Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологическое направление УП




Классическая школа УП

1)

Дмитрий Георгиевич Мороз

Уголовное Право

20-28 октября поездка в Нидерланды - Германия. 360евро

Литература:

1) Научно-практический комментарий к УК РБ. Минск 2010г, Гиуст.

2) УП общая часть. Минск, Тесей, 2002г.

3) Бабей Н.А. – УП общая часть. 2010г – учебник коричневый. 2006г.- пособие синее.

4) Додонов В.Н. – Сравнительное УП общая часть. Москва, ЮрлитИнформ, 2010г.

5) Додонов В.Н. – Сравнительное УП особенная часть. Москва, ЮрлитИнформ, 2010-2011г.

6) Малиновский А.А. – Сравнительное правоведение в сфере УП. Москва, МО, 2002г.

7) УП зарубежных государств Особенная часть. Уч пособие. Под ред. И.Т.Козочкина. Москва, 2004г.

8) Курс УП в 5 томах, под ред. Борзенкова Б.Р, В.С. Коммисаровой, Кузнецовой, Москва, Зерцало-ЭН, 2002г.

9) УК РБ.

10) Зарубежные УК.


Тема 1: Уголовно-правовые школы и теории

1. Просветительно-гуманистическое направление УП

2. Классическая школа УП

3. Антропологическое направление УП

4. Социологическая школа УП и её основные концепции

 

Предпосылки появления УП как отрасли зародились в конце 18 века.

1-ое направление в УП – гуманистическо-просветительное.

Исторически 1-ым в УП зародилось просветительно-гуманистическое направление. Реакция буржуазии на средневековое беззаконие и произвол. Важнейшей заслугой просветителей этого направления явилось то, что ими впервые было сформулировано требование замены феодального правосудия, основанное на произволе, социальном неравенстве и жестокости, новой системой УП, которая основывалась на иных принципах: законности, справедливости, гуманизма и формального равенство всех перед законом.

Видные представители этого направления предложили конкретную программу реформы и судопроизводства, основы которой легли в основу правовой политики большинства государств мира. Одним из наиболее ярких представителей развития уголовно правовой мысли был знаменитый франц. Мыслитель,философ и юрист Монтескьё. 2 работы – уголовные воззрения: персидские письма, о духе законов. Монтескьё обрисовал неоправданную жестокость существовавшего в то время УП. Он считал необходимым законодательно ограничить круг уг. Совершаемых деяний в религиозной сфере. ПО его мнению страх наказания не является эффективным средством предотвращения преступлений. При этом мыслителям неотвратимость наказания, а не его жестокость, рассматривалась наиболее эффективным средством предотвращения преступлений. Не всегда этот принцип может быть реализован на практике. Он высказал тезис о том, что преступление должно быть точно определено в законе. А судья, осуществляющий правосудие, не должен отступать от буквы закона. Несмотря на всю значимость идей Монтескье он не ставил перед собой целью комплексно исследовать вопросы уголовного права, которые рассматривались им на ряду с другими вопросами государства и права.

Еще один просветитель – Француз – философ – Франсуа Мари Вольтер. 2 работы: Комментарий к книге о преступлениях и наказаниях, награда за справедливость и гуманизм – соразмерность преступления и наказания. Принцип справедливости УП. Он был противник смертной казни. Поднял вопрос о дифференциации Уг. Ответственности первым. Он утверждал, что дифференциация ответственности в УП должна осуществляться, не опираясь на принцип принадлежания человека к какому-либо классу, а опираясь на принцип отягощения и смягчения наказания в зависимости от личности преступника и обстоятельств дела. Если ты бедный – большое наказание, богатый – можешь вообще не быть наказан – так было до Вольтера. У него совершенно новый принцип. Все равны.

Чезаре Пеккаре. Первым значимым исследованием в истории человечества, связанное с УП, был трактат ЧЕзаре Пеккаре. Трактат: о преступлениях и наказаниях. Многими современными учеными его работа называется библией УП. Систематизировав УП взгяды Монтескье, Вольтера и иных гуманистов и просветителей, он высказал целый ряд новых идей, которые в последствии стали теоретическое предпосылкой для создания современного УЗ-ва. Впервые в радо Пеккария была сформулирована идея о том, что преступление от иных правонарушений отличается своей социальной направленностью. В частности, он утверждал что мерилом преступлений является причиненный вред обществу. Эта мысль положена в основу понимания понятия преступления в УК РБ и других государств СНГ. Ст.11. УК РБ – важнейший признак преступления – общественная опасность деяния. Вопрос о смертной казни также был довольно тщательно изложен в трактате. Вывод его: смертная казнь бесполезна, поскольку дает людям пример жестокости. В своей работе он четко сформулировал важнейшие принципы УП:

- наказания за преступления могут быть назначены только законом

- судья не может увеличивать меру установленную законом наказания

- суровость наказания должна зависеть от тяжести преступления.

