Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельных категорий работников 10 страница




Для лиц, работающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет также нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Коллективными договорами могут устанавливаться более высокие размеры ежемесячных компенсационных выплат женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

4. Для женщин, использовавших отпуск по беременности и родам и ежегодный оплачиваемый отпуск и приступивших к работе, законодательством также установлен ряд гарантий. Так, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, помимо общего перерыва для отдыха и питания в соответствии со ст. 258 ТК предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Согласно ч. 2 ст. 259 ТК направление в командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные женщины должны быть под расписку ознакомлены со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Закрепленный в законодательстве широкий круг гарантий для женщин в связи с выполнением функции материнства позволяет им сочетать труд с воспитанием детей. Однако обязанности по воспитанию детей возложены законодательством не только на мать, но и на отца детей (ст. 63 СК), а также на лиц, усыновивших детей (п. 1 ст. 137 СК), опекунов (попечителей) (ст. 148.1 СК) и других лиц. Кроме того, у работников в семье могут быть иные близкие родственники - члены семьи, нуждающиеся в уходе или помощи. Поэтому законодательство о труде предоставляет ряд дополнительных льгот и гарантий наряду с женщинами также и названным работникам.

Например, работодатель обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю не только по просьбе беременной женщины, но и по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением (ч. 1 ст. 93 ТК).

5. Работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК).

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК).

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ч. 1 ст. 262 ТК).

Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами регулируется разъяснением, утвержденным Постановлением Минтруда России N 26 и Фонда социального страхования РФ N 34 от 04.04.2000 <1>.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 2000. N 23.

 

Согласно п. 3 разъяснения в случае, если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой (например, индивидуальный предприниматель, частный нотариус и т.д.), четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ (п. 10 названного разъяснения).

6. Одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы. При отсутствии родителей данной льготой могут воспользоваться также опекуны (попечители) детей указанного возраста.

Дополнительные льготы и гарантии работникам, имеющим несовершеннолетних детей, могут устанавливаться и коллективными договорами. Так, работнику, имеющему двух и более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 ТК).

7. При отсутствии материнского попечения о детях (в случае смерти матери, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях) полагающиеся женщине в связи с материнством гарантии и льготы (ограничение труда на ночных и сверхурочных работах, ограничение привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков и другие гарантии и льготы, установленные законодательством) распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст. 264 ТК).

Приведенный в ст. 264 ТК перечень гарантий и льгот, которыми могут пользоваться лица, воспитывающие детей, оставшихся без материнского попечения, не является исчерпывающим. Следовательно, указанные лица могут пользоваться и другими правами и гарантиями, предоставляемыми женщинам. Например, если отец ребенка или опекун воспитывают ребенка в возрасте до полутора лет, они вправе пользоваться перерывами на кормление ребенка, могут присоединить свой ежегодный оплачиваемый отпуск к отпуску по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

В качестве лица, воспитывающего ребенка без матери, вместо отца может оказаться усыновитель, отчим, а также приемный родитель (приемный отец).

Приемными отцами являются лица, принявшие вместе со своими супругами ребенка (детей) на воспитание в семью на основании договора с органами опеки и попечительства на срок, указанный в договоре (ст. 152 СК). Такие родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей).

Что касается опекунов (попечителей), то в соответствии с семейным законодательством опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (п. 2 ст. 145 СК).

8. Отдельные льготы для женщин в связи с материнством закреплены подзаконными нормативными правовыми актами. Ими также могут пользоваться лица, воспитывающие несовершеннолетних детей без материнского попечения. Так, при приеме на работу в функционирующие организации надомного труда, а также при создании таких организаций (структурных подразделений) вновь лица, воспитывающие детей в возрасте до 15 лет без матери, как и женщины, имеющие детей такого возраста, должны пользоваться преимущественным правом на заключение трудового договора о работе на дому и др.

9. При расторжении трудового договора с беременными женщинами, с женщинами, имеющими детей определенного возраста, и лицами, воспитывающими таких детей без матери, по инициативе работодателя помимо общеустановленных правил (гл. 13 ТК) должны соблюдаться дополнительные правила. Так, согласно ч. 1 ст. 261 ТК расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Женщины, работающие по срочному трудовому договору, в период беременности могут быть уволены в связи с истечением срока договора, если он был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, и в связи с некоторыми другими обстоятельствами, указанными в законодательстве (ч. ч. 2 и 3 ст. 261 ТК).

Согласно ч. 4 ст. 261 ТК расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по п. п. 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 ТК или п. 2 ст. 336 ТК) <1>.

--------------------------------

<1> См. § 7 главы VI учебника.

 

В случае, когда в период беременности женщины у нее истекает срочный трудовой договор, работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. При этом женщина должна по запросу работодателя периодически предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель вправе расторгнуть с ней трудовой договор в связи с истечением срока его действия с соблюдением определенных условий (ч. 2 ст. 261 ТК).

