Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии к ст. 322.1 УК РФ. 2 страница




10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от 4 июля 2007 г. и Протокол к нему;

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о реадмиссии от 27 мая 2008 г.;

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия о реадмиссии от 23 сентября 2008 г.;

13. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республикой Вьетнам о реадмиссии от 27 октября 2008 г. и Исполнительный протокол к нему;

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации о реадмиссии от 21 сентября 2009г. и Протокол к нему;

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о реадмиссии и Исполнительный протокол о его реализации от 20 августа 2010 года.

 

На сегодняшний день Федеральная миграционная служба проводит работу по расширению географии международных договоров в области реадмиссии.

 

Законодательная основа, определяющая порядок реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии:

1. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года N 152-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.11.2009 года N 266-ФЗ).

2. Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25.07.1998 года N 128-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.05.2008 года N 60-ФЗ).

3. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 года N 114-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 года N 180-ФЗ).

4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 года N 180-ФЗ).

5. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года N143-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.04.2010 года N 58-ФЗ).

6. «Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 года № 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 года N 178-ФЗ).

7. Указ Президента Российской Федерации от 31октября 2009 г. №1232 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральной миграционной службе».

8. Постановление Правительства Российской Федерации № 58 от 27 января 2009 г. «Об утверждении Порядка осуществления охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы, предназначенных для размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации».

9. Постановление Правительства Российской Федерации № 555 от 15 июля 2009 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы».

10. Приказ ФМС России от 10 июня 2010 г. № 134 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных учреждений, предназначенных для временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.07.2010 года, регистрационный № 17789).

38. Международно-правовая защита беженцев и лиц, перемещенных внутри страны.

 

Одной из наиболее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом на пороге третьего тысячелетия, является проблема беженцев и перемещенных лиц. "Проблема вынужденного перемещения — сегодня самая насущная из проблем, стоящих перед Организацией Объединенных Наций (Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН) [2]. Общепризнанно, что эта проблема является глобальной и носит многосторонний характер. Соответственно и подходы к ее анализу и методы решения должны учитывать все многообразие ее аспектов — от причин массового исхода до разработки необходимых мер реагирования в самых разнообразных ситуациях, как правило, неожиданно возникающих в связи с проблемой беженцев, — от превентивных мер до оказания чрезвычайной помощи и мер содействия репатриации и интеграции беженцев.

 

Необходимым условием как предотвращения потоков беженцев, так и решения связанных с ними проблем является уважение прав человека. Проблема беженцев сложна и многогранна. Эффективно способствовать деятельности по ее решению, в том числе по конкретному решению многих вопросов, связанных с беженцами, лицами, ищущими убежища, и с их защитой, может знание международного права в области прав человека. Сталкивающиеся с необходимостью решения различных аспектов проблемы беженцев лица постоянно должны полагаться в своей работе по защите беженцев на международно-правовые нормы в области прав человека.

 

Цель статьи — в сжатой, конспективной, но по возможности полной форме представить читателям, в первую очередь тем, кто по роду своей служебной либо общественной деятельности непосредственно причастен либо сталкивается с необходимостью решения различных аспектов проблемы беженцев, осуществляет мероприятия по их защите, принципы и положения международного права в области прав человека и методы их использования для дополнения и усиления деятельности по защите прав и интересов беженцев.

 

Разумеется, в целом массив международно-правовых документов в области прав человека весьма объемен и сложен и для подробного изучения даже основных его положений и институтов потребовалось бы немало учебников. В связи с этим в статье освещены только некоторые из проблем, стоящих перед беженцами, и отражены только некоторые приемы, посредством которых нормы международного права в области прав человека могут быть использованы для решения проблем беженцев.

Права беженцев

 

Лица, ищущие убежища, и беженцы обладают всеми правами и основными свободами, провозглашенными в международных договорах по правам человека. Поэтому вопрос о защите беженцев следует рассматривать не только как вопрос соблюдения прав беженцев, но и в более широком контексте защиты прав человека. Деятельность ООН в области прав человека и деятельность УВКБ ООН по защите беженцев неразрывно связаны друг с другом — перед обеими организациями стоит общая цель защиты человеческого достоинства.

