя их на определенных землях, хотя отдельные члены племени могут покинуть резервацию в любое время.

В некоторых странах форма дискриминации на бытовом уровне — сегрегация — это разделение граждан различных рас и национальностей в местах их проживания и учреждениях общественного пользования. Ей подвергаются цыгане, во многих государствах — выходцы из стран Азии и Африки.

Дискриминация по религиозному признаку. Несмотря на международно-правовое признание, свобода вероисповедания сталкивается с грубыми нарушениями в ряде стран. К организованному насилию против иноверцев прибегает исламский фундаментализм, утвердившийся на государственной основе в Иране, Афганистане; террористические акции проводят фундаменталисты в Ираке и других странах. Существовавшая на практике дискриминация ирландцев-католиков в Северной Ирландии со стороны британцев-протестантов наряду с другими факторами привела к длительной гражданской войне, гибели многих людей.

В отдельных многонациональных государствах имеет место дискриминация национальных меньшинств. При этом национальная и религиозная формы дискриминации наслаиваются на социальное неравенство, что усугубляет конфликты.

Не перестала быть актуальной дискриминация в связи с происхождением[443]. Она означает лишение кого бы то ни было каких-либо прав и свобод в связи с тем, что данное лицо не относится по рождению к «самому передовому классу». Запрет такой дискриминации означает, что все классы и социальные группы по своей роли в обществе находятся в равном положении и не может быть речи о социальном превосходстве или, наоборот, социальной униженности какого-либо лица. Также актуален и запрет дискриминации за убеждения. Этот запрет защищает свободу мнений каждого человека и исключает официальное деление этих мнений на «правильные» и «вредные».

3) Равноправие женщины и мужчины.Несмотря на то, что в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ признак пола упоминается в числе обстоятельств, гарантирующих равенство прав и свобод человека, вопрос о равноправии полов выделен в ч. 3 ст. 19 сугубо: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Включение этой нормы в Конституцию РФ вызвано необходимостью имплементации требования ст. 2 Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»[444], которая обязывает государства-участники «включать принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции». Равноправие мужчин и женщин предполагает юридические условия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье.

Борьба за равноправие женщины и мужчины — это более чем вековая история. Но до сих пор проблема выравнивания прав по признаку пола далека от разрешения как в мировом масштабе, так и в России.

Для установления фактического равноправия женщины и мужчины многое сделала советская власть. Уже в первые годы декретами советского государства были аннулированы все прежние законы, которые закрепляли неравноправное положение женщины. Бывший СССР ратифицировал Конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Работа по укреплению равенства прав женщины и мужчины продолжается и в постсоветской России. Она осуществляется по двум направлениям: 1) совершенствование общих гарантий равноправия и 2) развитие специальных гарантий равноправия женщин.

К числу общих гарантий эффективной реализации равных прав женщин в настоящее время относится предоставление женщине равных с мужчиной возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в равном вознаграждении за него и продвижении по работе, а также в общественно-политической и культурной деятельности. По этому вопросу 30 июня 1996 г. Президент РФ принял специальный Указ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[445]. В нем констатировалось, «что количество женщин на высших и главных должностях в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не соответствует их роли в обществе, хотя участие женщин в принятии общественных государственных решений способствовало бы повышению качества этих решений и эффективности их исполнения». В связи с этим несоответствием Президент РФ предложил рассмотреть вопрос о возможности введения квоты для замещения должностей федеральной государственной службы женщинами.

Впрочем, ни в одной стране нет соответствия представительства женщин в органах государства их численности. Лишь в некоторых скандинавских странах существуют законы, согласно которым число женщин и мужчин в правительстве должно быть равным. В Норвегии есть закон, согласно которому ни один пол не может занимать более 60 % мест в Стортинге. Однако против таких мер в этих странах есть и возражения: заявляют, что они стесняют свободу выбора. В Аргентине, Филиппинах, Ирландии, Исландии, Латвии, Финляндии и Шри-Ланка в последние десятилетия избирались или в настоящее время являются президентами женщины. В Великобритании, Нидерландах, некоторых других странах есть женщины-монархи. Женщины занимают или до недавнего времени занимали пост премьер-министра в Норвегии, Пакистане, Турции и др.

Ко второму направлению развития гарантий равноправия необходимо отнести специальные меры по охране труда и здоровья женщин, заботе о благополучии семьи, материнстве и детстве: создание условий, позволяющих сочетать труд с материнством; установление специальных мер правовой защиты, материальной поддержки материнства и детства; постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих маленьких детей.

За последние годы по обеспечению материального равноправия женщин в России в русле Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики»[446] принято немало важных законов.

И тем не менее, хотя равноправие женщины с мужчиной возведено в ранг высокой политики, до его осуществления еще очень далеко[447]. Равенство прав женщин подрывается на каждом шагу. Прежде всего это касается права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). В то время, когда все еще велика безработица, в первую очередь лишаются работы женщины. А сколько их бесправных в адских условиях работает на нынешних «ларечников» и иного рода «хозяев»? Государство, по сути дела, стоит в стороне и спокойно наблюдает за этим беззаконием и бесправием. Не случаен поэтому тот факт, что в России существенно так и не растет рождаемость, не решена проблема обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях, выплачиваемые пособия на детей, хотя время от времени и возрастают, но тем не менее не покрывают семейных затрат.





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.136.26
Генерация страницы за: 0.085 сек.