КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М.І. ПАНЧЕНКО 14 страница
113 Ibid., 24. 114 Lowie, Origin of the State, 12–19. 115 Chester G. Starr, Individual and Community (New York and Oxford, 1986), 42–46. 116 North, Structure and Change, 23. 117 Douglass C. North and Robert Paul Thomas, The Rise of the Western World: A New Economic History (Cambridge, 1973), 8. Cf. Frederick C. Lane in Journal of Economic History 35, No. 1 (1975), 8–17. 118 Marc Bloch, Feudal Society, I (Chicago, 1964), 115. 119 Douglass North in Svetozar Pejovich, The Codetermination Movement in the West (Lexington, Mass., 1973), 128. 120 Max Weber, Grundriss der Sozialцkonomik: III Abt. Wirtschaft und Gesellschaft, 3. Aufl., II (Tьbingen, 1947), 679. 121 L. Delaporte, Mesopotamia (New York, 1970), 101–12. 122 Christian Meier, The Greek Discovery of Politics (Cambridge, Mass., 1990), 13. 123 M. I. Finley, Economy and Society in Ancient Greece (London, 1981), 71–72; Starr, Individual and Community, 28. 124 Например, Alfred Zimmern, The Greek Commonwealth, 4th ed. (Oxford, 1924), 287–88. Другие примеры приводятся в кн.: Jules Toutain, The Economic Life of the Ancient World (New York, 1930), 12. 125 Toutain, Economic Life, 14. Cf. Gustave Glotz, Ancient Greece at Work: An Economic History of Greece (London and New York, 1926), 8–9. 126 Finley, Economy and Society, 217. 127 Ibid., 218. 128 M. Rostovtseff, Social and Economic History of the Hellenistic World, I (Oxford,1941), 273. 129 Starr, Individual and Community, vii. 130 Victor Davis Hanson, The Other Greeks (New York, 1995), 3. 131 Cambridge Ancient History, VI (Cambridge, 1933), 529. 132 Rostovtseff, Social and Economic History, 207–12. 133 Stephen Hodkinson in Classical Quaterly, n. s., 36, No. 2 (1986), 404. 134 Toutain, Economic Life, 113. 135 A. Bouche-Leclercq, Histoire des Lagides, Vol. iii, Part I (Paris, 1906), 179. 136 Ibid., 191–92. 137 Rostovtseff, Social and Economic History, 300; Bouchй-Leclercq, Histoire des Lagides, Vol. iii, Part I, 237–71. 138 Об этом см.: Reynold Noyes, The Institution of Property (New York, 1936), 27–220. 139 Tenney Frank, An Economic History of Rome, 2nd ed. (Baltimore, 1927), 14–15. 140 Noyes, Institution of Property, 44–49, 78–79. 141 P. S. Atiyah, The Rise and Fall of Freedom of Contract (Oxford, 1979), 110. 142 Toutain, Economic Life, 272–74. 143 Henry Lepage, Porquoi la propriйtй (Paris, 1985), 44. 144 Abbot Payson Usher, A History of Mechanical Inventions, rev. ed. (Cambridge, Mass., 1954), 32. 145 Эта тема исчерпывающим образом освещается в кн.: Maxime Kowalewsky, Die Цkonomische Entwicklung Europas bis zum Beginn der kapitalistischen Wirtschaftsforn, I, (Berlin, 1901). 146 Bloch, Feudal Society, I, 228. 147 Helen Cam, England Before Elizabeth (New York, 1994), 97. 148 Bloch, Feudal Society, I, 190–2. 149 Ibid., 196–98. 150 Ibid., 208–10. 151 Birgit Sawyer, Property and Inheritance in Viking Scandinavia: The Runic Evidence (Alingsas, Sweden, 1988), 16.
