Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические занятия (лекция) - 2 часа




Системы российского права

Модуль 1. Право социального обеспечения как отрасль

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

К рабочей программе дисциплины

«Право социального обеспечения»

Работа в команде: совместная работа студентов в группе при выполнении заданий по модулю 4 «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации», по модулю 5 «Пособия по временной нетрудоспособности».

Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы по модулю 1 «Право социального обеспечения как отрасль системы российского права», по модулю 3 «Обязательное социальное страхование как ведущая организационно-правовая форма социального обеспечения».

Игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалиста на различных рабочих местах по модулю 4 «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации», по модулю 5 «Пособия по временной нетрудоспособности», по модулю 7 «Социальное обеспечение граждан, имеющих детей».

Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов по модулю 4 «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации», по модулю 5 «Пособия по временной нетрудоспособности», по модулю 7 «Социальное обеспечение граждан, имеющих детей».

Case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений по модулю 4 «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации».

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения аудиторных занятий составляет 10 часов (71 процент) при общей аудиторной нагрузке 14 часов.

 

I. Виды и содержание учебных занятий

Лекция 1. Понятие и система социального обеспечения (2 часа).

Проблемная лекция.

Структура:

1. Социальный риск как основание социального обеспечения.

2. Понятие и виды социального риска.

3. Понятие и система социального обеспечения. Соотношение социального обеспечения и социальной защиты населения.

4. Социальная поддержка в системе социального обеспечения.

 

Раскрытие содержание социального обеспечения невозможно без уяснения специфики такой категории, как социальный риск.

Понятие социального риска рассматривается в узком и широком смыслах. Можно выделить следующие признаки социального риска в узком смысле:

1) имеет вероятностный, случайный характер, не зависящий от конкретного субъекта;

2) материальная необеспеченность выражается, во-первых, в виде утраты заработка или иного дохода, получаемого лицом в процессе трудовой деятельности, во-вторых, в виде несения гражданином повышенных социально значимых расходов;

3) обстоятельствами, влекущими материальную необеспеченность в указанных формах, выступают объективные признаваемые обществом уважительными причины, при наступлении которых гражданин вправе не участвовать в экономической деятельности или претендовать на получение со стороны общества обеспечения возникших у него дополнительных расходов, такие как старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность, рождение и воспитание детей и т.д.

4) угрожает экономически активному населению в узком смысле слова, т.е. тем категориям граждан, которые участвуют в экономической деятельности в различных правовых формах и получают доход от такого участия, служащий их основным источником средств к существованию: работники по трудовому договору; военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту и приравненные к ним категории лиц; так называемым самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, лица, работающие по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, адвокаты, нотариусы).

В широком смысле социальный риск определяется М.Ю. Федоровой как возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества[1]. В такой трактовке социальный риск не ограничивается только случаями материальной необеспеченности, а также угрожает всем членам общества. При этом приведенные особенности социального риска в узком смысле, по ее мнению, позволяют именовать данный риск социально-экономическим риском. Данные риски классифицируются на основные и дополнительные, страховые и нестраховые, общие и специальные.

Наиболее характерными особенностями социального обеспечения, признаваемыми практически всеми авторами, являются следующие: социальный характер, распределительный характер, предоставление обеспечения в случае наступления социально неблагоприятных ситуаций.

С учетом приведенных особенностей социального обеспечения последнее можно определить как систему общественных отношений распределительного характера, возникающих в целях предоставления за счет общества отдельным категориям граждан, утратившим источник дохода или несущим повышенные социально значимые расходы и не способным к самообеспечению в силу уважительных причин, различных материальных благ в объеме, соответствующем определенным стандартам, уровень которых признается достаточным для современного общества.

Социальная защита населения включает в себя предоставляемые обществом меры, направленные не только на ликвидацию или минимизацию социально-неблагоприятных последствий, но и на предотвращение их наступления. В результате социальная защита выполняет превентивную функцию, не свойственную социальному обеспечению. Как отмечает М.Ю. Федорова, "система социальной защиты населения, возникая на основе системы социального обеспечения, охватывает его традиционные виды или формы (пенсии, пособия, натуральные услуги), и сверх того, включает в себя превентивные компоненты организационного или материального характера"[2]. При этом в условиях рыночной экономики, основанной на экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, преимущественно горизонтальных связях между ними, частной инициативе, превентивный компонент социальной защиты населения имеет первостепенное значение.

Система социального обеспечения представляет собой совокупность организационно-правовых форм. По отношению к данным элементам применяют также термин "форма социального обеспечения" или "форма социальной защиты населения".

Помимо форм социального обеспечения выделяют также и виды социального обеспечения. Виды социального обеспечения – это конкретные способы компенсации социальных рисков. К таковым традиционно относят:

1) социальные предоставления в денежной форме (пенсия, пособия, компенсации, субсидии и другие денежные выплаты);

2) социальные услуги;

3) льготы по оплате тех или иных услуг, предоставляемых в общей сфере потребления.

Разграничение организационно-правовых форм производится по критериям, сформулированным В.С. Андреевым, который полагал, что "для каждой из форм социального обеспечения, как правило, специфичны: круг обеспечиваемых; способ образования общественного фонда, из которого производится обеспечение; виды обеспечения; органы, осуществляющие его"[3]. В дальнейшем данные критерии были дополнены рядом авторов. В частности, Е.Е. Мачульская указывает на необходимость выделения форм социального обеспечения также с учетом размеров обеспечения[4]. Критерием может служить и основание предоставления обеспечения[5].

Вопрос о количестве организационно-правовых форм до настоящего времени является дискуссионным в науке права социального обеспечения и его рассмотрение не представляется возможным в рамках одной лекции. Следует согласиться с теми авторами, которые на основании изложенных критериев полагают возможным выделять четыре организационно-правовые формы:

1) обязательное социальное страхование;

2) государственное социальное обеспечение;

3) государственная социальная помощь;

4) социальное обслуживание населения [6].

Категория "социальная поддержка" в настоящее время используется в законодательстве необоснованно широко. Она должна служить только для характеристики отношений по государственной социальной помощи. При этом большинство мер, обозначенных в законодательстве как меры социальной поддержки, не утратило своей правовой природы и может по-прежнему рассматриваться как институт льгот в праве социального обеспечения, который традиционно включается в систему государственного социального обеспечения.

Самостоятельная работа студентов*.

1. Подготовка реферата. Темы рефератов содержатся в разделе 4.1.

2. Подготовка к лекции: постановка проблемных вопросов для обсуждения в ходе лекции.

Управление самостоятельной работой студента.

Консультации при подготовке рефератов и проблемных вопросов к лекции.

 

*Задания для самостоятельной работы студентов выполняются перед практическим занятием при наличии такого по соответствующему модулю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.