Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты. Классификация прав и свобод человека




Классификация прав и свобод человека

Определение классификации прав человека. Единство и внутренняя согласованность системы прав и свобод человека вовсе не исключает их группировки по классам по одному или нескольким основаниям.

Классификация имеет теоретическое значение первостепенной важности. Цель всякой научной классификации прав человека — раскрыть их общественную значимость, выделить тот или иной коренной их признак, более глубоко изучить и проникнуть в их содержание. Классификация служит для упорядочения определенной суммы знаний о правах человека в целом и о каждом праве в отдельности, которыми человечество располагает в настоящий момент. Трудности классификации прав человека обусловлены неоднородностью их конкретного содержания, рассредоточением по разным статьям Конституции РФ.

Попытки построения классификации, как правило, являются предпосылкой возникновения общенаучных теорий, которые соединяют в себе практические знания и теоретическое мышление субъекта. Указывая на эту особенность классификаций, Ф. Энгельс писал: «Эмпирическое естествознание накопило такую необъятную массу положительного материала, что в каждой отдельной области исследования стала прямо-таки неустранимой необходимость упорядочить этот материал систематически и сообразно его внутренней связи»[464].

На практическую важность классификации прав для их глубокого исследования указывали многие зарубежные и отечественные авторы. За рубежом проблемой классификации прав человека весьма плодотворно занимались такие ученые, как А. Мелдон, М. Кренстон, А. Милн, Л. Штраус, Д. Рафаэл, Дж. Роулс, Д. Ш. Маршалл, И. Элстер и др. В отечественной литературе ей посвятили свои труды Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Ю. А. Дмитриев, А. А. Златопольский, В. Д. Зорькин, В. Т. Кабышев, Е. А. Лукашева, Ф. М. Рудинский, Б. Н. Топорнин, В. М. Чхиквадзе, Б. С. Эбзеев и др. Несмотря на это, еще не найдена такая классификация, которая в полной мере удовлетворяла бы всех исследователей данного института. Вот почему в последнее время проблемам классификации прав человека уделяется большое внимание.

Как известно, классификация (от лат. classis — разряд и facere — делить) — особый случай применения логической операции деления объема понятия на классы, виды, группы и так далее в соответствии с каким-то признаком[465]. В формальной логике классификация определяется как распределение предметов по классам согласно сходству между ними[466].

Чтобы смоделировать структуру системы прав человека, то есть выявить классы и виды прав, необходимо определить критерии (признаки, основания деления) их классификации[467].В связи с этим встает несколько вопросов. Что такое критерий классификации? Какие и сколько критериев (признаков) классификации прав следует считать существенными? Другими словами, по каким основаниям следует распределять права человека на отдельные классы (группы)?

Исчерпывающие ответы на эти вопросы юридическая наука пока не дала. Элементы системы прав человека и гражданина, в том числе классы прав в общей теории права, в конституционном праве, к сожалению, на монографическом уровне никем не выделялись и не изучались. Этот факт объясняется невероятным разнообразием прав человека и субъектов этих прав, а также большим числом оснований (критериев) деления прав как целого на части.

Критерии классификации прав человека. Отвечая на первый вопрос, следует сказать, что в научной и справочной литературе критерий определяется как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных; признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки[468]. Поэтому число критериев не может быть произвольным. Автор считает, что здесь надо учитывать два основных условия:

1) критерий, выдвигаемый в качестве основания классификации, должен выражать наиболее характерную, существенную черту круга прав человека;

2) критерий должен обладать способностью выступать в качестве основания классификации. Ведь далеко не все признаки прав могут быть положены в основу классификации. Например, такие признаки, как язык человека или его раса, не могут быть критериями деления прав, поскольку в соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует равенство прав человека независимо от языка и расы (ч. 2 ст. 19).

При разрешении проблемы классификации прав на передний план неизбежно выдвигаются те существенные критерии (признаки, основания), которые характеризуют их как класс (род, группу). Какие же критерии могут служить основанием классификации прав человека по классам (родам)[469].

Науке известно большое число классификационных критериев, которые позволяют раскрыть все множество прав человека. Одни из них широко используются в теории и правоприменительной практике, другие применяются лишь в официальной деятельности, третьи известны лишь научному поиску[470]. Однако, как справедливо заметил И. В. Ростовщиков, нерезонно с практической точки зрения классифицировать права и свободы без теоретически обоснованных критериев[471].

Анализ литературы по теории прав человека показывает, что в зависимости от цели классификации и от личных научных пристрастий авторов структура системы прав человека моделируется как совокупность, делящаяся на классы по критериям (основаниям), которые избрал и обосновал ученый — автор классификации.

