Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Основы местного самоуправления




Общее количество часов на изучение темы – 16 часов

Лекционные занятия – 4 часа

Семинарские занятия – 4 часа

Практические занятия – 2 часа

Самостоятельная работа – 6 часов

Цели занятия:

Формирование умений:

– различать особенности муниципальных правовых актов;

– определять составляющие территории муниципального образования и применять требования к установлению и изменению границ муниципального образования;

– ведения публичной дискуссии по проблемам территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации;

– выявлять признаки муниципальной собственности;

– устанавливать субъекта управления объектами муниципальной собственности;

– определять основные характеристики местного бюджета путем работы с основным финансовым документом в муниципальном образовании.

Закрепить знания:

– о системе муниципальных правовых актов;

– о содержании устава муниципального образования, порядке разработки его проекта, принятия и государственной регистрации;

– о принципах и нововведениях в территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации;

– о разновидностях муниципальных образований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

– о совокупности требований к установлению и изменению границ муниципального образования;

– о значении финансово-экономических основ местного самоуправления в развитии муниципального строительства в Российской Федерации;

– об этапах формирования и системе правового регулирования права муниципальной собственности в России;

– о содержании, объектах и иных особенностях права муниципальной собственности;

– о муниципальном заказе;

– о месте местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации и его структуре.

Получить представление:

– об особенностях муниципального нормотворчества;

– об официальной символике муниципальных образований;

– о структуре и содержании законов субъектов Российской Федерации, наделяющих муниципальные образования статусом муниципального района и городского округа;

– о зарубежном опыте территориальной организации местного самоуправления;

– о современных многогранных проблемах в формировании финансово-экономических основ местного самоуправления;

– о научных подходах к организации муниципального хозяйства;

– о составляющих муниципального бюджетного процесса;

– о способах выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований различных видов.

 

Семинарское занятие 1 (2 часа)

1. Понятие правовой основы местного самоуправления. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система.

2. Устав муниципального образования: понятие и содержание. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации.

3. Значение территориальных основ в организации местного самоуправления. Понятие и виды муниципальных образований.

4. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления.

К семинарскому занятию №1 по теме 5 выполнить во время самостоятельной работы следующие задания:

1. Письменные задания:

1.1. Заполните таблицу «Местное самоуправление на территориях с особым порядком управления»:

Вид муниципального образования Примеры Правовая основа
Наукоград    
ЗАТО    
Внутригородская территория города федерального значения    
и др.    

1.2. Сделайте конспект главы 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления ФЗ № 131.

2. Терминологическое задание:

запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «правовая основа местного самоуправления», «муниципальный правовой акт», «устав муниципального образования», «организационная основа местного самоуправления», «территориальная основа местного самоуправления», «муниципальное образование», «поселение», «сельское поселение», «городское поселение», «муниципальный район», «городской округ», «межселенная территория», «административный центр сельского поселения, муниципального района», «территория муниципального образования», «закрытое административно-территориальное образование», «наукоград», «коренной малочисленный народ Российской Федерации».

 

Темы сообщений к семинарскому занятию 1:

1. Официальные символы муниципальных образований.

2. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

3. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.

4. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.

Семинарское занятие 2 (2 часа)

1.Понятие финансово-экономической основы местного самоуправления.

2. Основы муниципального бюджетного процесса.

3.Муниципальный заказ: понятие, особенности. Общая характеристика возможных правонарушений в сфере организации муниципальных заказов и путей их предупреждения и пресечения.

К семинарскому занятию №2 по теме 5 выполнить во время самостоятельной работы следующие задания:

1. Письменные задания:

1.1. Заполните таблицу:

«Доходы бюджета Нижнего Новгорода в последние три года»:

Основные статьи доходов 2010 2011 2012
       
       

«Расходы бюджета Нижнего Новгорода в последние три года»:

Основные статьи расходов 2010 2011 2012
       
       

1.2. Сделайте конспект главы 8 «Экономическая основа местного самоуправления» ФЗ № 131.

2. Терминологическое задание:

запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «экономическая основа местного самоуправления», «финансовая основа местного самоуправления», «муниципальная собственность», «муниципальное хозяйство», «муниципальные унитарные предприятия», «местный бюджет», «муниципальный заказ», «местные налоги и сборы», «средства самообложения граждан», «дотации местным бюджетам», «субвенции местным бюджетам», «дефицит местного бюджета», «профицит местного бюджета».

