Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Источники трудового права




 

2.1. Понятие источников трудового права,

их классификация

 

Под источниками трудового права понимаются формы выражения правотворческой деятельности компетентных органов, содержащие нормы трудового права.

В общей теории права источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы. В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой направленности источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.).

По сфере действия источники следует подразделять на федеральные (акты органов РФ), региональные (акты субъектов Федерации), территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

 

2.2. Система источников трудового права и ее особенности

 

Система источников трудового права предусматривает их внутреннее построение и последовательное расположение в соответствии с системой правовой отрасли и предметом правового регулирования. Вместе с тем система отрасли и система источников не всегда совпадают. Так, новый ТК РФ содержит не все институты трудового права, выделенные в самостоятельные главы (например, вопросы занятости и трудоустройства не нашли своего отражения в отдельной главе ТК РФ). Между тем в системе трудового права занятость и трудоустройство рассматриваются как самостоятельный институт.

Система источников трудового права имеет свои особенности, главными из которых являются следующие.

1. Соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений. Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) законодательства, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) законодательством. При этом факторами такой дифференциации являются специальные субъекты отношений по:

- полу (женщины, мужчины);

- отношению к семейным обязанностям (беременные женщины, матери (и лица, их заменяющие), имеющие ребенка до 3 лет, матери (отцы)-одиночки, матери (лица, их заменяющие), имеющие ребенка-инвалида до 18 лет, и др.);

- состоянию трудоспособности (труд несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов);

- отрасли экономики (например, энергетическая, химическая, нефтяная промышленность и т.д.);

- вредности и тяжести труда (так, Правительство РФ устанавливает специальные списки работ с особо опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, которые дают право на дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и т.п.);

- природно-климатическим зонам (например, для работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним).

2. Наличие в системе большого числа международных актов, ратифицированных бывшим СССР и Российской Федерацией. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).

3. Определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня, в противном случае она признается недействительной. При наличии по одним и тем же вопросам одновременно нескольких нормативных актов разного уровня, регулирующих одни и те же вопросы по-разному, работник вправе применить более благоприятную для него норму.

4. Наличие большого числа специальных актов Министерства здравоохранения и социального развития РФ (например, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 утвержден Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества).

5. Участие в формировании системы источников трудового права работников, профессиональных союзов и работодателей. Такое участие осуществляется через систему социального партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров, а также иных локальных актов организации.

 

2.3. Общая характеристика важнейших федеральных законов

как источников трудового права

 

Конституция РФ - Основной Закон Российской Федерации, закрепляющий наиболее важные положения, касающиеся регулирования вопросов общественной организации труда. Статья 7 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Статья 19 закрепляет равенство всех перед законом и судом. При этом гарантируется равенство всех прав (в том числе и трудовых) человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. Статья 30 закрепляет право граждан на объединение, включая право создавать для защиты своих интересов профессиональные союзы. Статья 34 закрепляет также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Содержание ст. 37 Конституции РФ имеет прямое отношение к предмету трудового права, в ней указывается следующее.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Каждый имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 45 Основного Закона РФ указывает, что права и свободы человека и гражданина (в том числе трудовые) гарантируются государством. Каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными в законе. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).

Трудовой кодекс РФ принят 30 декабря 2001 г., вступил в действие с 1 февраля 2002 г., состоит из 6 частей, 14 разделов и 433 статей.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда.

Раздел III. Трудовой договор.

Раздел IV. Рабочее время.

Раздел V. Время отдыха.

Раздел VI. Оплата и нормирование труда.

Раздел VII. Гарантии и компенсации.

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда.

Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации работников.

Раздел X. Охрана труда.

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора.

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Раздел XIII. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства.

Раздел XIV. Заключительные положения.

Принятие нового ТК РФ обусловлено вступлением Российской Федерации в рыночные отношения. Старый КЗоТ РФ, действовавший с 1971 г., не соответствовал реалиям рыночных отношений, поскольку был направлен (главным образом) на поддержание позиции работника в трудовых отношениях. В условиях появления предприятий с различными формами собственности потребовалось значительное расширение прав работодателя в трудовых отношениях. Трудовой кодекс РФ направлен на сближение равенства сторон трудового договора. Кроме того, Кодекс восполнил ряд пробелов старого КЗоТа, значительно расширил понятийный аппарат трудового законодательства.

В настоящее время ТК РФ подвергся кардинальным изменениям в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Указанные изменения коснулись практически всех институтов трудового права (в том числе трудовой договор, социальное партнерство, рабочее время, время отдыха, ответственности, охраны труда и др.).

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 г. регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими объединениями, юридическими лицами, гражданами. Состоит из шести глав, 33 статей.

Закон РФ "О занятости населения" от 19 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд, социальной защите от безработицы. Состоит из семи глав, 39 статей.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. (с изменениями и дополнениями) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Состоит из восьми разделов, 38 статей.

 

2.4. Место и значение постановлений высших судебных

органов в применении норм трудового законодательства

 

Высшие органы судебной системы - Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ - имеют право принимать такие виды норм, как постановления Пленума (Верховный Суд РФ) и заключения, определения (Конституционный Суд РФ). Принимая указанные виды норм, эти органы не создают новых правовых источников. В компетенцию Конституционного Суда входит лишь решение вопроса о конституционности того или иного нормативного акта о труде. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции РФ, то он издает соответствующее заключение и в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) может обратиться в Государственную Думу о его изменении или дополнении.

Верховный Суд РФ уполномочен принимать постановления его Пленума, которые разъясняют и конкретизируют нормы трудового законодательства либо восполняют их пробелы. Постановления направлены на единообразное толкование и применение ими норм трудового законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъясняет вопросы подведомственности и подсудности трудовых дел, устанавливает общие правила разрешения судами трудовых споров (об отказе в приеме на работу, переводах и увольнениях, расторжении трудового договора, заработной плате, ежегодных и дополнительных отпусках, забастовках). Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" от 16 ноября 2006 г. разъясняет порядок и особенности рассмотрения споров о материальной ответственности работника в результате его виновных противоправных действий (бездействий).

 

Рекомендуемая литература:

 

Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.

Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права // Институт государства и права РАН / Под ред. Б.Н. Топорнина. Сер. "Новое в юридической науке и практике".

Миронов В.И. Источники трудового права Российской Федерации: Теория и практика. М., 1998.

Новая Конституция Российской Федерации и развитие законодательства // Государство и право. 1994. N 12.

Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. N 60.

Нуртдинова А. Реформа трудового законодательства: основные направления // Российская юстиция. 1996. N 2.

Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Часть Общая. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. Гл. 5. С. 528 - 566.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.