Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы гражданского права. Предмет и метод регулирования 3 страница




 

26. Субъекты права природопользования. Права и обязанности природопользования. Субъектом права общего природопользования являются только физические лица (за исключением права общего водопользования). Субъектами права специального природопользования признаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства признаются субъектами права специального природопользования и наделяются правами и обязанностями в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. Индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, признаются субъектами права специального природопользования (ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды») за исключением случаев, установленных законодательством о лицензировании. Юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица как субъекты экологических отношений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, в том числе быть наделены специальной (экологиче­ской) правосубъектностью. Природопользование осуществляется с целью извлечения полезных свойств природного ресурса и последующего их потребления или обращения, поэтому существенным для природопользователя является право собственности на результаты своей деятельности, например, посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную продукцию и доходы от ее реализации, заготовленную древесину, добытые полезные ископаемые и пр. Права и обязанности природопользователей возникают с момента·получения документов, удостоверяющих право природопользования. Однако законодательством предусматривается также возможность использования участка природного ресурса до·выдачи соответствующего документа при условии определения границ участка на местности.

 

 

27 .Основания возникновения и прекращения права природопользования. Право общего природопользования возникает с рождением человека в силу принадлежащих ему естественных прав и прекращается со смертью лица. Право специального природопользования возникает при наличии установленных в законодательстве юридических фактов. Перечень таких юридических фактов – фактический состав зависит как от компонента природной среды, предоставляемого в пользование, так и от вида природопользования. Однако мы можем выделить несколько общих, присущих большинству видов природопользования, условий возникновения права: • предоставление лицензии (если в соответствии с законодательством на осуществление вида деятельности требуется лицензия); • решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование; • отвод участка на местности; • выдача документа, удостоверяющего право на пользование; • регистрация права или учет вида пользования.

Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, договора аренды участка лесного фонда, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Право специального пользования объектами растительного мира возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении такого права. К общим основаниям прекращения права специального природопользования следует отнести: • добровольный отказ либо минование надобности; • истечение срока, на который был предоставлен природный ресурс; • ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя; • использование природного ресурса не по целевому назначению; • нерациональное использование природного ресурса; • систематическое невнесение платы за природопользование;

28. Понятие, общая хар-ка и принципы гос. Управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление рассматривается как важнейший элемент государственного воздействия на обеспечение рационального природопользования, воспроизводства, защиты и охраны окружающей среды. Изменения, происходящие в системе органов государственных управления, можно подразделить на кардинальные, охватывающие систему государственного управления в целом, и локальные, за­трагивающие отдельные уровни системы. В юридической литературе предлагаются различные определения понятия управления природопользованием и охраной окружающей среды. В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось как осуществление органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами функций, вытекающих из содержания права исключительной собственности государства на землю, недра, воды и леса. Главной задачей государственного управления в данной области являлась организация рационального использования и охраны природных богатств. В юридической литературе подчеркивалось, что главным объектом государственного управления является деятельность, «распоряжение вещами», которая осуществляется людьми. Управление природопользованием и охраной окружающей среды характеризуется следующими чертами: • во-первых, это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера; • во-вторых, это деятельность, не только направленная на практическое исполнение нормативных правовых актов, но и нормо­творческая деятельность; • в-третьих, это деятельность по регулированию специфических отношений, т. е. отношений в области природопользования, воспроизводства, охраны окружающей среды; • в-четвертых, деятельность специально уполномоченных органов.

Представляется обоснованным рассматривать управление природопользованием и охраной окружающей среды не только как подзаконную, исполнительно-распорядительную деятельность, но и как нормотворческую деятельность компетентных органов.

управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах: • разделение функций природопользования и охраны окружающей среды; • обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду; • сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности; • подконтрольность органов государственного управления; • гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления; • ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды; • информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды; • научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.

29. Механизм гос. Управления в обл. природопользования и охраны окруж. Среды. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих такое управление. Козлов рассматривает методы управления как способы воздействия управляющих на управляемых, субъекта управления на его объект. А.Е. Лунев указывает, что методы управления – это способы воздействия на управляемых в целях наиболее правильного и оперативного решения задач, стоящих перед аппаратом управления. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на: • административные, т. е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; • экономические, т. е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды; • методы морального стимулирования, которые реализуются как посредством применения мер поощрительного характера, так и в форме воздействия на нарушителей. Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. В качестве форм управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства.

