Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми




Право социального обеспечения в условиях перехода к рыноч­ным отношениям располагает довольно сложной системой юридиче­ских источников, что обусловлено характером правового регулиро­вания этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрас­ли включает разнообразные общественные отношения, а именно: по поводу денежных выплат; по поводу натуральных видов социально­го обеспечения; процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обес­печения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется органи­зационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения со­ставляют нормы международных актов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международ­ных договоров должны обладать высшей юридической силой по от­ношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культур­ных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.1 Важ­ное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах соци­альной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического разви­тия, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независи­мых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок соци­ального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан госу­дарств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было за­ключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением госу­дарства — члены СНГ договорились о проведении политики гармо­низации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, кото­рые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории госу­дарств — участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения.

Например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглаше­ние между Правительством РФ и Правительством Республики Ка­захстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Рес­публики Казахстан, проживающим и(или) работающим на комплек­се «Байконур», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников права социального обеспечения со­ставляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области соци­ального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно рас­крыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социаль­ное обеспечение__по_возрасту, в случае болезни, инвалидности, поте­ри кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен­

ных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на ох­рану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в го­сударственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об ох­ране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт за­крепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвали­дов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует под­черкнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого пра­ва, среди которых — право на бесплатное получение различных ви­дов медико-Социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое ко­личество законов. Однако для данной отрасли характерным являет­ся то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регу­лирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день пра­ва граждан на тот или иной вид социального обеспечения закрепле­ны в Федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пен­сиях в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. «О государст­венном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государствен­ной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными посо­биями и страховыми выплатами. Например, Федеральные законы от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имею­щим детей»; от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Россий­ской Федерации» в ред. от 20 апреля 2004 г. с изменениями от 31 декабря 2005 г.; от 12 января 1996 г. «О погребении и похорон­ном деле»; от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном стра­ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» в ред. от 1 декабря 2004 г. с изменениями от 22 декабря 2005 г. и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе со­циального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральные законы от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожило­го возраста и инвалидов»; от 24 июля 1998 г. «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации».

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, се­мей с детьми, например Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральные законы «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000 г.; от 9 января 1997 г. «О предоставлении социаль­ных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавале­рам ордена Трудовой славы» и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социально­го обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как прави­ло, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов,, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного кон­кретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Консти­туции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; от 7 февраля 2000 г. «Об обеспече­нии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их се­мей».

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодиче­ски повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают норма­тивные постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения норм законов по отдельным видам социально­го обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Пра­вительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено По­ложение «О порядке назначения и выплаты государственных посо­бий гражданам, имеющим детей» в ред. от 10 июня 2005 г.; поста­новление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье» в ред. от 1 февраля 2005 г.; постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средства­ми, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами» в ред. от 26 ноября 2003 г.; постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и ряд дру­гих.

Среди источников права социального обеспечения постановле­ния Правительства РФ составляют наиболее значительную группу подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здра­воохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), так как оно является центральным органом федеральной исполни­тельной власти, осуществляющим руководство по обеспечению еди­ной государственной политики в области социальной защиты инва­лидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, кото­рые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтру­да РФ от 27 декабря 1996 г., а также постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территори­альных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме постановлений Минздравсоцразвития России издает при­казы, разъяснения по отдельным вопросам социального обеспече­ния.

Существует ряд нормативных актов других министерств и ве­домств. Так, приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. утверждено Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвента­ря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Минздрав и Фонд социального страхования РФ своим совмест­ным приказом от 6 октября 1998 г. утвердили Инструкцию «О по­рядке осуществления контроля за организацией экспертизы времен­ной нетрудоспособности» и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам со­вместного ведения (кроме федеральных нормативных актов) изда­ются акты субъектов РФ. Главная цель таких источников — повы­шение степени социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне кон­кретной организации. Они предусматривают дополнительные, по- вышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

На современном этапе развития нашего государства, когда фор­мируется рыночная экономика, важное значение приобретают муни­ципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

Следовательно, цель муниципальных, локальных нормативных актов и актов социального партнерства — устанавливать более вы­сокую степень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации. Под­робнее о региональных, муниципальных, локальных актах социаль­ного партнерства см. § 3 данной главы.

Такова классификация источников права социального обеспече­ния по их юридической силе (по степени их важности и субордина­ции).

Источники права социального обеспечения можно также класси­фицировать в зависимости от вида общественных отношений, регу­лируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует вы­делить три группы нормативных правовых актов, регулирующих об­щественные отношения:

3) по пенсионному обеспечению граждан;

4) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными вы­платами;

5) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социаль­ного обеспечения в зависимости от источника финансирования, а также по содержанию нормативных правовых актов.

Специальная часть:

17 вопрос Понятие трудового стажа и его классификация.

Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия.