152 Henry Pirenne, Medieval Cities (Princeton, 1946),131–32. 153 Cited by John Hine Mundy in R. W. Davis, ed., The Origins of Modern Freedom in the West (Stanford, Calif.,1995), 113. 154 По материалам Robert von Keller, Freiheitsgarantien fьr Person und Eigentum im Mittelalter (Heidelberg, 1933), 86–238; см. также: Weber, Wirtschaft und Gesellschaft, II, 576–79. 155 John H. Mundy, Introduction to Henry Pirenne, Early Democracies in the Low Countries ( New York, 1963), xxvi. 156 Weber, General Economic History, 318. 157 George H. Sabine, A History of Political Theory, rev. ed. (New York, 1955), 403–41, 158 J. H. Elliott, Imperial Spain, 1469–1716 (London, 1963), 73. 159 Jean Bodin, The Six Bookes of a Commonweale (Cambridge, Mass., 1962), 651–53. 160 Reinhold Schmid, Die Gesetze der Angelsachsen (Leipzig, 1858), 506. 161 Barbara Suchy in Uwe Schultz, ed., Mit dem Zehnten fing es an (Mьnchen, 1986), 116. 162 Ingvar Andersson, Schwedische Geschichte (Munchen, 1950), 237. 163 J. P. Sommerville, Politics and Ideology in England, 1603–1640 (London, 1986), 160–3. См. ниже в главе 3. 164 J. L. M. de Gain-Montagnac, ed., Mйmoires deLouis XIV, йcrits par lui-mкme, I (Paris, 1806), 156. 165 Sir William Blackstone, Commentaries on the Laws of England, Book I, Chapter 2, 15th ed. (London,1809), 170. 166 Kirk H. Porter, A History of Suffrage in the United States (Chicago, 1918), 2–3. См. также: Chilton Williamson, American Suffrage (Princeton, 1968). 167 Charles Seymour and Donald Paige Frary, How the World Votes, I (Springfield, Mass., 1918), 4–180. 168 Porter, History of Suffrage, 7–13. 169 Ibid., 109. 170 Jennifer Nedelsky, Private Property and the Limits of American Constitutionalism (Chicago and London, 1990), 18–19. 171 James A. Henretta, The Evolution of American Society (Lexington, Mass., 1973), 88–112; Williamson, American Suffrage, 20–61. 172 Guido de Ruggiero, The History of European Liberalism (Boston, 1961), 159, 177. 173 Карл Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. [Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Сочинения, т. 7 (Москва, 1956), стр. 10.] 174 Peter-Christian Witt in Schultz, ed., Mit dem Zehnten, 191–93; G. Schmцlders in ibid., 248. 175 Thomas Erskine Holland, The Elements of Jurisprudence, 12th ed. (Oxford, 1916), 82. 176 Orlando Patterson, Freedom, I (New York, 1991), 48. Автор считает, что первым ученым, обратившим внимание на такого рода взаимосвязь, был Макс Поленц. Ibid., 79. 177 Herodotus, Persian Wars, Book V, Chapter 78. [Геродот, История, перевод Г. Стратановского (Ленинград, 1972), стр. 260.] 178 Thucydides, History of the Peloponnesian War, II, xli, Loeb Classical Library (Cambridge, Mass., 1991), I, 331. [Фукидид, История, перевод Г. Стратановского, А. Нейхарда, Я. Боровского (Ленинград, 1981), стр. 81.] 179 Finley, Ancient Economy, 28–29. (Курсив мой.)
