Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки экзамену 3 страница




В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. В свою очередь, централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии с ее уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.

Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" определяет следующие принципиальные положения административно-правового статуса религиозных объединений:

1) в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

  • создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
  • не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
  • не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь;

2) в свою очередь, государство:

  • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их замещающими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • не возлагает на религиозные объединение выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях";
  • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Процедура создания религиозной организации подробно регламентирована этим Законом, в соответствии со ст. 9 которого учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное данной организацией.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Статьей 10 названного Закона определены требования к уставу религиозной организации, в котором должны быть указаны:

  • наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
  • цели, задачи и основные формы деятельности;
  • порядок создания и прекращения деятельности;
  • структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
  • источники образования денежных средств и иного имущества организации;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
  • другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Характерной особенностью административно-правового статуса религиозной организации является установление Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях" государственной регистрации религиозных организаций, происходящей в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

В соответствии со ст. 12 этого Закона о свободе совести религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

  • цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссыпкой на конкретные статьи законов;
  • создаваемая религиозная организация не признана в качестве религиозной;
  • устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
  • в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
  • учредитель (учредители) неправомочен.

В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Не допускается отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации.

Отдельная глава Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" посвящена определению прав и условий деятельности религиозных организаций. В частности, ст. 15 Закона о свободе совести закрепляет общее правило о том, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Особо оговаривается, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Анализ положений этого Закона позволяет выделить ряд прав религиозных организаций:

право основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

право беспрепятственного проведения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях;

по просьбам граждан, находящихся в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, религиозные организации вправе

проводить религиозные обряды в специально отведенных администрацией названных учреждений помещениях. При этом проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства;

в порядке, допускаемом воинскими уставами, осуществлять богослужения, другие религиозные обряды и церемонии для военнослужащих;

проводить публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии вне культовых зданий и сооружений, иных мест, прямо названных данным Законом в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций;

производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;

создавать для реализации своих уставных целей и задач культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;

устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан;

иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры;

осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия;

в соответствии со своими уставами заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.

Особо отметим так называемые исключительные права религиозных организаций, устанавливаемые Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях":

согласно п. 2 ст. 17 религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения;

на основании п. 1 ст. 19 религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности;

в соответствии с п. 2 ст. 20 религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной, деятельностью в данных организациях;

в силу указания п. 5 ст. 21 на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Наделяя религиозные организации широким спектром прав и преимуществ, Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" содержит и значительное количество прямых административных запретов, подчеркивающих специфичность административно-правового статуса данных организаций.

Предусмотрены основания приостановления деятельности и ликвидации религиозных организаций. Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, данного Закона о свободе совести и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность ее или религиозной группы в судебном порядке являются, в частности:

  • нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
  • действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования;
  • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
  • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" надзор за исполнением религиозными объединениями положений этого Закона о свободе совести возлагается на прокуратуру РФ. В свою очередь, орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации (в настоящее время, как уже отмечалось, религиозные организации регистрируют органы Федеральной регистрационной службы Российской Федерации), контролирует соблюдение ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

 

24.Понятие, сущность и виды форм государственного управления. Гос. управление (разновидность соц. управления) исполнительная деят-ть по орг-ции социальных процессов в обществе. Субъекты гос-ого управления – гос-ые органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями. Объекты гос-ого управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность. Признаки гос. управления -организационно-распорядит. деятельность, реализующая функции гос-ва, осущ-мая уполномоченными субъектами. Функции гос-ого управления. 1. Разработка и реализация гос. политики. 2. Установление организационных основ хозяйственной жизни. 3. Управление гос. учреждениями. 4. Регулир-е функционирования негос. учреждений. 5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физич. и юр. лиц. 6. Осущ-ие гос. контроля и надзора в процессе управл-я. Гос. уп­равление по своему назначению представляет собой вид гос. деятельности, в рамках к-ой реализуется исполнит. власть. Например, в гл. 3 Водного кодекса РФ — «Гос. управление в области использо­вания и охраны водных объектов», говорится об «органах исполнит. власти, осущ-х гос. управление» в регулируемой Кодексом области. Понятие «государственное управление» более широкое, нежели понятие «исполнительная власть».

25.Методы управления: их признаки и юридическое содержание. Административно-правовой метод - средство практического решения всех задач, стоящих перед субъектами исполнительной власти, включая и регулирование. Это функция субъекта административного права, но не любого, а того кто наделен полномочиями, необходимыми для практической реализации задач и функций исполнительной власти в порученной ему сфере деятельности. Для методов управления характерны индивидуализация (учитываются конкретные особенности объектов), повседневность их использования, многообразие, выражают публичный интерес в регулируемых административным правом общественных отношениях. Метод (как действует тот или иной субъект исполнительной власти) получает свое внешнее выражение в административно-правовых формах, прежде всего в правовых актах управления. Например, должностное лицо рассматривает дело о совершении гражданином административного правонарушения, свое решение он облекает в форму постановления о наложении админ. наказания. Методы управляющего воздействия делятся на административные и экономические. Административные методы - внеэкономическое, прямое воздействие со стороны субъектов гос.-управленческой деят-ти на поведение управляемых с помощью воздействия на их волю и сознание (убеждение). Экономические методы - воздействие на управляемых через их материальные интересы, т.е. создание эк-х условий, стимулирующих должное поведение. Например, материальное поощрение, предоставление налоговых и иных льгот, компенсация з/п в условиях инфляции. И наоборот, применение к управляемым при их негативном поведении материальных санкций или угрозы их применения. Для административных и экономических методов установлена единая правовая форма - одностороннее властное волеизъявление субъекта управления. Примеры: назначение на должности, удовлетворение законных притязаний участников управленческих отношений, запрещение/разрешение определенных действий, осуществление регистрационных действий, проведение контроля и надзора, поощрения или санкции, оформление государственных заказов и т.д.

26.Понятие и особенности административной ответственности. Админ. ответственность - вид юр. ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом адм. взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Основные черты: 1. АО устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об адм. правонарушениях. Сл., она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы АО образуют самостоятельный институт АП. В отличие от этого уг. ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная - законодательством о труде... 2. основанием АО является адм. правонарушение. Уг. - преступление. 3. субъектами АО могут быть как физ. лица, так и коллективные образования. Уголовной - физические. 4. за адм. правонарушения предусмотрены адм. взыскания. За преступления - уголовные наказания. 5. адм. взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). 6. адм. взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. 7. применение адм. взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо считается имеющим адм. взыскание в течение установленного срока. 8. меры АО (взыскания) применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об адм. правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

27.Административное правонарушение: понятие и признаки. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаки:

• Общественная опасность.

• Противоправность

• Виновность

• Наказуемость.

В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

 

28.Юридический состав административного правонарушения. Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

• объект административного правонарушения;

• объективная сторона административного правонарушения;

• субъект административного правонарушения;

• субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

 

29.Виды административных правонарушений. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). При этом админ. ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП и др. нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему хар-ру не влекут за собой в соотв-и с действующим законодат-вом угол. ответственности. Признаки административного правонарушения: 1. А.п. – это деяние, т.е. действие или бездействие – т.е. осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП; 2. Общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения. Критерием отграничения админ. правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности; 3. Противоправность – указывает, что в результате совершения деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальный характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя; 4. Виновность – деяние признается админ. правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т.е. совершено умышленно или по неосторожности (проявление воли и разума лица); 5. Наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

30.Виды административных наказаний. Админ. наказание (КоАП, гл.4) является установленной государством мерой ответственности за совершение админ. правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Админ. наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего админ. правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Виды административных наказаний: 1) предупреждение (порицание лица - в письм. форме); 2) административный штраф (денежное взыскание); 3 ) возмездное изъятие орудиясовершения или предмета админ. правонарушения (принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Назначается судьей. Изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию); 4) конфискация орудия совершения или предмета админ. правонарушения (принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей); 5) лишение специального права, предоставленного физ. лицу (устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Назначается судьей. Срок не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.); 6) административный арест (заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Назначается судьей. Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп); 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Гос. границу)ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О порядке админ. выдворения иностранного гражданина за пределы РФ
»
; 8) дисквалификация (заключается в лишении физ. лица права занимать руководящие должности в исп. органе управления юр. лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юр. лицом. Назначается судьей. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет). В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4. Админ. наказ-ия в п. 1 и 2 м. назнач-ся как судьей, так и органом исп. власти, все ост. наказ-ия – только судом. Основные и дополнительные админ. Наказания. Основные: предупреждение, админ. штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация. Как основной, так и дополнительный вид: Возмездное изъятие орудия, конфискация орудия, а также административное выдворение.

31.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ):

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

 

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

 

32.Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии с действующим законодательством применять нормы права по одному и тому же делу об административном пра­вонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каж­дый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции. Так, гос-е ин­спекции и их должностные лица выявляют нарушения, задержи­вают нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях; другие органы (должностные лица), уполномоченные законом, рассматривают эти дела; учреждения банка принимают штрафные суммы; судебные приставы исполняют постановления о назначе­нии административных наказаний и т.д. Вместе с тем среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное, основное звено, а именно государствен­
ный орган, разрешающий административное дело по существу.
Это орган административной юрисдикции, уполномоченный рас­сматривать и разрешать дела об административных правонаруше­ниях и назначать правонарушителям административные наказания. Их деятельность характеризуется в качестве административно-юрисдикционной, а сами они — как субъекты данного вида юрисдикции. В отличие от правосудия, которое может осуществлять только один орган — суд, система органов, осущ-х админ.-юрисдикционную деятельность, характеризуется множе­
ственностью и многообразием
субъектов, что объясняется разно­образием и распространенностью административных правонару­шений.

Рассмотрение дел об админ. правонаруш-х не­возможно сосредоточить в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ админ. процесса — его оперативности и относительной простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению админ. наказаний привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об админ. правонарушениях, к большим затратам вре­мени и средств. В настоящее время отсутствует единая система органов, рас­сматривающих дела об административных правонарушениях, а имеются отдельные структуры, не связанные между собой одним руководящим или координационным центром. Органы, рассматривающие дела об административных право­нарушениях, отличаются также неоднородностью субъектов. Ряд таких органов создан специально для разрешения дел об админи­стративных правонарушениях (например, административные ко­миссии), другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов эта деятеельность состав­ляет их основное, хотя и не единственное функциональное назна­чение (например, государственные инспекции), Совокупность органов, рассматривающих дела об администра­тивных правонарушениях, характеризуется также особенностями организационно-структурного распределения юрисдикционных полномочий между ними. В зависимости от организационного по­строения этих органов и особенностей административных право­нарушений дела о них рассматриваются: а) только низшими звеньями системы (например, военные ко­миссариаты); б) низшими и вышестоящими звеньями системы (органы госу­дарственного надзора за безопасностью движения); в) всеми звеньями системы (например, от районных, городских до федеральных органов государственного пожарного надзора, са­нитарно-эпидемиологического надзора). Основной принцип построения системы органов, осуществля­ющих административную юрисдикцию, — территориально-отрас­левой. Он означает, что борьба с административными правонару­шениями ведется с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления. В соответствии с этим в системе ор­ганов административной юрисдикции можно выделить две основ­ные подсистемы: территориальную и отраслевую. К территориальным органам относятся прежде всего судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, адми­нистративные комиссии. Они наделены наиболее широкими пол­номочиями по рассмотрению дел об административных правона­рушениях. Особенностью территориальной подсистемы органов админи­стративной юрисдикции является то, что в ней нет вертикальной организационной подчиненности каким-либо вышестоящим госу­дарственным органам. Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связанные с отрасля­ми государственного управления, функционируют на основе спе­циализации (например, органы государственной санитарно-эпи­демиологической службы, рыбоохраны, государственного по­жарного надзора). Им присуща иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, по делам о нарушении правил охоты полномочны налагать на виновных административные наказания руководители республиканских, краевых, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдени­ем правил охоты. Для отраслевых органов административной юрисдикции ха­рактерна не только специализация в рассмотрении определенно­го круга правонарушений. Каждый из них представляет, как правило, иерархическую ступень (органов, должностных лиц), на которой осуществляется административная юрисдикция. На­пример, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарных правил полномочны налагать штраф государст­венные ветеринарные инспектора районов, городов, краев, облас­тей, республик и главный государственный ветеринарный ин­спектор РФ. Следовательно, в структурном отношении органы отраслевой административной юрисдикции имеют вертикальный разрез. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе да­вать обязательные к исполнению указания нижестоящим орга­нам (должностным лицам), отменять принятые последними ре­шения по конкретным делам об административном правонару­шении. Отраслевой принцип сочетается с территориальным. Каждый орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не толь­ко в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной терри­тории. Большинство органов отраслевой юрисдикции осуществляет свои функции в пространственных рамках, совпадающих, как правило, с действующим административно-территориальным де­лением России. Некоторые органы осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с обычным административно-территориальным де­лением. Это органы межтерриториального действия: зональные инспекции по использованию и охране водных ресурсов, судоход­ные инспекции пароходств, территориальные управления Минис­терства путей сообщения и др. Неоднородность органов административной юрисдикции тре­бует создания соответствующего координационного центра по ру­ководству рассматриваемым видом правоохранительной деятель­ности. Все это станет возможным лишь при учреждении в России административной юстиции, возглавляемой Высшим Админи­стративным Судом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.