 

Защита беженцев и поиск вариантов долгосрочного решения их проблем — две основные функции УВКБ ООН.

 

Концепция международной защиты беженцев претерпела постепенную эволюцию и в современном виде предполагает ряд институциональных и правовых механизмов. В практическом плане функция обеспечения международной защиты включает недопущение принудительного возвращения, оказание помощи в рассмотрении запросов лиц, ищущих убежища, предоставление правовых консультаций и помощи, содействие принятию мер по обеспечению физической безопасности беженцев, содействие добровольной репатриации и оказание соответствующей помощи, а также оказание помощи беженцам в переселении [3]. Таким образом, функция международной защиты имеет правовую основу, и УВКБ ООН обязано ее обеспечивать. Право пользования защитой, хотя оно и не выделено в качестве отдельного права, подразумевается в Конвенции 1951 г. [4] и ее основополагающих положениях, особенно в принципе запрещения принудительного возвращения.

 

Кроме того, многие общепризнанные права человека непосредственно распространяются на беженцев. К ним относятся право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право не подвергаться принудительному возвращению.

 

Эти права наряду с другими гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами в отношении всех лиц, как граждан, так и неграждан, закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948) [5], в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) [6] и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) [7], которые вместе составляют Международный билль о правах человека. "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию" [5]. "Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем" [5]. "Каждый человек имеет право на гражданство" [5]. "Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну" [5, 6].

 

Не все важные права беженцев конкретно упоминаются в Международном билле о правах человека. Центральным элементом международной защиты беженцев является право не подвергаться принудительному возвращению или высылке в обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу чью-либо жизнь или свободу. Этот принцип запрещения принудительного возвращения закреплен в статье 33 Конвенции 1951 г. [4] Принцип запрещения принудительного возвращения получил дальнейшее развитие в статье 3 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) [8], в которой предусматривается, что "ни одно государство-участник не должно высылать (возвращать, выдворять или выдавать — refouler) какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток" (п. 1). Кроме того, "для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека" (п. 2).

 

Некоторые страны утверждают, что большинство лиц, ищущих убежища, фактически являются не беженцами, а экономическими мигрантами. В настоящее время лишь приблизительно 10—20 % лиц, ищущих убежища, получают в этих странах статус беженцев. Современные потоки беженцев отличаются от потоков беженцев в период после окончания Второй мировой войны. Причины отъезда весьма часто бывают сложными и не являются результатом лишь непосредственных преследований. Люди покидают свои страны вследствие гражданских конфликтов, массовых нарушений их прав человека, иностранной агрессии или оккупации, нищеты, голода, болезней и экологических катастроф. Многие из них не подпадают под категорию беженцев, если исходить из определения ООН. Для того, чтобы попасть в эту категорию, лицо должно быть "политическим" беженцем. В Конвенции 1951 г. о статусе беженцев [4] говорится об "опасении стать жертвой преследований", но в ней не дается четкого определения этого термина. В статье 33 этой Конвенции [4] говорится об угрозе жизни или свободе лиц "вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений". Это определение составлено в контексте обстановки послевоенных лет и не учитывает многие ситуации, в которых оказываются беженцы сегодня.

 

В результате некоторые страны, особенно в Африке и Латинской Америке, расширили, "либерализовали" определение термина "беженец". Однако во многих других странах большинство заявлений о предоставлении убежища отклоняются на основании строгого толкования определения 1951 г. [4]

 

С точки зрения прав человека такая ситуация вызывает большую озабоченность. Не всегда представляется возможным провести достаточно четкое различие между беженцем и экономическим мигрантом. Очевидно, что если речь идет об угрозе жизни и свободе, то положение лица, которому грозит смерть вследствие голода, немногим отличается от положения другого лица, которому грозит произвольная казнь вследствие его политических убеждений. Даже без учета этих соображений факт остается фактом, что вне зависимости от того, является ли лицо беженцем или экономическим мигрантом, гражданином или негражданином, покидает ли оно свою страну вследствие преследований, вооруженных конфликтов, угрозы его жизни или крайней нищеты, это лицо обладает минимально необходимыми правами человека и имеет право на соблюдение минимально необходимых норм обращения с ним.