3. Англия и рождение парламентской демократии
Свобода обитает в каком-нибудь конкретном предмете, и каждый народ находит для себя некий излюбленный предмет, который ввиду его важности становится для этого народа мерилом счастья. Позвольте Вам напомнить, сэр, что с древнейших времен в (нашей) стране великие сражения за свободу развертывались главным образом вокруг вопроса о налогообложении. Эдмунд Бёрк1
Англия — родной дом парламентской демократии, и поэтому история ее политического развития представляет всеобщий интерес: А. Ф. Поллард, специалист по истории конституций, назвал парламент величайшим вкладом Англии в цивилизацию2. Богаты ее архивы, и высочайшим качеством отмечена литература, посвященная ее конституционному развитию. Англия ни в коем случае не есть страна, принадлежащая к числу других себе подобных; действительно, во многих отношениях она есть страна особая и беспримерная, и таковой ее издавна считали и сами англичане, и иностранцы. Сэр Джон Фортескью, писавший в пятнадцатом столетии, и сэр Томас Смит веком позже уже вполне сознавали различие между современными им Англией и государствами на континенте. Не надо усматривать здесь проявлений шовинизма, ибо, стоит заметить, этот взгляд разделяли многие посещавшие страну чужеземцы. Монтескьё говорил об англичанах как о самом свободном народе в мире, потому что они ограничили власть короля законом3. Вольтер находился под тем же впечатлением и писал об англичанах как о “единственном народе в мире, сумевшем противостоять королям и установить пределы их власти, и добившемся в ряде битв создания мудрой системы правления, при которой Государь полновластен делать добро, но в то же время ограничен в возможностях творить зло...”4. Англия была первой страной мира, где образовалось национальное государство; она же прежде других институализировала зачаточную демократическую практику германских племен. Она, таким образом, представляет собой лабораторию, где выявляется, какие условия наиболее благоприятствуют развитию политической свободы и утверждению гражданских прав. Почему и как парламент, представляющий всех жителей страны, восторжествовал над короной и обеспечил народу права и свободы, вызывавшие восхищение остальной Европы? Конституционная история Британии — это история превращения парламента из прислужника короны (с одиннадцатого по пятнадцатый век) в ее партнера (с шестнадцатого до начала семнадцатого века) и, наконец, в ее господина (после 1640 года)*. По ходу дела распределение богатства между
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ * Я хорошо знаю, что после появившейся в 1931 году книги Баттерфилда “История глазами вигов”[H. Butterfield, The Whig Interpretation of History ] среди английских историков стало модно отметать как пристрастную и ущербную теорию неумолимого роста парламентской власти. Эта книга явила собой блестящий пример ученого ревизионизма, но она не выдерживает критики. Перечитавшему ее полвека спустя Г. Р. Элтону она показалась “удручающе жидкой” — “очерком, которому поистине недостает содержания и особенно недостает истории”. [G. R. Elton, Studies in Tudor and Stuart Politics and Government, IV (Cambridge, 1992), 273.] Не подлежит сомнению, что многие историки-традиционалисты заходили чересчур далеко в изложении парламентской истории как истории, заполненной исключительно борьбой с короной, и в изображении парламента как единственного носителя добра. И все же неспециалисту, который смотрит на конституционное развитие Англии со стороны и сопоставляет его с развитием, например, России, традиционное толкование представляется убедительным. Беда “ревизионизма” в большинстве случаев состоит в том, что частные отклонения и исключения он воспринимает не как оттенки явлений, а как самую их сущность; поэтому выдает он главным образом нападки на взгляды других, но собственных содержательных точек зрения не предлагает. Дж. П. Кейнон, сам сторонник ревизионистской школы, соглашается, что на смену “Истории глазами вигов” не нашлось ничего “внушающего доверие”. [J. P. Kenyon, Stuart England (London, 1978), 9.] То же относится к пересмотру взглядов на английскую гражданскую войну. [Richard Cust and Ann Hughs, eds., Conflict in Early Stuart England (London and New York, 1989), 11.] Введение, предпосланное этой книге ее редакторами, содержит добротную критику английского исторического ревизионизма.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
короной и ее подданными играло решающую роль, поскольку упадок королевской власти сопровождался сокращением владений короля и получаемых от них доходов. Богатства английской короны растаяли, потому что из-за войн, излишеств двора, плохого управления королевскими поместьями и инфляции ее расходы были больше доходов. Уменьшение собственных доходов ставило королевскую власть во все бóльшую зависимость от сборов пошлин и налогов. Оскудение казны имело важные политические последствия, ибо на сбор таможенных пошлин и большинства налогов требовалось согласие парламента. “Корона беднела и беднела, а вынужденная обращаться к парламенту, она оказывалась перед необходимостью поступаться конституционными правами в обмен на денежные средства”5. “Порогом, на котором постоянно спотыкались короли, были деньги. Они требовали у народа звонкую монету, народ требовал у них свободы и реформы. Это и есть та красная нить, которая, если она вообще существует, проходит через всю парламентскую историю Англии”6. Действительно, как три с половиной столетия назад мудро заметил Джеймс Харрингтон, именно растущее богатство народа и все бóльшая зависимость от него королевской власти принудили ее предоставить права и свободы подданным. Можно, таким образом, сказать, что конституционное развитие Англии шло под гром барабанов ее финансовой истории. Это классический и наглядный пример того, как богатство частных лиц налагает ограничения на власть государства.
