Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права граждан участвовать в управлении государством




Право граждан участвовать в управлении государством (ст. 32 Конституции РФ). Это возможность гражданина России участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей[602]. Данное право является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом государства. Оно является юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Право участвовать в управлении государством принадлежит только гражданам РФ. Реализация этого права требует не только создания необходимых политических, социальных и правовых условий со стороны государства, но и активной общественной позиции самого гражданина, его осознанного интереса к жизни общества, определенного уровня политической и правовой культуры.

Право участвовать в управлении делами государства юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность.

Право участвовать в управлении делами государства является комплексным и включает следующие правомочия:

— право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— право участвовать в референдуме;

— право на равный доступ к государственной службе, то есть право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

— право участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем или народным заседателем.

Конституционное право на участие в управлении государством реализуется, прежде всего, через такое правомочие, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).

Избирательные права — это возможности граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами о выборах, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Право на участие в референдуме — конституционное право граждан РФ голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[603] (далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав) выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, а референдум — форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах определяются Законом об основных гарантиях избирательных прав. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории России.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, дополняющие гарантии, установленные этим федеральным законом.

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума РФ, регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[604] и Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в России, не должны противоречить Закону об основных гарантиях избирательных прав.

Содержание всеобщего избирательного права и права на участие в референдуме (ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

1. Право избирать и голосовать на референдуме имеет гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.

2. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления имеет гражданин РФ, достигший возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

3. Гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

4. Гражданин имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ограничения всеобщего избирательного права. Всеобщность избирательного права и права на участие в референдуме не означает отсутствия ограничений, которые общество применяет к отдельным категориям граждан. К таким ограничениям закон относит следующие.

1. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. (Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.)

3. Не имеют права быть избранными граждане:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 указанного Федерального закона, если нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Избирательные права граждан Закон об основных гарантиях избирательных прав делит на два разноцелевых вида (п. 26, 27 ст. 2): 1) активное избирательное право и 2) пассивное избирательное право.

Избирательное правоактивное — это право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Избирательное правопассивное — право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Первым к такому праву нужно отнести право быть избранным Президентом РФ. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[605] установил, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Право быть избранным депутатом Государственной Думы в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[606] наступает у гражданина РФ, достигшего на день голосования 21 года.

В соответствии с Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления[607] депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования (ст. 3).

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает три вида референдумов: 1) референдум Российской Федерации, 2) референдум субъекта РФ, 3) референдум местный.

Принципами проведения в РФ выборов и референдума являются:

— принцип всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

— принцип всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании;

— принцип свободного и добровольного участия граждан в выборах и референдуме;

— принцип обладания гражданами РФ, проживающими за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладания в полном объеме правом на участие в референдуме РФ;

— открытость и гласность в деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума;

— принцип невмешательства в деятельность комиссий по организации и проведению выборов и референдумов со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан.

Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» определен перечень вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (ст. 6). Так, Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. На референдум выносятся также: проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ; вопросы государственного значения и вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Порядок реализации избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»; Федеральными законами: от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Оно означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации граждан по какому-либо признаку при поступлении их на государственную службу.

Государственная служба регулируется рамочным Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[608] (далее — Закон о системе государственной службы) и законами о видах государственной службы. К настоящему времени принят только один такой закон — Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации[609].

Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная служба представляет собой систему, которая включает следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

— военная служба;

— правоохранительная служба.

Принципами построения и функционирования системы государственной службы являются (ст. 3):

— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

— законность;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Законами о видах государственной службы могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Должности государственной службы подразделяются на:

— должности федеральной государственной гражданской службы;

— должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

— воинские должности;

— должности правоохранительной службы.

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 12 Закона о системе государственной службы). На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Так, например, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

— на неопределенный срок;

— на определенный срок;

— на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. Для государственной гражданской службы он определен — 65 лет.

Прохождение государственной службы включает: назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не определяет права государственного служащего. Это прерогатива законов о видах государственной службы. Пока принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с этим законом гражданский служащий имеет право на (ст. 14):

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом и служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

7) доступ в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Кроме прав государственных гражданских служащих рассматриваемый закон определяет их обязанности (ст. 15) и ограничения, связанные с гражданской службой (ст. 16)

Право граждан России участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать: а) судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, и б) присяжные заседатели. Исходя из Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[610], Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»[611] судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

В Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[612] отмечено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей...» Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Арбитражными заседателями могут быть тоже только граждане России. Это вытекает из Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»[613].

В ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закреплены гарантии независимости судьи. Это:

— предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

— запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

— право судьи на отставку;

— неприкосновенность судьи;

— система органов судейского сообщества;

— предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[614].

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом «О статусе судей в Российской Федерации», распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ законами соответствующих субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

В соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей.

К присяжным заседателям законом предъявляются следующие требования (ст. 3).

1. Ими могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [615] (ст. 33 Конституции РФ). В развитии и расширении возможности граждан участвовать в управлении делами государства и общества важная роль принадлежит праву граждан на обращения[616].

Это право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения[617].

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[618]. Этим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.

Обращение, замечает Н. Ю. Хаманева, — термин, носящий собирательный характер. Обращения различны по содержанию информации, по общественной направленности, по своему юридическому значению и влекут, поэтому, различные юридические последствия[619].

Учитывая указанные обстоятельства, законодатель в ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» легитимно закрепляет основные термины, относящиеся к сфере обращений граждан.

Обращение гражданина [620] — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Права гражданина при рассмотрении обращения (ст. 5). При рассмотрении обращения гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает прав, свобод и законных интересов других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов и уведомление о переадресации письменного обращения;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Чтобы обезопасить гражданина в связи с его обращением, закон предусматривает соответствующие гарантии.

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в соответствующие органы или к должностному лицу с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Закон закрепляет обязанность соответствующих органов и лиц рассматривать письменные обращения в установленные сроки. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления рассматривающим обращение органом или лицом запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ст. 12 Закона от 2 мая 2006 г.).

Важной формой связи государства и гражданина с целью участия последнего в управлении государством является личный прием граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 13214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.