 

Темы сообщений к семинарскому занятию 2:

1. Особенности финансово-экономической деятельности муниципального образования в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса и стихийных бедствий (на примере муниципальных образований Нижегородской области).

2. Эволюция муниципальных доходов в России.

3. Эволюция налоговых доходов муниципальных образований в России.

4. Муниципальная собственность г. Н. Новгорода: возможности для удовлетворения потребностей населения.

 

Практическое занятие (2 часа)

К практическому занятию по теме 5 выполнить во время самостоятельной работы следующие задания:

Запишите развернутые (с должными пояснениями и ссылками на примененные положения нормативных правовых актов) ответы на следующие задачи и проблемные ситуации:

Задание 1.

Согласно п. 1 ст. 82 Устава Курской области основными принципами, влияющими на выбор территории муниципального образования, являлись: определение территориального устройства исходя из максимальной эффективности решения социально-экономических вопросов местного значения; наличие территориального коллектива, объединенного общими интересами, связанными с местом проживания; наличие коммуникационной, производственной и социальной инфраструктур, обеспечивающих решение вопросов областного и местного значения; пространственная и временная доступность услуг, предоставляемых муниципальными органами и организациями населению и др. Соответствуют ли положения Устава Курской области Конституции РФ, и не ставится ли реализация предписаний Конституции РФ, гарантирующих осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в зависимость от произвольного усмотрения органов государственной власти субъекта Российской Федерации?

 

Задание 2.

В Уставе г. Сарова Нижегородской области закреплено положение, согласно которому город Саров расположен на территории Нижегородской области и Республики Мордовия. Возможно ли это, и не противоречит ли данное положение Законодательству Российской Федерации и принципам территориальной организации местного самоуправления?

 

Задание 3.

В соответствии с Уставом Арзамаского района административным центром района стал г. Арзамас. Группа депутатов Городской Думы г. Арзамаса обратилась в суд с требованием признать данное положение противоречащим Федеральному закону от 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указав, что в ст. 2 сказано: «городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района…». Таким образом, заявители посчитали, что административным центром района Арзамас являться не может. Разрешите данную ситуацию.

 

Задание 4.

Глава Шишкинской сельской администрации издал постановление «О взимании платы за проезд по мосту через реку Аксай в станице Шишкинской». Прокурор Аксайского района обратился в суд с заявлением о признании данного постановления противоречащим ст. 12, 15 Налогового кодекса РФ. Районный суд в удовлетворении заявления отказал, но кассационная инстанция отменила решение районного суда. Проанализируйте, основано ли решение районного суда на ст. 779 ГК РФ и соответствует ли установленный платеж требованиям ст. 8 Налогового кодекса РФ.

 

Задание 5.

Согласно ст. 52 Устава Тоншаевского района с правотворческой инициативой могут выступать депутаты представительного органа муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления и инициативные группы граждан. Депутаты А.Е. Андронов и В.А. Морошкин внесли в представительный орган проект нормативного правового акта, предусматривающего отмену налога на имущество физических лиц, считая его непопулярным. По итогам рассмотрения проекта, представительный орган муниципального образования принял решение отменить данный налог. Глава местной администрации Е.А. Иванов обратился в суд с заявлением, заявив, что данные депутаты не имели права выйти с такой инициативой. Какое решение примет суд?

 

Темы сообщений к практическому занятию:

1. Особенности организации местного самоуправления на территориях проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации.

2.Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях.

3. Особенности бюджетного процесса в г. Н. Новгороде.

 

Рекомендуемая литература:

Баранов П.М. О проблеме полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 2.

Барсукова В.А. О некоторых проблемах подготовки документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность при разграничении публичной собственности // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 5.

Вантеева Н.В. Обеспечение качества актов муниципального правотворчества // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - N 4.

Валентей С.Д., Бухвалъд Е. М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. − 2008. − № 3.

Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журнал российского права. − 2008. − № 11.

Климанова А.Ю. Проблемы определения правового содержания понятия "экономическая основа местного самоуправления" // Административное и муниципальное право. - 2012. - N 1.

Кузьмин М.А. Официальные символы муниципальных образований // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 12.

Матвиенко С.В. Конституционно-правовые основы местных бюджетов // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - N 4.