 

Беженцы обладают правами, которые должны соблюдаться и до того, как они обращаются с просьбой о предоставлении убежища, и в период рассмотрения их просьб, и после их удовлетворения.

Нарушения прав беженцев

 

Защита беженцев — это защита прав человека. "Нарушения прав человека являются важнейшим фактором, вызывающим исход беженцев, а также препятствием на пути их безопасного и добровольного возвращения домой. Обеспечение соблюдения прав человека в странах происхождения имеет, таким образом, решающее значение как для предотвращения возникновения проблем беженцев, так и для их решения. Уважение прав человека также существенно для защиты беженцев в странах убежища" (Садако Огата, Верховный комиссар ООН по делам беженцев).

 

Существует очевидная взаимосвязь между проблемой беженцев и вопросами прав человека. Именно нарушения прав человека являются одной из основных причин массового бегства. Они же, пока не прекратятся, исключают возможность добровольной репатриации. Причинами как массового исхода, так и перемещений населения внутри страны все чаще становятся нарушения прав меньшинств и межэтнические конфликты.

 

Беженцы в значительно большей степени, чем небеженцы, сталкиваются с нарушением прав человека. Во время поиска убежища они часто подвергаются ограничительным мерам, лишающим их возможности доступа на безопасные территории. Нередко они задерживаются или насильно возвращаются в районы, где их жизнь, свобода и безопасность оказываются под угрозой. Многие подвергаются нападениям вооруженных группировок или рекрутируются в вооруженные силы, где их принуждают воевать в рядах той или иной стороны в гражданских конфликтах. Лица, ищущие убежища, и беженцы нередко являются также жертвами грубейших проявлений расизма.

 

Нарушения прав человека являются одной из основных причин массового ухода беженцев. С 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам человека сосредоточили свое внимание на путях предотвращения массового ухода. Комиссия ежегодно включала вопрос о правах человека и массовом уходе в свою повестку дня, и в ряде резолюций она подчеркивала связь между нарушениями прав человека и потоками беженцев. В последние годы Комиссия рассматривала также тяжелое положение лиц, перемещенных внутри страны. Согласно выводам Комиссии, массовый уход не только приводит к человеческим лишениям и нищете, но и ложится все более тяжелым бременем на международное сообщество. В свете меняющегося характера проблем беженцев три традиционных варианта их разрешения, заключающиеся в добровольной репатриации, расселении на местах и переселении в третьи страны, сохраняют свое значение, но к ним необходимо добавить и другие подходы. Необходимо учитывать многообразие и комплексный характер факторов, порождающих массовый уход. Одной из основных причин массового ухода являются нарушения прав человека: "Абсолютно ясно, что, если не будут найдены пути противодействия отказу в правах человека или прямому нарушению этих прав, если не будет достигнуто более справедливого распределения мировых ресурсов, большей сдержанности и терпимости, предоставления каждому, независимо от расы, религии, членства в какой-либо социальной группе или политической партии, права быть частью общества или в организованном порядке входить в это общество в поисках работы, удовлетворительных жизненных условий и свободы от вражды, мир будет продолжать стоять перед проблемой массового ухода. Если эту проблему оставить без внимания, она все больше будет угрожать миру и стабильности во всем мире" [9].

 

В заключительном докладе Группы правительственных экспертов [10] также подчеркивается сложный и зачастую взаимосвязанный характер политических, экономических, социальных и других причин массового ухода. В своих рекомендациях Группа предложила Генеральной Ассамблее ООН призвать государства-члены предотвращать новые массовые потоки беженцев, обеспечивая соблюдение принципов, содержащихся в Уставе ООН [11], в частности, воздерживаться от угрозы силой или ее применением, использовать мирные средства для урегулирования споров, содействовать соблюдению прав человека и недопущению создания условий, которые могут привести к возникновению массовых потоков беженцев, сотрудничать друг с другом в целях предотвращения новых потоков беженцев и строго соблюдать нормы международного права, регулирующие обращение с беженцами.

