Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания для преподавателей по проведению семинарских занятий




Главными задачами преподавателя при подготовке и проведении семинарских занятий по Конституционному праву являются:

1. построение семинарских занятий в одном концептуальном ключе, направленном на усвоение студентами знаний об информации и ее значении в современном государстве и обществе, содержание ключевых терминов и понятий, системе информационного права, государственной политики в области информатизации современного российского общества и государства;

2. выработка в процессе практического решения юридических ситуаций умений анализировать и разрешать юридические вопросы информационно-правового характера творчески, с использованием индивидуального видения возможных юридических путей их разрешения;

3. выработка и воспитание у студентов профессиональных компетенций и навыков культуры правового общения, мышления и языка.

На семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами Конституционного права, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны.

Преподавателю семинара кроме групповых занятий, следует проводить и индивидуальные собеседования.

На семинарских занятиях можно использовать следующие формы:

1. Развернутая беседа – наиболее распространенная форма семинара. Она предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендованной обязательной и дополнительной литературы, устные выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя) и их обсуждение, а также вступление и заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждении поставленной проблематики наибольшего числа студентов. Преподавателю следует ставить хорошо продуманные и четко сформулированные дополнительные вопросы к выступающему и ко всей группе. Можно использовать сообщения студентов после обсуждения в группе как итоговые.

2. Доклады студентов. Доклады готовятся по заранее предложенной тематике. Эта система позволяет привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, навыки поиска новых идей, фактов, приемов. На обсуждение следует выносить 2-3 доклада продолжительностью до 12 минут. Одновременно преподавателем могут назначаться содокладчики и оппоненты. Данный способ также прививает студентам навыки работы в коллективе. Такой методикой не следует злоупотреблять, т.к. «расслабляет» аудиторию, фиксируя ее внимание только на темах доклада. Тематика докладов может быть самой разнообразной: совпадать с формулировкой вопроса в плане семинара или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим знанием профессиональной проблемы.

3. Семинар-диспут – это такая форма работы на семинаре, которая позволяет выработать у студентов навыки полемистики. Диспут сожжет быть самостоятельной формой семинара и элементом других практических занятий. На таких занятиях можно объединить две или несколько семинарских групп, когда с докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами – другой. Вопросы, выносимые на семинар-диспут, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость. Диспут может быть вызван преподавателем в ходе семинара или спланирован заранее. В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции, отстаиваемое мировоззрение.

4. Семинар-пресс-конференция – по всем вопросам семинара преподаватель заранее поручает конкретным студентам или их группам подготовить краткие выступления (7-10 минут). После выступления докладчика по первому вопросу каждый из студентов группы обязан задать выступающему вопрос по теме доклада. Вопросы-ответы в таком аспекте являются основой семинара. Способность поставить вопрос и дать на него ответ требует значительной подготовленности к семинару. Первоначально на вопрос отвечает докладчик, потом любой студент группы, изъявивший желание. Как правило, вопросы-ответы ведут к развертыванию активной дискуссии. По окончании дискуссии группа переходит к следующему вопросу. Преподаватель должен следить и направлять ход и время такой дискуссии. Свое заключение преподаватель делает либо по каждому вопросу, либо в конце семинара.

5. Комментированное чтение первоисточников на семинаре способствует осмысленной и тщательной работе студентов над специальной литературой. Такое чтение должно составлять только часть семинара. Комментированное чтение позволяет приучить студентов к правильному и последовательному анализу первоисточников, особенно нормативно-правовых актов. Комментирование способствует навыкам формирования выводов и доводов.

6. Решение задач – важная часть семинара, которая способствует формированию у студентов способности более глубоко вникать в юридические проблемы. Преподаватель подбирает реальные юридические казусы для предварительного решения студентами и (или) разбора на семинаре в аудитории. Такую форму семинара следует применять как можно чаще, т.к. она направлена непосредственное формирование профессиональных компетенций. Решение юридических ситуаций должно привить студентам навык практического разрешения юридических дел, использования действующих источников права, привить навыки составления юридических документов и принятия юридических решений. Юридические казусы следует брать из реальной правоприменительной практики, отображающие реальное ее состояние. Это должно сформировать у студентов стойкое понимание необходимости постоянного обращения к судебной и правоприменительной практике в будущей профессиональной деятельности. Чем больше студенты будут решать конкретные юридические казусы, тем глубже будут у них сформированы профессиональные компетенции. Преподаватель должен ориентировать студентов на подробный анализ предлагаемого к решению юридического казуса с позиции текстуального изложения и рассмотрения предлагаемой жизненной ситуации и обстоятельств. При этом студенты должны устно проанализировать казус и, самое гласное, сформулировать и предложить средства защиты и пути разрешения юридического спора, т.е. разрешить юридический казус по существу.

