Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенсия по инвалидности на общих основаниях




Трудовой пенсией по инвалидности принято называть пенсию, которая устанавливается в связи с наступлением инвалидности и в то же время с наличием соответствующего общего трудового стажа либо выполнением определенной деятельности, независимо от ее срока (факта работы, службы и т. д.).

Максимальный размер пенсии по старости — это максимальная сумма такой пенсии (без надбавок и повышения ее в соответствующих случаях), выше которой пенсия не может быть, если общий трудовой стаж равен требуемому для назначения пенсии.

Закон устанавливает максимальный размер трудовой пенсии по старости в соотношении с минимальным размером этой пенсии. Предусмотрено два его уровня: для пенсии по старости, кроме пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах, и пенсии, назначенной в связи с указанной работой. Максимальный размер в первом случае установлен на уровне трех минимальных размеров, а во втором — на уровне трех с половиной таких размеров. Следовательно, если минимальный размер пенсии не различается в зависимости от основания назначения пенсии по старости, то максимальный размер различается.

Значит, максимальный размер пенсии находится в прямой зависимости от минимального: чем выше сумма минимального размера пенсии, тем выше сумма максимального размера и наоборот. Сдерживание повышения минимального размера пенсии, замораживание его в условиях инфляции обесценивают и максимальный размер пенсии.

Максимальный уровень пенсии по старости призван обеспечить удовлетворение разумных потребностей пожилого человека и гарантировать ему достаточно высокий уровень жизни в пенсионный период. В таком размере пенсия обычно устанавливается, судя по мировой практике, тем гражданам, пенсионный страховой стаж которых максимальный (обычно 35—40 лет) и уровень оплаты сравнительно высок, примерно в 2 раза выше среднего. Это прежде всего квалифицированные работники, инженеры и другие специалисты высокой квалификации, служащие государственного аппарата.

Максимальный уровень пенсии определяется различными методами, но он всегда прямо или косвенно устанавливается. В СССР, например, максимум пенсии был определен в 1956 г. в твердой сумме 120 руб. в месяц. В то время он почти вдвое превышал среднюю оплату труда, сложившуюся в народном хозяйстве, и в четыре раза превосходил минимум пенсии (30 руб.). Однако впоследствии номинальная оплата труда росла, а максимум пенсии не пересматривался, оставался прежним. В результате в 1990 г. средний заработок уже вдвое превысил максимум пенсии. Произошло, таким образом, обесценивание максимальной суммы пенсии, которая оставалась неизменной 35 лет, хотя за эти годы медленно, но неуклонно росли оплата труда и цены на потребительские товары.

В пенсионном Законе 1990 г. избран иной метод определения максимума пенсии — по соотношению его с минимумом, которое определено, как отмечалось, 3 к 1 или 3,5 к 1. Следовательно, по замыслу, максимум должен был составлять 300 и 350 руб. (при минимуме 100 руб.) и примерно соответствовать среднему заработку в стране в то время. При этом имелось в виду, что избранный метод определения максимума пенсии создаст всеобщую заинтересованность в увеличении минимума, в частности, так называемого среднего класса, активно влияющего на пенсионную политику. Кстати, обычно в хорошо отлаженных пенсионных страховых системах развитых стран максимальная пенсия примерно соответствует среднему заработку в стране или даже немного ниже его. Что касается соотношения минимума и максимума пенсии, то оно, как правило, не превышает там того, которое предусмотрено в нашей стране, а зачастую и ниже, например, 1 к 2 или 1 к 2,5.

Однако практика, политические и экономические перетряски опровергли эти надежды профессионалов в сфере пенсионного обеспечения. К концу 2001 г. максимальная пенсия вместе с компенсацией незначительно превышала минимальную пенсию (также вместе с компенсацией). Такой максимальный размер пенсии ниже прожиточного минимума. Если пенсия назначена в связи с работой с особыми условиями труда, то максимальный размер несколько выше (на 50% минимального размера пенсии без компенсационной выплаты).

Закон предусматривает повышение установленного максимального размера пенсии (без суммы компенсационной выплаты) на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%. Принцип повышения здесь такой же, как и повышения минимального размера пенсии.