Трудовой стаж учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.п. (наибольшее значение имеет в правовом регулировании отношений в сфере СО – в одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других – его размер, в третьих – и то, и другое).

Классификация трудового стажа в прошлом (общий, специальный, непрерывный).

Недавно стал выделяться страховой стаж, классифицирующийся на смешанный (общий) страховой стаж и специальный страховой стаж.

Классификация трудового стажа в настоящее время (общий, смешанный страховой и специальный страховой, специальный и непрерывный трудовой стаж).

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке (включает периоды работы за пределами территории РФ, творческой деятельности, службы в Вооруженных Силах, пребывание в партизанских отрядах, временной нетрудоспособности, пребывания на инвалидности, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах).

Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (засчитывается работа, военная служба, период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период ухода одного из родителей за ребенком до 1,5 лет, период получения пособия по безработице, период содержания необоснованно привлеченных к у/о в местах лишения свободы, период ухода за инвалидом или более 80 лет).

Общий страховой стаж – одно из условий для назначения досрочной пенсии по старости.

Специальный страховой стаж – период определенной трудовой деятельности (один из подвидов специального трудового стажа).

Два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет), установленных пенсионным законодательством:

1) обычный (в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа);

2) льготный (в льготном порядке исчисляются только отдельные виды трудового стажа в определенных случаях, предусмотренных законом).

Пенсионное законодательство устанавливает 2 порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет) – обычный и льготный.

Правительство в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» утвердило Правила подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий.

Правила исчисления трудового стажа в обычном порядке:

1) Исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также других периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев) (каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев – в полные годы).

2) В случае совпадения по времени периодов работы и иной деятельности, включаемых в стаж, и других периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденному заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в трудовой стаж период.

3) Иные периоды, предусмотренные Правилами, засчитываются в стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности.

4) Период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности включается в стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей (страховые взносы, в том числе в ПФР, на суммы указанного пособия не должны начисляться).

5) Годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия, засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы (исключаются календарные годы, в которых не было ни одного выхода на работу).

6) Если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и других периодах, засчитываемых в трудовой стаж, указаны только годы без дат, за дату принимается 1 июля, а если не указано число месяца – то 15-е число.

В льготном порядке страховой стаж для назначения трудовой пенсии подсчитывается только в случаях:

1) при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте;

2) при работе в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Ранее исчислялись в льготном порядке, теперь в календарном порядке (работа в районах КС и ПМ (в 1,5-м размере); в лепрозориях и противочумных учреждениях (в 2-м размере); в воинских частях, штабах, учреждениях, входящих в состав действующей армии (в 3-м размере); в Ленинграде в период блокады (в 3-м размере); во время ВОВ, кроме работы в районах, временно оккупированных (в 2-м размере); служба по призыву (в 2-м размере)).

Способы подтверждения трудового стажа:

1) Основной способ – подтверждение трудового стажа документами (в таком порядке доказываются все виды стажа – общий, страховой, специальный, непрерывный; документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также иные периоды, которые в него включаются).

2) Вспомогательный способ – подтверждение стажа свидетельскими показаниями (в таком порядке может подтверждаться только стаж работы (кроме работы у отдельных граждан) при определенных условиях и только для назначения пенсии).

Основной способ:

1) трудовой стаж, приобретенный до 01.01.1997 (до введения трудовых книжек – 1939 (для колхозников 1967) – послужные списки, трудовые списки и др. документы (справки, удостоверения)) (трудовые книжки нового образца – с 01.01.2004);

Договор гражданско-правового характера, авторский и лицензионный договор, периоды работы у отдельных граждан по договору (договор).

Периоды работы членов КФХ и граждан, работающих в КФХ (трудовая книжка и документ из территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей).

Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами до 01.01.1991 (документ финансового органа или справка архивного учреждения об уплате обязательных платежей).

Периоды прохождения военной службы и приравненной к ней службы (военный билет, справка военкомата, воинского подразделения, архивного учреждения, запись в трудовой книжке и др. документы).

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (документ работодателя или территориального органа ФСС о периоде выплаты пособия).

Период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах (справка органа государственной службы занятости).

Период содержания под стражей граждан, необоснованно привлеченных к у/о и нахождения их в местах лишения свободы (документ учреждения, исполняющего наказание и документ о необоснованности привлечения).

Период ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или за лицом старше 80 лет (засчитывается в страховой стаж по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход).

Вспомогательный способ (период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного может подтверждаться показаниями двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно).

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника (показания двух или более свидетелей, знающих его по совместной работе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина) - продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать ½ страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Подтверждение периодов работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного (документы об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Персучет включает (регистрацию застрахованных лиц; сбор сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже зарегистрированных лиц за период, предшествовавший начальной регистрации).

В случае массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций трудовой стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.