1. Англия до нормандского завоевания
Как и в других частях Римской империи за пределами Итальянского полуострова, верховным собственником земли в Англии был император: местные жители обрабатывали ее по праву держателей имперского имущества7. За это право они вносили плату римским чиновникам. С уходом римлян из Британии в середине пятого столетия остров неоднократно подвергался вторжениям банд англосаксонских варваров из Шлезвига-Гольштейна и Ютландии. У этих пришельцев базовой социальной ячейкой был клан; селились они кланами в составе свободных людей и многочисленных рабов. Землю поделили на королевские, частные и общественные владения; общественная доля, поглощаемая королевскими поместьями, неуклонно уменьшалась8. Частная земля оставалась в полной собственности владельца. Хотя шестисотлетнюю интерлюдию между уходом римлян из Британии и ее завоеванием норманнами обычно рассматривают как долгий разгул анархии, в действительности именно к концу этого периода были заложены основы многих будущих институтов страны. В течение двух столетий, предшествовавших нормандскому завоеванию, когда Англия была объединена под властью единого монарха, по глубоко укорененной в варварских обществах традиции (см. ниже) от королей требовалось не законы издавать, а охранять обычаи, что серьезно ограничивало их власть, ибо это означало для них невозможность вводить какие-либо перемены без ясно выраженного общественного одобрения*. Подобно другим германским правителям, англосаксонские короли управляли страной с помощью совета мудрых — уитенагемота (witena gemot или witan **), в который входили видные представители знати и церкви. Эти советы время от времени выбирали королей, в случаях крайней необходимости издавали законы и устанавливали налоги9. Важные решения выносились на одобрение народного собрания — фолькмота, который созывался дважды в году, вершил правосудие и рассматривал назревшие вопросы жизни общины. Присутствовать могли все свободные общинники. Мейтленд обращает внимание на то, что такая практика соответствует той, которая, по описаниям Тацита, преобладала в его время у германских племен и которая наблюдается у первобытных народов сегодня.***
------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Этот принцип соответствовал практике первобытных обществ в других частях мира, в которых, как говорит один антрополог, “задача существующего управленческого аппарата состоит скорее в том, чтобы добиваться соблюдения традиционных норм и обычаев, чем в том, чтобы создавать новые прецеденты”. [Robert H. Lowie, Primitive Society (New York, 1920), 358–59.] ** Wita (мн. число witan) означает “мудрый”; gemot — “собрание”. *** F. W. Maitland, The Constitutional History of England (Cambridge, 1946), 55–56; j. E. A. Jolliffe, The Constitutional History of Medieval England, 4th ed. (London, 1961), 25–29; Helen Cam, England Before Elisabeth (New York, 1952), 48. Читателю следует иметь в виду, что “германские” не означает “немецкие”. Это родовое понятие, которое охватывает этнически разные племена, покорившие Римскую империю и ставшие родоначальниками современных немцев, англичан, французов, скандинавов и т. д. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Английские короли даже и до нормандского завоевания не могли ни издавать законы, ни облагать подданных налогами без согласия “великих” своей земли и фолькмота10. Это правило, несомненно, имеет своим истоком усвоенное германскими племенами представление, что “законы остаются во власти общества”, а король правит не как верховный владыка своего народа, а как его представитель*. Наиболее вероятным объяснением тому, что эти германские традиции сохранились в Англии больше, чем на континенте, является островное положение Англии, благодаря чему ее компактно проживающее население было физически отделено от негерманских народов Европейского материка, среди которых германцы селились и под чье влияние они вскоре попали. Правление на основе согласия может возникать в различных условиях, коль скоро политически активное население экономически самостоятельно и становится, таким образом, в известном смысле сувереном-партнером. Это мы видим в древней Греции