Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект правоотношений. Это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов




Это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов. Объектами правоотношений являются:

1. Материальные блага, нематериальные личные блага.

2. Поведение, действий субъектов, услуги.

3. Результаты духовного творчества.

4. Ценные бумаги, официальные документы.


Билет 6.

 

Психологическая теория (Петрожицкий). Эмоции играют большую роль в приспособлении человека к условиям жизни. Человек имеет свой уникальный психотип и согласно ему занимает место в обществе.

 

Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью, объединенных обменными отношениями людей, решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества.

Гражданское общество – социально неоднородно, т.к. состоит из классов, слоев. Соответственно в каждом государстве должно достигаться оптимальное соотношение общечеловеческого и классового начала.

Главная функция государства – обеспечение целостности и сохранности общественного организма, которую оно не может не ставить выше любых эгоистических интересов входящих в него групп. В противном случае ему грозит саморазрушение.

Генеральная функция государства – реализация общих дел, обеспечивающих возможность социального сосуществования. Сосуществование – деятельность по созданию:

1) природных условий, обеспечивающих жизнь и здоровье человека;

2) социально-культурных условий;

3) экономических условий;

4) политических условий.

Генеральная функция реализуется во внешних и внутренних функциях. К внешним функциям относятся:

1) функции внешнеэкономических, политических и культурных связей;

2) экологическая функция;

3) военная функция;

4) правоохранительная функция.

Внутренние функции – экономическая, культурная, социальная, фискальная (надзорная), обеспечение общественного порядка и т.д. и т.п.

Функции государства историчны. Они меняются в зависимости от изменений его социально-политического строя. В функциях государства раскрывается его политическая природа, которая выражает характер породившего его общества.


Билет 7.

 

Политическая власть

Власть присуща любой организованной более-менее устойчивой общности людей. Она характерна как для классового, так и для бесклассового общества; как для общества в целом, так и для различных составляющих его образований. Различают следующие виды власти:

- роды, племени, общины;

- государственная (политическая);

- экономическая;

- власть различных общественных образований;

- родительская;

- религиозная.

Власть – соответствующая характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающаяся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Политическая (государственная) власть – особая разновидность власти, которая осуществляется непосредственно самим государством либо проводится от его имени по его уполномочию или при его поддержке.

Отличия государственной власти от общественной власти доклассового общества:

1) При родовом строе общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. В государстве власть носит классовый характер.

2) Родовая власть осуществлялась старейшинами и другими выборными лицами, сливаясь с населением. Политическая власть осуществляется обособленным аппаратом управления.

3) При родовом строе практически не было способов принуждения к соблюдению власти старейшин и обычаев кроме общественного мнения. Политическая власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специальные карательные структуры.

4) Для содержания разветвленного государственного аппарата необходимы налоги неизвестные догосударственному строю.

5) При родовой организации общества люди объединялись по принципу кровного родства. В государстве население делится по территориальному принципу.

Из вышеперечисленного следует, что в первобытнообщинном обществе имела место власть авторитета. Тогда как государственная власть есть авторитет власти. В этом состоит суть эволюции власти.

 

Государство и предпринимательские структуры. В любом развитом обществе они сильно влияют друг на друга. Государство в интересах как своих так и предпринимателей устанавливает налоги, таможенные пошлины, льготы, принимает законы. При этом государство вынуждено бороться с монополизмом, соблюдать баланс между интересами общества и бизнесом. Любое государство заинтересовано в поддержании собственной экономики. Бизнес поддерживает существование государства налогами и одновременно лоббирует свои интересы, проталкивая нужные законы.


Билет 8.

 

Со временем произошло несколько крупных изменений труда:

1. выделились скотоводство и земледелие;

2. возникли патриархат и парная семья;

3. ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства;

4. для обмена результатами труда появились купцы и со временем возникли деньги.

Появление избыточного продукта повлекло возникновение частной собственности, основная масса которой начала скапливаться у племенной власти, представители которой сами начали готовить себе преемников. Таким образом, выше указанные изменения труда способствовали переходу общества к производящей экономике, возникновению частной собственности и классовому расслоению, что несовместимо с первобытнообщинной организацией общества.