Подчеркнем: максимальный размер пенсии по старости увеличивается лишь за длительный общий трудовой стаж; учитывается лишь каждый полный год общего трудового стажа — неполные годы отбрасываются, даже если до полного года не хватает месяца или всего нескольких дней.

Размер досрочной пенсии по старости определяется в обычном порядке. Что касается размера пенсии по старости при неполном общем трудовом стаже, то он определяется следующим образом. Сначала подсчитывается сумма полной пенсии исходя из того, что она устанавливается мужчинам за общий трудовой стаж 25 лет, а женщинам — 20 лет. Затем определяется фактически имеющийся общий трудовой стаж в месяцах (полные годы переводятся в месяцы). При этом, как обычно, период свыше 15 дней (16, 17 и т.д.) округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается. После того как определены сумма пенсии при полном стаже, а также имеющийся общий трудовой стаж, исчисляется размер пенсии при неполном стаже. Для этого полная пенсия делится на число месяцев в 25 или 20 годах (соответственно для мужчин и женщин), т. е. на 300 или 240, и полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа. Результат — сумма пенсии при неполном общем трудовом стаже. Если полная пенсия, исчисленная из заработка, превышает максимальный размер, то расчет «стоимости» одного месяца общего трудового стажа производится исходя из максимального размера пенсии.

Законом определен минимальный размер пенсии при неполном общем трудовом стаже — он равен социальной пенсии по старости (см. § 2 гл. 13). Если пенсия, исчисленная из заработка и с учетом фактически имеющегося стажа, окажется ниже этого минимума, то она устанавливается в размере такого минимума.

По Закону 1990 г. к пенсии по старости, в том числе к досрочной и пенсии при неполном стаже, могут устанавливаться надбавки. Они введены не во всех пенсионных страховых системах. Во многих странах размер пенсии определяется только с учетом длительности страхового стажа и заработка. Это характерно для тех стран, где уровень пенсионного обеспечения достаточно высок и за счет пенсии можно удовлетворять потребности пенсионера и его семьи в некоторых дополнительных расходах. Там, где пенсии сравнительно невелики, иногда вводятся соответствующие надбавки, назначение которых — компенсировать некоторые повышенные расходы. Однако в принципе надбавки не характерны для страховых пенсионных систем.

В прошлом, в советском пенсионном законодательстве существовали как компенсационные надбавки (на уход за инвалидом I группы и на нетрудоспособных иждивенцев), так и стимулирующие надбавки (за длительный непрерывный трудовой стаж или за длительный общий трудовой стаж). Уровень надбавок был сравнительно невелик (на одного иждивенца размер надбавки составлял 10% пенсии, на двух или более иждивенцев 15%).

В Законе 1990 г. сначала были предусмотрены лишь компенсационные надбавки: на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев. Впоследствии, с 1 мая 1995 г., была введена еще одна надбавка — участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности. Она не имеет названия, практически это «юбилейная» надбавка.

Надбавка на уход за пенсионером устанавливается в случаях: 1) если пенсионер является инвалидом I группы или достиг 80 лет (об инвалидности см. § 1 гл. 10); 2) если пенсионер по заключению лечебного учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе (надзоре, помощи). Справка о нуждаемости в постоянном постороннем уходе выдается лечебным учреждением. Критерием для ее выдачи является наличие у пенсионера по старости признаков инвалидности I группы.

Размер надбавки на уход сначала был одинаковым для всех пенсионеров, имеющих право на ее получение, он составлял 2/3 минимального размера пенсии по старости (без суммы компенсационной выплаты). Впоследствии (с 1 мая 1995 г.) размер этой надбавки дифференцировали: надбавка на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг 80 лет, равна минимальному размеру пенсии по старости; надбавка на уход за пенсионером, если он не достиг 80 лет, но нуждается в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, ниже, она по-прежнему составляет 2/3 минимального размера пенсии. Логики в подобном различии в размере надбавок нет. Вспомним: справка о нуждаемости в постоянном постороннем уходе выдается лишь при наличии у пенсионера по старости признаков инвалидности I группы. Значит, пенсионер, которому выдана такая справка, является по существу инвалидом I группы, но не имеет заключения об этом соответствующего органа. Для того чтобы получить надбавку в более высоком размере, ему надо пройти освидетельствование в этой комиссии, а это весьма трудно, а подчас невозможно для больного человека.

Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев неработающего пенсионера начисляется при следующих условиях: 1) нетрудоспособный иждивенец должен относиться к кругу членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца (см. § 2 гл. 11); 2) он не должен получать какой-либо пенсии.

Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев устанавливается к пенсии неработающих пенсионеров, в связи с этим такие пенсионеры обязаны сообщать органу, выплачивающему пенсию, о поступлении на работу.

Размер надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера дифференцирован. Он одинаков для всех нетрудоспособных иждивенцев пенсионера, кроме иждивенца-инвалида III группы, и составляет 2/3 минимального размера пенсии по старости. Размер надбавки на иждивенца-инвалида III группы — 1/2 минимального размера такой пенсии.

В настоящее время надбавки начисляются, как правило, на детей. Другим членам семьи, а также детям-инвалидам устанавливается обычно социальная пенсия, размер которой зачастую выше, чем надбавки.

Ранее отмечалось, что минимальный размер пенсии по старости является базовым и определяет, в частности, уровень надбавок к пенсии. Если он занижен, не корректируется своевременно и в полной степени в связи с интенсивной инфляцией, то падает реальная ценность надбавок. И не только их, но и сумм повышения в соответствующих случаях пенсии. В связи с тем что минимум пенсии по старости оказался заниженным, существенно снизился и реальный уровень надбавок к пенсии, как и повышение пенсии.

Надбавка для участников Великой Отечественной войны введена, как отмечалось, с 1 мая 1995 г. Это одно из мероприятий по улучшению пенсионного обеспечения участников этой войны, осуществленное в связи с 50-летием Победы над фашистской Германией. Его цель — за счет такой надбавки несколько увеличить пенсии всем участникам войны, если они одновременно с пенсией по старости не получают пенсию по инвалидности (о праве некоторых граждан получать две государственные пенсии см. § 2 гл. 8). При этом учитывалось, что все участники Великой Отечественной войны к 50-летнему юбилею Победы давно перешагнули рубеж пенсионного возраста (самые молодые из них, участвовавшие в войне в последний период, уже достигли 70 лет) и, как правило, оставили трудовую деятельность.

Первое условие, необходимое для установления такой надбавки, — это признание пенсионера по старости участником Великой Отечественной войны. В п. «б» ст. 21 Закона 1990 г. содержится пояснение, кто относится к участникам Великой Отечественной войны. Это все те граждане, которые перечислены в подпунктах «а» — «ж» п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».

Второе условие, необходимое для установления такой надбавки, — это неполучение одновременно с пенсией по старости пенсии по инвалидности. Данное условие вполне объяснимо: пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны, которые получают две пенсии — пенсию по старости и пенсию по инвалидности, существенно лучше, чем участников войны — не инвалидов.

Контрольные вопросы:

1.Дайте понятие пенсии по старости, укажите признаки, отличающие
ее от иных выплат по системе социального обеспечения.

2.Каковы общие основания для назначения пенсии по старости?

3.При каких условиях назначается пенсия по старости при неполном
трудовом стаже?

4.На основании каких нормативных правовых актов и при каких условиях может быть назначена досрочная пенсия по старости?

5.Дайте общую характеристику нормативных актов, устанавливающих
льготные основания для назначения пенсии по старости.

6.При каких условиях назначается пенсия по старости многодетным
матерям и матерям инвалидов с детства?

7.Каким категориям граждан из числа инвалидов предусмотрены льготы в пенсионном обеспечении по старости? Какие это льготы?

8.Каким образом влияют условия труда на пенсионное обеспечение
по старости?

9.Перечислите случаи, когда пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижается на 10 и более лет.

10.Какие требуются условия для получения пенсии по старости тем,
кто трудился на подземной работе, на работе с вредными условиями тру
да и в горячих цехах, а также на других работах с тяжелыми условиями
труда?

11.Допускается ли законодательством возможность назначения пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, если специальный трудовой стаж полностью не отработан?