среди мелких, самостоятельно себя обеспечивающих крестьян. Это распространено в обществах кочевников, живущих охотой и скотоводством, поскольку в таких обществах, построенных на основе родства, все взрослые мужчины считаются равными и обладающими одинаковыми правами на участие в решении вопросов, затрагивающих общие интересы. Такова отличительная черта всех родовых групп, будь то германские племена, описанные Тацитом, или американские индейцы, или народы Африки11. Хотя тирания в первобытных родовых сообществах не исключается, все же их политическая жизнь являет собой пример народного участия в управлении12. Основной организационной единицей покоривших Европу германских народов был клан сородичей, считавших себя потомками общего предка. Высшая власть принадлежала собранию воинов, решений которого не смел отменить председательствовавший на нем вождь. Собрание решало вопросы войны и мира и распределяло землю13. Такое положение сохранялось до тех пор, пока племена и кланы вели кочевой или полукочевой образ жизни.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Jolliffe, Constitutional History, 23–24, 41–42.Однако Герберт Баттерфилд в своей “Истории глазами вигов” (32) отметает это представление как миф, сочиненный юристом семнадцатого века сэром Эдвардом Куком. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Но когда главным занятием этих племен стало земледелие и они приняли оседлый образ жизни, демократические процедуры, действовавшие в рамках рода, стали применяться в границах территории. Случилось это не вдруг: германские захватчики Англии, поселившиеся родственными кустами, сначала следовали своим родовым законам14. То же самое надо отнести и к варварам-завоевателям материковой Европы, которые, как мы выше отмечали, следовали не римскому праву, господствовавшему в покоренных ими землях, а собственным “варварским” законам. Постепенно, однако, территориальный принцип брал верх, и законы господствующего племени становились законами земли15. Только это и позволяет объяснить, каким образом столь дикие юты, англы и саксы смогли заложить основы представительной власти в покоренной ими Англии. Переход от родовой организации к территориальной произошел в Англии к концу девятого столетия, в годы правления Альфреда Великого, с введением порядка налогообложения, базой которого стали графства (shires), а не племенные группы*. Дж. И. А. Джоллиф, специалист по истории конституционного развития, назвал его самым глубоким сущностнообразующим сдвигом во всей английской истории, потому что он сделал возможным слияние различных общин в единую нацию и единое государство16. Именно тогда родилось современное государство — учреждение, притязающее на общую власть над всеми жителями данной территории. В случае с Англией государство выросло из сообщества свободных людей, и этой своей природе оно никогда не изменяло. Общественные заботы в англосаксонское время в значительной мере касались собственности. Есть свидетельства, что до нормандского завоевания частная земельная собственность в Британии была обычным делом и владельцы земли обладали полным правом на ее отчуждение17. По Мейтленду, об этом идет речь и в
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Keith Feiling, A History of England (New York etc., 1950), ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
самом раннем из английских правовых документов, относящемся ко времени правления короля Этельберта (ок. 600 года)18. Фольксмоты также уделяли много внимания этому предмету, улаживали споры владельцев земли и боролись с преступностью, в том числе с хищениями19. Что касается налогообложения, то здесь действовал принцип, который сохранялся, по крайней мере в теории, до середины семнадцатого века и устанавливал, что обычные текущие расходы, как личные, так и государственные, английские короли покрывали за счет поступлений от их собственных владений и сборов за отправление правосудия. Считается, что при необходимости получить дополнительные налоговые поступления им надо было заручиться согласием уитенагемота. Но такие дополнительные налоги были столь редки, что, по существу, какие бы то ни было сведения о них отсутствуют20.