Юридическая наука знает несколько таких критериев (оснований).

1.Источник происхождения прав человека. В настоящее время правовая наука выделяет два важнейших и крупнейших источника: 1) сама природа или факт рождения человека (это положение обосновывают сторонники естественного права) и 2) законы государства (так утверждают апологеты позитивного права). В зависимости от названных источников происхождения права человека делят на 1) естественные и 2) позитивные.

Естественно-правовая концепция во многом основана на идее отрицания роли государства как дарителя прав человека. Она обосновывает внегосударственное происхождение естественных прав человека и утверждает, что они существуют независимо от государственного признания.

Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может.

Юридический позитивизм, напротив, отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Источник прав человека сводится исключительно к законодательству. Свои права, считают позитивисты, каждый человек обретает в силу установлений государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

2. Исторический этап провозглашения. Исходя из этапов провозглашения, права человека подразделяют на три поколения[472]. Концепция «трех поколений» получила распространение в середине 1970-х гг. В ее основе — временной критерий, который позволил человечеству и позволяет до сих пор актуализировать многие права человека как ценности, ранее не осознававшиеся людьми.

Первое поколение включает провозглашенные ранними буржуазными революциями прирожденные (естественные, личные) и политические права[473]. Они были подготовлены естественно-правовой доктриной, возникшей во времена античности и развитой последующими поколениями мыслителей. На правовом уровне они впервые были закреплены в Декларации прав Вирджинии 12 июня 1776 г. Это — право на жизнь, на равенство перед законом и судом, право на свободу от произвольного ареста, право на свободу мысли, совести и религии и др. Эти права довольно долго назывались «негативными», то есть выражающими независимость человека в определенных действиях от власти государства, обозначающими пределы его невмешательства в область природно-суверенного самовыражения личности и назывались — «права свободы».

Международный пакт о гражданских иполитических правах и сегодня оперирует конструкцией «право на свободу»: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), право на свободу мысли, совести и религии (ст.18), право на свободу ассоциации (ст. 22).

Второе поколение прав человека возникло в конце XIX — начале XX в. как результат резкой поляризации буржуазного общества и остро вставшей необходимости смягчить противоречия между богатыми и бедными, властью и индивидом.

Общепризнанным является тот факт, что второе поколение прав человека возникло на основе социалистических учений. Выступления трудящихся, акции протеста приобрели социалистическую направленность, выдвигались требования расширения социальных прав человека. Это вынудило правительства западных стран принимать правовые и экономические меры, улучшающие социально-экономическое положение населения. Таким образом, появление и развитие экономических, социальных и культурных прав во многом обязано социалистическим идеям. Они — следствие борьбы угнетенных за улучшение своего уровня жизни. Если учесть еще и тот факт, что социально-экономические права наиболее последовательно отразили в себе присущие российскому обществу коллективистские начала, то можно считать, что именно Россия может рассматриваться родиной социально-экономических прав[474].

Эти права стали называть «позитивными», потому что для их реализации требовалась позитивная, созидательная деятельность государства.

Первыми конституциями, в которых закреплялись экономические, социальные и культурные права, были Конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г., Веймарская Конституция Германии 1919 г., Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Испанской Республики 1931 г., Конституция СССР 1936 г. С принятием этих и других конституционных актов произошел переход от этапа либерализации прав к эпохе их социализации, от единого феномена прав к их многополярности. Процесс окончательного признания и утверждения экономических, социальных и культурных прав как прав второго поколения произошел с принятием Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в декабре 1966 г.

Третье поколение прав возникает после Второй мировой войны в период освобождения многих стран от колониальной зависимости, интернационализации и глобализации гуманитарных, экологических проблем. Права третьего поколения называют по-разному (права солидарности, права народа, права нации, права национальных меньшинств, права общности, ассоциации), но суть их одна — это коллективные права[475], которые существуют наряду с правами человека (индивидуальными правами).

Первым глобальным универсальным международно-правовым актом, который содержал основы прав народов, был Устав ООН. В него было включено такое «коллективное» право, как право народов на самоопределение (ст. 1). Дальнейшее развитие и закрепление «коллективные» права получили в таких международно-правовых документах, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. В ст. 1 Пактов о правах человека право народов на самоопределение устанавливается как их право свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие, а также свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.