12.Перечислите категории граждан, получающих пенсии по старости
на таких же условиях, как по Списку № 2.

13.В каких случаях для получения пенсии по старости при понижен
ном пенсионном возрасте требуется специальный стаж работы большей
продолжительности, чем по Списку № 2?

14.Какие виды работ дают право на льготы в пенсионном обеспечении женщинам?

15.Каковы особенности в условиях назначения пенсии по старости
гражданам, трудившимся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним?

16.Каковы правила суммирования стажа работы с различными условиями труда, дающими право на льготы в пенсионном обеспечении?

17.Как определяется размер пенсии по старости? Какие надбавки
предусмотрены законом к этой пенсии?

18.Каковы минимальный и максимальный размер пенсии по старости?

19.Каков порядок утверждения списков работ, с учетом выполнения
которых снижается пенсионный возраст?


Глава 10. Пенсия по инвалидности

§ 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение

 

Пенсия по инвалидности — наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения как в нашей стране, так и в других странах. Численность пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности в России, составляет около 5 млн. человек. Она постепенно возрастает и за последние три года увеличилась примерно на 25%. Явно негативная тенденция роста численности пенсионеров-инвалидов отражает общую неблагополучную социально-экономическую ситуацию в стране, в частности резкое снижение уровня и качества жизни подавляющего большинства населения, включая деградирование системы охраны здоровья.

Пенсии по инвалидности подразделяются, также как и пенсии по старости, на те, которые устанавливаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и вне связи с такой деятельностью. Первые именуются трудовыми пенсиями, а вторые — социальными [150].

 

Таким образом, данная пенсия в отличие от трудовой пенсии по старости может быть как стажевой, так и бесстажевой.

Как в Конституции Российской Федерации 1978 г., так и в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. указывается, что каждому гарантируется социальное обеспечение не только по возрасту, но и в случае наступления инвалидности.

Дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения по инвалидности осуществляется по иным основаниям, чем по старости. Она проводится главным образом в зависимости от группы и причины инвалидности. В зависимости от причины инвалидности различается трудовая пенсия по инвалидности на общих основаниях и пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих. Группа инвалидности влияет на размер каждой из этих пенсий.

Пенсия по инвалидности устанавливается в соответствии с двумя законами - 1990 г. и 1993 г.

В связи с наступлением инвалидности предоставляются многие виды социального обеспечения и обслуживания (см., в частности, разд. IV). К ним относится пенсия по инвалидности, а в некоторых случаях и пенсия по случаю потери кормильца (см. гл. И).

Впервые на уровне закона определение инвалидности и критерии разграничения трех ее групп даны в Законе 1990 г. В нем указано, что инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в жизни. Здесь выделяются два признака инвалидности: трудовой — полная или значительная потеря профессиональной трудоспособности и нетрудовой — существенные затруднения в жизни человека не только в связи с его профессиональной деятельностью. Легальное понятие «инвалид» дано в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно этому закону, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Как видим, в данном законе дается более широкое понятие инвалида и, следовательно, инвалидности, и трудовому критерию не придается первостепенное значение.

В Законе 1990 г. с учетом трудового критерия выделяются три группы инвалидности: I, II и III. Гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях, устанавливается инвалидность I группы, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и II группы, если они не нуждаются в таком уходе; гражданам, утратившим способность к регулярному профессиональному труду частично, устанавливается III группа инвалидности. Вполне очевидно, что трудовой критерий не является единственным для установления инвалидности и соответствующей ее степени (группы). Учитываются и другие. В Классификации о временных критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденной Минтрудом и Минздравом 29 января 1997 г., инвалидность определяется как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной защиты.

Как правило, инвалидность устанавливается на определенный срок. Инвалидность I группы, самая тяжелая степень инвалидности, определяется на два года, инвалидность II и III группы — на год. Критерий здесь, следовательно, тяжесть инвалидности.