На семинарских занятиях преподаватель может использовать следующие методы:

1. Первоначальный опрос студентов на предмет овладения ими теорией государства и права, в рамках пройденного материала. При этом особое внимание следует обратить на знание базовых терминов, а затем совместно уяснить их юридическое содержание и значение для информационного права, что необходимо для уяснения учебного материала и формирования соответствующих компетенций;

2. При переходе от одной темы семинара к другой необходимо формировать у студентов представление о взаимосвязи информационно-правовых институтов друг с другом и с правовыми институтами других отраслей отечественной правовой системы;

3. Значительную часть семинарского времени следует уделять решению юридических казусов либо предлагаемых для анализа и решения непосредственно на семинаре, либо для домашнего самостоятельного рассмотрения с последующим разбором на семинаре.

4. Работа студентов с тестами – это завершающий этап в освоении учебным материалом и формировании профессиональных компетенций. Преподаватель ориентирует студентов на учебную и дополнительную литературу, дает рекомендации и осуществляет консультирование. Данная работа выполняется студентами самостоятельно. Тестовая форма контроля может применяться преподавателем по итогам прохождения разделов дисциплины на контрольных семинарах или по результатам освоения всеми разделами дисциплины.

На первом занятии преподавателю следует организовать методический семинар для обучения студентов методам и приемам по освоению дисциплины, как во время аудиторных занятий, так и организации самостоятельной работы. В начале изучения дисциплины преподаватель распределяет формы и виды аудиторной и внеаудиторной работы и доводив их до сведения студентов. Также преподаватель устанавливает сроки выполнения для каждого вида работы и способы контроля, а также способы проверки освоенных студентом компетенций.

Семинарское занятие можно начинать с сообщение студента на заранее заданную тему, что станет отправной точкой для дальнейшего движения по теме семинара. Сообщение должно занимать не более 5 минут. Основной вид работы на таком семинаре групповая дискуссия. При таком виде работы на семинаре информация и материалы готовятся наиболее тщательно.

Преподаватель должен ориентировать студентов на кабинет кодификации, кафедры и специализированные аудитории для освоения учебного материала, где имеются методические материалы, содержащие требования к оформлению различных видов самостоятельной работы, образцы работ, списки специальной литературы, специальную литературу, в том числе периодическую, адреса сайтов в Internet-сети, критерии оценивания результатов самостоятельной работы, доступ к правовым системам Консультант-Плюс и Гарант.

На практических занятиях необходимо активно использовать возможности для самостоятельной работы студентов (решение ситуационных задач, применение методики «деловых игр», диспуты, рецензирование и оценка работ студентов самими студентами перекрестными группами, доклады и т.п.). Во время учебы в ВУЗе закладываются фундаментальные знания по избранному направлению подготовки. В процессе обучения студент должен освоить учебную программу и приобрести навыки самостоятельной работы. Одной из важных задач семинара является привитие студентам мысли о необходимости в дальнейшем учиться всю жизнь. Главное в период обучения научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.

Одним из учебных приемов и приемов проверки освоения учебного материала является устный опрос по ключевым вопросам изложенного и пройденного материала. Устный опрос является очень важным для формирования профессиональных компетенций юриста, т.к. они подразумевают наличие профессиональной свободной устной речи.

Принцип добровольности выступлений студентов следует сочетать с вызовом студента.

Обстановка в аудитории во время выступления студента находится постоянно в сфере внимания преподавателя. Следует ориентировать аудиторию на то, что содержательный анализ выступления, глубина и формулировка заданных вопросов оценивается также высоко, как и выступление с хорошим докладом.

Вопросы преподавателя отдельным студентам или аудитории должны быть ясными, точными, уместными, побуждать живой интерес студенческой аудитории и посильными студенту. Они могут быть уточняющими, наводящими и встречными.

Уточняющие вопросы призваны заставить студента яснее высказать мысль, четко и определенно сформулировать ее. Самостоятельно исправленная оговорка или неточность снимает вопрос или ошибочное мнение и побуждает интерес аудитории к обсуждению.

Наводящие вопросы имеют своей задачей ввести полемику в нужное русло, помешать нежелательным отклонениям от сути проблемы. Постановка такого вопроса требует особого такта и методического мастерства от руководителя семинара. Такие вопросы должны расширять мыслительные горизонты студентов.

Встречные вопросы ставятся для получения дополнительной аргументации и формально-логического анализа выступления или отдельных его положений. Такие вопросы призваны формировать у студентов умение всесторонне и глубоко обосновывать выдвигаемые положения, способности обнаруживать логические ошибки, обусловившие неубедительность или сомнительность вывода.

Вопрос может быть поставлен в теоретическом плане, но могут быть упомянуты конкретные случаи, близкие или хорошо известные участникам семинара, и предоставлена возможность самим студентам комментировать их в плане теоретической проблемы, обсуждаемой на семинаре.

Видами контроля самостоятельной работы студента могут выступать:

· входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения дисциплины;

· текущий контроль (последовательное регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях);

· промежуточный контроль по окончании изучения раздела;

· самоконтроль, осуществляемый студентами в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям (к каждой теме семинарского занятия предлагаются вопросы для самоконтроля);

· итоговый контроль по дисциплине в виде экзамена (устного или письменного в форме теста);

· контроль остаточных знаний и умений студентов спустя определенное время после изучения дисциплины (срез знаний).

Тестовый контроль знаний, умений и навыков (профессиональных компетенций) студентов отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению студентов по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Эффективно использовать тесты непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов, т.к. студент сам проверяет свои знания и приобретенные компетенции.

