Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 страница




Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

1. пособие по временной нетрудоспособности;

2. пособие по беременности и родам;

3. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет на медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4. единовременное пособие при рождении ребенка;

5. пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

6. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

7. ежемесячное пособие на ребенка;

8. единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

9. ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

10. пособие по безработице;

11. единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

12. единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы терроризмом;

13. ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) во­еннослужащих;

14. ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

15. единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходив­шим военную службу, при увольнении с военной службы;

16. пособие на погребение и др.

Право на пособия имеют россияне, постоянно проживающие в нашей стране иностранцы, беженцы и лица без гражданства, а также жители других стран, временно находящимся в России, но при условии, что они подлежат обязательному социальному страхованию.

Не могут рассчитывать на пособия люди, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении, родители, лишенные родительских прав, а также россиянам, переехавшим на постоянное место жительства в другую страну.

Пособие по безработице - это выплата, предоставляемая в течение установленного законом срока лицам, признанным безработным, в размере, пропорциональном утраченному заработку, или в твердой сумме.

Предоставление пособия регулируется Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» и др.

В рамках изучения данного вопроса студенты должны знать критерии признания гражданина безработным, следует научить определять размеры такого пособия, сроки его выплаты и порядок исчисления.

Пособие по временной нетрудоспособности - это денежная выплата за счет средств Фонда социального страхования, работодателя, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам. Предоставление пособия регулируется ФЗ от 20.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Предоставление пособий гражданам, имеющих детей регламентируется ФЗ 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 20.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и др.

Студенты должны знать условия и правила назначения каждого из видов пособий; определять их размеры, сроки обращения за пособиями и процедуру обжалования в случаях отказа в назначении или по поводу размеров пособий.

Пособия отличаются друг от друга по целевому назначению, источникам финансирования, субъектам, порядку исчисления и размерам.

Источник финансирования пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств социального страхования (за исключением ежемесячного пособия на ребенка); занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней.

Государственные пособия на детей не назначаются:

1. гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гра­жданства, дети которых находятся на полном государствен­ном обеспечении;

2. гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гра­жданства, лишенным родительских прав;

3. гражданам РФ, выехавшим на постоянное место житель­ства за пределы РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий при­нимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

В районах и местностях, где применяются районные коэф­фициенты, размеры указанных пособий определяются с уче­том этих коэффициентов.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституционное право на охрану здоровья включает в себя четыре элемента: право на бесплатную квалифицированную помощь, оказываемую государственными учреждениями здравоохранения; право на охрану неприкосновенности жизни и здоровья; право на обеспечение возможности долголетней активной жизни; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья[5].

Предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется положениями Основ законодательства РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан», Законом РФ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан».

Студенты должны знать, что ключевым элементом права граждан на охрану здоровья является право на медико-социальную помощь.

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

Медико-социальная помощь включает в себя: профилактическую; лечебно- диагностическую; реабилитационную; протезно-ортопедическую; зубопротезную; меры социального характера (пособие по уходу за больными, социальное обслуживание и т.д.)[6].

Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Основные принципы охраны здоровья граждан с одержатся в ст. 2 Основ законодательства об охране здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном (ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о государственном пенсионном обеспечении, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсии. По старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Таким образом, государственное пенсионное обеспечение объединяет разные по своему целевому назначению выплаты, обладающие общим признаком (источником финансирования), пенсии финансируются из федерального бюджета.

Круг лиц, имеющих право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению содержится в ст. 4 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»: федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане, члены семей перечисленных выше категорий.

Студент должен знать виды государственных пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальные пенсии. Пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионной обеспечении» федеральным государственным гражданским служащим; пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, военнослужащим по призывы назначается пенсия по инвалидности, участникам Великой Отечественной войны по данному закону назначается только пенсия по инвалидности. Социальная пенсия назначается всем нетрудоспособным гражданам (детям, инвалидам, престарелым, не имеющим права на трудовые пенсии, и др.).

Указанным законом предусмотрено право на одновременное получение двух пенсий (п. 3 ст. 3).

Государственная социальная помощь в виде самостоятельного вида социального обеспечения выделяется с 2000 года. Ее предоставление регулируется ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона о государственной социальной помощи).

Цель предоставления государственной социальной помощи - поддержать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности.

Студентам необходимо знать виды государственной социальной помощи: 1) государственная социальная помощь в связи с бедностью (малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам); 2) государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот отдельным категориям граждан (инвалиды войны, участники ВОВ, дети-инвалиды и т.д.).

Каждый из указанных видов государственной социальной помощи обладает особыми условиями назначения, порядком финансирования и целями предоставления.

Государственная социальна помощь оказывается за счет средств федерального бюджета, средств субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из средств федерального бюджета осуществляется в случае недостаточности средств бюджетов нижестоящего уровня.

Студенты должны уяснять, что государственная социальная помощь предоставляется в виде:

1. денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты).

Социальным пособием по данному закону считается безвозмездное предоставление гражданам определенно денежной выплаты за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Субсидией называется имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация - это возмещение гражданам произведенных ими расходов.

2. натуральной помощи (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь независимо от ее вида предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения.