Концепция коллективных прав индивидов и народов как таковая впервые юридически закреплена в Африканской хартии прав человека и народов[476], которая была принята в июне 1981 г., а вступила в силу в январе 1988-го. В частности, в ней закреплено одно из важнейших правозащитных положений: «...Народы имеют право на мир и безопасность как внутри страны, так и на международном уровне» (ст. 23). Кроме того, в ней провозглашаются права народов на удовлетворительную окружающую среду (ст. 24), на самоопределение (ст. 20), на существование (ст. 20), на освобождение от колониального владычества (п. 2 ст. 20), право распоряжаться своими богатствами и естественными ресурсами (ст. 21), право на развитие (ст. 22). Определенными вехами в развитии концепции коллективных прав стали Алжирская декларация прав народов (1974) и Тунисская декларация о правах человека и народов (1988).

Наиболее полный каталог коллективных прав и прав «солидарности» был представлен в Азиатско-Тихоокеанской декларации человеческих прав индивидов и народов[477]. Он включает: права на мир и безопасность (ст. 2), на достойное существование (ст. 3), на достойную среду обитания (ст. 4), на развитие (ст. 5), на активное участие в решении международных и глобальных проблем (ст. 7), на гарантированные условия для гармоничного развития личности человека и самобытности народа (ст. 8), на жизнь в мире без оружия (ст. 10), на жизнь в условиях недопустимости и запрета проведения испытаний ядерного оружия (ст. 11), добиваться создания безъядерных зон (ст. 12), жить в мире, не разделенном на противостоящие военные союзы (ст. 13), на свободу и защиту от терроризма как индивидуального, так и государственного (ст. 15), на экономическую безопасность (ст. 16), контролировать деятельность ТНК и других иностранных и национальных капиталов кладчиков, с тем чтобы не допускать спекулятивного обогащения и добиваться, чтобы такая деятельность содействовала развитию данной страны, а также справедливому распределению богатств и доходов между различными социальными группами (ст. 17), отвергать все виды займов, подрывающих национальный суверенитет или развитие (ст. 18), на объективную информацию о жизни, развитии и проблемах других народов, о внутренней и внешней политике своего правительства (ст. 19–20) и ряд других.

Коллективные права человека так называемого «третьего поколения прав» из необязательных рекомендаций и декларативных разработок превратились в нормы международного права, получая свое закрепление в международно-правовых договорах.

Сейчас активно формулируются права человека четвертого поколения. Существуют две точки зрения на то, какие права входят в четвертое поколение: 1) права человека четвертого поколения связаны с клонированием и другими открытиями в области биологии[478]; 2) это поколение состоит из права на информацию и информационные технологии[479].

В связи с обсуждением в современной российской юридической науке[480] нового класса прав человека — личностных («соматических») прав появилась и третья точка зрения: можно говорить о поколении прав, связанных с развитием общества и научно-техническим прогрессом, и относить личностные («соматические») права к четвертому поколению прав.

В комплекс соматических прав включают права: на жизнь, смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт, клонирование. Выделение в качестве самостоятельного класса данных прав основывается на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами.

«Соматические» права и свободы вряд ли могут быть размещены как часть традиционного класса прав и свобод, исходя, например, из сферы жизнедеятельности человека и других называемых здесь критериев, поскольку классообразование (родообразование) здесь задается качественно особыми и притом существенными параметрами[481].

3.Связь индивида с государством. По этому основанию права индивидов делятся на права человека и права гражданина. Такое деление показывает, какие права относятся к человеку как члену гражданского общества и какие принадлежат гражданину — члену политической общности в лице государства.

4. Характер осуществления прав. Этот критерий лежит в основе деления прав на две группы: первую составляют те из них, которые реализуются в конкретных правоотношениях, то есть в таких, в которых субъект реализует свои права собственными положительными действиями (право на труд, отдых, материальное обеспечение, объединение; воинская обязанность и пр.); вторую образуют права и свободы, реализуемые преимущественно вне правоотношений или, как еще говорят, в правоотношениях общего типа (право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни и др.). Лишь их нарушение может породить конкретные правоотношения[482].

5. Юридическая сила прав. По этому критерию права делят на конституционные (основные) и другие, производные от конституционных (отраслевые). Конституционные, составляя юридическую базу для всех отраслевых, выступают для них, как уже отмечалось, определяющими, обладают по отношению к ним высшей юридической силой. В свою очередь, закрепленные в текущем законодательстве права при необходимости конкретизируют, развивают конституционные. Подобная практика призвана служить гарантией полноты и правомерности реализации последних, в частности тех, которые касаются вопросов государственного участия в получении гражданами материальных благ (заработной платы, пенсий, пособий, жилищ и др.), охраны здоровья населения и т. д. Тем самым никак не умаляется значение конституционных прав и свобод, имеющих в РФ прямое действие и, следовательно, используемых личностью вполне законно и при отсутствии детализации текущим нормотворчеством.

