Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения




Признаки, позволяющие раскрыть отраслевую специфику метода правового регулирования:

1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов;

2) характер оснований возникновения, изменения, прекращения ПО;

3) характер общего юридического положения субъектов;

4) характер юридических мер воздействия.

В правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению граждан применяется императивно-диспозитивный метод, выражающийся в сочетании предписания с дозволением (такой метод применяется при формировании прав и обязанностей субъектов ПСО в централизованном порядке на федеральном уровне).

Один из приемов регулирования отношений в сфере СО – сочетание централизованного регулирования и региональным и муниципальным (федеральный уровень централизованного регулирования отношений по СО может дополняться межотраслевым и отраслевым регулированием).

Локальное регулирование приобретает большое значение на современном этапе (осуществляется на уровне конкретной организации – локальные акты признаются источниками ТрП и ПСО, поскольку закрепляют дополнительные меры социальной защиты работника в случае нетрудоспособности, ухода на пенсию, наличия детей в его семье). Договорный способ формирования прав и обязанностей субъектов ТрП распространяется и на сферу социального обеспечения, если оно касается работника.

Отраслевая специфика в характере оснований возникновения, изменения и прекращения ПО по ПСО граждан:

1) к этим основаниям относятся специфические юридические факты (социальные риски – временная нетрудоспособность, инвалидность…);

2) эти отношения не могут возникать ни на основе договора их субъектов (как в ТрП), ни на основе предписания компетентного органа (как в АдП) (для из возникновения необходимы юридические составы, в которые наряду со специфическими юридическими фактами включаются волеизъявление гражданина, решение компетентного органа о применении нормы права).

Характер правового положения субъектов ПО (законодатель не наделил их равенством и не ввел для них элементов подчиненности; имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – в основном обязанности процедурного либо процессуального характера; обязывающие нормы адресуются второй стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязанности).

Отсутствие особого правового механизма для защиты нарушенного права граждан (граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере СО административным или судебным порядком, либо и тем и другим) (по некоторым видам СО жалобы граждан могут рассматриваться функциональными органами – исключение).

Специфика санкций, применяемых в ПСО к субъектам отношений (не предусмотрены репрессивные санкции; за правонарушения к гражданам применяются правовосстановительные и правоограничивающие санкции; санкции, применяемые к другой стороне – обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по его вине гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом).

Признаки метода ПСО:

1) императивно-диспозитивное регулирование;

2) сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным;

3) недопустимость, как правило, договорного регулирования;

4) обусловленность возникновения, изменения и прекращения ПО специфическими юридическими фактами;

5) относительная автономность субъектов по отношению друг к другу;

6) абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение;

7) административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан;

8) применение правовосстановительных и правоограничивающих санкций.

7 вопрос Система права социального обеспечения (как отрасли и научной дисциплины)

Элементы системы отрасли права (норма права; институт; субинститут; подотрасль; отрасль).

Формирование Общей и особенной частей ПСО полностью не завершилось (окончательно не сложились их основные институты).

Общая часть отрасли ПСО:

1) основной институт (комплекс нормативных предписаний, посвященных определению предмета отрасли, ее задачам, отраслевым принципам);

2) институт правосубъектности (комплекс нормативных предписаний, регламентирующий главный элемент юридического положения субъектов, их правового статуса – охватывает нормы международных актов, конституционные нормы, нормы законов по СО, закрепляющие правовой статус граждан в сфере СО);

3) институт социальных рисков (при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение).

Особенная часть ПСО:

1) институт трудового стажа (нормы закрепляют – виды трудового стажа; виды трудовой и иной общественно полезной деятельности; других, указанных в законе периодов, включаемых в трудовой стаж; правила исчисления всех видов трудового стажа и порядок его доказывания);

2) комплексный институт пенсионного обеспечения (нормы подинститутов регулируют отдельные виды пенсионных отношений в зависимости от юридического факта, в связи с которым назначается пенсия – подинституты пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий; подинституты исчисления пенсий и их назначения);

3) комплексный институт пособий, компенсационных выплат и субсидий (подинституты по видам пособий и компенсационных выплат – пособия по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; гражданам, имеющим детей; по безработице; на погребение и др.);

4) комплексный институт медицинской помощи и лечения (подинституты бесплатной медицинской помощи и лечения; бесплатной или со скидкой лекарственной помощи; санаторно-курортного лечения);

5) комплексный институт социального обслуживания (подинституты полного и полустационарного СО; социальной помощи на дому; срочной социальной и консультативной помощи; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов техническими средствами реабилитации; содержания детей в детских учреждениях; льгот по системе СО).

Общественные отношения процедурного и процессуального характера, входящие в предмет ПСО, регулируются нормами специальных институтов (по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; юридической ответственности).