10. Необходимость защиты трудовых прав беременных женщин и женщин, имеющих детей раннего детского возраста, предусмотрена и в некоторых других случаях. Например, согласно п. 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденного Постановлением ГКНТ СССР N 470 и Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973 <1>, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года, в очередную аттестацию не включаются.

--------------------------------

<1> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1974. N 10.

 

За необоснованный отказ в приеме на работу женщине, находящейся в состоянии беременности либо имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а равно необоснованное увольнение этих категорий женщин с работы должностное лицо, на котором лежит обязанность осуществлять прием на работу и увольнение, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 145 УК.

 

§ 3. Особенности регулирования труда работников

в возрасте до 18 лет

 

1. Целями государственной политики в отношении лиц в возрасте до 18 лет в сфере труда является обеспечение их права на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья, или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб их физическому, умственному и нравственному развитию, а также создание возможностей для эффективной самореализации молодежи, развития ее творческого потенциала в интересах страны. Для достижения указанных целей законодательством установлен минимальный возраст приема на работу, предусмотрена необходимость содействия им в трудоустройстве, определены особые требования к предоставляемой работе, продолжительности рабочего времени и другим условиям труда.

Так, согласно ст. 63 ТК прием на работу несовершеннолетних по общему правилу допускается по достижении ими возраста 16 лет.

В случае получения ими основного общего образования либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения или оставления в установленном порядке общеобразовательного учреждения допускается прием на работу этих лиц по достижении ими 15-летнего возраста для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства может осуществляться прием на работу учащихся, достигших возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Для участия в создании и (или) исполнении художественных произведений организациям кинематографии, театрам, театральным и концертным организациям, циркам разрешено с согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства применение труда лиц, не достигших возраста 14 лет, без ущерба для их здоровья и нравственного развития. От имени малолетнего работника трудовой договор в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

2. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями (ст. 272 ТК). Так, указанные лица, впервые ищущие работу, в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о занятости населения относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Для таких категорий граждан государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости:

- предоставление услуг по профессиональной ориентации;

- установление квоты для приема на работу;

- организацию обучения по специальным программам;

- разработку и реализацию целевых программ содействия занятости;

- создание дополнительных рабочих мест и осуществление других мер.

Конкретное решение вопросов, связанных с разработкой и реализацией указанных мероприятий, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Профориентация направлена на оказание помощи лицам моложе 18 лет в выборе профессии и вида занятости с учетом их личных интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда. Особое внимание органы государственной службы занятости обязаны уделять профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет, в частности обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Указанная помощь лицам моложе 18 лет оказывается бесплатно.

Квотирование рабочих мест состоит в установлении органами государственной власти субъектов РФ минимального количества рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель должен трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, уже укомплектованных гражданами указанной категории.

Порядок квотирования рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, регулируется законодательством субъектов РФ.

Квотируемые рабочие места организуются работодателями за счет собственных средств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятий.

По общему правилу трудоустройство лиц моложе 18 лет в счет квоты производится работодателем по направлению органов службы занятости. Отказ в приеме на работу по такому направлению может быть обжалован в суд (ст. 391 ТК). Вместе с тем работодатель вправе трудоустраивать лиц моложе 18 лет на квотируемые рабочие места и при отсутствии у них указанных направлений.

Если лицам, не достигшим 18-летнего возраста, невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации, органы службы занятости могут направлять их на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Выпускники общеобразовательных учреждений и другие лица моложе 18 лет, не имеющие профессии (специальности), направляются на профессиональное обучение в приоритетном порядке. Профессиональное обучение осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или в иных образовательных учреждениях.

При отсутствии условий для трудоустройства молодежи лица, достигшие 16 лет, могут быть признаны безработными с выплатой им в установленном порядке пособия по безработице.

3. В целях создания условий и возможностей для активного участия молодежи в реализации приоритетных национальных проектов Правительство РФ разработало и своим распоряжением от 18.12.2006 N 1760-р <1> утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации. Одним из основных направлений данной Стратегии является осуществление проекта "Карьера", что предполагает развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, в том числе временных форм занятости.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. III). Ст. 5622.

 

Временная занятость безработной молодежи может быть обеспечена, например, путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ - общедоступных видов трудовой деятельности, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и больными в соответствующих учреждениях и др.), организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Проведение указанных работ организуется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях. Средства на их проведение выделяются организациями, для которых выполняются общественные работы, и при необходимости субъектами РФ.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, устраиваются на работу по полученной профессии и специальности самостоятельно или обеспечиваются работой на основании договоров о целевой подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования и студентами.

Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется путем заключения студентом договора на срок до трех лет с конкретным работодателем по предложению руководителя учебного заведения не позднее чем за три месяца до окончания студентом учебного заведения (см. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777.

 

Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в соответствии с заключенными с ними договорами может быть обжалован ими в суд. Признав отказ незаконным, суд выносит решение, обязывающее работодателя заключить трудовой договор с молодым специалистом.