В период получения государственной помощи заявитель обязан извещать орган, назначивший ему государственную социальную помощь, обо всех изменениях, которые произошли в составе семьи, доходах и имуществе, отразившихся на праве получать помощь или ее размере.

В случае выявления недостоверности сообщенных сведений для назначения государственной социальной помощи или несвоевременного извещения о произошедших изменениях, отражающихся на праве получать помощь или ее размере, заявитель (его семья) может быть лишен права на получение государственной социально помощи, но не более чем на период, в течение которого государственная социальная помощь оказывалась незаконно.

Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" выли внесены изменения и дополнения в ФЗ «О государственной социальной помощи». В законе регламентировано понятие социальной доплаты к пенсии.

Социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены ФЗ РФ «О государственной социальной помощи», иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 30.09.2009 г. № 805н. были утверждены правила обращения за федеральной социальной доплаты к пенсии, ее установления и выплаты. Данные правила определили процедуру обращения пенсионеров за федеральной социальной доплаты к пенсии, рассмотрения территориальным органом пенсионного фонда РФ этих обращений, порядок установления федеральной социальной доплаты к пенсии, начисления и организации доставки федеральной доплаты к пенсии. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Социальное обслуживание является одним из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государства (либо иными по его уполномочию органами) гражданам различных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты с целью предотвращения наступления либо снижения негативных последствий наступивших социальных рисков с целью усиления из социальной защиты[7].

Социальное обслуживание- деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социально адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).

Студенты должны знать, что социальное обслуживание рассматривается как экономическая и как правовая категория. Экономическая наука исходит из того, что оказываемые в процессе социального обслуживания услуги являются разновидностью потребительской стоимости, поэтому не могут не иметь определенное влияние на благосостояние людей. С точки зрения права, социальное обслуживание обеспечивается специфическими гарантиями: законами, направленными на получение права на социальное обслуживание; подзаконными актами, обеспечивающими условия, средства, охрану заявленных в законе гарантий, наличием устойчивой практики работы государственных органов по обеспечению законодательно установленных прав на социальное обслуживание, охране этих прав.

Целью социального обслуживания является охрана права на достойную жизнь.

Студенты должны знать, что к видам социального обслуживания относятся материальная помощь, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги (гл. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).

Студент должен иметь представление о том, что такое международное право и как оно образуется; знать содержание конвенций МОТ, европейских стандартов социального обеспечения, действующих в России, уметь их использовать в практической деятельности.

Глобализация экономики, интернационализация общественной жизни, международная трудовая миграция, стремление к выравниванию условий труда на мировом рынке обосновывает необходимость изучения не только норм национального законодательства, но и международных стандартов социального обеспечения. Авторитет международных стандартов, безусловно, повысился, так как они воплощают общепризнанные в цивилизованном мире принципы и нормы международного права.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора.

Международные договоры РФ с зарубежными государствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей российской территории.

Источниками международно-правового регулирования отношений в сфере права социального обеспечения являются правовые акты различного уровня, в той или иной степени регулирующие вопросы отношений в сфере труда, принятые различными международными организациями. Эти акты распространяют свое действие на страны, их подписавшие и (или) признающие.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Студент должен освоить лекционный материал, а также быть готовым к ответам на вопросы, содержащиеся в планах практических (семинарских) занятий, которые являются формой внутрисеместрового контроля. В качестве текущего контроля уровня усвоения программы могут быть использованы внеаудиторные контрольные работы. В форме итогового контроля освоения учебной программы используется проверка знаний студента на зачете по изучаемой дисциплине.

Для контроля текущих знаний студентов используются внеаудиторные и аудиторные самостоятельные работы. В самостоятельные работы включаются как теоретические, так и практические задания (задачи).

При освоении учебного материала студент изучает рекомендованную литературу и нормативные правовые акты, использует правовые информационно-поисковые системы, что позволяет студенту своевременно следить за изменением, дополнением, отменой устаревших нормативных актов права социального обеспечения, а также принятием новых российских законодательных и подзаконных актов, норм международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

В современных условиях данная отрасль права приобрела особое значение. Ее нормы служат своего рода индикатором социальной политики государства, т.к. они должны адекватно реагировать на все социальные риски, а это в свою очередь обуславливает их чрезвычайную динамику.

В связи с отсутствие кодифицированного акта освоение дисциплины «Право социального обеспечения» требует от студентов дополнительных затрат времени, связанных с изучением большого количества нормативных правовых актов, материалов судебной практики, студентам не следует ограничиваться при освоении дисциплины изучением лишь учебных пособий. Кроме того, при подготовке необходимо изучить хотя бы один источник монографического характера по любому заинтересовавшему вопросу, уметь раскрыть суть обозначенной автором проблемы и обосновать свое отношение к ней.

Учебно-методический комплекс содержит планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, нормативные правовые акты, рекомендуемую юридическую литературу, контрольные вопросы для самопроверки.

В целях закрепления знаний по пройденным семинарским занятиям необходимо использовать вопросы для самопроверки. Закреплению знаний и более глубокому изучению основных тем учебной дисциплины также будет способствовать подготовка рефератов и докладов к соответствующим семинарским занятиям.

В учебно-методический комплекс включен тематический план курса. Он необходим студенту для того, чтобы знать последовательность изучения курса, часы и темы для самостоятельного изучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.