Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности на природные ресурсы




Понятие, содержания и формы права собственности на природные ресурсы.

В теории права, под отношениями собственности понимают, отношения между людьми или группами людей по поводу конкретного имущество, включая отношения по присвоению этого имущества.

Право собственности на природные ресурсы – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.

Данное право рассматривает в двух основных аспектах:

· Как институт общей части экологического права, имеющий универсальный характер (право собственности в объективном смысле).

· Как совокупность полномочий конкретного собственника в отношении конкретного природного ресурса (право собственности в субъективном смысле).

Данное право не является абсолютным и ограничивается общественно-значимыми интересами. Например: В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, ст. 209 ГКРФ собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается природными ресурсами, однако лишь в той мере, в какой это допускается законом, не нарушает прав и законных интересов других лиц и не наносит ущерба окружающей среде.

Содержание данного права заключается в обладании собственником тремя вышеназванными правомочиями.

Пользоваться – извлекать выгоду.

Распоряжаться – определить судьбу вещи.

Владение – обладать и господствовать над вещью. Например: угон автомобиля, не лишает права собственности, а лишает правомочия владения.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, главой 17ой ГКРФ, природоресурсным законодательством – земля и другие природные ресурсы, могут находится в частной\государственной\муниципальной\иных формах собственности. Государственная и муниципальная собственность объединяется в публичную собственность.

 

Особенности право собственности на природные ресурсы.

Признак овеществлённости – согласно ему, выделяют группы природных объектов, которые по своим объективным свойствам не могут выступать предметом обращения в собственность. Например: Атмосферный воздух.

Признак неотделимости – природных ресурсов от природной среды, согласно ему проводится разграничение между природными и социальными объектами. Природный объект является одновременно неотъемлемой частью природной среды и объектом права собственности. Отделение его от естественной среды его нахождения ведёт к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Пример: Пока нефть в скважине, действует закон о недрах, но когда она покидает естественную среду, перегоняется в хранилище то, уже действует право на товарно-материальные ценности.

Права частной собственности на природные ресурсы.

Права частной собственности на природные ресурсы – это одна из форм права собственности, при которой вышеназванными правомочиями обладают физические и юридические лица.

В соответствии со ст. 36 КРФ, а также: ГКРФ, Земельный кодекс (Глава 3) – в частной собственности находятся земельные участки.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса - в собственности физических и юр. лиц:

- пруды, обводненные карьеры

при условии, что там находится земельный участок. Такие участки неделимы.

В соответствии с ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов – в частной собственности находятся водные биоресурсы, обитающие в прудах и обводнённых карьерах находящихся в частной собственности.

В соответствии с Лесным кодексом РФ ст. 8 – в частной собственности допускается нахождение лесных участков не входящих в состав земель лесного фонда.

Законодательство о недрах не допускается нахождение в частной собственности участков недр, но в то же время добытые из недр полезные ископаемые могут находится в частной собственности.

Право публичной(государственной) собственности на природные ресурсы.

Данная форма правособственности является доминирующей среды остальных форма <…>

 

Делится на два вида на:

- федеральную – это <…>

-региональную

<…>

Право муниципальной собственности на природные ресурсы:

Право муниципальной собственности – это одна из форм права собственности, при которой <…>

Согласно законодательству в муниципальной собственности могут находится следующие объекты:

- земельные участки (Земельный кодекс)

- пруды и обводнённые карьеры, полностью расположенные в границах земельных участков находящихся в муниципальной собственности (Водный кодекс)

- водные биоресурсы, обитающие в водоёмах находящихся в муниципальной собственности.

- лесные участки не входящие в состав земель лесного фонда (лесной кодекс)

- участков недр содержащих месторождения общераспространённых полезных ископаемых (Закон о Недрах

- курорты местного назначения (ФЗ об особо охраняемых природных территориях)

Право природопользования.

Понятие, содержания и виды права природопользования.