 

Такая деятельность является важной частью новых и всеобъемлющих подходов к предотвращению массовых потоков беженцев, которыми озабочено международное сообщество. В настоящее время все большее внимание уделяется политическому и экономическому положению в странах происхождения беженцев, в том числе внутренним и внешним конфликтам, нарушениям прав человека, уровню развития и состоянию экономики. Все эти вопросы взаимосвязаны. Государства неоднократно подчеркивали, что права человека взаимосвязаны и включают не только гражданские и политические права, но и экономические, социальные и культурные права. Соблюдение всех этих прав является необходимым условием обеспечения развития человека и сохранения человеческого достоинства.

 

Помимо деятельности по предотвращению массового ухода Комиссия по правам человека в последние годы рассматривала также тяжелое положение лиц, перемещенных внутри страны. В докладе Комиссии [12] рекомендовалось создать в рамках международной системы всеобъемлющий механизм, который занимался бы проблемами перемещенных лиц с учетом того, что аспекты этой проблемы, касающиеся прав человека, тесно связаны с ее гуманитарными, политическими и экономическими аспектами.

 

Международное сообщество в настоящее время признало, что нарушения прав человека являются одной из основных причин массового ухода. Продолжают предприниматься усилия по преодолению явлений, порождающих эту проблему, и в то же время все большее внимание обращается на те трудности, с которыми сталкиваются лица, ищущие убежища, после того, как они покидают страну своего происхождения.

 

Беспокойство вызывают три вопроса. Во-первых, это тревожная тенденция не впускать на свою территорию лиц, ищущих убежища. Во-вторых, это нарушение минимальных прав лиц, ищущих убежища, в период рассмотрения их просьб о предоставлении убежища, а также после получения ими статуса беженцев. Нетерпимость, расизм, ксенофобия, агрессивность, межнациональные и межэтнические противоречия и конфликты усиливаются во многих районах и затрагивают многие группы населения, особенно лиц, ищущих убежища, и беженцев. В-третьих, это продолжающиеся нарушения прав человека в странах происхождения и необходимость прекращения таких нарушений, прежде чем беженцы смогут добровольно вернуться назад.

 

Усиливается тенденция не впускать на свою территорию лиц, ищущих убежища. Некоторые правительства в условиях притока лиц, ищущих убежища, экономических мигрантов и нелегальных иностранцев ввели ограничительные меры, препятствующие въезду на их территории. Эти меры включают установление сложных или обременительных условий получения виз гражданами некоторых стран и наложение штрафов на авиакомпании, которые перевозят иностранцев, не имеющих документов.

 

В некоторых случаях не соблюдаются минимально необходимые нормы обращения с лицами, ищущими убежища. Неадекватные процедуры определения того, кто является беженцем, и отказ во въезде в страну в аэропортах и на границах порождают огромные проблемы для лиц, ищущих убежища. Иногда эта практика принимает такие антигуманные формы, как принудительное возвращение лиц, ищущих убежища, в страны происхождения, где их жизнь, свобода и безопасность могут оказаться под угрозой. Другими примерами плохого обращения являются физическое насилие, содержание лиц, ищущих убежища, в течение длительных периодов под стражей без законных на то оснований, а также суровые процедуры допроса. Правительство может также не обеспечивать надлежащей защиты беженцев и лиц, ищущих убежища, в результате чего они оказываются перед угрозой стать жертвой физического насилия, порождаемого расизмом и ксенофобией.

 

Проблемы лиц, ищущих убежища, не заканчиваются, когда они, наконец, пересекают границу и проходят через первый этап рассмотрения их просьб о предоставлении убежища, который зачастую связан с задержанием и/или допросом. В период рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища и даже после получения ими статуса беженцев они могут сталкиваться с многочисленными ограничениями и препятствиями. В некоторых случаях беженцы вынуждены жить в лагерях и лишены доступа к судам и правовой помощи. Кроме того, беженцы могут оказаться не в состоянии получить работу, иметь собственное дело или приобрести землю. Фактически во многих случаях, когда беженцы не подвергаются принудительному возвращению, они могут чувствовать необходимость уехать вследствие унижающих достоинство условий жизни в принимающих странах.

