Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смежные права




Субъекты авторского права

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Производные и составные произведения как объекты авторского права

Произведения архитектуры как объекты авторского права

Понятие и принципы авторского права

Юридическая природа и содержание исключительных прав

Исключительные права (интеллектуальная собственность) – группа прав, отличная от права собственности, выполняющая в отношении нематериальных объектов функции, аналогичные функциям права собственности для материальных объектов. Исключительными признаются права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям (авторские права); исполнительской деятельности артистов, звукозаписям, радио и телевизионным передачам (смежные права); изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам (патентные права); селекционным достижениям; топологиям интегральных микросхем; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям и наименованиям мест происхождения товаров (права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ и услуг), а также секретам производства (ноухау).

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации обладают общими свойствами:

а) они возникают только при наличии прямого указания закона. Каждый новый охраняемый вид объектов исключительных прав должен быть назван в законе;

б) они представляют собой особую ветвь абсолютных прав. Для исключительного права характерно то, что оно возникает у правообладателя независимо от воли третьих лиц и что такому праву корреспондирует обязанность всех окружающих воздерживаться от действий, способных нарушить это право. Правообладатель может самостоятельно осуществлять использование такого объекта тем или иным способом, а также разрешить другому лицу использовать соответствующий объект.

Исключительное право по своему содержанию является имущественным правом. Оно передаваемо, отчуждаемо, легко обособляется от личности автора или иного правообладателя. Авторы (создатели) творческих результатов также имеют личные неимущественные права (право авторства, право на авторское имя), которым присущи неотчуждаемость и непередаваемость (ст.150 ГКР Ф).

Исключительные права могут переходить по наследству. Специфика заключается в том, что исключительные права переходят по наследству только на определенный срок, а по его окончании результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации становятся общественным достоянием.

Защита исключительных прав осуществляется общими способами. Особенности защиты исключительных прав устанавливаются специальными законами (например, в Законе о товарных знаках назван такой способ защиты, как удаление за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака и др.).

12. Закон «Об авторском праве и смежных правах»

Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351I «Об авторском праве и смежных правах» детально регламентирует отношения в сфере авторского права и смежных прав. Закон состоит из 5 разделов и 53 статей.

Первый раздел «Общие положения» закрепляет предмет регулирования данного Закона (отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), устанавливает нормативное регулирование отношений в сфере авторского права и смежных прав (нормами российского и международного права), а также закрепляет понятийный аппарат в сфере авторского права и смежных прав.

Второй раздел «Авторское право» полностью посвящен регулированию авторского права. Здесь устанавливается сфера действия российского авторского права на произведения, обнародованные на территории РФ и за ее пределами, называются объекты авторского права, какие произведения являются объектами авторского права, а какие нет, регулируется порядок возникновения авторского права, определяется правовой статус авторов, соавторов, составителей сборников и других составных произведений, переводчиков и авторов других производных произведений, регламентируется авторское право на аудиовизуальные и служебные произведения.

Третий раздел «Смежные права» посвященрегулированию отношений в сфере исполнения произведений. Здесь также устанавливается сфера применения смежных прав, определяется, кто может быть субъектом смежных прав, правовой статус исполнителя, производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, случаи использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя, а также случаи ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, регламентированы сроки действия смежных прав.

Четвертый раздел «Коллективное управление имущественными правами» регулирует порядок управления имущественными правами организациями, созданными в целях обеспечения имущественных прав обладателей авторских и смежных прав, а также функции и обязанности указанных организаций.

Пятый раздел «Защита авторских и смежных прав» предусматривает ответственность за нарушение авторского права и смежных прав, определяет понятие информации об авторском праве и о смежных правах, раскрывает способы защиты авторских и смежных прав и обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права). В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права.

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом.