Под правом природопользования понимают совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств объектов природной среды. Данное право, также как и право собственности, рассматривается в двух основных аспектах:

- как институт общей части экологического права (объективный смысл).

- как совокупность полномочий конкретного природопользователя в отношении конкретного природного ресурса (субъективный смысл).

В зависимости от объекта данного права выделяют следующие виды данного права:

- землепользование (ст. 7 Земельный кодекс).

- водопользование (глава 5 Водный кодекс).

- недропользование (ст. 6 ФЗ о недрах).

- пользование растительным миром, включая лесопользование (Лесной кодекс ст. 25).

- пользование животным миром (Закон о животном мире ст. 34). Два основных вида пользования выделяют: рыболовство и охоту.

- пользование атмосферным воздухом (ст. 14 закона об охране атмосферного воздуха).

В зависимости от целей и оснований возникновения данного права выделяют общее и специальное природопользование:

- общее природопользование является общедоступным, служит для удовлетворения личных потребностей человека и не требует в каждом конкретном случае специального разрешения со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц. Данное право относится к экологическим правам человека, возникает непосредственно из законов или других НПА в которых также устанавливаются пределы реализации данного права, а также основания для его ограничения или прекращения. Выделяют общее:

- общее землепользование – ст. 85 Земельного кодекса РФ, 262 Гражданского кодекса РФ.

- общее водопользование – ст. 6 Водный кодекс

- общее недропользование – ст. 19 ФЗ о недрах

- общее лесопользование – ст. 11 Лесного кодекса

- общее пользование животным миром – ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и ФЗ об охоте

В отличии от общего, специальное природопользование сопряжено с более значительным воздействием на природу, служит для удовлетворения коммерческих, экономических и иных интересов и реализуется соответствующими субъектами после получения специального разрешения. Выделяют:

- специальное землепользование

- специальное водопользование

- специальное недропользование

- специальное лесопользование

- специальное пользование объектами животного мира

- специальное пользование атмосферного воздуха (ст. 12-18 ФЗ об охране атмосферного воздуха).

Правовое регулирование экологического управления.

Понятие, содержание и виды экологического управления. Система органов управления в данной области.

Экологическое управление - урегулированную нормами права деятельность, уполномоченными на то органами и организациями, призванную обеспечить эффективную охрану окружающей среды и рациональное природопользование.

Выделяют следующие виды экологического управления:

- общее управление – осуществляется органами общей компетенции и касается всех субъектов экологических отношений реализующих свою деятельность в пределах территорий РФ, субъектов РФ или муниципального образования. К органам общей компетенции отнесены: Президент РФ, Правительство, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

- специальное управление – имеет надведомственный характер распространяется в отношении всех организаций вне зависимости от их правовой формы и формы собственности и реализуется органами специальной компетенции. К таким органам относятся: Органы государственной власти для которых решение задач в данной области является их основной задачей. В соответствии с действующей структурой федеральных органов исполнительной власти основным специально уполномоченным государственным органом в данной области является Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Содержание управление в данной области заключается в выполнении соответствующими органами и организациями ряда управленческих функций:

- экологическое нормирование - гл. 5 ФЗ об охране окружающей среды

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза – гл. 6 ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ об экологической экспертизе

- экологическое лицензирование – ст. 30 ФЗ об охране окружающей среды

- экологическая сертификация и экологический аудит – ст. 1, 31 ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о техническом регулировании

- экологический мониторинг – гл. 10 ФЗ об охране окружающей среды

- экологический контроль - гл. 11 ФЗ об охране окружающей среды

- учёт состояния природных ресурсов и воздействий на окружающую среду

- государственные кадастры (реестры) природных ресурсов – ст. 69 ФЗ об охране окружающей среды.

- внутрихозяйственное управление – осуществляется непосредственно самими хозяйствующими субъектами в процессе реализации ими своей хозяйственной и иной деятельностью. Например: внутрихозяйственный аудит, производственный экологический контроль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.