Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционной деятельности 4 страница




На наш взгляд, целесообразно было бы проводить не только аукционы, но и конкурсы. Это позволило бы отбирать проекты разработки недр, наиболее выгодные государству. Особенно это касается СРП, предусматривающих компенсацию затрат инвесторов. Аукцион не дает возможность выявить инвесторов, предлагающих реализовать проект с наименьшими затратами.

Условиями конкурса могли бы быть многие условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции и включаемые сейчас в соглашение, заключаемое с победителем аукциона, такие как количество (соотношение в процентах) привлекаемых российских и иностранных работников для реализации СРП, предоставление российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве, количество материалов, технических средств, оборудования российского происхождения в стоимостном выражении в общем объеме их закупок инвестором для реализации СРП.

Обратим внимание, что предметом аукциона является не сам участок недр, а право на заключение соглашения о СРП.

В отличие от общих правил ГК РФ о торгах (ст. 447 ГК РФ), предусматривающих максимальный срок 20 дней для заключения договора после завершения торгов и подписания протокола, соглашение о разделе продукции заключается в срок не позднее чем через один год со дня создания специальной комиссии для подготовки проекта соглашения. В свою очередь, комиссия, состав которой формируется из представителей федеральных и региональных органов власти, создается Правительством РФ с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ - в срок не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. Таким образом, заключению соглашения о разделе продукции предшествует период - до полутора лет со дня завершения аукциона. Представляется, что этот срок чрезмерно велик для того, чтобы сформировать комиссию и выработать условия СРП с конкретным инвестором.

Содержание соглашения предопределено законом. Условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции, включаются в соглашение в качестве его обязательных условий.

В порядке, определенном этим соглашением, утверждаются программы, сметы выполняемых работ. При этом под работами Закон имеет в виду как подготовительные работы (например, обустройство участка недр, установка необходимого для добычи полезных ископаемых оборудования), так и саму деятельность по их поиску, разведке, добыче.

В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное количество представителей от каждой стороны - инвестора и государства. При этом обеспечивается и равное представительство со стороны РФ и субъекта РФ, на территории которого находится участок недр (п. 7 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). Помимо координации работ управляющий комитет утверждает программы работ, сметы расходов инвестора, состав возмещаемых инвестору расходов за счет компенсационной продукции (п. п. 5, 8 ст. 346.38 НК РФ).

Сторонами СРП являются:

а) Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченные им лица;

б) инвесторы - организации - юридические лица, а также не являющиеся юридическими лицами их объединения, создаваемые на основе договора простого товарищества (о совместной деятельности), осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. Объединение представляет собой группу коммерческих организаций, которые в обязательстве со множественностью лиц, основанном на соглашении, имеют солидарные права и несут солидарные обязанности (ст. 3 Закона о соглашениях о разделе продукции).

Множество лиц на стороне инвестора рассматривается законодателем как единый инвестор прежде всего из соображений практической целесообразности - раздел продукции производится между государством и инвестором как единым лицом, а порядок дальнейшего ее раздела между участниками простого товарищества определяется договором между ними и выходит за рамки регулирования Законом и самим соглашением о разделе продукции. Кроме того, уже на момент проведения аукциона обеспечивается прозрачность в составе инвесторов с точки зрения оценки их финансовых возможностей в реализации СРП, с одной стороны, и своевременного создания объединений, способных к проведению работ и их финансированию, - с другой.

Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по его поручению оператором соглашения. Оператор соглашения помимо функции заказчика - организатора работ по реализации СРП ведет учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора по каждому отдельному соглашению, обособленно от учета деятельности, не связанной с соглашением (п. 4 ст. 7, ст. 14 Закона о соглашениях о СРП).

Оператор соглашения не является стороной соглашения о разделе продукции, вся полнота ответственности перед государством за действия оператора возлагается на инвестора: он отвечает за действия оператора как за свои собственные (п. 4 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). На момент заключения соглашения оператор, если инвестор предполагает привлечь его для реализации СРП, может быть еще не определен.