Они дали толчок к возникновению государства, как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей происходящие в нем процессы с позиции различных социальных групп.

 

Под "техническими нормами" понимаются все несоциальные нормы, куда, помимо сугубо технических, входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать "техническими" в контексте соотношения с социальными.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа "человек и машина", "человек и орудие труда", "человек и производство".

Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ).

Остальные технические нормы, в частности действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами - телевизорами, холодильниками, магнитофонами, стереосистемами и т.д., правила приема лекарств).


Билет 9.

 

Государство в пределах своих границ является единственным официальным представителем всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

Государство обладает следующими признаками:

1) Суверенитет, т.е. независимость в принятии как внутригосударственных, так и внешнеполитических решений.

2) Государство издает законы, обладающие юридической силой и содержащие общеобязательные нормы права.

3) Государство есть сложный механизм, обладающий аппаратом управления. А государственные органы наделены государственно-властными полномочиями.

4) Государство – единственная в политической системе организация, обладающая карательными органами.

5) Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его безопасность, суверенитет и территориальную целостность.

6) Территория государства внутри международно-признанных границ.

Государству присуща тесная связь с правом, представляющим собой экономически и социально обусловленное нормативное выражение государственной воли общества.

Кроме вышеперечисленных существуют следующие признаки государства:

1) Учреждение властью профессионалов-управленцев, не совпадающих с населением.

2) Формирование государственного аппарата.

3) Суверенность государственной власти, т.е. верховенство внутри страны и независимость в отношениях с другими государствами.

4) Разделение населения и власти по административно-территориальному принципу.

5) Взымание налогов и сборов для содержания аппаратов управления и иных государственных нужд.

Государство – это политико-территориальная организация общества, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.

 

Демократический режим. Он имеет следующие признаки:

1) Свобода экономической деятельности;

2) Гарантированность личных прав и свобод;

3) Возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;

4) Защищённость личности от произвола и беззакония;

5) Максимальный учёт требований меньшинств индивидуальных и национальных особенностей населения;

6) Демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;

7) Плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы;

8) Правовой характер деятельности всех государственных органов.

 

Демократический режим имеет следующие проблемы:

1) Чрезмерное социальное расслоение общества;

2) Своеобразная диктатура демократии, выражающаяся в авторитарном господстве большинства;

3) Слабость государства.


Билет 10.

 

Формационный подход выражает марксистское отношение о типе государства. Для определения типа государства и права при формационном подходе надо ответить на 3 вопроса:

1) к какой общественно-экономической формации, к какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

2) орудием какого класса оно является?

3) каково социальное назначение данного государства?

Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного типа государства другим – процесс объективный естественноисторический, его реализация возможна в ходе революций. В этом процессе каждый последующий тип государства прогрессивнее предыдущего.

 

Все общественные отношения делятся на группы:

1. Отношения, регулируемые правом, собственно правоотношения.

2. Отношения, не регулируемые правом.

3. Отношения, частично регулируемые правом.

 

В самом общем виде под правовыми отношениями понимают общественные отношения урегулированные правом. Они являются следствием действия права как государственного и социального института.

Правоотношение – это урегулированное правом и находящееся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно передающихся друг другу юридических прав и обязанностей.

 

Выделяют следующие признаки правовых отношений:

1. Отношения возникают, изменяются и прекращаются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них.

2. Субъекты правоотношений взаимосвязаны между собой юридическими правами и обязанностями. Правоотношение это почти всегда двусторонняя связь.

3. Правоотношения носят волевой характер.

4. Правоотношения охраняются государством, как и самим правом.

5. Отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей.

6. Стороны правоотношений (физические или юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поимённо, а их действия скоординированы.

 

Правовые отношения классифицируются следующим образом:

1. По отраслевому признаку (государственные, финансовые, административные и так далее).

2. Регулятивные, то есть возникающие из правомерных действий субъектов, и охранительные, возникающие из противоправных действий, связанных с применением государственного принуждения.

3. Абсолютные, в которых строго определена одна сторона, и относительные, в которых строго определены обе стороны (например, кредитор и отношение), и общерегулятивные, которые выражают юридические права (право на жизнь, на честь, на свободу слова и так далее) и обязанности (соблюдать закон и правопорядок). Общерегулятивные отношения возникают на основе норм конституции, других основополагающих актов и являются базовыми для отраслевых правоотношений.