2. Правление норманнов
Ко времени нормандского завоевания земельные владения королевского дома были велики, как никогда21. Завоеватели отменили земельную собственность, полученную на правах аллода. Прежние собственники, если им разрешалось сохранить владение, становились главнымикоролевскими держателями. Нормандские правители не только унаследовали земли свергнутых англосаксонских королей, но и отобрали поместья у оказавших им сопротивление лордов, распределив затем эту землю среди своих держателей22. Главных держателей обязали выставлять оговоренное число всадников для службы в королевской коннице. А те, в свою очередь, чтобы надежно закрепить за собой возможность справляться с этой повинностью, отдавали часть своих земель рыцарям. Так ковалась феодальная цепь. Но Вильгельм Завоеватель установил, что вся земля, находившаяся в руках как светских, так и церковных хозяев, принадлежит ему и держатели пользуются ею на феодальных основах — как вассалы. Главный держатель, не исполнявший своих обязанностей, терял землю, отходившую короне. Нормандские правители должны были, как и англосаксонские короли, содержать двор и управлять страной за счет своих личных доходов23.В течение двух столетий, последовавших за нормандским завоеванием, то есть до середины тринадцатого века, до 60 процентов дохода английские короли получали в виде земельной ренты, поступавшей из собственно королевских владений24. К этому добавлялись доходы от использования феодальных прав, главным образом на выморочное имущество и на опеку*. Такой порядок был подтвержден в 1467 году знаменитой декларацией Эдуарда IV, в которой он заявил общинам: “Я намерен жить на собственные средства и не облагать моих подданных налогами иначе, как в случаях большой и острой необходимости...” Он имел в виду, что жить будет на все поступающие в казну доходы, к каковым, помимо таможенных сборов, относились рента, получаемая от коронных земель, и поступления от использования прав феодального сюзерена25. Налогообложение предусматривалось лишь для чрезвычайных случаев, когда король обязан был указать на необходимость защитить страну и получить согласие тех, кому вводимые налоги пришлось бы платить. В Великой хартии вольностей (1215) король Иоанн, потерпев поражение во Франции, подтвердил по возвращении домой, что не будет вводить налогов без согласия страны. В 1297 году в Подтверждениихартий (Confirmation of Charters),в том числе иВеликой хартии, повторялся принцип, согласно которому король не имел полномочий учреждать без согласия парламента сборы, выходившие за пределы его феодальных прав26. Эти уступки давно признаны историками как вехи на пути образования основополагающих гарантий частной собственности в Англии. И хотя корона и тогда, и позже проявляла большую изобретательность в попытках подорвать этот принцип, он все же остался опорой английской конституции: английскому королю “ никогда (Курсив мой. — Авт.) не было дано права на какую-либо материальную поддержку или субсидию от подданных без согласия
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ * H. P. R. Finberg, The Agrarian History of England and Wales, IV (Cambridge, 1967), 256. Право на выморочное имущество означало право суверена или другого феодала на обращение в свою собственность земли, принадлежавшей подданным, cкончавшимся, не оставив завещания, либо не имеющим законных наследников, либо лишенных этой земли за неисполнение феодальных повинностей, за измену или уголовное преступление. По праву на опеку король управлял имуществом оставшихся сиротами несовершеннолетних детей вассала. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