6. Отраслевая принадлежность. Этот критерий позволяет отнести те или иные права к определенной отрасли права. Деление прав человека и гражданина по отраслевому принципу широко используется законодательством и юридической наукой. Поскольку в основе деления права на отрасли лежит предмет правового регулирования — особенный круг общественных отношений, постольку это положение распространяется и на права, закрепляемые конкретной отраслью права.

7. Цель участия субъекта в правоотношениях. Участие индивида в отношениях с целью управлять делами государства или найти признание и защиту у государствапорождает публичные правоотношения, а участие в отношениях равных субъектов права с целью решения частных дел — частные правоотношения. Права субъектов указанных групп отношений соответственно делятся на права публичные и частные. Такое деление прав, открытое еще римскими юристами и поддержанное российскими учеными прошлого[483], нашло поддержку у современных юристов[484].

8. Функциональное назначение прав. Подобно материальным и процедурно-процессуальным нормам права, которые регулируют права человека, последние делят на права материальные и права процедурно-процессуальные. К числу материальных прав и свобод относятся те из них, которые закрепляют за человеком и гражданином возможности пользоваться материальными и духовными благами и отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К категории процессуальных прав относят те из них, которые осуществляют функцию обеспечения материальных прав и свобод, их защиту от возможных нарушений, а также восстановление, если они уже были нарушены, и отвечают на вопрос: «как?», «каким образом?». Следовательно, они определяют процедуру реализации, а в случае защиты нарушенного (оспоренного) права в суде — процесс их восстановления. Процессуальные права по отношению к материальным правам и свободам имеют отчетливо выраженный служебный характер.

9. Степень возможного ограниченияправа. По этому критерию права человека делят на абсолютные и относительные. Если основные абсолютные права не только не могут быть отчуждены, но и ограничены (например, право на жизнь, право на достоинство), то основные относительные права, хотя и не могут быть отчуждены, но могут быть ограничены при определенных обстоятельствах (например, право на свободу передвижения). Ведь демократия немыслима не только без самых широких прав для граждан, но и без определенных ограничений, установленных против различного рода антиобщественных явлений, ибо «подлинная свобода осознает свои границы»[485]. Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при условии ограничения прав и свобод каждого. Ничем не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними[486].

10. Множественность субъекта прав. Указанный критерий позволяет делить все права на индивидуальные, то есть права отдельно взятого человека или гражданина(право на жизнь, право на честь и деловую репутацию и др.), и коллективные, то есть принадлежащие и реализуемые только совместными действиями людей какой-то общности: права народов, права меньшинств (национальных, религиозных, языковых), права профсоюзов, права работников и др.

Коллективные права — это не сумма прав индивидов, входящих в общность. Они принадлежат не отдельным личностям, а общности в целом. Характерными особенностямиколлективных прав являются следующие: 1) они не являются естественными по источнику и времени происхождения, а возникают по мере осознания общностью своих интересов, сил и возможностей отстаивать их; 2) они реализуются или посредством коллективных действий (право на забастовку), или одновременно как сообществом в целом, так и индивидом, принадлежащим данному сообществу; 3) они обладают большей степенью публичности, так как в их защите принимают участие не только индивиды и социальная общность, но и общество в целом. Это позволяет в отдельных случаях эффективнее обеспечивать индивидуальные права членов той или иной общности; 4) коллективные права всегда определяются законом; 5) для более оперативной реализации коллективных прав членов общности и обеспечения ее деятельности на основе закона создаются организационно-правовые формы (культурно-национальные автономии, землячества, общественные объединения).

Наличие индивидуальных и коллективных прав никем не оспаривается. Однако спор вызывает положение о приоритетности индивидуальных или коллективных прав. Так, Е. А. Лукашева, оценивая их соотношение, считает «единственно правильным» положение, суть которого состоит в том, что коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их. Если коллективные права общности ведут к ущемлению прав индивида, то такая общность антигуманна и противоправна[487].

Другой позиции придерживаются приверженцы социалистической идеологии. Они настаивают на особой важности коллективных прав и считают, что только при обеспеченности прав коллектива можно гарантировать права индивида.

Как всегда, истина — где-то посредине: чтобы достичь равновесия и устойчивости всей системы прав человека, индивидуальные и коллективные права должны дополнять друг друга, а не конкурировать между собой.

11. Степень распространенности прав на тот или иной круг людей. По данному критерию все права человека и гражданина делятна общие и специальные. Общие права закрепляются в Конституции РФ и иных законах и распространяются на всех живущих в России вне зависимости от любых факторов. Специальные права — такие, которые зависят от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов и обстоятельств. Выделяются, к примеру, права работников и работодателей, государственных служащих, женщин, предпринимателей, потребителей, несовершеннолетних, пенсионеров, ветеранов, беженцев, лиц, имеющих почетные звания, и т. д. Обычно такого рода права уточняют, дополняют общие права и свободы человека и гражданина, устанавливают обоснованные социальные гарантии и меры социальной поддержки.