Принципы авторского права:

а) принцип свободы творчества – означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);

г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика

Объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

В Законе содержится примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права:

а) литературные произведения (включая программы для ЭВМ) – художественные, документальные, учебные произведения, тексты песен и др.;

б) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения – постановки в театре, мюзиклы и др.;

в) хореографические произведения и пантомимы – танцевальные произведения, балетные шоу, сцены изображения действий без словесного сопровождения;

г) музыкальные произведения с текстом или без текста – песни, мелодии для фильма и др.;

д) аудиовизуальные произведения (кино, теле и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино и телепроизведения);

е) произведения живописи (отображение объективного мира на плоскости), скульптуры (объемные, трехмерные произведения), графики (рисунки, их печатное воспроизведение), дизайна (внешний и внутренний облик здания), графические рассказы (рассказ при помощи рисунков), комиксы (рассказ при помощи рисунков и словесных пояснений) и другие произведения изобразительного искусства;

ж) произведения декоративноприкладного (двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом) исценографического искусства (оформление образа актера для сценического произведения);

з) произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства – здания, сооружения и т. д.;

и) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, – отпечатки негативов фотографической пленки, отпечатки кадров с цифровых носителей и др.;

к) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

л) другие произведения – такие произведения, например, которые сочетают в себе элементы нескольких произведений.

В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа его выражения.

Авторское право на произведения архитектуры регулируется также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (гл. 4 «Авторское право на произведения архитек туры»).

Произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения (рисунок, план, чертеж ит.д.) или в трехмерной объемнопространственной форме (модель, макет, сооружение и т. д.).

Основными объектами авторского права, в которых выражен результат творческой архитектурной деятельности, являются:

1) архитектурный проект – комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;

2) документация для строительства – комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора (эскизы, рисунки, чертежи, макеты и др.), не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;

3) архитектурный объект – объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства (возведения) архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства), составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производными произведениями являются произведения, которые представляют собой переработку другого произведения. Составные произведения – произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Такие производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

К переводу произведения относится перевод произведения с одного языка на другой (например, с английского на русский), в то м числе на языки не вербального общения. Обработка произведения – процесс, результатом которого является вторичное произведение, созданное в информационных или справочных целях. Аннотация – краткое произведение, вкотором автор отображает краткую характеристику содержания произведения, его концепцию и суть. Реферат – краткое изложение вписьменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Резюме – краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения или иного литературного произведения.

Обзор – произведение, где характеристики других произведений включены в связный текст, выстроенный по общему замыслу обозревателя в той или иной системе. Инсценировка – переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Аранжировка – переложение музыкального произведения для исполнения его инструментами или голосами, для которых оно не было предназначено в оригинале.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. Антология – непериодический сборник, включающий избранные (стихотворные) литературно-художественные произведения или извлечения из них. База данных – совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ.

Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Телефильм – телевизионный фильм, постановочный (игровой) фильм, созданный специально для демонстрации по сети телевизионного вещания – с учетом технических возможностей телевидения и особенностей восприятия телезрителями изображения на экране телевизора. Телефильм отличается от кинофильмов (видеофильмов) своим художественным построением, т. е. меньшим числом общих планов, отсутствием вполе кадра мелких деталей изображения и при съемке на кинопленку меньшим диапазоном плотностей и пониженным контрастом изображения.

Диафильм – короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединенных общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом. Разновидностью диафильма является микрофильм. Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Диафильм может сопровождаться звуком (текст диктора, воспроизведение фонограммы параллельно демонстрации диафильма), а может не сопровождаться.

Слайдфильм – короткометражный фильм, состоящий из периодически сменяющих друг друга слайдов, объединенных общей темой. В отличие от диафильма слайдфильм – это прерывистый показ кадров с детальным пояснением или без такового. Слайд-фильм может сопровождаться звуком (чаще всего текст диктора) или не сопровождаться таковым.

К другим объектам аудиовизуальных произведений можно отнести музыкальный, рекламный клип и видеоклип. Музыкальный клип – аудиовизуальное произведение, представляющее собой сочетание музыкального произведения с короткометражным видеофильмом.

Рекламный клип – короткометражное видеосообщение о рекламируемом товаре, работе или услуге. Видеоклип – часть целого видеофильма, созданная в демонстрационных целях либо объединяющая в себе несколько частей видеофильма.

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане: авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом авторского права. В России правовая охрана смежных прав регулируется разделом 3 «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Смежные права – права, близкие к авторскому праву и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они врезультате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т. д.

После того как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересовсубъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а так же творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

По Закону «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

1) права исполнителей;

2) права производителей фонограмм;

3) права организаций эфирного и кабельного вещания.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.