парламента”*. На деле это означало, что при отсутствии собственных средств он не мог действенно осуществлять власть без согласия своих подданных. Этот принцип был прочно установлен еще до середины четырнадцатого столетия27. Именно этот принцип и это зависимое положение короляпослужили истоками впечатляющей карьеры палаты общин. Тут нам следует обратиться к истории парламента. Считается, что установить время, когда возникло это учреждение, невозможно. Парламент в нынешнем понимании слова, то есть собрание представителей, уполномоченное издавать законы, появился, видимо, в правление Генриха III, в середине тринадцатого века. До того словом “парламент” без разбора обозначались любые собрания (“parleys”); лишь около 1250 года его стали употреблять, четко имея в виду созываемое королем совещание по государственным делам28. В этом своем виде парламент предстал наследником curia regia или существовавшего при норманнах королевского совета. Главные держатели короля обязаны были являться на заседания по первому зову. Первоначально им полагалось не разрабатывать законы, а подавать свои мнения о применении обычного права и участвовать в отправлении правосудия. Поле их деятельности было сужено господствовавшим в средние века представлением о законах как вечных и неизменных, так что их надлежало лишь толковать, но не создавать. Продержалось такое положение вещей на удивление долго. До принятия в 1832 году закона о реформе право воспринималось в Англии не как нечто “творимое”, а как данность, восходящая к обычаю и естественному праву29. Поскольку присутствие на совещаниях у короля требовало больших затрат денег и времени, оно рассматривалось как обуза, а не как привилегия; по крайней мере, неведом ни один случай, чтобы лорды требовали себе право участия в совещании30. Тем не менее,
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Stephen Dowell, A History of Taxation and Taxes in England, I (London, 1888), 211. Из этого правила были лишь два исключения: на арендаторов земли в королевских владениях в силу того, что король был для них хозяином-помещиком, могла быть возложена налоговая повинность (“ tallage ”) для покрытия образовавшегося королевского долга; евреи “обязаны были платить любые устанавливаемые для них королем сборы, потому что они вообще находились здесь исключительно по его милости”. [Ibid., 210–11.] -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
как ни редки были законодательные акты тех ранних времен, издавались они по совету и с согласия “великих”. Вильгельм I Завоеватель последовал англосаксонской традиции не принимать никаких новых законов и не вводить налогов без одобрения “мудрых” и могущественных людей королевства31. Критически важный сдвиг в развитии парламента произошел к концу тринадцатого столетия, когда король, испытывая большую нужду в деньгах и не сумев получить их из собственных источников, пригласил представителей рыцарства и горожан на особое заседание феодального совета32. Для казны то был богатый и нетронутый источник возможных доходов. Выше уже отмечалось, что земельные владения очень рано стали наследственными, и существовало немало способов, позволявших их держателям отчуждать свою землю с разрешения лорда или без него33. Уже в двенадцатом веке королевские суды в Англии занимались улаживанием земельных споров крупных и мелких держателей34. Алан Макфарлейн привел свидетельства очень раннего появления личной собственности на землю в феодальной Англии35. Он показал, что в предшествовавшие Тюдорам времена (в тринадцатом и четырнадцатом веках) земля свободного держателя принадлежала не семье, а отдельному человеку (включая женщин), причем собственник мог распоряжаться своей землей как заблагорассудится, вплоть до того, что оставлять детей без наследства или продавать ее посторонним*. В Англии тринадцатого столетия жили крестьяне, смотревшие на обрабатываемую ими землю как на товар. Макфарлейн заключает, что “(земельная) собственность (в Англии) была сильно индивидуализирована к концу тринадцатого века, если не много раньше. Она находилась в руках отдельных лиц, а не больших групп; ее можно было покупать и продавать; детям право на землю не передавалось автоматически; нет никаких свидетельств о сильной привязанности семей к своим земельным участкам”36.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |