Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные права и обязанности, ответственность государственных инспекторов труда




Основные права гос. инспекторов труда предусмотре­ны ст. 357 ТК. РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эф­фективно бороться с нарушениями трудового зак-ва.

Го­с. инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удосто­верения установленного образца посещать в целях проведения ин­спекции работодателей — ФЛ, орг-ции всех организационно-пр. форм и форм собст-ти и порядке, ус­тановленном ФЗ-нами и иными НПА РФ;

2) запрашивать у работодателей и их представителей, ОИВ и органов МСУ и без­возмездно получать от них документы, объяснения, инф-цию, необходимые для выполнения надзорно-контрольных функций;

3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном ФЗ и иными НПА РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт

4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на про-ве;

5) предъявлять работодателям и их представителям обязатель­ные для исполнения предписания об устранении нарушений тру­д. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права, о восстановлении нарушен­ных прав работников, привлечении виновных в указанных нару­шениях к дисциплинарной ответ-ти или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6) направлять в суды при наличии заключений гос. экспертизы условий труда требования о ликвидации орг-ций или прекращении деят-ти их структурных подразделе­ний вследствие нарушений требований охраны труда;

7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным мето­дам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований ох­раны труда;

8) запрещать использование не имеющих сертификатов соот­ветствия или не соответствующих гос. нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты ра­ботников;

9) составлять протоколы и рассматривать дела об адм. правонарушениях в пределах своих полномочий, подго­тавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответ­ственности в соответствии с ФЗ-нами и иными НПА РФ;

10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о наруше­нии труд. законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на про-ве.

Особое значение имеет право государственного инспектора труда выдавать работодателю предписание, подлежащее обязатель­ному исполнению в определенных ст. 357 ТК РФ случаях с со­блюдением предусмотренных в ней условий.

Выдача предписаний может иметь место:

а) если в гос. инспекцию труда обратился проф­союзный орган, работник или иное лицо;

б) по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствую­щего органа по рассмотрению индивид. или колл. трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмот­рению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда);

в) если выявлено очевидное нарушение труд. зак-ва или иных НПА, содержащих нормы труд. права.

Согласно ФЗ «О защите прав ЮЛ и индивиду­альных предпринимателей при проведении гос. контроля (надзора)» (ст. 9), предписания оформляются в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается работодателю или его представителю под рас­писку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобща­ется к предписанию, оставшемуся в деле проверяющего органа федеральной ин­спекции труда. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Такое положение связано с процедурой принятия локальных НА работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Если работодатель и работники в лице их представителей не достигли согласия, профсоюз обращается в гос. инспекцию труда, которая обязана осуществить проверку в течение 1 ме­сяца.

Среди прав гос. инспекторов труда принципиаль­ное значение имеет их независимость при осуществлении надзора и контроля. При этом они находятся под зашитой гос-ва как его полномочные представители, независимы от гос.органов, должностных лиц и подчиняются только з-ну (см. ст. 359 ТК РФ).

Решения гос. инспекторов труда могут быть об­жалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному гос. инспектору труда РФ и (или) в суде, а решения главного гос. инспектора труда РФ — в суд. порядке (см. ст. 361 ТК РФ).

 

При осуществлении гос. надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, государст­венные инспекторы труда обязаны:

1) соблюдать зак-во РФ, права и законные интересы работодателей — ФЛ и работо­дателей — ЮЛ (организаций);

2) хранить охраняемую законом тайну (гос., слу­жебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осу­ществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей деят-ти;

3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жа­лобы на недостатки или нарушения положений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нор­мытруд. права;

4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о зая­вителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а зая­витель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответ-ть, установленную ФЗ-нами (ст. 364 ТК РФ). За неисполнение или не­надлежащее исполнение гос. инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соот­ветствии со ст. 192 ТК РФ. Уголовная ответственность гос. ин­спектора труда может наступить за преступления, предусмотренные в главе УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления". Если ЮЛ или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями гос. инспектора труда причинен вред, то он возмещается в соот­ветствии с нормами ТК РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.