Нанба С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований // Журнал российского права. − 2008. − № 6.

Нанба С.Б. Правовое регулирование наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Журнал российского права. – 2009. – № 11.

Пономарёва И.П. Муниципальные территории – основа государства // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 12.

Праскова С.В. Упразднение муниципальных образований: критерии допустимости// Журнал российского права. – 2011. – № 3. – С. 57.

Рудакова Е.В. Институт правопреемства муниципальных образований в отношении собственности: некоторые выводы в связи с конкретным судебным решением // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 1.

Сергеев Д.Б. Методология исследования муниципального образования: организационные аспекты // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 3.

Фархуллина Н.Н. К вопросу о противоречии федеральному и региональному законодательству муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ (практический аспект) // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 2.

Эмих В.В. Разграничение права правотворческих полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: законодательная модель и практика её реализации // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – №1.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 г.

Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 г.

Налоговый кодекс Российской Федерации 1998 г.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 4. – Ст. 251.

Изменения от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746. Изменения от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. – № 15. – Ст. 1750. Изменения от 27 декабря 2009 г. N 360-ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // СЗРФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3814. Изменения от 14 июня 2012 г. N 79-ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1915.

Изменения от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ вступают в силу с 1 января 2012 г.

Указ Президента РФ от 17 марта 2001 г. № 394 «» Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования – поселка Звездного Пермской области» // СЗ РФ. – 2001. – № 13. – Ст. 1214.

Указ Президента РФ от 6 мая 2000 г. № 821 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области» // СЗ РФ. – 2000. – № 19. – Ст. 2066. В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Указ Президента РФ от 20 апреля 2005 г. N 448

Указ Президента РФ от 24 мая 1996 г. № 775 «О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы» // СЗ РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2667.

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» // СЗ РФ. – 2004. – № 48. – Ст. 4804. В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045. Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 «Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты министерства обороны РФ» // СЗ РФ. – 1998. – № 27. – Ст. 3180. В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Постановление Правительства РФ от 10 июля 2012 г. N 702.

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Закон Нижегородской области от 29 июня 2006 г. «Об административных центрах муниципальных районов, сельских поселений Нижегородской области» // ПС. – 2006. – № 54. (в ред. законов Нижегородской области от 05.09.2012 N 112-З)

Закон Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. № 26-З «О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области» // ПС. – 2004. – № 21. (в ред. законов Нижегородской области от 02.03.2007 N 22-З, от 01.09.2011 N 127-З)

Закон Нижегородской области от 15 июня 2004 г. № 60-З «О наделении муниципальных образований – городов, рабочих поселков и сельских советов Нижегородской области статусом городского, сельского поселения // ПС. – 2004. – № 31. Закон Нижегородской области от 15.06.2004 N 60-З (ред. от 05.09.2012) "О наделении муниципальных образований - городов, рабочих поселков и сельсоветов Нижегородской области статусом городского, сельского поселения" (принят постановлением ЗС НО от 27.05.2004 N 960-III с изм. и доп., вступающими в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования)

Закон Нижегородской области от 15 июня 2004 г. № 59-З «О наделении муниципальных образований – районов Нижегородской области статусом муниципального района // ПС. – 2004. – № 36; № 66. (в ред. законов Нижегородской области от 03.07.2012 N 82-З)

Закон Нижегородской области от 9 сентября 2004 г. № 97-З «О наделении муниципальных образований «город Арзамас», «город Дзержинск» статусом городского округа» // ПС. – 2004. – № 55.

Закон Нижегородской области от 11 октября 2004 г. № 104-З «О наделении муниципального образования «город Нижний Новгород» статусом городского округа» // ПС. – 2004. – № 59. (в ред. Закона Нижегородской области от 31.12.2004 N 170-З)

Закон Нижегородской области от 11 октября 2004 г. № 110-З «Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области» // ПС. – 2004. – № 59. (в ред. законов Нижегородской области от 03.07.2012 N 82-З)

Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 145-З «О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов субвенций на исполнение полномочий в области общего образования» // ПС. – 2004. – № 69. Документ введен в действие Законом Нижегородской области от 26.12.2011 N 194-З. Изменения, внесенные Законом Нижегородской области от 05.06.2012 N 64-З в статью 2, вступили в силу с 1 июля 2012 года. Остальные изменения, внесенные указанным Законом, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Нижегородских новостях" - 08.06.2012).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.