В трех случаях срок переосвидетельствования не устанавливается, т. е. инвалидность определяется, как принято говорить, бессрочно, пожизненно. Первое основание — достижение общего пенсионного возраста — 60 и 55 лет (соответственно мужчинами и женщинами). На практике инвалидность устанавливается часто бессрочно тем гражданам, у которых очередной срок переосвидетельствования наступает после достижения указанного выше пенсионного возраста. Второе основание — необратимость анатомического дефекта или деформации (культи конечностей, стойкие параличи и т. п.). Третье основание — определенные заболевания либо установление инвалидности и на длительное время, когда ее тяжесть не может смягчиться, т. е. она стабильна. Перечень таких заболеваний утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.

В настоящее время основным критерием установления инвалидности без срока переосвидетельствования является по рекомендации Минтруда и Минздрава невозможность устранения или уменьшения «социальной недостаточности» вследствие длительности ограничения жизнедеятельности инвалида (при сроках наблюдения не менее пяти лет).

Правительство РФ установило особое правило, касающееся граждан в возрасте до 18 лет. Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться им сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и до достижения 18-летнего возраста. По смыслу этой нормы допускается определение инвалидности на срок и менее одного года, например на 6, 8 месяцев. Согласуется ли это с законом, где минимальный срок установления инвалидности определен в один год? Конечно, нет. Правительство РФ проявило здесь, как и в некоторых других случаях, правовой нигилизм. Возможно, правило, касающееся увеличения периодов, на которые может устанавливаться инвалидность детям, верно (хотя в части сокращения срока оно явно ошибочно), но устанавливаться оно должно законом, а не иным нормативным правовым актом вопреки закону.

Установление группы инвалидности на определенный срок (или «бессрочно») не лишает гражданина права пройти освидетельствование досрочно, если состояние здоровья его ухудшилось. А вот вызвать на освидетельствование по инициативе не инвалида, а, например, органа социальной защиты населения, как правило, нельзя. Это допускается лишь в том случае, когда выявлено, что инвалидность установлена на основании подложных документов.

При осуществлении медико-социальной экспертизы наряду с инвалидностью устанавливается и ее причина. Это необходимо в связи с тем, что от причины инвалидности зависят основание назначения пенсии, зачастую ее размер, а также предоставление соответствующих льгот. В Законе выделены пять основных причин инвалидности: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, общее заболевание.

Рассмотрим эти причины инвалидности.

Трудовое увечье. Инвалидность считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел при обстоятельствах и условиях, которые перечислены в ст. 39 Закона 1990 г. Все указанные обстоятельства и условия подразделяются на две группы.

Первая группа — это обстоятельства и условия, непосредственно либо косвенно связанные с трудовой деятельностью (п. «а», «б», «в», «г» ст. 39). При этом трудовой деятельностью считается вся та работа, которая включается в общий трудовой стаж (см. § 2 гл. 6). В частности, к ней относится работа по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, поскольку в период их выполнения граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Вторая группа — это обстоятельства и условия, относящиеся ко всем гражданам, в том числе и к тем, которые не работают (п. «д», «е», «ж» ст. 39). Считается трудовым увечьем, в частности, травма, полученная при прохождении производственного обучения (практики) либо проведении учебных опытов (экспериментов) во время учебы во всех учебных заведениях, в том числе в общеобразовательных школах, при выполнении государственных обязанностей, а также заданий различных органов власти и общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ; при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

В прошлом особо подчеркивалось, что инвалидность, наступившая в связи с выполнением донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья. В Законе 1990 г. об этом не говорится в связи с тем, что выполнение донорских функций любым гражданином, в том числе неработающим, рассматривается как выполнение долга гражданина по спасению человеческой жизни. Законом РФ от 9 июня 1993 г. «О донорской крови и ее компонентах» дополнительно установлено, что инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья [151].

Несчастный случай, последствия которого привели к наступлению инвалидности, мог произойти как по вине самого пострадавшего, так и по вине организации или других граждан либо в результате действия непреодолимой силы (землетрясение, наводнение и т. п.). Имеет ли значение, кто виноват в том, что произошел несчастный случай? Нет, не имеет. Трудовым увечьем признается повреждение здоровья во всех случаях, если несчастный случай произошел при обстоятельствах и условиях, перечисленных в законе.

Трудовым увечьем считается не только прямое и безусловное следствие полученной травмы, но и все осложнения, а также отдаленные последствия травмы.

