КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность НПА по кругу лиц
Право есть система исторически возникших общеобязательных, формально определённых норм (правил поведения), которые выражают государственную волю общества, её общечеловеческий и социальный характер, издаются в письменном виде и санкционируются государством, и за не соблюдение которых следует применение мер государственного принуждения. Билет 13.
Унитарные государства. Они имеют следующие признаки: 1) Одна система высших органов государственной власти; 2) Одни конституция, финансовая, налоговая и законодательная системы; 3) Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Присущая унитарным государствам централизация проявляется в разных формах и в разной степени. В некоторых странах местные органы управления вообще отсутствуют. В других – они находятся под прямым или косвенным контролем центральной власти. В зависимости от вида контроля различают централизованное или децентрализованное унитарное государство. В некоторых унитарных государствах предоставляется льготный правовой статус отдельным административно-территориальным единицам.
В зависимости от предмета правового регулирования (отрасли права) различаются нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права. По форме выражения предписания, нормы права классифицируются на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные. Регулятивные нормы – устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерные поведения людей и составляют подавляющее большинство норм права. По характеру правил применения, регулятивные нормы в свою очередь подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
По характеру правил поведения регулятивные нормы подразделяются на: Обязывающие нормы – устанавливают обязанность совершить определённые активные действия. В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности. Запрещающие нормы – устанавливают обязанности не совершать запрещённых действий. В отличие от обязывающих, они требуют воздержаться от совершения тех или иных действий. Управомочивающие нормы – предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определённых положительных действий.
Правоохранительные нормы – предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и охранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Правоохранительные нормы направлены на охрану регулятивных с помощью государственного принуждения. Кроме того, они регламентируют меры юридической ответственности, а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав.
По методу правового регулирования (по степени воздействия на субъекты права) нормы разделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. Императивные нормы – содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участникам конкретных общественных отношений. Диспозитивные нормы – содержат такие правила поведения, которые действуют лишь в случаях когда участники правоотношений не установили для себя иных правил поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определённым вопросам. Инструкции П6 и П7.
Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении государственным органом определённых видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд. Рекомендательные нормы – под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращённые к тем или иным общественным организациям. Билет 14.
Авторитарный режим Признаки авторитаризма: 1) Государство не подавляет личных свобод граждан; 2) Существует экономическая свобода; 3) Допускаются многопартийность и плюрализм; 4) Допускаются оппозиционная деятельность и критика власти до тех пор пока они не представляют угрозы действующему режиму.
Дееспособность субъектов права – Предполагает способность субъектов осуществлять права и обязанности своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Субъективное право – это установленная законом мера возможного поведения конкретного субъекта права. Носитель субъективного права называется управомоченный. Существуют следующие виды правомочий: 1. Возможность поведения самого управомоченного лица. 2. Возможность управомоченного требовать соответствующего поведения от обязанных лиц. 2. Возможность управомоченного пользоваться на основе данного права определённым социальным благом. 3. Возможность управомоченного обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав. Таким образом, субъективное право есть правоповедение, правотребование, правопользование и правопритязание.
Юридическая обязанность – это установленная законом мера должного или требуемого поведения обязанного субъекта. Носитель юридической обязанности это правообязанный. юридические обязанности бывают трёх видов: 1. Обязанность активного поведения и действия, либо воздержания от них. 2. Обязанность воздерживаться от каких-либо действий. 3. Обязанность нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение. Билет 15.
Федеративные государства. Они имеют следующие признаки:
1) Две системы высших органов власти: федеральная система и система субъектов федерации; 2) Территория федерации состоит из территорий - отдельных её субъектов. Одновременно территории всех субъектов составляют единую территорию страны; 3) Граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами всей страны; 4) Федерация имеет единые вооружённые силы, финансовую, налоговую и денежную системы; 5) Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования; 6) Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
Субъекты федерации равноправны как между собой, так и в отношениях с федеральным центром. Но одновременно могут иметь дополнительные права, если это связано с дополнительными функциями или обязанностями. Возможно существование разных форм субъектов федерации.
По времени действия различают общие правовые нормы, устанавливаемые на неопределенный срок и временные, устанавливаемые на конкретный срок или до наступления определенного события. Действие нормативно-правового акта (НПА) в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального признака. Территориальный принцип подразумевает действие НПА в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа.
Под территорией понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство (до озонового слоя – 112 км) над ними, территории посольств, военных кораблей, а в нейтральной территории – территория гражданских водных и воздушных судов. Экстерриториальный принцип предполагает распространение действия нормативно-правового акта с конкретного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции.
По общему правилу НПА распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа. Имеются следующие исключения: 1. Уголовное законодательство распространяется на россиян и за границей.
2. Адресность НПА производна от их содержания и назначения. 3. Особенности действия НПА в отношении иностранцев и не граждан. Билет 16.
Тоталитарный режим Противоположен демократии и имеет следующие признаки: 1) Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни; 2) Огосударствление общественных организаций; 3) Подавление личности, ограничение реальных прав и свобод; 4) Примат (превосходство) государства над правом; 5) Диктатура одной политической партии; 6) Всеохватывающая милитаризация общественной жизни; 7) Игнорирование интересов национальных и социальных меньшинств; 8) Преследование за религиозное и другие официально-непризнанные убеждения, за инакомыслие.
К сильным сторонам тоталитарного режима относятся 1) Высокая устойчивость к различным войнам и кризисам, способность быстро и полно мобилизовать население для решения любых проблем; 2) Низкий уровень преступности. Государство и общественные объединения
К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего, относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п., создаваемые и функционирующие ради завладения властью и её удержания в определённых целях. Политическое многообразие и многопартийность являются важнейшим показателем демократизма политической системы. Массовыми общественными объединениями являются различные профессиональные союзы, а так же объединения по отдельным сферам жизни общества. Например, культурные, научные, спортивные и тому подобные. С согласия или по поручению государства они участвуют в выполнении его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами. Существуют многочисленные объединения по интересам. Например, общество книголюбов, филателистов, любителей музыки и тому подобное. Их влияние на власть и политику практически отсутствует. Билет 17.
Система права – внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих её частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. Систему права нельзя путать с правовой системой, под которой понимается правовая организация всего общества, совокупность всех юридических средств, институтов и учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей и элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурными частями системы права являются: 1. Норма права – это первичный, базисный элемент системы права, регулирующий типовое общественное отношение представляющий собой исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. 2. Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая определённую разновидность однородного общественного отношения. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, стороны общественной жизни. 3. Отрасль права – это обособившаяся внутри системы права совокупность связанных между собой правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (кодекс). 4. В рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли права (в гражданском праве – наследственная подотрасль, в трудовом – пенсионная, и так далее). Специфику имеет международное право, которое не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются межгосударственные общественные отношения. Таким образом, система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.
Правовые отношения классифицируются следующим образом: 1. По отраслевому признаку (государственные, финансовые, административные и так далее). 2. Регулятивные, то есть возникающие из правомерных действий субъектов, и охранительные, возникающие из противоправных действий, связанных с применением государственного принуждения. 3. Абсолютные, в которых строго определена одна сторона, и относительные, в которых строго определены обе стороны (например, кредитор и отношение), и общерегулятивные, которые выражают юридические права (право на жизнь, на честь, на свободу слова и так далее) и обязанности (соблюдать закон и правопорядок). Общерегулятивные отношения возникают на основе норм конституции, других основополагающих актов и являются базовыми для отраслевых правоотношений. 4. По характеру обязанностей: активные и пассивные. 5. Простые, то есть осуществляемые между двумя субъектами, и сложные, осуществляемые между несколькими или неограниченным числом субъектов. 6. Кратковременные и долговременные Билет 18.
Структура правового отношения состоит из: 1. Субъектов; 2. Объекта; 3. Субъективного права (это установленная законом мера возможного поведения конкретного субъекта права. Носитель субъективного права называется управомоченный); 4. Юридической обязанности (это установленная законом мера должного или требуемого поведения обязанного субъекта. Носитель юридической обязанности это правообязанный).
Субъектами правоотношения в подавляющем большинстве случаев являются только человек или общность людей. Индивидуальные субъекты - это физические лица: россияне, иностранцы, лица без гражданства, полипотребье (лица с множественным гражданством). Коллективные субъекты – это юридические лица, объединённые единством воли и цели и внутренней организацией. К коллективным субъектом относятся государство, его органы и учреждения, общественные объединения, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные единицы, избирательные округа и юридические лица.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |