Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный перечень вопросов для подготовки




К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

 

  1. Понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

 

Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:

 

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

 

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

 

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

 

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.

 

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

 

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

 

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

 

Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.

  1. Понятие социального обеспечения.

Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

  1. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

 

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

 

В связи с введением в действие части второй НК и установлением единого социального налога (взноса) изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

 

К данным фондам относятся:

 

Фонд социального страхования РФ;

 

Пенсионный фонд РФ;

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

 

Негосударственное социальное обеспечение

 

Кроме того, в последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

 

1. Муниципальное социальное обслуживание. Правительство Москвы осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства Москвы от 16.01.2001 № 31-ПП была утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 г., согласно которой предусматривались:

 

• ежемесячные компенсационные выплаты бывшим во- еннослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибшим в мирное время;

 

• увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

 

• надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др. выплаты.

 

2. Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Это — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

 

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

 

3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11—46 «О благотворительной деятельности».

 

Благотворительная деятельность — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

 

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

 

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и социальные пенсии;

 

страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.);

 

услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов;

 

оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др.

 

ВЫВОДЫ

 

Мы рассмотрели основные этапы исторического развития отечественной системы социального обеспечения. В настоящее время она переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством РФ концепций и программ, новых федеральных законов. В связи с трудной социально-экономической ситуацией преаразования проводятся постепенно, в зависимости от их важности дня будущего функционирования системы в целом.

 

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

  1. Предмет права социального обеспечения.

ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие отношения по матер.обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юр. фактов

Предмет ПСО – это совокупность общ отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права соц обеспечения входят следующие отношения:

  • Отношения по пенсионному обеспечению;
  • Отношения по социальному обслуживанию;
  • Отношения по выплате пособий;
  • Отношения по бесплатному мед обслуживанию и т.д.

 

 

  1. Метод права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Доп социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений соц. обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие соц. обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль ПСО, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть содержит нормы, кот выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

  1. Система права социального обеспечения.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

  1. Принципы права социального обеспечения.

Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.

Принципы могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права соц. защиты:

1. Всеобщность – право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.

2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (пр: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).

3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:

 Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

 Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).

4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);

5. Многообразие видов социального обеспечения:

 

материальная помощь социальное обслуживание

оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки

выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос органов или общ организаций в пользу обеспечиваемых)

Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

  1. Понятие принципов правового регулирования.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать в нашей стране данную задачу весьма сложно, хотя существуют отдельные положительные примеры.

Общие принципы:

1) человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

2) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

3) признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам МеП;

4) принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчуждаемость;

5) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, МСУ и обеспечиваются правосудием;

6) равенство всех перед законом и судом;

7) равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;

8) право каждого на жизнь;

9) гарантированность каждому судебной защиты прав и свобод;

10) право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

К общим принципам права относятся также принципы:

1) социальной справедливости;

2) гуманизма;

3) законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;

4) связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

5) единства юридических прав и обязанностей;

6) демократизма.

Межотраслевые принципы:

1) право на защиту от безработицы;

2) право на охрану здоровья;

3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4) право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

5) право на защиту от бедности.

Принципы, на которых должна строиться социальная политика российского государства:

1) единство экономической эффективности и социальной справедливости;

2) органическая взаимосвязь защиты и самозащиты;

3) субсидиарность.

Содержание принципов ПСО:

1) всеобщность СО;

2) предоставление СО как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;

3) установление уровня СО, гарантирующего достойную жизнь человека;

4) многообразие оснований и видов СО (денежная и натуральная формы);

5) дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств;

6) участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам СО и защиты их прав.

 

  1. Всеобщность социального обеспечения.

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

 

В целом право на социальное обеспечение распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т. д.

 

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении.

 

Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги), а иногда частично взамен ее (содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр.).

 

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.

  1. Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета.

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования;

• Государственный фонд занятости;

• Фонд обязательного медицинского страхования.

Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

• страховые взносы;

• дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• штрафные санкции и пени;

• денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

• доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

• иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду.

 

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ. Статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию.

Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.

Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

От уплаты страховых взносов в социальные страховые фонды освобождены общероссийские организации инвалидов, организации работодатели в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем работодателем.

  1. Дифференциация условий и уровня социального обеспечения.

В широком смысле дифференциация «понимается как любая дискриминация (здесь дискриминация проводится в позитивном смысле), зависящая от тех или иных условий и закрепленная в нормах». Дифференциация всегда имеет определенные цели, и это представляет собой установление законодателем различий при помощи прогнозируемых правовых средств.

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды). Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, превращаться в тормоз для развития системы социального обеспечения в целом. Анализ современного состояния государственной системы социального обеспечения показывает, что число предоставляемых льгот слишком велико. Далеко не все из них целесообразно сохранять в новых экономических условиях, поскольку они значительно усиливают финансовую нагрузку государственной системы социального обеспечения на бюджеты различных уровней и уже не соответствуют своему целевому назначению. Однако при этом следует воздержаться от упрощенного подхода, направленного на максимальное сокращение количества льгот, способного привести лишь к временной экономии средств. Необходим комплексный анализ каждой конкретной нормы, закрепляющей дополнительные преимущества, для отдельных категорий населения, с учетом таких факторов как причины введения, круг субъектов, стоимость и экономическая эффективность в сочетании с другими видами социального обеспечения.

  1. Универсальность и комплектность при предоставлении социального обеспечения.

 

  1. Источники права социального обеспечения.

Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а) Конституция РФ

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека; – Конвенция «О правах ребенка»;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»,– «Об основах соц обслуживания населения в РФ»,– «О социальной защите инвалидов в РФ– «О медицинском страховании граждан в РФ», г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: 2) постановления Правительства РФ: 3) иные нормативные акты

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия(общефедеральные, областные, краевые, отраслевые, локальные)

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта (законы, Указы Президента РФ,постановления Правительства РФ,иные нормативные акты);

5. по правовым институтам.

 

 

  1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения.

Термин «источник права» обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа. Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источники права – внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Основными источниками российского права являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

• по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе;

• по сфере их действия;

• по органам, принявшим нормативный акт;

• по форме акта;

• по правовым институтам.

Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами.

 

  1. Характеристика важнейших источников

Конституция как основной источник права социального обеспечения Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

1. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

2. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

3. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38).

4. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39).

5. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения

и благотворительность (ч. 3 ст. 39).

6. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и

муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные

положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции по

предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

2.6. Федеральные законы как источники права социального обеспечения

Значительную роль в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на всей территории РФ. В современном законодательстве о социальном обеспечении отсутствует единый кодифицированный закон, регламентирующий общественные отношения в этой области. Существующий кодифицированный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятый 22.07.1993 № 5487-1 хотя и является источником права социального обеспечения, но регулирует лишь часть общественных отношений, возникающих в этой сфере.

В качестве источников данного права следует назвать следующие федеральные законы: от 19.05.1995 № 81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.

Среди законов РФ существенное значение имеют законы, связанные с пенсионным обеспечением, например Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и др.

 

  1. Правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения СО- это урегулированная нормами права социального обеспечения отношение, стороны которых связаны между собой конкретными юридическими правами и обязательствами (получать и обеспечивать получение определенных денежных выплат, услуг и льгот)

Элементы правоотношения:

  1. Субъект
  2. Объект
  3. Содержание (права и обязанности)
  4. Юридические формы

Субъекты- это участники правоотношений по СО (такие отношения всегда двухсторонние, одной стороной выступают физические лица, а другой государственные органы (органы соц. защиты, органы соц. Страхования и тд. или должностные лица, в компетенцию которях входит предоставление вида СО).

Физ. Лица

-граждане Р.Ф.

-иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Р.Ф. иностранные граждане не имеющие статуса резидента м.б. расматр. Правоотношений только при наличии гос. договора.

Лица без гражданства

-беженцы и вынужденные переселенцы

Гос. Органы:

-органы службы занятости

-гос. и муниципальные организации соц. защиты населения

-органы министерств, служб, агентств

-профсоюзы, раб датели

Объекты- это те блага из-за которых субьекты вступают в правоотношения, т.е. конкретные виды социального обеспечения (денежные выплаты, услуги, льготы, право на социальное обслуживание и тд.)

Содержание- это взаимные права и обязанности субъектов (право гражданина предоставить ему тот или иной вид социального обеспечения, при соблюдении всех условий, предусмотренных законом и обязывающий уполномоченный оргна выполнить это требование).

Юридические факты- предоставляемое основание предостав. изм. Или прекращения правоотношений. Для установления, изменения и прекращения правоотношения необходим сложный, незавершенный фактический состав, т.е. сововокупность юридически значимых фактов, предостав. в полном объеме и опр. Последовательности, вкл. в себя:

  1. объективное основание для предоставления права Со
  2. волеизъявление гражданина
  3. Правоприменительный акт, т.е. должен быть (приказ министерства, предостав. пр-ва и тд.).
  4. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных ниже фактов влечет за собой невозможность возникновения, изменения и прекращения правоотношений СО.

Виды правоотношений

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

 

  1. Общая характеристика и виды правоотношений.

 

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право.

Основания – это юридические факты: события и действия.

Они представляют собой обстоятельства или жизненные факты (события), с которыми право связывает возникновение или прекращение правоотношений либо наступление иных правовых последствий. В ряде случаев (а в правоотношениях по социальному обеспечению - в большинстве) право связывает такие последствия одновременно с несколькими обстоятельствами или фактами, т.е. с наличием сложного юридического состава.

В сложном юридическом составе принято выделять собственно юридический факт (например, рождение ребенка), а также юридически значимые обстоятельства и предпосылки (достижение определенного возраста является предпосылкой для получения пенсии). Основанием возникновения правоотношения служит юридический состав в целом. Отсутствие в нем хотя бы одного из перечисленных элементов не порождает юридически значимых последствий.

Следовательно, можно выделить два вида юридических фактов:

совокупность юридических фактов — юридический состав (например, при назначении пенсии по инвалидности устанавливаются личность инвалида (или профессиональная принадлежность), группа инвалидности и ее причина);

единичные юридические факты.

 

Виды правоотношений:

1. Материальные возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг.

2. Процедурные. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с момента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжительности трудового стажа, установления инвалидности). В процедурных правоотношениях законодательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения спора затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

3. Процессуальные возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат.

Основные (материальные) правоотношения — правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, судьям, пребывающим в отставке. В свою очередь пенсионные отношения классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии: по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальной. Аналогичные классификации существуют и в связи с выплатой пособий, компенсационных и других выплат.

В них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Отличительная особенность состоит в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить. Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требований управомоченного лица и законодательством. Кроме того, материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг.

 

  1. Субъекты правоотношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.