Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты 2 страница. 1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;




1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

2) на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Все вопросы воспитания ребенка, как в браке, так и при его расторжении, решаются родителями совместно. Закон предусматривает возможность лишения родителей или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести только суд.

Однако Конституция закрепляет не только права и обязанности родителей, но и обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях. Дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей.

Право на социальное обеспечение. Это одно из основных социальных прав человека. В ст. 39 Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Оно закреплено в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и других международных актах.

Социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями — с другой, по поводу предоставления физическим лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка (дохода), малообеспеченность или нуждаемость, а также вследствие наличия у них заслуг перед государством или осуществления ими специфических видов общественно полезной деятельности.

Все социальное обеспечение делится на роды[685] по одному критерию — особенному кругу физических лиц, имеющих право на конкретный вид социального обеспечения. В соответствии с этим критерием выделены следующие, разновеликие, роды социального обеспечения: 1) социальное страхование; 2) государственное пенсионное обеспечение; 3) социальная поддержка; 4) социальная помощь; 5) социальное обслуживание.

Каждый из выделенных родов социального обеспечения, кроме того, делится на виды, обладающие специальным правовым статусом, — пенсии, пособия, субсидии, единовременные денежные выплаты, компенсационные выплаты, социальные услуги и т. д. Критериями внутриродового деления социального обеспечения стали юридический факт и конкретные материальные блага.

Социальное страхование. Это социально-обеспечительное явление выделяется в самостоятельный род социального обеспечения на основании того, что оно распространяется только на застрахованных лиц, к числу которых Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[686] относит граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудовым договорам, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 8 данного Закона в рамках социального страхования определяет следующие права человека и соответствующие им виды страхового обеспечения: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 9) пособие по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) социальное пособие на погребение; 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Государственное пенсионное обеспечение. Определение в качестве рода социального обеспечения данного социально-обеспечительного явления стало возможным в рамках пенсионной реформы. Пенсионное обеспечение разделилось на два самостоятельных блока: пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Первый блок вводился Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[687] (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении), второй — Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[688] и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[689] (далее — Закон о трудовых пенсиях).

Указанными законами было установлено, что государственное пенсионное обеспечение распространяется только на две категории граждан: лиц, находящихся на службе у государства и занимающихся специфической деятельностью (федеральные государственные служащие, военнослужащие и лица, приравненные к ним по пенсионным правам), и лиц, требующих особого попечения со стороны государства. Обязательное пенсионное страхование распространяется только на застрахованных лиц. Причем финансирование первого блока должно осуществляться из государственного (федерального) бюджета, а второго — из Пенсионного фонда РФ. Ни к одному из родов социального обеспечения государственное пенсионное обеспечение отнести нельзя, так как обеспечением в этом случае охватывается особенный круг лиц, предусмотренный только Законом о государственном пенсионном обеспечении.

В соответствии со ст. 5 этого закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности и 4) социальная пенсия.

Социальная поддержка. Для выделения социальной поддержки в качестве рода социального обеспечения критерием стал обособленный круг лиц, получивших на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”»[690] (далее — Закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и других нормативных правовых актов право на социальную поддержку за счет средств РФ или субъекта РФ.

В этот круг, например, включены все лица, которые до 31 декабря 2004 г. включительно имели право на натуральные льготы. Если субъектами обеспечения по социальному страхованию являются застрахованные лица, то субъектами социальной поддержки являются лица, специально выделенные государством для такой поддержки, причем независимо от факта застрахованности и социальной недостаточности. При этом под социальной недостаточностью нужно понимать уровень среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.

Социальная помощь. Как род социального обеспечения государственная социальная помощь выделена на основании того, что она предоставляется только малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[691]. К таким лицам, имеющим право на получение социальной помощи в виде социальных услуг, относятся: участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и некоторые другие лица.

Видами социальной помощи категориям граждан, указанным в Законе о социальной помощи, являются: 1) социальные услуги; 2) социальные пособия; 3) субсидии и 4) предоставление жизненно необходимых товаров.

Социальное обслуживание. Такой род социального обеспечения, как социальное обслуживание, определен Федеральными законами от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[692] и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[693]. Он выделен на основании того, что существует круг лиц, которые находятся в трудной жизненной ситуации и не могут самостоятельно ее преодолеть.

Статья 16 Закона о социальном обслуживании инвалидов определяет следующие формы (виды) социального обслуживания: 1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания; 4) срочное социальное обслуживание; 5) социально-консультативную помощь. Кроме того, гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Гарантии права на социальное обеспечение регулируются рядом международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»[694] устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, старости, беременности, инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 «О равноправии в области социального обеспечения»[695] закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства.

Реализуя право человека на социальное обеспечение, Российская Федерация тем самым признает право каждого на достаточный уровень жизни. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая «основное право каждого человека на свободу от голода», Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов.

Право на жилище. Его реализация — важнейшее условие обеспечения достаточного уровня жизни человека.Конституция РФ в ст. 40 определяет: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Эту конституционную норму конкретизирует Жилищный кодекс (ЖК) РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ[696]. Он, в частности, закрепляет правомочия граждан по реализации права на жилище:

— право граждан по своему усмотрению и в своих интересах осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими;

— свободу граждан устанавливать и реализовывать свои жилищные права в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований;

— право граждан, законно находящихся на территории РФ, свободно выбирать жилые помещения для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Наряду с установлением правомочий ЖК РФ установил и возможность ограничения права на жилище на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания могут быть ограничены только на основании ЖК, другого федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Поскольку жилище неприкосновенно, постольку в соответствии со ст. 3 ЖК РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК, другими федеральными законами.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права;

3) признания судом недействующим полностью или в части нормативного правового акта, нарушающего жилищные права и противоречащего настоящему ЖК;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего ЖК;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения.

Объектами жилищных прав являются жилые помещения (ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение — это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

К жилым помещениям относятся (ст. 16 ЖК РФ): 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Конституция дает определенный ориентир государственной власти и органам местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Однако в настоящее время центр тяжести в осуществлении права на жилище перемещается с государственного обеспечения на самообеспечение граждан — за счет своих средств. Но есть категории граждан, которые выделяются ч. 3 Конституции как имеющие право на жилище бесплатно или за доступную плату. Это малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, которых государство обязуется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В целях реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларированного Конституцией РФ, принят ряд нормативных актов, важнейшим из которых являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.[697] (далее — Основы от 22 июля 1993 г.).

Отдельные отношения в области охраны здоровья регулируются законами РФ от 21 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[698], от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[699], Федеральными законами от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», от 12 января 1995 г. «О ветеранах»[700] и от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих»[701].

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В соответствии с Основами от 22 июля 1993 г. граждане РФ имеют следующие права в области охраны здоровья:

1) на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах;

2) на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности;

3) на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (программа на 2008 г. утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 286)[702];

4) на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27[703];

5) на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством РФ и субъектов РФ;

6) на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях. Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы определен Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805[704].

7) на пособие при карантине в случае отстранения работающих граждан от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их;

8) на получение в доступной форме имеющейся информации о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения;

9) дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль;

10) работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, имеют право на обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ от 22 июля 1993 г., имеет право на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; отказ от медицинского вмешательства; возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи и др.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-го учреждения, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей допускается только в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Кроме общих прав граждан в Основах от 22 июля 1993 г. (разд. V) также закреплены права в области охраны здоровья отдельных групп населения: права семьи; права беременных женщин и матерей; права несовершеннолетних; права военнослужащих; права задержанных и отбывающих наказание.

Основные виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь; скорая медицинская помощь; специализированная медицинская помощь; медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями; медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, определены Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 г. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством РФ необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

Медицинская помощь предоставляется бесплатно как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в зависимости от их расходных обяза-тельств.

Медицинское страхование в настоящее время является важнейшей формой социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья. Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) является составной частью обязательного социального страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС (оно может быть коллективным и индивидуальным). В предмет права социального обеспечения входят только отношения, складывающиеся в результате осуществления обязательного медицинского страхования.

Действующее законодательство не содержит легального определения обязательного медицинского страхования. Однако его можно сформулировать, опираясь на понятия других видов обязательного социального страхования. Обязательное медицинское страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленная на обеспечение права граждан на получение медицинской и лекарственной помощи при возникновении соответствующего страхового случая.

Правовые, организационные и экономические основы медицинского страхования в нашей стране регулируются Законом «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» и рядом других нормативных актов (постановлениями Правительства РФ и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения).

Финансовые средства системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС.

Перечень видов медицинской помощи, предоставляемых за счет средств ОМС в рамках базовой программы, содержится в составе ежегодных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Так, в соответствии с Программой на 2008 г. предоставляется первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая, в том числе, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и СПИДа), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, при травмах, отравлениях, при врожденных аномалиях, некоторых других болезнях, а также при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах.

Контрольные вопросы

Определение социальных прав человека и гражданина и правовые споры об их признании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.