 

30. Функции гос. Управления в обл. … К функциям управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся: • стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды; • планирование в области охраны окружающей среды и природопользования; • лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • мониторинг окружающей среды; • учет в области окружающей среды; • государственная экологическая экспертиза; • экологическая сертификация; • контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

31. органы управления в области использования и охраны окружающей среды подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам управления общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

В соответствии со ст. 8-1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Президент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

• определяет единую государственную политику;

• утверждает государственные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• устанавливает порядок предоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения о предоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

• объявляет зоны экологического бедствия;

• устанавливает срок приостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зоне экологического бедствия;

• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»:

• обеспечивает реализацию единой государственной политики Республики Беларусь;

• принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды;

• обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;

• определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества окружающей среды;

• устанавливает порядок использования природных ресурсов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;

• устанавливает лимиты на природопользование, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

• вносит Президенту Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предложения об установлении отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот;

• устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;

• утверждает Положение о Красной книге Республики Беларусь;

• определяет содержание, порядок ведения и использования государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее;

• принимает решения об объявлении территорий особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, их преобразовании или о прекращении их функционирования;

• объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;

• устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

• определяет порядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды;

• устанавливает порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды и определяет перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль
в области охраны окружающей среды;

• устанавливает порядок материального поощрения должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, вы­явивших правонарушения в области охраны окружающей среды;

• устанавливает порядок информирования государственных органов и граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

• обеспечивает организацию и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;

• осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

• осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов в области охраны окружающей среды:

• утверждают территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

• распоряжаются на подведомственной им территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, недрами, водами, охотничьими и рыболовными угодьями, иными природными ресурсами, находящимися в их ведении, а также осуществляют контроль за их использованием;

• отменяют решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству Республики Беларусь о земле;

• осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны окружающей среды:

• разрабатывают и представляют в местные Советы депутатов территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и принимают меры по их выполнению;

• принимают меры по защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

• осуществляют на подведомственной им территории государственный контроль за охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

• определяют места размещения отходов;

• организуют сбор, перевозку, хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуются на их территории;

 

Гражданское право - совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами и основанные на равенстве сторон, а также экономической самостоятельности.

Имущественные отношения - отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения различным имуществом собственником или несобственником (купля-продажа, мена и др.).

Неимущественные отношения - отношения, возникающие по поводу нематериальных благ (унижение чести и достоинства лица и др.).

Принципы гражданского права - исходные начала, определяющие сущность гражданского права, общеобязательные идеи, характеризующие гражданское право в целом.

ГК РФ устанавливает следующие принципы гражданского права:

1) равенство участников отношений, регулируемых гражданским правом. Данный принцип определяет равную правоспособность участников отношений, одинаковое юридическое положение всех сторон, участвующих в гражданских правоотношениях, независимо от их роли в хозяйственной и иной деятельности;

2) неприкосновенность собственности. Каждый субъект, надлежащим образом соблюдающий нормы права, должен быть уверен в том, что его право собственности нарушено не будет;

3) свобода договора - участник гражданского правоотношения волен заключать договоры различного характера на условиях, не противоречащих закону, и, кроме того, самостоятелен в выборе партнера, с которым заключает договор;

4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела - никакие органы и граждане не вправе вмешиваться в дела участников гражданского права (тайна деловой и личной переписки, тайна телефонных переговоров и т. д.);

5) беспрепятственное осуществление гражданских прав. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои права в своем интересе и своей волей. Ограничение гражданских прав возможно только на основании закона;

6) восстановление нарушенных прав, их судебная защита. Принцип предполагает возможность обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов власти местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд;

7) свобода передвижения товаров, услуг и финансовых средств по всей территории Российской Федерации. Органы власти и другие участники гражданских правоотношений не могут и не должны устанавливать преграды для перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации. Предмет гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Метод гражданского права - система связанных между собой средств, приемов и способов, посредством которых оказывается воздействие на гражданско-правовые отношения между участниками. Метод гражданского права - диспозитивный. Данный метод характеризуется равенством участников правоотношений, их имущественной самостоятельностью, а также возможностью самостоятельного определения участниками правоотношений своего поведения и возможностью защиты своих нарушенных прав в суде (общей юрисдикции, арбитражном, в избранном сторонами третейском).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.