Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выездная 2 страница




В России коммерческие банки выполняют функцию расчетно-кассового обслуживания клиентов. Для этого юридическим лицам необходимо иметь расчетный счет в банке. Расчетный счет открывается организациям, имеющим самостоятельный баланс и функционирующим в соответствие с правилами коммерческого расчета. На расчетном счете отражаются денежные операции, связанные с текущей деятельностью. Владелец счета имеет право самостоятельно распоряжаться средствами на расчетном счете, соблюдая правила расчетов. Остатки средств на расчетном счете организации служат денежным резервом предстоящих платежей. Источниками образования средств на расчетном счете являются главным образом суммы, поступающие от реализации продукции.

Платежи организаций в основном проводятся в безналичном порядке со счетов, открытых в банках. При недостаточности средств на счетах устанавливается очередность платежей в соответствии с ГК РФ.

Безналичные расчеты осуществляются, как правило, на основе расчетных документов, которые представляют собой распоряжение клиента банку о переводе средств с одного счета на другой или о зачете взаимных требований. Исключением является списание средств со счета плательщика в принудительном порядке (например, по распоряжению судебных органов). Расчетными документами являются:

• распоряжение плательщика о списании денежных средств с его счета и их перечислении на счет получателя средств;

• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.

Используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

Безналичный оборот в России организуется согласно определенным принципам:

1) правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия.

2) осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.

3) поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

4) наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

5) срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное выполнение платежных обязательств.

6) контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

7) имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий.

 

56. Понятие и структура банковской системы РФ.

Банковская система России, будучи частью общеэкономической системы, прошла сложный путь становления и развития рыночных отношений. В условиях трансформации экономики, перехода от распределительной к рыночной систему хозяйства заметное влияние на ее эволюцию оказало разрушение традиционных экономических связей между экономическими субъектами, кризисное состояние экономики, сильная инфляция.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель и разделена на два яруса.

Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.

Второй ярус состоит из деловых банков, задача которых — обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит от предшествующей, поэтому имеет «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

 

 

57. Правовой статус Банка России.

В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом изменений, внесенных после его принятия.

В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

В обязанности Банка России в законодательном порядке входит необходимость обеспечения устойчивости рубля за счет:

■ взаимодействия с Правительством РФ при разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики;

■ монополии па эмиссию наличных денег и организацию их обращения;

■ выполнения роли кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

■ установления правил осуществления расчетов в стране;

■ установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

■ обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

■ осуществления эффективного управления золотовалютными резервами;

■ проведения государственной регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензии кредитных организаций;

■ осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

■ регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

■ осуществления самостоятельно или по поручению Правительства РФ всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

■ организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля;

■ определения порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

■ установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

■ установления и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;

■ участия в разработке прогноза и организации составлении платежного баланса Российской Федерации;

■ установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешения на организацию купли-продажи иностранной валюты;

■ проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валют -но-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных;

■ осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.

Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти.

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций.

Ставка рефинансирования — это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам.

Она является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства ко преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить, также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ой федеральной собственностью.

 

58. Понятие и правовое положение кредитных организаций.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом:

♦ банк является коммерческим юридическим лицом, т. е. таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;

♦ банк создается в форме хозяйственного общества, т. е. акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;

♦ банк является кредитной организацией, т. е. организацией, созданной для осуществления банковских операций;

♦ банк действует на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ;

♦ банк обладает специальной компетенцией, т. е. извлекает прибыль путем совершения специальных операций;

♦ банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

российские коммерческие банки действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке. Эти операции: предоставление различных по видам и срокам кредитов; покупка-продажа и хранение валюты, ценных бумаг; привлечение средств во вклады; осуществление расчетов; выдача гарантий, поручительств и иных обязательств; посреднические и доверительные операции и др.

В Российской Федерации кредитная организация действует на основании специального разрешения — лицензии. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

 

59. Банковское регулирование и банковский надзор.

Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, за соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов. При этом преследуется главная цель — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции он осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. При этом должны соблюдаться обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах они осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний, непредоставления информации либо предоставления неполной или недостоверной ин-формации Банк России имеет право потребовать устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

60. Понятие и виды валютных правоотношений.

Отдельным институтом финансового права являются нормы, регулирующие общественные отношения в области осуществления руководства денежным обращением и валютными отношениями. Валютные правоотношения представляют собой специфический вид финансовых правоотношений, и включают, с одной стороны, широкий комплекс международных валютных отношений, а с другой - разнообразные внутригосударственные (внутренние) валютные отношения.