 

Особенно уязвимыми группами беженцев являются женщины и дети [14]. В Конвенции о правах ребенка (1989) [13] предусмотрено предоставление "надлежащей защиты и гуманитарной помощи" (ст. 22) детям-беженцам. Значительная часть беженцев — это женщины. В странах убежища они очень часто становятся жертвами физического насилия и сексуальных надругательств.

 

Беженцы, как особо уязвимая группа иностранцев, зачастую становятся главным объектом проявлений расистской ненависти. В ходе политических дискуссий в некоторых странах часто смешиваются все вопросы, касающиеся иностранцев. Лица, ищущие убежища, беженцы, экономические мигранты, иммигранты и сезонные рабочие зачастую объединяются в одну общую категорию иностранцев. Последствия носят тройственный характер. Во-первых, неоднократно нарушаются принципы защиты беженцев и запрещения их принудительного возвращения. Во-вторых, растет количество случаев насильственных действий против беженцев. В-третьих, проблему беженцев начали рассматривать в политическом, а не гуманитарном плане, в результате чего стали исчезать границы между иммиграционной политикой и политикой в области беженцев.

 

Наконец, проблемы прав человека и беженцев объединяет также вопрос о поиске долгосрочных решений. В пункте С статьи 1 Конвенции 1951 г. о статусе беженцев [4] подчеркивается, что статус беженцев не является постоянным, и перечисляются условия, при которых положения Конвенции [4] более не распространяются на соответствующих лиц. Изгнание не является ни долгосрочным, ни подлинно гуманным решением проблемы беженцев. Будучи формой вынужденного расставания с родиной, изгнание является лишь временным решением. Однако репатриация может быть целесообразной и носить гуманитарный характер лишь тогда, когда она осуществляется на добровольной основе и когда обеспечивается соблюдение прав человека, которыми обладают беженцы. До тех пор, пока в странах происхождения продолжают нарушаться права человека, маловероятно, что какой-либо беженец решит добровольно вернуться домой. Необходимым условием добровольного возвращения беженцев является восстановление уважения и поощрение всех категорий прав человека.

УВКБ ООН

 

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было создано по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1950 г. и начало свою деятельность 1 января 1951 г. Управление оказало помощь миллионам беженцев в Европе после окончания Второй мировой войны. По мере роста числа беженцев на протяжении последующих десятилетий во всех уголках земного шара УВКБ ООН помогло более 50 млн людей начать новую жизнь в других странах или вернуться на свое прежнее место жительства, за что было дважды удостоено Нобелевской премии мира. Сегодня штат из 5000 сотрудников и представительства УВКБ ООН в 120 странах мира оказывают помощь более чем 20 млн человек. Основной задачей УВКБ ООН вляется международная защита — гарантирование беженцам того, чтобы ни один из них не был насильственно возвращен в страну, где они имеют основания опасаться преследования, а также обеспечение защиты основных прав беженцев. Целью УВКБ ООН является решение проблемы путем переселения беженцев в другую страну или их возвращения домой, если условия позволяют это сделать. В последние десятилетия проблема перемещенных лиц намного усложнилась, и УВКБ ООН расширило свои функции. В настоящее время оно оказывает помощь не только беженцам, но и другим группам лиц, таким, например, как лица, перемещенные внутри своей страны, или возвращающиеся лица. УВКБ ООН стало одной из главных гуманитарных организаций по оказанию гуманитарной помощи при возникновении крупнейших чрезвычайных ситуаций во всем мире за всю послевоенную историю: в Боснии и Герцеговине, в районе Великих Озер в Африке и совсем недавно в Тиморе, в Косово и прилегающих районах.