Наиболее часто инвалидность вследствие трудового увечья связана с несчастным случаем на производстве. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г.[152] В нем установлен единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для всех организаций любых форм собственности, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд. Разъяснения по применению этого Положения Правительство поручило давать Минтруду РФ[153].

Каждый несчастный случай оформляется актом о несчастном случае на производстве по установленной форме, определенной Положением (форма Н-1). Акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Несчастные случаи, которые косвенно связаны с производством (п. «б», «в», «г» ст. 39 Закона 1990 г.), расследуются другими органами (милиции и т.д.) и не оформляются актом по форме Н-1. То же касается несчастных случаев, происшедших при обстоятельствах, указанных в п. «е» и «ж».

Инвалидность считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел, в частности, в пути на работу или с работы. При этом не имеет значения, откуда работник направлялся на работу (из дома или иного места), куда он следовал после ее окончания (домой либо в гости, театр и т. п.), какой путь был им избран, а также вид транспорта.

Инвалидность считается также наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел вблизи предприятия (организации) или иного места работы в течение рабочего времени, включая и установленные перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка (п. «г» ст. 39 Закона 1990 г.).

Что означает «вблизи» предприятия (организации)? Этот вопрос разрешается с учетом конкретных обстоятельств — отдаленности места, где произошел несчастный случай, от предприятия, причин нахождения там работника, времени его отсутствия на работе и т. д.

Как известно, работникам предоставляется перерыв для отдыха и приема пищи. Его продолжительность, время начала и окончания устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка. Этот перерыв работник использует по своему усмотрению. Увечье, полученное во время такого перерыва, например дома, считается трудовым увечьем. В соответствии с трудовым законодательством предоставляются также перерывы для кормления ребенка женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет (помимо общего перерыва для отдыха и питания). Увечье, полученное женщиной во время такого перерыва, где бы она ни находилась, также признается трудовым увечьем.

Инвалидность считается наступившей вследствие трудового увечья или приравнивается к ней в отдельных случаях по особым решениям, принятым в связи с чрезвычайными обстоятельствами и происшествиями (в результате, например, землетрясения в Армянской ССР, катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г., взрыва на станции Свердловск-Сортировочная).

Профессиональное заболевание. Инвалидность считается наступившей вследствие профессионального заболевания, если заболевание, вызвавшее ее, признается профессиональным. Список профессиональных заболеваний утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правительство РФ не определило порядок утверждения Списка профессиональных заболеваний. По ранее действовавшим правилам такой Список утверждался Минздравом СССР и ВЦСПС, также как и инструкция по его применению. В настоящее время применяется Список профессиональных заболеваний и Инструкция по применению Списка профессиональных заболеваний, утвержденные приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 (с изменениями и дополнениями, внесенными в Список 29 декабря 1989 г.).

В Списке указаны наименования болезней, опасные и вредные вещества и производственные факторы, воздействие которых может приводить к возникновению профессиональных заболеваний, а также примерный перечень проводимых работ, производств.

Согласно Инструкции, Список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации.

В Список включены профессиональные заболевания, которые вызваны исключительно действием неблагоприятных производственно-профессиональных факторов (пневмокониозы, вибрационная болезнь, интоксикация и др.), а также ряд таких заболеваний, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного неблагоприятного производственно-профессионального фактора и исключено явное влияние других, непрофессиональных факторов, вызывающих аналогичные изменения в организме (бронхит, аллергические заболевания, катаракта и др.).

Военная травма. Инвалидность граждан, проходивших военную службу, в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков, считается наступившей вследствие военной травмы, если она является следствием ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Проходившими военную службу признаются также юнги, сыновья (воспитанники) полков. «Служебные обязанности» указаны в связи с тем, что некоторым категориям граждан пенсии назначаются на равных основаниях с военнослужащими.

«Военная травма» как причина инвалидности у бывших военнослужащих устанавливается как по прямым последствиям ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении обязанностей военной службы, так и по различным их осложнениям и отдаленным последствиям.

На практике наибольшие трудности встречаются при определении причины инвалидности у граждан, проходивших военную службу в годы Великой Отечественной войны и участвовавших в ней.

Заболевание, полученное в период военной службы. Инвалидность по этой причине устанавливается в двух случаях: 1) когда она является следствием несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, но все же произошедшего в период такой службы; 2) когда заболевание не связано с пребыванием на фронте, но возникло в период военной службы.

В прошлом вместо причины инвалидности «заболевание, полученное в период военной службы» указывалось «увечье, не связанное с исполнением обязанностей военной службы» или «заболевание, не связанное с пребыванием на фронте».

Данная причина инвалидности устанавливается, как по прямым последствиям увечья или заболевания, полученного в период военной службы, так и по различным их осложнениям и отдаленным последствиям.

Общее заболевание. Эта причина инвалидности определяется, можно сказать, по «остаточному» принципу: если инвалидность не является следствием трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, то ее причиной признается общее заболевание. Естественно, что общим заболеванием считаются и последствия различных травм, кроме трудового увечья, военной травмы и травмы, полученной в период военной службы.

В Положении о признании лица инвалидом, которое утверждено Правительством РФ 13 августа 1996 г., перечислено несколько причин инвалидности, помимо тех, которые рассмотрены выше. В частности, упомянуты «инвалидность с детства», «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны». В первом случае это не причина инвалидности, а время ее наступления — в детстве. Во втором — сочетаются как время наступления инвалидности, так и ее причины.

Группа инвалидности и ее причина при признании гражданина инвалидом устанавливаются всегда. Что же касается времени наступления инвалидности, то оно определяется в случаях, когда это необходимо, т. е. когда с этим обстоятельством связаны определенные правовые последствия.

Не требуется определять время наступления инвалидности, если она является следствием трудового увечья, профессионального заболевания и, как правило, общего заболевания. Пенсия при наступлении инвалидности вследствие указанных причин устанавливается независимо от того, когда наступила инвалидность (до начала трудовой деятельности (учебы), в период работы (учебы) либо после прекращения ее и т. д.).

Однако зачастую само условие для назначения пенсии связано со временем наступления инвалидности. В этих случаях необходимо устанавливать и время наступления инвалидности. Так, пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа, а остальным гражданам — если они имеют соответствующий общий трудовой стаж по их возрасту ко времени наступления инвалидности. Значит, в указанных случаях необходимо установить время наступления инвалидности.

Время наступления инвалидности вследствие общего заболевания необходимо устанавливать и в некоторых других случаях: при назначении пенсии по случаю потери кормильца на детей — инвалидов с детства, а также при назначении социальной пенсии инвалидам I и II групп с детства.

При назначении пенсии на основаниях, предусмотренных для военнослужащих, приходится определять как время наступления инвалидности, так и время наступления заболевания или получения военной травмы. Это обусловлено тем, что с указанными обстоятельствами связаны условия их пенсионного обеспечения.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается либо на общих основаниях, либо на основаниях, предусмотренных для военнослужащих. Предпосылкой для ее назначения является наступление инвалидности.

Общие основания, определяющие право на пенсию по инвалидности, — это все основания, кроме тех, которые предусмотрены для военнослужащих. К пенсиям, назначаемым на общих основаниях, относятся, следовательно, пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья, пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания. На этих основаниях устанавливается пенсия по инвалидности лишь по Закону 1990г.

Все пенсии по инвалидности в зависимости от условий, которые определяют право на пенсию на общих основаниях, подразделяются на две группы: пенсии, назначаемые независимо от продолжительности общего трудового стажа, и пенсии, для назначения которых требуется определенный общий трудовой стаж.

К первой группе относится пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и пенсия по инвалидности вследствие профессионального заболевания, а также пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, если инвалидность наступила в возрасте до 20 лет. Во всех этих случаях для назначения пенсии достаточен соответствующий факт — трудового увечья, профессионального заболевания, наступления инвалидности до 20 лет в сочетании с фактом трудовой или иной общественно полезной деятельности.

Ко второй группе, когда для назначения пенсии необходим определенный общий трудовой стаж, относится лишь пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, за исключением пенсии гражданам, инвалидность которых наступила в возрасте до 20 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.