В качестве оператора могут выступать в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о СРП филиалы или юридические лица, созданные инвестором для этих целей на территории РФ, либо привлекаемые инвестором другие юридические лица. Филиал - структурное подразделение юридического лица. Деятельность филиала - это деятельность самого юридического лица. Поэтому выполнение функций оператора филиалом означает, что деятельность инвестора и оператора (заказчика) сочетаются в одном лице.

Индивидуальные предприниматели не могут выступать ни в качестве инвесторов по СРП, ни в качестве операторов.

Подрядчики, поставщики, перевозчики и прочие исполнители отбираются инвесторами либо по их поручениям операторами (заказчиками), в том числе на конкурсной основе, самостоятельно. В самом соглашении о СРП их персональный состав не устанавливается. Исполнителями, подрядчиками могут быть и индивидуальные предприниматели.

При этом инвесторы обязаны обеспечивать соблюдение требований ст. 7 Закона о СРП о преимущественном праве российских юридических лиц на участие в работах в качестве исполнителей, подрядчиков, поставщиков на основании договоров с инвесторами, о приобретении не менее 70 процентов общей стоимости оборудования, материалов, технических средств, необходимых для реализации СРП, российского происхождения. При нарушении инвестором этого требования его капитальные затраты на приобретение указанного имущества за счет компенсационной продукции не возмещаются (п. 10 ст. 346.38 НК РФ).

 

16.10. Концессионное соглашение

 

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115 "О концессионных соглашениях" <1>).

--------------------------------

<1> РГ. 2005. 26 июля. N 161.

 

Концедентом является публичное образование - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальное образование - в зависимости от того, кому принадлежит реконструируемый объект недвижимости или будет принадлежать созданный концессионером новый объект.

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, иностранное или российское юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более юридических лица.

Концессионер отбирается на конкурсной основе. Если конкурс признан несостоявшимся, концессионное соглашение может быть заключено с единственным участником конкурса, представившим свои конкурсные предложения, отвечающие критериям конкурса.

Концессионер (инвестор) вкладывает средства в объекты государственной, муниципальной собственности: автомобильные дороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, системы коммунальной инфраструктуры и другие объекты недвижимого имущества, указанные в законе. Поскольку созданное концессионером инвестором недвижимое имущество ему на праве собственности не принадлежит, он выступает в процессе его эксплуатации в качестве пользователя.

Объектом инвестиционной деятельности концессионера является право использовать недвижимое имущество, находящееся в собственности государства, муниципальных образований в коммерческих целях. Право владения и пользования концессионера этим имуществом подлежит государственной регистрации как обременение собственности концедента. Государственная регистрация права собственности концедента на вновь созданный объект недвижимости и право владения и пользования концессионера на этот объект регистрируются одновременно.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта собственности концедента. В отличие от общих правил инвестиционной деятельности, когда инвестор получает доход от пользователя, по концессионному соглашению инвестор, создав объект недвижимости для концедента-собственника, сам же во взаимоотношениях с концедентом выступает в качестве пользователя. Плата за пользование имуществом концедента может быть определена в различной форме, в том числе в виде установленной доли продукции или доходов концессионера, полученных им в процессе хозяйствования с имуществом собственника.

Используя указанное имущество, концессионер действует как предприниматель, получая доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на основе использования имущества концедента и собственного имущества.

Концессионное соглашение заключается на срок, определяемый с учетом общего срока окупаемости инвестиционного проекта.

 

Глава 17. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

17.1. Понятие и виды иностранных инвестиций

 

17.1.1. Правовые основы иностранных инвестиций в РФ

 

Иностранным инвестициям посвящен специальный Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных инвестициях). Соответственно, Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" утратил силу.

В преамбуле Закона об иностранных инвестициях подчеркивается, что данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике международного сотрудничества.

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Отметим, что не все цели, о которых говорится в преамбуле Закона, в нем отражены.

В отличие от Закона об иностранных инвестициях 1991 г., в котором была специальная глава "Виды и условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями", посвященная предпринимательской деятельности как продолжению инвестиционной, новый Закон об иностранных инвестициях, как следует из ст. 1, регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. исключает из сферы своего действия отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках и банковской деятельности и законодательством о страховании. Это объясняется спецификой банковской и страховой деятельности. Однако в литературе по этому поводу обоснованно критикуется изъятие из сферы действия рассматриваемого Закона инвестиций в страховой и банковский бизнес: общие гарантии прав инвесторов должны распространяться и на инвесторов, размещающих свои капиталы в кредитные и страховые организации. Речь идет именно о гарантиях, а не о специфике банковских и страховых отношений <1>.

--------------------------------

<1> Вознесенская Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. Сравнительно-правовой комментарий. М., 2002. С. 41.

 

Указанные в предыдущей главе учебника федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций на территории РФ.

Например, ст. 5 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений" называется "Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации".

Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ч. 2 ст. 3 Закона об иностранных инвестициях). По предметам совместного ведения законодательство субъектов РФ не должно противоречить федеральным законам.

Например, в конкурсах и аукционах на право инвестировать в строительный комплекс Москвы, а также выступать в качестве подрядчиков в соответствии с московским законодательством участвуют как российские, так и иностранные лица.

Важное значение в правовом регулировании инвестиционной и предпринимательской деятельности иностранных лиц в России имеют международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

Среди международных договоров весьма распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения существуют у Российской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения РФ в качестве субъекта международного права.

Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций предусматривают обязательства принимающего на своей территории иностранные инвестиции государства:

- создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности;

- осуществлять надлежащую защиту иностранной собственности;

- обеспечивать перевод доходов в свободно конвертируемую валюту;

- гарантии рассмотрения споров в международном арбитраже;

- гарантии компенсаций в случае национализации и др.

В соглашениях может предусматриваться право иностранного инвестора предъявлять иски к РФ в иностранных судах и в арбитраже по инвестиционным спорам.

Например, в ст. 9 Соглашения РФ с Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капитальных вложений от 9 апреля 1996 г. <1> говорится:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 758.

 

если спор между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение:

а) в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено;

б) арбитраж, создаваемый в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

в) любой иной арбитраж, о котором договорятся стороны в споре.

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" <1> одобрено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 25. Ст. 2578 (с изм. от 11 апреля 2002 г.).

 

Из многосторонних международных конвенций наибольшую значимость имеет Сеульская (Сеул, 1985 г.) конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая ратифицирована Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г. <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 22.

 

Основная идея Конвенции - стимулирование инвестиций в производительных целях между странами - членами Многостороннего агентства и особенно в развивающиеся страны путем предоставления Агентством гарантии инвесторам компенсировать их убытки от рисков некоммерческого характера. Агентство - международная организация, являющаяся юридическим лицом. Предоставляемые ею гарантии членам этой организации - страхование инвестиций от некоммерческих рисков, которые могут произойти в принимающей инвестиции стране.

Указанные гарантии распространяются:

- на риск, связанный с переводом валюты;

- на риск экспроприации или аналогичных мер;

- на риск нарушения договора с инвестором правительством принявшей инвестиции страны при условиях, указанных в Конвенции, в частности в случае, когда судебный или арбитражный орган не принимает в разумные сроки решения по иску инвестора к правительству об отказе от договора или его нарушении;

- риск войны и гражданских беспорядков.

Агентство (страховщик) и инвестор (страхователь) заключают договор страхования, который по терминологии Конвенции именуется договором о гарантии.

До заключения договора члены Агентства подают ему заявление на получение гарантии, которое регистрируется Агентством.

Агентство, прежде чем будет принято решение о предоставлении гарантии, удостоверяется:

- в экономической обоснованности капиталовложения и его вкладе в развитие принимающей страны;

- в соответствии капиталовложения законодательству принимающей инвестиции страны;

- в существовании условий для инвестирования в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к инвестированию и правовой защиты инвестиций.

После выплаты или согласия на выплату компенсации инвестору - стороне договора о гарантии инвестиций с Агентством Агентству уступаются права требования, связанные с гарантированными капиталовложениями в отношении принявшей инвестиции страны или других должников. Таким образом, применяется цессия, весьма распространенная в страховом праве. В результате цессии Агентство в качестве цессионария приобретает такие же права, какие имел инвестор.

 

17.1.2. Понятие и виды иностранных инвестиций

 

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), имеющих денежную оценку, а также услуг и информации.