 

Кант и Гегель.

Просветительсо-гуманистическое направление в УП заложило основу для разработки современной правовой догматики представителями классической школы УП, которая возникла на рубеже Французской революции. Сформировался ряд самостоятельных школ. Виднейшие:

НеоКлассичесское направление французского права. Представители: Портолан и Шаволь-Дели.

Германская нормативная школа. Представители: Бердинг, Беллинг, Франк, Пертмайер, Феербах.

Русская классическая школа. Представители: Спасович В.Д., Тоганцев Н.С., Сергеевский, Степовский.

 

Теоретический фундамент этой школы – немецкая классическая философия. Сформулированные Кантом и Гегелем философско-правовые конструкции оказали огромное влияние на современное УП.

Кант максимум должного поведения определил как: поступай так, как хочешь, чтобы поступали к тебе. Поступай в соответствии с таким правилом, которое, как ты думаешь, может стать общим моральном достоянием. Исходя из этого, в качестве основания Уг. Ответственности философом рассматривалась свобода воли человека. Т.е. человек должен подлежать уг. Ответственности поскольку его деяния являются результатом осознанно волевого поведения. По мнению Канта, человек должен быть наказан в соответствии с принципом Таллиона. Цель наказания – кара, соответствующая содеянному преступлению.

Гегель свое учение изложил в работе Философия Права. Нарушение права по его мнению представляет собой зло, ущерб какому-нибудь интересу, собственности или имуществу. Гегелем ставится вопрос о невменяемости слабоумных, сумашедших, о виновности лиц, совершенных преступление в состоянии опьянения или аффекта, невменяемости детей.

Концептуальной особенности классической школы явилось то, что в ее рамках впервые сложилась целостная система уголовно-правовой дагматии. Основное внимание классической школе уголовного права уделяется формально-юридическим конструкциям, точному описанию в законе признаков преступления, причем личность преступника, причин совершения преступления классической школой игнорируется. В центре внимания находится деяние, а не деятель. Основателем школы является немецкий ученый криминалист Феербах. ………

 

 

Эта форма легла в основу создания УК современных государств (тоже РБ)и рассматривается как составная часть законности. Исходя из данных принципов, Феербах сформулировал формальное определение преступления, т.е. деяние, запрещенное законом. На практике это означало запрет в привлечении к уголовной ответственности за деяния, которые не были записаны в законе. Нет Анналогии закона. Феербах считал обязательным установление уг. Ответственности за конкретные деяния, а не за мысли, взгялды и т.д.

Огромная заслуга Феербаха заключается в том, что им были разработаны такие концепции, как состав преступления, виды вины, соучастие в преступлении.

Помимо Феербаха так же в класс. Школе бы важен Бентам. Англ. Ученый. В своих многочисленных работах он развил идее Монтескьё, разработав логоритм определения соразмерности преступления и наказания. Другими слова создал модель преступления, в соответствии с которой, человек перед совершение преступления оценивает положительные и отрицательные стороны преступления. В зависимости от того, хорошего или плохого больше принесет преступление, он решает, совершать ли его. Наказание не может применяться в след. Случаях, считал Бентам:

1) Если оно безосновательно

2) Если оно неэффективно

3) Не должно применяться, если оно слишком дорого обходиться

4) Нет целесообразности наказания

Классическая школа уг. Права отвергла религиозное толкование преступления, как проявление греховности силам зла. Представители класс. Школы считали, что совершение преступления это вопрос свободы воли и умысла. Принципы мести заменяются принципом рациональности тяжести преступления и наказания.

Недостаток: не уделяли внимания личности. Не видели необходимости учитывать его личность при назначении наказания. Школа не опиралась на практику и на фактический материал о преступлениях – кризис класс. Школы в конце 18 века. На смену ему пришли антропологическое и социалистическое направления.

Неоклассическое направление модифицирует целый ряд положений классической школы. В частности, представитель неоклассицизма, Принс, считал целесообразным смягчить меру уг. Репрессии и сделать их более гуманно. Борьба с преступностью - комплекс мер. Социальные меры предупреждения, пенинтециарные и т.д.

 

Считали, что преступник не становится собой, а рождается таковым.

В 70-80 г. 18 столетия появилось новое направление называемое позитивистским. Появление его было связано с ростом преступности и невозможностью классической школы УП предложить действенные меры по борьбе с ним. Сущность позитивистского направления связана с использованием исследователями позитивистского метода решения уголовно правовых проблем. В отличие от класс. Школы сущность позитивистского метода заключается в экспериментальных исследованиях выявления преступности, которая изучалась в рамках антропологии, статистики, психологии. Основу этого направления в данном случае образует не разработка абстрактно-доктриальных правовых норм, а личностные и социологические аспекты преступности. В рамках это направления выделилась антропологическая направленность, которая возникла в Италии. Основоположник – Чезаре Ламброзо.(1836-1909г). Автор работы «Преступный человек». Ламброзо предпринял попытку отказаться от классического УП и взамен него основать новую науку – Уголовную Антропологию, стремясь доказать, что преступность имеет врожденные психологические причины. В центре его внимания находится не У-П норма или принцип, а человек преступник. По его мнению, преступник – это существо особенное, биологически отличающееся от других людей. Он доказывал, что преступник – это своеобразный антропологический тип, который совершает преступление в силу особенности своего организма. Это тип, по его мнению, наделён совокупностью свойств, делающих его легко узнаваемым. Позднее, под влиянием иных проведенных исследований другими учеными, Ламброзо частистно отказался от своих идей и в определённой степени признал на ряду с антропологическими особенностями человека-преступника и социологические. Огромная научная заслуга Ламброзо в том, что впервые была поднята проблема личности преступника.

 

4. Социологическая школа УП и её основные концепции

На ряду с антропологическим направлением в позитивизме в конце 19в начало развиваться социологическое направление. Теоретики: Ферри, Лист, Вангамель, Дриль. При разнообразии концептуальных подходов общим положением соц. Направления было учение о факторах преступности. Согласно факторному подходу преступность – результат взаимодействия 3 групп факторов:

1. Индивидуальных (психические свойства личности: возраст, пол, СП, образование)

2. Физические (географические, почвенные условия, времена года)

3. Социальные (принадлежность к соц. Группе, род занятий и т.д.)

Сторонники соц. Школы призывали к пересмотру все институты УП, предлагали перенести центр тяжести Уг. Репрессии с деяния на деятеля. Считая, что основания предела уг. Ответственности должны определяться не характером и тяжестью преступления, а тем, состоянием личности приступника. Заслуга: специальные-номинальные суды для несовершеннолетних – предложение о создании.

По предложению,.социологов,, в УЗ разл. Стран мира были введены институты досрочного освобождения и условного наказания, дающие возможность индивидуализировать ответственность.

Т.О. основные положения соц. Школы сводятся к следующему:

1) Преступность как системное явление предопределяется различными фактарами.

2) Цель наказания – не кара, а защита общества от преступников.

3) Определяя наказания, в первую очередь нужно учитывать личность преступника, а не обстоятельства преступления.

4) Лица, находящиеся в «опасном состоянии» должны изолироваться от общества.

 

Концепция «опасного состояния»

Эта концепция пытается доказать, что часть людей имеет психологически или социальную предрасположенность к совершению преступления. Согласно концепции, лица, находящиеся в «опасном состоянии», а к ним относятся неисправляемые преступники, должны подвергаться превентивному заключению с целью изоляции от общества. Гарфалло, итальянский криминолог, придумал эту Концепцию и выдели критерии этого состояния. Современным продолжением это теории является клиническое направление, разработанное ит. Учеными Пинотелли и Конетом, которые в 1975 году в Геннуе открыли международный клинический центр криминологии.

Основные положения данного направления сводятся к следующему:

1) Отказ от принципов уг. ответственности.

2) Предоставление клиницисту решающую роль при назначении наказания.

3) Расширение системы неопределённых договоров. (неопределённый срок наказания)

4) Стирание грани между тьрьмой и психиатрической лечебницей.

Эта концепция нашла свое отражение в УЗ США и ФРГ.

 

Теория Социальной Защиты

Появилась после 2-ой мировой войны. Оформилась в виде 2 школ: итальянская и французская. Задача: пересмотреть направление классической школы права за тем, чтобы выработать рациональную уголовную политику. Представители отказались от теоретических конструкций класс. Уг. права. При этом, сторонники новой соц. Защиты согласились с отказом от классического понимания вины. Концепция свободы воли, согласились с понимание вины, присущему социологическому направлению.

В отличие от теории соц. Защиты сторонники новой соц. Защиты наряду с защитой интересов общества настаивали и на защите прав преступника. Соответственно, центральное место в теории новой соц. Защиты занимает идея ресоциализации, а не его изоляции от общества. Для успешной ресоциализации требуется всестороннее изучение личности преступника. Исходя из этого, сторонники новой соц. Защиты предложили оформлять на каждого человека, совершившего преступление, специальное досье. В таком досье должны быть зафиксированы все сведения, которые могут помочь ему ресоциализироваться. Включая данные о биологической конституции (уровень серотонина), психических реакциях, социальном положении и связи, образовании и т.д. Против положений этой концепции выступили сторонники современной неоклассической французской школы права. Практитуя концепцию новой соц. Защиты криминалисты не могли согласиться с необоснованным на их взгляд количеством льгот для преступников. Действующий УК Франции 1992 года является компромиссом между сторонниками неокласс. Направления и сторонниками новой соц. Защиты.


Тема 2:Уголовно-правовые системы стран мира

1. Общая характеристика уголовно-правовых систем стран мира

2. Романо-германская (континентальная) система УП

3. Англо-саксонская система уголовного права

4. Мусульманское уголовное (деликтное) право

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.