 

После окончания Второй мировой войны миллионы людей оказались без крыши над головой. УВКБ ООН было создано, чтобы оказать помощь европейским беженцам, а впоследствии и беженцам во всем мире. Первый послевоенный кризис с беженцами произошел в 1950 г., когда 200 000 беженцев, в основном женщины и дети, бежали из Марокко в Тунис, спасаясь от войны за независимость с Францией. В октябре 1956 г. УВКБ ООН столкнулось с чрезвычайной ситуацией в мирное время в Австрии, когда свою родину покинули 200 000 венгров. Многие беженцы были переселены за границу, другие размещены в Австрии в недорогих жилищах, оплаченных УВКБ ООН.

 

К окончанию эры колониализма в Африке в 60-х гг. стали разгораться конфликты во многих районах континента. Миллионы людей были вынуждены покинуть места своего проживания на Африканском Роге и в соседних странах, включая многих жителей Эфиопии, бежавших в Судан. Наиболее чрезвычайный исход беженцев в ХХ в. произошел в 1971 г., когда10 млн людей бежали в Индию из-за войны в Восточном Пакистане (Бангладеш). УВКБ ООН координировало международную помощь. В 1975 г. начался исход вьетнамцев, и за прошедшие четверть века тысячи людей были либо переселены за границу, либо добровольно вернулись во Вьетнам. Политические репрессии и насилие, распространившиеся в странах Центральной Америки в 80—90-е гг., вынудили потоки беженцев покинуть Гондурас. Впоследствии многие из Сальвадора вернулись в Гондурас. В начале 80-х гг. началась трагедия беженцев в Афганистане, когда 5 млн человек, спасаясь от войны, бежали в Пакистан и Иран. Одной из самых успешных за последнее время программ по реинтеграции беженцев стала интеграция миллионов жителей Мозамбика, которым пришлось покинуть родину в результате гражданской войны в 80-х—90-х гг. В 90-е гг. в Боснии и Герцеговине УВКБ ООН оказало помощь 3,5 млн человек во время конфликта, охватившего бывшую Югославию и вызвавшего массовое переселение и повсеместные разрушения. Одной из самых сложных чрезвычайных ситуаций в истории УВКБ ООН был кризис в районе африканских Великих Озер, который начался в 1994 г. (Заир) и вынудил покинуть свою родину миллионы людей. К концу тысячелетия около 1 млн человек бежали из Косово в сопредельные страны. Приступив к выполнению операции в Косово в июне 1999 г., УВКБ ООН помогло вернуться домой более чем 800 тыс. косоварских беженцев. Более 160 000 беженцев вернулись в Восточный Тимор с тех пор, как УВКБ ООН и МОМ начали программу по репатриации в октябре 1999 г. Это лишь фрагменты колоссальной работы, выполняемой УВКБ ООН зачастую в экстремальных ситуациях.

 

Для более детального ознакомления с проблемой беженцев и деятельностью УВКБ ООН рекомендуется выпущенный Оксфордским издательством "University Press" к 50-летию УВКБ ООН капитальный труд "The State of the WORLD’s REFUGEES. Fifty Years of Humanitarian Action" [15].

 

УВКБ ООН продолжает поиск более эффективных средств защиты беженцев и лиц, ищущих убежища, — этих весьма уязвимых групп населения, и оказания им помощи. В 1951 г., когда было создано УВКБ ООН, его мандат распространялся приблизительно на 1 млн беженцев. Сегодня число беженцев превышает 20 млн, кроме того, насчитываются миллионы лиц, перемещенных внутри страны.

 

За последние пять десятилетий проблема беженцев претерпела существенные качественные и количественные изменения. В 1951 г. большинство беженцев были европейцами. Сегодня большинство составляют беженцы из Азии и Африки, хотя большое число беженцев, в особенности перемещенных лиц, появилось на Балканах и в странах СНГ.

 

В отличие от прошлых десятилетий, нынешние потоки беженцев все чаще принимают форму массового бегства. Большую часть беженцев составляют женщины и дети. Причины массового исхода стали более разнообразными, чем ранее. К ним в настоящее время относятся этнические конфликты, стихийные бедствия, экологические катастрофы и крайняя нищета. В результате на многих сегодняшних беженцев не распространяется определение, содержащееся в Конвенции 1951 г. о статусе беженцев [4], которое включает только жертв преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.