По глубине конкретизации специальные права также могут различаться. Так, в области государственной службы можно назвать права министра, депутата, руководителя учреждения, военнослужащего, сотрудника милиции, налогового инспектора и т. д.

12.Сфера жизнедеятельности человека. Данный критерий классификации прав человека является общепринятым в международном и внутригосударственном праве и наиболее распространенным в правовой литературе. По общему признанию, впервые по этому критерию научную классификацию прав и свобод человека в отечественном праве осуществила группа авторов учебного пособия «Советское государственное право» (А. Е. Дунаев, Д. С. Кареев, Б. П. Кравцов, Н. А. Пономарев, С. С. Студеникин, Н. П. Фарберов) под общей редакцией Н. Я. Куприца (М., 1950). В последние десятилетия классификация прав в зависимости от сферы жизнедеятельности человека стала преобладающей среди отечественных ученых-юристов[488].

В настоящей работе на основе достижений научной правовой мысли в качестве классификационных критериев автор выделяет шесть сфер жизнедеятельности человека: 1) область индивидуальной свободы и личной безопасности; 2) сфера публичных, не связанных с осуществлением власти и управления отношений; 3) сфера публично-властных отношений; 4) сфера собственности и хозяйственно-экономической деятельности; 5) сфера материального и биологического бытия человека или сфера его достойного существования; 6) сфера удовлетворения духовных потребностей.

Соответственно названным сферам Конституция РФ нелегально выделяет шесть классов (групп) прав человека: 1) прирожденные, неотчуждаемые права, 2) гражданские, 3) политические, 4) экономические, 5) социальные и 6) культурные.

По этому пути идет и международное сообщество. Однако Международные пакты о правах человека 1966 г. в зависимости от сферы жизнедеятельности человека делят все права на пять классов: 1) гражданские, 2) политические, 3) социальные, 4) экономические, 5) культурные. В сущности такая классификация не противоречит Конституции РФ, ибо под гражданскими правами согласно Международному пакту о гражданских и политических правах понимаются одновременно и прирожденные, неотчуждаемые права, и собственно гражданские — публично-невластные. То есть речь может идти лишь о большей конкретности и дробности выделения классов прав человека в Конституции РФ: в ней более четко выделено шесть классов прав.

Об этом автор этих строк писал еще в 1996 г.[489] и с годами еще больше укрепился в своем мнении. Аргументом в пользу этого мнения является то, что Основной закон РФ особо выделяет прирожденные, неотчуждаемые (естественные) права (ч. 2 ст. 17) и, таким образом, сугубо закрепляет еще один класс прав — права человека в области индивидуальной свободы и личной безопасности. Следовательно, в качестве первой группы в классификации прав человека необходимо выделять прирожденные, неотчуждаемые права.

Приведенная выше классификация прав имеет ряд преимуществ: 1) соответствует Конституции РФ и общепризнанным международным правовым актам; 2) проста в употреблении и 3) в ней более четко определено основание классификации, которым является «область», «сфера», «сторона жизнедеятельности» человека и гражданина.

Рассмотрим ниже содержание классов (групп) прав человека в соответствии с наиболее распространенной их классификацией, то есть в зависимости от сфер жизнедеятельности человека.

Контрольные вопросы

Определение системы прав человека.

Признаки системы прав человека

Направления, по которым проходят связи между элементами системы прав человека.

Определение классификации прав человека.

Критерии классификации прав человека.

Особенности коллективных прав.

Классификация прав в зависимости от сферы жизнедеятельности человека.

Африканская хартия прав человека и народов: Принята в июне 1981 г. // Права человека: Основные международные документы. М., 1989. С. 166–214.

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 47/135 от 18 декабря 1992 г. // Московский журнал междунар. права. 1993. № 2. С. 168–174.

Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов: Принята на II Конференции юристов стран Азии и Тихого океана в Дели 15 февраля 1988 г. // Сов. гос-во и право. 1988. № 7. С. 111–113.

Литература

Глушкова С. И. Права человека в России / С. И. Глушкова. М., 2005.

Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы / В. И. Крусс // Гос-во и право. 2000. № 10. С. 40–46.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005.

Права человека: учебник для вузов / ред. Е. А. Лукашева. М., 2004.

Права человека: Основные международные документы. М., 1989. С. 166–214.

Глава 12. Прирожденные права человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.