Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления - источники земельного права




Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, согласно п. 4 ст. 2 ЗК, издаются в качестве источников земельного права на основании и во исполнение «настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Это положение предоставляет право органам местного самоуправления и их должностным лицам принимать правовые акты по вопросам своего ведения и закреплено в ст. 19.

Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2006 г. В соответствии с требованиями реформы федеративных отношений и местного самоуправления расширяется сфера муниципального правотворчества, охватывающего весь спектр нормативного правового регулирования земельных отношений, результатом которых являются муниципальные нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.

Многочисленные нормативные правовые акты органов местного са­моуправления, содержащие нормы земельного права, могут быть клас­сифицированы по содержанию правовых предписаний на четыре категории.

К первой из них относятся нормативные правовые акты, устанавли­вающие категории земель, находящихся в муниципальной, а также в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения (ст. 8 ЗК); процедуры и порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе порядка рассмотрениязаявок, а также принятия решений (п. 1 ст. 34 ЗК); порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель, находящимися в муниципальной собственности (поди. 3 п. 5 ст. 87 ЗК). Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты и по другим вопросам управления и распоряжения землями муниципальной собственности, условий использования земель, находящихся в границах муниципальных образований, отнесенным Кодексом к их ведению.

Широко распространены, в частности, нормативные правовые акты, регулирующие:

Сдачу в аренду земельных участков (земельных долей), на которых расположены ранее приватизированные объекты, а также участков юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности, юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками муниципального недвижимого имущества;

предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам для нового жилищного, культурно-бытового, коммунального, промышленного и других видов капитального строительства, реконструкции существующих объектов;

предоставление земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное, дачное, гаражное строительство и коллективное садоводство.

К первой категории источников земельного права относятся норма­тивные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие проведение аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; утверждающие перечень объектов муниципальной земельной собственности, предназначенных для приватизации или использования в залоговых сделках; устанавливающие категории граждан, которым земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства, садоводства и ведения личного подсобного хозяйства продаются без выставления их на торги; определяющие перечень компенсационных сборов (затрат) за выполняемые земельными органами работы для граждан и юридических лиц в сфере оборота земельных участков.

Ко второй категории относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормы земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 33 ЗК). Многочисленной и распространенной формой муниципального правотворчества являются нормативные правовые акты, устанавливающие максимальный размер участков, передаваемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 33 ЗК).

К третьей категории относятся нормативные правовые акты пред­ставительных органов местного самоуправления, наделенных правом устанавливать местные налоги и сборы. К ним относятся и плата за землю, формами которой являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления на условиях, установленных земельным и налоговым законодательством Российской Федерации и ее субъектов, на основании ст. 65 ЗК, ст. 6, 8, 14 Закона РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2004 г.) и гл. 31 части второй Налогового кодекса:

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются размеры ставок ежегодных арендных платежей по экономическим зонам и категориям арендаторов; размеры единовременной платы за право заключения договора аренды по экономическим зонам и категориям арендаторов; формы договора аренды земельного участка; размеры годовой арендной платы по договорам аренды, заключенным с гражданами на земли жилищного фонда, а также предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуальных и кооперативных гаражей и стоянок; размеры арендной платы за землю, передаваемую сельскохозяйственным коммерческим организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для основной производственной деятельности.

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, которые утверждают коэффициенты для расчета годовой арендной платы и единовременных платежей за право заключения договора аренды за земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуальных и кооперативных гаражей и стоянок, для ведения предпринимательской деятельности, с учетом нормативной цены земли, площади земельного участка, вида деятельности и местоположения арендатора; устанавливают дифференцировавшие ставки арендной платы по зонам различной градостроительной ценности для коммерческих предприятий и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на землях городов, сельских населенных пунктов; для граждан, занятых личным подсобным хозяйством, огородничеством, садоводством, сенокошением в городах и сельских населенных пунктах.

К четвертой категории относятся нормативные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Здесь речь идет не только о Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», но и о других федеральных законах, регулирующих порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов возможно только по прямому указанию федерального закона. Регулирование субъектом РФ земельных отношений в области местного самоуправления допускается в части регулирования передачи отдельных государственных полномочий субъекта органам местного самоуправления при условии, если такое регулирование отвечает требованиям ст. 191 названного Закона.

Роль судебной практики в регулировании земельных отношений Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. 1 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе», в котором обобщена практика рассмотрения судами земельных споров, отражает новую тенденцию развития законодательства, исключающего споры о защите земельных прав из сферы административной юрисдикции и передаче их на рассмотрение судебных органов.

Вся деятельность суда направлена на соблюдение установленного гражданским процессуальным законодательством порядка производства по гражданским делам при рассмотрении подведомственных судам общей юрисдикции споров, возникающих из земельных отношений. В постановлении Пленума определяется широкий, но не исчерпывающий, круг гражданских дел по земельным спорам, рассмотрение и разрешение которых относится к подведомственности судов общей юрисдикции, кроме тех, которые отнесены к подведомственности арбитражных судов (пп. 1—3). Для обеспечения единства законности в земельных отношениях и улучшения рассмотрения земельных споров важное значение имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», определившее критерии разграничения процессуальных форм реализации права граждан на судебную защиту и компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Обеспечению единообразного понимания и применения норм земельного права судами общей юрисдикции и арбитражными судами служат Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Соответствующие разъяснения о прямом действии конституционных норм, регулирующих земельные отношения, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». В пп. 1, 2, 4 данного постановления сформулировано важное положение о верховном месте Конституции РФ в иерархии нормативных правовых актов, поскольку применяя Конституцию в качестве акта прямого действия, суд отказывает в применении закона, а тем более иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции либо закону.

Международные договоры Российской Федерации - источники земельного права

Земельное законодательство и нормы международного права Аналогичные положения о соотношении норм современного российского гражданского и международного частного права содержатся в ст. 7 ГК РФ, которая воспроизводит нормы ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, включая нормы международного права в правовую систему Российской Федерации. Эта норма воспроизведена более чем в 70 действующих федеральных законах. Непосредственное действие норм международного договора в российском земельном праве Земельный кодекс (ст. 4) признает при наличии двух условий: ратификации международного договора в установленном порядке и закреплении им иных правил, чем те, которые установлены Кодексом. Таким образом, для включения международного договора в российское земельное право требуется согласие государства на их обязательность для России и опубликование его в официальных источниках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 6443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.