 

 

Методические рекомендации для студентов по подготовке к семинарским занятиям.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с тщательного ознакомления с планом семинарского занятия. Ознакомившись с поставленной проблематикой, следует переходить к анализу основной нормативно-правовой и учебной литературы, а затем рекомендованной дополнительной литературы. Подготовка к семинарскому занятию только по учебной литературе малоэффективна, т.к. такая литература содержит, как правило, сжатую информацию по основным принципиальным вопросам. В тоже время дополнительная литература (монографии, статьи) рассматривает вопрос либо глубоко и подробно, либо с различных точек зрения. Однако начинать следует всегда с учебной литературы, независимо от того предусмотрена или нет лекция по анализируемой теме семинара.

Изучение литературы подразумевает ее прочтение и конспектирование, с обобщением сути изучаемого вопроса. Конспектирование следует начинать только после прочтения соответствующей литературы, т.к. оно подразумевает фиксацию основных положений рассматриваемого текста, с творческим анализом высказанных в нем идей. Студенту не следует отказываться от конспектирования, т.к. это эффективный способ усвоения материала. Конспектирование следует заканчивать итоговым кратким обобщением, что позволит студенту сделать собственный вывод по изученному материалу.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы по изучаемой дисциплине. Освоению дисциплиной Информационное право необходимо уделять не менее 5 часов в неделю. В конце каждого семинара студенту целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой специальной литературы, на словарь по данной теме. Семинар стимулирует стремление к совершенствованию конспекта, желание сделать его более информативным, качественным. От семинара к семинару, на всех его этапах и их коррекции студент поднимается на более высокую ступеньку собственной зрелости, своего мнения более эффективно работать над проблемами, непосредственно относящимися к его будущей профессии.

Записи (конспекты) имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику.

Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результат мыслительной деятельности студента.

При подготовке к семинару студенту особое внимание следует обращать на понятийный аппарат.

На семинар следует являться с запасом сформулированных идей, а также вопросов по исследуемой проблематике. Это позволит студенту выступать на семинаре осознано и четко по поставленным вопросам.

Выступление на семинаре должно быть компактным и вразумительным, без неоправданных отступлений и рассуждений.

Студент должен формировать в себе способности уважительного отношения к выступающим и к оппонентам. Не следует перебивать говорящего, возражения и дополнения следует давать по окончании текущего выступления.

Следует помнить, что на семинаре идет проверка не только степени подготовленности к занятию, но и степень проникновения в суть материала и вынесенной на семинар проблемы.

Основной формой работы студента на семинаре является выступление или доклад, которые должны отвечать следующим требованиям:

1. связь выступления с темой или вопросом семинара;

2. раскрытие сущности проблемы;

3. значение для формирования профессиональных компетенций юриста.

Особое внимание следует уделять плану предстоящего выступления или доклада. Иногда студенту трудно четко планировать свое выступление (доклад), т.к. плану несправедливо отводится второстепенная роль и он составляется тогда, когда выступление (доклад) уже написано. Это приводит к тому, что студент не может сжато изложить основные положения своего выступления (доклада), поэтому оно превращается в зачитывание выдержек из учебники без осмысления.

Выступление (доклад) студента должно соответствовать требованиям внутренней логики и непротиворечивости. Проблема должна быть четко выделена и изложена, последовательно аргументирована. Следует избегать неоправданных отступлений.

Для убедительности выступления (доклада) студент должен уметь находить, рассматривать и приводить примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, вычленять наиболее существенные и значимые из них.

Общая последовательность выступления (доклада) на семинаре следующая:

1. выступление (доклад) по вопросу;

2. вопросы аудитории к выступающему;

3. обсуждение содержания выступления (доклада), его достоинств и недостатков;

4. заключительное слово докладчика;

5. заключение преподавателя.

Студент должен излагать (не читать) материал выступления (доклада) свободно, в противном случае выступление (доклад) должен быть оценен критически. Это может свидетельствовать о плохой подготовленности студента или о том, что у студента недостаточно развита культура устной речи, или о том, что материал списан с учебной литературы механически без его осмысления или о том, что материал списан с чужого текста.

Необходимо концентрировать свое внимание на то, что выступление (доклад) должно быть обращено к аудитории, а не к преподавателю. Это значимый аспект профессиональных компетенций юриста. Реакция аудитории (положительная, негативная, вопросительная и т.п.) является важным обучающим моментом. Без «обратной связи» со слушателями выступление (доклад) студента превращается в «разговор с самим собой». Поэтому в оценке выступления в целом учитывается мнение аудитории относительно его формы – речь, дикция, поведение, реакция на замечания, характер общения с аудиторий.

По окончании семинарского занятия студенту следует повторить выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе. Для этого студенту в течение семинара следует делать пометки. Более того в случае неточностей и (или) непонимания какого-либо вопроса пройденного материала студенту следует обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации и разъяснения возникшей ситуации.

Студент должен готовиться к семинарам и заниматься на них систематически. Стабильная и прилежная работа в течение семестра приведет к успешной сдачи сессии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.