Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Используемого в предпринимательской деятельности 3 страница




Временная администрация является специальным органом по управлению кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном Законом N 40-ФЗ и нормативными актами Банка России <1>. В период деятельности временной администрации Банк России вправе ограничить либо приостановить полномочия исполнительных органов кредитной организации.

--------------------------------

<1> Положение ЦБ РФ от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" // ВБР. 2005. N 67.

 

В ст. 17 Закона N 40-ФЗ перечислены основания назначения временной администрации:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии.

Руководителем временной администрации является служащий Банка России, приказом последнего определяется ее состав.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более 6 месяцев. Если к моменту его окончания по-прежнему имеются основания для назначения временной администрации, она направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии, осуществляет свои полномочия со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

Реорганизация кредитной организации осуществляется исключительно в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России <1>.

--------------------------------

<1> Положение ЦБ РФ от 4 июля 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения" // ВБР. 2003. N 39.

 

Дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, Законом N 40-ФЗ или в не урегулированных ими случаях общим Законом о банкротстве 2002 г. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: сама кредитная организация; конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета; уполномоченные органы; Банк России (в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации).

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на основании заявления указанных выше лиц, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера МРОТ, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России <1>.

--------------------------------

<1> Указание ЦБ РФ от 22 декабря 2004 г. N 1533-У "Об определении стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации" // ВБР. 2005. N 4.

 

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия судом заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Предварительное судебное заседание не проводится. Проверка обоснованности требований лица-заявителя проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве. Арбитражный суд, принявший решение о признании кредитной организации банкротом, направляет данное решение в Банк России, а также в Федеральную налоговую службу для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Арбитражный суд выносит решение об отказе в признании кредитной организации банкротом, если отсутствуют признаки банкротства или установлен факт фиктивного банкротства (когда заявление подано самой кредитной организацией - должником). При этом кредитная организация подлежит принудительной ликвидации согласно ФЗ "О банках и банковской деятельности".

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только конкурсное производство <2>. Данная процедура вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

--------------------------------

<2> См. также: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.

 

Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий, процедура утверждения которого различается в зависимости от того, имела ли кредитная организация лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. При отсутствии такой лицензии управляющий утверждается в порядке, установленном общим Законом о банкротстве. Он также должен быть аккредитован при Банке России в качестве конкурсного управляющего <1>. При наличии указанной лицензии конкурсным управляющим является Агентство по страхованию вкладов <2> (далее - Агентство).

--------------------------------

<1> Положение ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. N 265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций" // ВБР. 2005. N 7.

<2> Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029 (с изм. от 20 августа, 29 декабря 2004 г.). Решением правления Агентства по страхованию вкладов от 25 ноября 2004 г. принята и решением Совета директоров Агентства от 9 декабря 2004 г. одобрена Концепция деятельности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по реализации положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // ВБР. 2005. N 4.

 

Конкурсный управляющий или Агентство должны опубликовать в "Российской газете", "Вестнике Банка России" и периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Со дня первой публикации в одном из официальных изданий начинается течение срока предъявления требований кредиторов, который не может быть менее 60 дней.

При проведении конкурсного производства интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляют собрание и (или) комитет кредиторов, которые формируются и действуют в соответствии с общим Законом о банкротстве с учетом особенностей, установленных Законом N 40-ФЗ.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один корреспондентский счет кредитной организации-банкрота для денежных средств в валюте РФ - основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также в зависимости от количества имеющихся у кредитной организации видов иностранной валюты - необходимое количество счетов кредитной организации для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банком России порядке. Перечень таких кредитных организаций утверждается Правительством РФ. При осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего счета кредитной организации в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве. Банк России открывает Агентству счета для денежных средств в валюте РФ.

После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах в порядке и на условиях, которые определены общим Законом о банкротстве, за рядом исключений (например, не могут производиться замещение активов и продажа предприятия кредитной организации). При продаже имущества кредитной организации права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации). Единым лотом также может быть выставлено на торги имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требования по таким договорам.

В целях сокращения сроков расчетов с кредиторами конкурсный управляющий вправе приобрести имущество кредитной организации, не проданное на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов. Указанная сделка совершается в письменной форме.

Принадлежащие кредитной организации ценные бумаги, допущенные к обращению на организованном рынке ценных бумаг, могут быть проданы через организатора торговли на рынке ценных бумаг либо на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов.

Из имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, составляющее ипотечное покрытие согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <1>, а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в соответствии с законодательством РФ. Отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. II). Ст. 4448 (с изм. от 29 декабря 2004 г.).

 

Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной общим Законом о банкротстве, с учетом особенностей, установленных Законом N 40-ФЗ.

Вне очереди исполняются текущие обязательства кредитной организации (например, судебные расходы; расходы на опубликование сообщений; обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России; обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии до дня открытия конкурсного производства, а также возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации).

В первую очередь удовлетворяются:

1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;

2) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета (за исключением индивидуальных предпринимателей, если такие счета открыты в связи с их деятельностью, а также лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций. Данные требования включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь);

3) требования Агентства по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";

4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр.

После завершения расчетов с кредиторами, согласования с Банком России ликвидационного баланса конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. По итогам его рассмотрения суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов учредителями (участниками) кредитной организации или третьими лицами - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Судебные акты направляются конкурсному управляющему и в Банк России.

Конкурсный управляющий обязан в течение 30 дней со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства представить в Банк России данное определение и другие документы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Законом РФ "О банках и банковской деятельности". Внесение в ЕГРЮЛ сведений о госрегистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном названными Законами.

 

8.5. Особенности банкротства градообразующих организаций

 

Особенности банкротства названных субъектов предусмотрены параграфом 2 главы IX Закона о банкротстве. Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения настоящего параграфа применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек (ст. 169).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. К участию в деле арбитражным судом могут быть также привлечены органы исполнительной власти РФ и соответствующего субъекта Федерации.

Если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести данную процедуру по ходатайству названных органов при условии представления ими поручительства по обязательствам должника. Орган, представивший поручительство, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемую организацию. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства соответствующих органов также при условии представления поручительства.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами (ст. 174). В таком случае производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации. При наличии ходатайства указанных органов существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50 процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. Иные условия могут быть установлены с согласия собрания кредиторов.

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации названных условий договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления лиц, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора покупателю за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

 

8.6. Особенности банкротства субъектов

естественных монополий ТЭК

 

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <1> (далее - Закон N 122-ФЗ) установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электро- и теплоэнергии (далее - организация-должник), и проведения процедур их банкротства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179 (с изм. от 18 июля 2005 г.).

 

Данный Закон применяется также при признании несостоятельными и проведении процедур банкротства организаций ТЭК, основная деятельность (т.е. деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации) которых связана с производством электро- и теплоэнергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса (далее - ЕПТК).

Нельзя признать несостоятельными атомные электростанции.

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены должником в течение 6 месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования.

Помимо случаев, указанных в ст. 9 общего Закона о банкротстве, руководитель организации-должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением, если на основании решения суда обращено взыскание на имущество, входящее в состав ЕПТК, в течение десяти дней с момента получения должником данного решения. ЕПТК организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 утвержден перечень видов имущества, входящего в состав ЕПТК организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии ТЭК <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 "Об утверждении перечня видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4626.

 

Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в вышеназванных организациях ТЭК. Управляющий действует на основании аттестата, выданного Минэнерго РФ в соответствии с Приказом от 15 ноября 2001 г. N 320 <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Минэнерго РФ от 15 ноября 2001 г. N 320 "Об утверждении форм документов по аттестации специалистов для работы в качестве арбитражных управляющих" // РГ. 2002. 16 янв.

 

Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. МРОТ и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев. К заявлению кредитора должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность его требований, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, признаются также орган управления ТЭК, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.

Определенную специфику по Закону N 122-ФЗ имеют и процедуры банкротства. Так, решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается принятым первым собранием кредиторов, в случае если за него подано не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов кредиторов.

Помимо случаев, предусмотренных общим Законом, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления в случае наличия ходатайства органа управления ТЭК, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, вышеназванных органов, организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет. В этом случае должник приступает к расчетам с кредиторами через 12 месяцев с момента продления срока внешнего управления.

Меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в общем Законе, применяются со следующими особенностями:

- продажа имущества (части имущества), входящего в состав ЕПТК организации-должника, не допускается;

- уступка прав требования должника может быть осуществлена в том числе по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электро- и теплоэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов;

- перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием ЕПТК, не допускается;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования ЕПТК (ст. 19 Закона).

Продажа имущества организации-должника, входящего в состав ЕПТК, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Оно выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями участия в конкурсе являются:

- согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов;

- обеспечение сохранения ЕПТК в соответствии с его целевым назначением;

- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Положения параграфа 6 главы IX Закона 2002 г., посвященные банкротству субъектов естественных монополий, вступят в силу с 1 июля 2009 г. <1>. С этого момента утрачивает силу Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в статьи 231 и 232 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 46.

 

Глава 9. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА,

 

9.1. Права на имущество

 

9.1.1. Право собственности как основа ведения

предпринимательской деятельности

 

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Раскрывая содержание права собственности, ГК РФ в ст. 209 отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом".

Классическое определение права собственности было дано академиком А.В. Венедиктовым <1> как "право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе". Именно в сочетании своей власти и своего интереса заключается специфическое отличие права собственности от других - как вещных, так и обязательственных - прав на те же объекты. Например, арендатор использует имущество в своем интересе, но использует его властью, полученной от собственника. Отдельные правомочия являются средством осуществления собственником его права собственности. Собственник должен обладать этими правомочиями, чтобы присвоить средства и продукты производства.

--------------------------------

<1> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1947.

 

Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

В соответствии со ст. 8 Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, прав владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют предпринимательскую деятельность.

Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее индивидуальным предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц является закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Выбор того или иного способа оценки зависит от целей ее проведения, вида имущества, стадии предпринимательской деятельности. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об оценке имущества см. главу 27 учебника.

 

Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.