4. По характеру обязанностей: активные и пассивные.

5. Простые, то есть осуществляемые между двумя субъектами, и сложные, осуществляемые между несколькими или неограниченным числом субъектов.

6. Кратковременные и долговременные


Билет 11.

 

Цивилизационный подход к типологии государств

Он связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг. Все общества по экономическому развитию относятся к одной из пяти стадий.

1) традиционное общество

2) переходное общество, в котором закладываются основы преобразований

3) общество, переживающее процесс сдвига

4) созревающее общество

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления

 

Государство и религия

Религия есть система верований людей в потусторонние силы, являющиеся социальным институтом.

Люди первоначально придумали духов. Появились люди, систематизирующие потустороннюю сферу, т.е. шаманы. При повышении духов до богов богам придали антропометрические признаки. Жрецы, не нуждавшиеся в работе, имели достаточно свободного времени, чтобы аккумулировать знания об окружающем мире и одновременно придумать удобную им идеологию. Постепенно происходит вытеснение полирелигии монорелигией. Происходит создание симбиоза между религией и государством. Государство давало религии поддержку, льготы. В обмен церковь поддерживала существующую власть. Первоначально, до появления науки, влияние церкви было столь огромно, что этот симбиоз был выгодным вложением со стороны монарха. В некоторых случаях государственная власть была в подчинении церковном.


Билет 12.

 

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами и/или должностными лицами, избираемыми населением на определённый срок.

Существуют следующие признаки республиканской формы правления:

1) существование единоличного или коллегиального главы государства;

2) выборность главы государства и верховных органов власти на определенный срок;

3) осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по велению народа;

4) юридическая ответственность главы государства.

Существует 3 вида республик:

1) парламентская республика, в которой вся власть принадлежит парламенту, у президента минимум полномочий. Пост президента может вообще отсутствовать;

2) смешанная (парламентско-президентская) республика – полномочия парламента и президента примерно равны;

3) президентская республика – большинство власти у президента, парламент может вообще отсутствовать.

Положительные черты республики:

1) конъюнктурность;

2) близость некоторых руководителей к населению;

3) возможность смены некомпетентного управленца.

Отрицательные черты республики:

1) расходы на выборы;

2) правитель – временщик;

3) непрофессионалы во власти;

конъюнктурность.

 

Прообразом юридической формы были правила, которые сложились и действовали в виде обычаев в родовом обществе. Запреты, табу – самое первое правило поведения людей. Те же поступки, которые многократно повторялись, стали обычаями. Они закреплялись через традицию, превращаясь в последствие в действующую норму, и становились фактом коллективного сознания членов рода. Они передавались от одного родича другому неинституционализируясь.

Причиной возникновения права в его развитых формах является рынок, требовавший свободы и равенства участников обмена. Т.к. обменные отношения на рынке равны, то и правила поведения едины для всех. И все же право создается само по себе в результате естественно исторического развития общества.

Право создавалось постепенным выделением из однородной массы правил общежития. История происхождения права свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений, прежде всего, правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти, и их приближенных.

Уголовное право составляет главное содержание юридических памятников. Чем памятник древнее, тем больше в нем места отведено уголовщине. По степени значимости за уголовным правом следуют нормы, определяющие, что население должно власти отдавать.

 

Далее следуют процессуальные нормы, которые определяли порядок судопроизводства.

И только за тем следуют нормы гражданского права, которое в настоящее время занимают доминирующее положение в системе права большинства государств.

 

Для понимания сущности права важное значение имеют его признаки:

1. Право – это система, нормативного регулирования, основанное на учёте интересов различных слоёв общества, их согласия и компромиссов.

2. Право – это мера, масштаб свободы и поведения человека.

3. Право обеспечивается государственной властью.

4. Нормативность – данный признак означает, что право разделено на нормы. Норма – общеобязательное правило поведения.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции.

6. Право нетождественно закону.

7. Письменность.

8. создается уполномоченными органами и должностными лицами

 

Наиболее существенными признаками права являются его государственно-волевой характер, нормативность, общеобязательность и возможность реализации путём государственного принуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.