Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологических правонарушений




Понятие и признаки экологического правонарушения. Юридическая ответственность в сфере экологии. Дисциплинарная и материальная ответственность в сфере экологии. Административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения. Гражданско-правовая ответственность в экологической сфере. Основания освобождения от эколого-правовой ответственности

 

Ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Помимо Федерального закона «Об охране окружающей среды» возможность наступления административной и уголовной ответственности за совершение экологических правонарушений определяется ст. 31 и 32 Федерального закона «Об экологической экспертизе», ст. 74 Земельного Кодекса РФ, ст. 49 Закона РФ «О недрах», ст. 130 Водного кодекса РФ, ст. 110 Лесного кодекса РФ, ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 55 Федерального закона «О животном мире» и рядом норм других федеральных законодательных актов.

Однако в настоящее время федеральное законодательство не содержит определения понятия «экологического правонарушения». Ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» ранее закрепляла, что экологическое правонарушение – это виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Принимая во внимание то обстоятельство, что сфера регулирования экологического права помимо природоохранных общественных отношений затрагивает также отношения, складывающиеся при осуществлении природопользования и обеспечении экологической безопасности, то сформулировать определение возможно более полно. Под экологическими правонарушениями следует рассматривать виновные (умышленные и неосторожные), противоправные, наказуемые в соответствии с нормами уголовного, гражданского, трудового законодательства и законодательства об административных правонарушениях деяния, посягающие на установленный порядок в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, последствия которых могут выражаться в причинении вреда объектам окружающей среды и (или) здоровью человека либо в создании угрозы наступления такого вреда.

Понятие «юридическая ответственность» трактуется в правовой литературе неоднозначно. Однако во всех случаях юридическая ответственность – это специфическая обязанность претерпеть соответствующие лишения личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Специфика эколого-правовой ответственности заключается в следующем: все экологические правонарушения складываются в сфере охраны и использования окружающей среды; объектом посягательства является компонент окружающей среды, тесно связанный с ней (так, загрязнение вод искусственного водоема может быть квалифицировано и как хулиганство, и как повреждение личного имущества, но не как нарушение правил охраны водных ресурсов – ст. 8.13 КоАП РФ); экологическое правонарушение, как правило, двуобъектно: окружающая среда и здоровье человека.

Эколого-правовая ответственность проявляется в традиционных формах юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой.

Дисциплинарная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции. В соответствии со ст. 192 ТК РФ к виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность может наступать лишь за экологические нарушения, совершенные работником в процессе исполнения своих трудовых обязанностей, и при условии, что работник нарушил экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых функций в силу трудового договора или временного поручения администрации. Закон не устанавливает конкретных составов дисциплинарных проступков, за которые могло бы быть предусмотрено взыскание (как это имеет место в отношении административных или уголовных правонарушений). Объект этого вида правонарушений двойной – правила внутреннего трудового распорядка и окружающая среда.

Применение дисциплинарной ответственности не требует жесткой процессуальной процедуры расследования нарушений и наложения взысканий. Из документов достаточно иметь объяснение от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела (ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарная ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект экологического правонарушения, за нарушения только тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

В отличие от дисциплинарной, административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а судами, органами, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.1 – 23.61 КоАП РФ).

Административная ответственность в сфере использования и охраны окружающей среды имеет ряд специфических особенностей: ответственность может наступать только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные; субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за административные проступки; ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица; применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дела и т. д.); применяются только предусмотренные законом взыскания (ст. 3.2 КоАП РФ); возможно освобождение от них при малозначительности проступка (ст. 2.9 КоАП РФ).

Административная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды дифференцируется на следующие виды экологических правонарушений:

а) незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, лесами, животным миром. Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений. Например, заполучив право лесопользования незаконным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с нарушением существующих правил, и соответствующим природоохранительным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение;

б) самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст. 7.1, 8.1-8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями. Так, самовольное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству, самовольная раскорчевка участков земли – повлечь нарушение экосистемы данного лесного участка, самовольная пастьба скота в лесах – отрицательно сказаться на лесных насаждениях и т.п.;

в) самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4 – 7.11 КоАП РФ). Она приводит к тому, что невозможно определить ответственность конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет уклонение от ответственности, безнаказанность, порождающую новые правонарушения, и т. п.;

г) нецелевое использование природных объектов (ст. 8.6 – 8.8 КоАП РФ), представляющее собой общий вид нарушений права экологопользования. Так, использование рыбохозяйственных водоемов для организации на них пляжей не только противоречит цели водопользования, но и вредит рыбохозяйственным мероприятиям;

д) нарушение правил экологопользования (ст. 8.8-8.14 КоАП РФ). Оно влечет специальный вид ответственности, который применяется за нарушения разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию. Так, для наказания за невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от эрозии необходимо наличие специальных противоэрозионных правил, выполнение которых входит в обязанности привлекаемого к ответственности лица;

е) производственно-хозяйственная деятельность, наносящая вред природным объектам. Подпадает под действие административной ответственности даже в том случае, если эта деятельность осуществлена без нарушения каких-либо правил. Например, если сточными водами загрязнены или испорчены сельскохозяйственные земли, то виновные в этом должностные лица могут быть наказаны даже и в том случае, если они не нарушили производственных ГОСТов в своей деятельности. Критерием ответственности здесь является вред, нанесенный природному объекту.

Уголовная ответственность наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую общественную опасность (ст. 14 УК РФ), применяется только судом после обязательной уголовно-процессуальной процедуры, и единственным основанием назначения наказания является приговор суда, имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях (ст. 44 УК РФ), субъектами здесь могут быть только физические лица, достигшие определенного возраста (ст. 20 УК РФ) и вменяемые.

В УК РФ есть специальная глава «Экологические преступления», предусматривающая 17 составов преступлений, которые можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства:

1. Нарушения действующих правил в области экологопользования: ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ); ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов), ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами), ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).

2. Порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и пр.: ст. 250 (загрязнение вод), ст. 251 (загрязнение атмосферы), ст. 252 (загрязнение морской среды), ст. 53 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ), ст. 254 (порча земли), ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр), ст. 257 (нарушение правил охраны рыбных запасов).

3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны: ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений), ст. 258 (незаконная охота).

4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры: ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ), ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников), ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов), ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

В главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности разработчики внесли такие смежные с экологическим составы, как сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237) и уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 219) в части, касающейся природных комплексов или объектов).

В главе «Преступления против общественного порядка и общественного спокойствия» имеются два состава: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 219) и незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220), которые предусматривают в качестве тяжелых последствий радиоактивное заражение окружающей среды. УК РФ ввел совершенно новый состав преступления – экоцид (ст. 358), поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект. Экологическая же сфера здесь выступает как дополнительный объект. Диспозиция данной статьи предусматривает массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызывающих экологическую катастрофу. Санкция за это преступление – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

Трудовым кодексом РФ предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Так как предприятие с потерпевшим находится в гражданских правоотношениях, то оно должно возместить причиненный его работником вред окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц, здоровью человека. Связь же виновного работника и предприятия – трудовая, следовательно предусматривает компенсацию работником предприятия всех потерь, которые оно понесло перед потерпевшим.

Материальная ответственность за экологические правонарушения представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых к виновным в причинении экологического ущерба работникам предприятий, организаций и учреждений.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и растительного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 77 – 80), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды).

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п. 3 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды»).

Ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. А ст. 80 устанавливает требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.