Два вида всех валютных отношений:

1. Текущие валютные операции:

- расчеты по экспортно-импортным сделкам, если срок между датой поступления платежа (денежных средств) и датой поступления товара, выполнения работ, оказание услуг, не превышает 180 дней.

- предоставление и получение кредитов и займов (срок не выше 180 дней)

- перевод и получения %, дивидендов, иных доходов по вкладам, инвестициям, заемных кредитных операций.

- операций не торгового характера (выплата зарплаты, стипендия, переводы на получения длительных средств по договору дарения, выплата денежных средств по наследственным делам и т.д.)

2.Валютные операции с движением капиталов.

- расчеты по экспортно-импортным сделкам, если срок между датой поступления платежа и датой поступления товаров превышает 180 дней.

- предоставление и получение кредитов и займов, на срок превышающих 180 дней.

- приобретение акций и других ценных бумаг при их распределении и учредителей, а т.ж. доли в УФ.

- переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества относительного законом РБ к недвижимому, либо передачи прав на это имущество.

- иные валютные операции не относящиеся к текущим.

61. Виды и правовой режим валютных операций.

К валютным операциям в соответствии с актуальными требованиями законодателя относятся:

- все операции, совершаемые любыми субъектами на территории России по поводу валютных ценностей;

- операции, связанные с переводом денежных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию;

- все операции с участием нерезидентов.


Валютные операции осуществляются на территории Российской Федерации по определенным правилам в зависимости от субъектного состава этих операций и их характера. Эти правила можно называть правовым режимом валютных операций, который может быть общим, т.е. не устанавливать никаких ограничений для определенного вида операций, и специальным, или разрешительным, предполагающим для совершения операции получение каждый раз разрешения или лицензии Банка России.

Закон о валютном регулировании и валютном контроле прежде всего определяет принципы осуществления валютных операций, к которым можно отнести:

- разграничение валютных операций в зависимости от их экономического назначения

- прямое указание на то, в каком порядке и каким образом данные операции могут быть осуществлены субъектами валютных операций

- определение компетенции органов валютного регулирования в установлении порядка осуществления операций с определенными видами валютных ценностей

- установление законодательно закрепленной системы валютного контроля за законностью совершения валютных операций.

В зависимости от правового режима все операции делятся на текущие и операции, связанные с движением капитала. Текущие операции совершаются всеми предприятиями и организациями без каких-либо ограничений, а операции, связанные с движением капитала, предполагают получение разрешения Центрального банка РФ.

62. Принципы и органы валютного регулирования.

Основные принципы валютного регулирования закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

• приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

• единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

• единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

• обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;

• полная конвертируемость рубля по текущим операциям;

• предотвращение утечки капитала, мобилизация валютных ресурсов;

• контроль за операциями нерезидентов в рублях;

• контроль за обращением наличной иностранной валюты и валютных ценностей.

 

Органы валютного контроля в РФ:

1) Центральный банк РФ;

2) федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В настоящее время федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агенты валютного контроля:

1) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

2) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

63. Правовые основы валютного регулирования.

В нашей стране правовые основы валютного регулирования закреплены в федеральном законодательстве, в частности, Федеральный закон от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит основные положения, касающиеся всех процессов, происходящих на валютном рынке Российской Федерации.

Итак, валютное регулирование можно определить как деятельность органов государственной власти, непосредственно направленную на регламентацию порядка осуществления различных валютных операций.

Федеральный закон от 10.12.2003 года, содержащий правовые основы валютного регулирования, определяет его основные принципы, полномочия соответствующих государственных органов, разъясняет основные права и обязанности таких участников валютного рынка, как резиденты и нерезиденты, касающиеся распоряжения ими валютными ценностями и валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами.

Так, к числу валютных ценностей законодатель относит внешние ценные бумаги и любую иностранную валюту. В правовых основах валютного регулирования закрепляются основные правила и условия проведения валютных операций и соответствующие ограничения. Так, в частности, в законе отмечено, что валютные операции, совершаемые между уполномоченными банками и резидентами, связанные с получение и возвратом займов или кредитов, уплатой штрафных санкций осуществляются без ограничений.

 

64. Ответственность за нарушение валютного законодательства.


Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее ответственность за нарушение валютного законодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.

 

Виды ответственности за нарушение валютного законодательства РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.