Право социального обеспечения представляет собой самостоя­тельное, относительно обособленное и цельное правовое образова­ние, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным ме­тодом правового регулирования.

Совокупность норм, институтов и подинститутов, входящих в такое правовое образование, составляет систему отрасли права со­циального обеспечения. В структуре нормативных актов, регули­рующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются:

1) правовые нормы, определяющие содержание указанных отно­шений в составе всех их элементов (Общая часть);

2) регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отноше­ний (Особенная часть)1.

Внутренней структурной дифференциацией каждой правовой от­расли российского права является деление этой отрасли на ряд пра­вовых институтов.

В науке «правовой институт» определяется как законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цель­ное регулирование данной разновидности общественных отношений или ее сторон. И если отрасль права регулирует при помощи особо­го метода всю совокупность качественно однородных общественных отношений путем специфических приемов и способов их юридиче­ского опосредования, то правовой институт призван детально урегу­лировать при помощи тех же приемов и способов лишь конкретное общественное отношение, входящее во всю совокупность указанных качественно однородных общественных отношений права социаль­ного обеспечения. Именно потому правовой институт однороден по своему фактическому содержанию. Для него характерно, что нормы права, образующие его, выступают как единый комплекс, цельная система, точнее — относительно обособленный «блок», в совокупно­сти с другими институтами, составляющими нормативный меха­низм отрасли1.

В соответствии с положениями теории права Общая часть охва­тывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институ­тов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфи­ку данной отрасли и являются основополагающими для всех обще­ственных отношений, входящих в предмет отрасли2.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначно­го подхода к определению ее структуры и содержания3.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сформировался сегодня достаточно устойчивый комплекс самостоя­тельных институтов: трудового стажа; пенсионного обеспечения; по­собий и компенсационных выплат; обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний; социального обслуживания; медицинской помощи и лечения; по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и спо­ров; институт юридической ответственности1.

При этом институты пенсионного обеспечения, пособий и ком­пенсационных выплат, социального обслуживания, а также меди­цинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких подинститутов.

Следует подчеркнуть, что каждый из указанных институтов име­ет свой обособленный комплекс юридических норм, обеспечиваю­щий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений.

Разделение каждого из институтов права социального обеспече­ния на его внутренние составляющие (т. е. приведение их в систе­му) должно происходить на основе соответствующей системы клас­сификатора нормативных актов, утвержденного Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511.

Классификатор закрепляет законодательство о социальном стра­ховании и социальном обеспечении в качестве самостоятельной пра­вовой системы (070.000.000).

Отдельным блоком в ней (в подразделе 070.080.000) выделено законодательство о социальном обслуживании, состоящее из следую­щих групп норм:

— общие положения;

— социальное обслуживание в государственных учреждениях;

— социальное обслуживание на дому;

— реабилитация (социальная, медицинская и др.);

— ритуальные услуги;

— иные виды и формы социального обслуживания;

— негосударственное социальное обслуживание, льготы.

Раздел «Социальное обеспечение и социальное страхование» клас­сификатора закрепляет такую систему законодательства о социаль­ном обеспечении, которая не в полной мере соответствует системе права этой отрасли.

Так, в систему законодательства о социальном обеспечении включены подсистемы, которые не относятся к предмету права со­циального обеспечения (финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное обслуживание, управление социаль­ным обеспечением и социальным страхованием и др.). а входят в предмет других отраслей права (финансового, гражданского, ад­министративного). Система норм о социальном обслуживании так­же не соответствует системе этого института в праве социального обеспечения. Так, она содержит раздел «Негосударственное соци­альное обслуживание».

Следует заметить, что в правовой литературе до сих пор продол­жается полемика по поводу соотношения системы права и системы законодательства.

Часть представителей правовой науки считает систему права «объективным» явлением, существующим и развивающимся незави­симо от воли людей, в том числе от воли законодателя (О. С. Иоф­фе, М. Д. Шаргородский).

Другая часть, напротив, полагает, что «объективно обусловлен­ной» является система права (в отличие от системы законодательст­ва, создаваемой только логическим путем при систематизации зако­нодательства).

Такое несоответствие объясняется тем, что система законода­тельства формируется из соображений политической или иного рода целесообразности и выражает особенности национальной пра­вовой системы1.

Законодательство — это всего лишь одна из форм установления и выражения норм позитивного права. Поэтому вряд ли можно на­столько оторвать форму права как явления от его содержания — правовых норм. Объективность присуща развитию как права, так и законодательства. Но состоит она не в том, что природа норм оп­ределяет, какова должна быть структура законов2.

По нашему мнению, общие черты системы отрасли права и сис­темы соответствующего законодательства должны находиться в единстве и соответствии как форма (система законодательства) и содержание (система права). С другой стороны, система права со­циального обеспечения и система его институтов должны служить исходной базой для системы законодательства о социальном обес­печении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.