При отсутствии у выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования контрактов, гарантирующих получение работы, содействие в трудоустройстве им оказывается органами государственной службы занятости. По желанию выпускников указанных образовательных учреждений содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.

4. Трудоустройство обучающихся в образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в свободное от учебы время осуществляется с соблюдением дополнительных требований:

- предлагаемая им работа должна относиться к легкому труду, не причиняющему вреда здоровью, выполняться в свободное от учебы время и не нарушать процесс обучения;

- на заключение трудового договора с подростком, достигшим 14 лет, требуется согласие одного родителя (попечителя) и органа опеки и попечительства;

- прием на работу допускается только после предварительного обязательного медицинского осмотра и при наличии соответствующего медицинского заключения.

Профессии, виды работ и рабочие места, на которых может применяться труд учащихся, определяются предприятиями по согласованию с органами государственной службы занятости. В решении этого вопроса могут принимать участие также профессиональные союзы.

Устройство на работу указанных подростков осуществляется индивидуально или при содействии органов службы занятости. На период летних каникул для этой категории подростков при содействии органов исполнительной власти создаются временные рабочие места, формируются бригады школьников для замещения таких рабочих мест, организуются лагеря труда и отдыха и др.

В коллективных договорах и соглашениях при необходимости предусматриваются меры, реализация которых обеспечивает приток на производство молодежи (закрепляются обязательства работодателя по созданию безопасных условий труда для применения труда лиц моложе 18 лет на имеющихся рабочих местах, о создании для этих лиц новых рабочих и ученических мест, об организации молодежной практики и др.).

5. Существенной мерой по защите интересов лиц моложе 18 лет в сфере труда является запрещение их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Перечень таких работ подлежит утверждению в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения РТК (ст. 265 ТК).

5.1. До утверждения указанного перечня в установленном порядке сохраняет свое значение Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 <1> (далее - Перечень).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1131.

 

В Перечне тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, объединены по видам работ (например, "Лесозаготовительные работы, лесосплав и подсочка леса"), производствам ("Деревообрабатывающие производства") и отраслям хозяйства ("Транспорт", "Связь"). В заключительном разделе (разд. XLIII) приведены работы, выполняемые в различных отраслях экономики, к которым не могут привлекаться лица, не достигшие 18 лет (работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений; работы с канцерогенными веществами, продуктами и препаратами; работы в замкнутых пространствах и многие другие). В примечаниях к Перечню поясняется: применение труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в Перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы и формы собственности.

Это означает, что если, например, в машиностроении и металлообработке (разд. XIV Перечня) нельзя привлекать лиц моложе 18 лет к сварочным работам по профессиям газосварщика, электрогазосварщика, электросварщика ручной сварки, то по этим профессиям их нельзя привлекать и в других отраслях (например, в судостроении, в строительстве и на ремонтно-строительных работах). Не имеет значения и то, каким является предприятие: государственным, частным, кооперативным и т.д.

Если в Перечень включены профессии рабочих под общим наименованием (например, вальцовщик стана холодного проката труб, сталевар, бурильщик шпуров и т.д.), то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется также и на подручных, помощников и старших рабочих этих профессий.

В ряде случаев конкретные запрещенные работы или профессии в Перечне не указываются, а говорится о всех видах работ, выполняемых рабочими в соответствующих производствах. Например, в разделе "Нефтехимические производства" к таким работам отнесены все виды работ в производстве синтетических каучуков, жирозаменителей и продуктов нефтехимии, производствах технического углерода, регенерата, асбестовых технических изделий. Это означает, что не только в технологических стадиях названных производств нельзя применять труд лиц моложе 18 лет, но и на вспомогательных стадиях (упаковка, транспортировка, утилизация отходов).

В химических производствах запрет на применение труда лиц моложе 18 лет распространяется на работы с вредными и опасными условиями труда без указания конкретных работ с такими условиями. Поэтому в химических производствах названные работы определяются самими организациями по результатам аттестации рабочих мест <1>.

--------------------------------

<1> См. об аттестации рабочих мест § 3 главы XIV учебника.

 

При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие 16-летнего возраста, могут находиться на работах, включенных в Перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).

Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в Перечень, допускается для лиц не моложе 17 лет при условии достижения к моменту окончания обучения 18-летнего возраста. Указанное выше требование нахождения на работах, включенных в Перечень, в отношении продолжительности и условий обучения распространяется также и на данную форму профессиональной подготовки.

5.2. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в Перечень, и не достигшие 18-летнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах санитарных правил и норм и правил по охране труда.

При создании в организациях для лиц моложе 18 лет безопасных условий труда, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест и соответствующим заключением государственной экспертизы условий труда и органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, работодатель вправе принять решение о применении труда указанных лиц на работах, включенных в Перечень. В решении перечисленных вопросов могут принимать участие и профессиональные союзы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.