Как видим, к капиталу здесь отнесены не только имущество и имущественные права, но также информация и услуги. Однако надо иметь в виду, что в качестве вклада в уставные, складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ нельзя, например, внести информацию, а только имеющее денежную оценку право на информацию, нельзя внести услугу. Объектом передачи могут быть только вещи, имущественные права, другие права, имеющие денежную оценку (п. 6 ст. 66 ГК РФ). А вот если речь идет о простом товариществе, то вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе профессиональные и иные знания, а также деловая репутация и деловые связи (ст. 1042 ГК РФ). Следовательно, при такой договорной форме инвестиций, как договор простого товарищества (о совместной деятельности), в качестве инвестиции могут быть и услуги. Если же речь идет об информации, то в качестве вклада передается информация, составляющая коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ). Информация передается на соответствующем материальном носителе на основании договора с контрагентом в объеме и на условиях, предусмотренных договором, включая условие о соблюдении контрагентом мер по охране конфиденциальности информации. В результате у контрагента возникает производное право на информацию, переданное ему обладателем информации.

По договору право на информацию может быть передано в полном объеме с отказом от него первичного правообладателя, либо пользователю передается право на использование информации в течение определенного срока с сохранением права на нее правообладателя.

В легальном понятии иностранной инвестиции отсутствует указание на цель - получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Однако в Законе подчеркивается вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности, следовательно, получение прибыли как цель инвестиций очевидна. Рассматриваемый Закон не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, регулируемые законодательством о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях).

Закон об иностранных инвестициях не дает понятия инвестиционной деятельности, фактически само понятие инвестиций объединяет инвестиции (то, что вкладывается) и инвестиционную деятельность (вложение инвестиций в объекты предпринимательской деятельности).

Своеобразно определены разновидности прямой иностранной инвестиции.

А. Приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале созданного или вновь создаваемого на территории России хозяйственного общества или товарищества. Отсюда следует, что организации с участием иностранных инвестиций создаются в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества. При этом для отнесения иностранных вложений к прямой иностранной инвестиции суммарная стоимость вносимых активов значения не имеет, роль играет только сам размер доли в уставном (складочном) капитале. Однако для получения льгот и гарантий, предоставляемых инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект, сумма вложений в уставный, складочный капитал должна составлять не менее 100 млн. рублей.

Критерий - обладание иностранным инвестором не менее 10 процентов в уставном капитале организации для отнесения инвестиции к прямой недостаточно учитывает международную практику квалификации инвестиций в качестве прямых. Международные документы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международного валютного фонда исходят из того, что прямая инвестиция в уставный капитал обеспечивает инвестору эффективный контроль за управлением предприятием, что основная цель участия в капитале предприятия - это реальное участие в принятии решений, в управлении им. Ясно, что доля 10 процентов в уставном капитале далеко не всегда дает возможность реально влиять на принятие решений, осуществлять контроль за деятельностью предприятия. И лишь при значительном количестве акционеров с небольшими пакетами акций инвестор может иметь возможность влиять на принятие выгодных для него решений <1>.

--------------------------------

<1> Вознесенская Н. Указ. соч. С. 61 - 62.

 

В отличие от прямой инвестиции, портфельные инвестиции связаны главным образом с вложением в ценные бумаги, они приобретаются не для установления контроля за деятельностью предприятия, а с целью увеличить доходы в форме процентов, дивидендов, ростом курсовой стоимости ценных бумаг.

Б. Вложение иностранного капитала в основные фонды создаваемого иностранным юридическим лицом на территории РФ филиала. Отметим, что речь идет о вложении в основные средства (например, станки, оборудование), а не о потреблении, например, не на заработную плату сотрудников филиала. Обратим также внимание, что размер вложений для квалификации их в качестве прямых иностранных инвестиций значения не имеет. Однако инвестор может быть признан участником реализации приоритетного инвестиционного проекта, если стоимость основных средств филиала составляет не менее 1 млрд. рублей.

В. Предоставление российскому арендатору оборудования по договору финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. При стоимости предоставленного в лизинг оборудования не менее 1 млрд. рублей такой инвестиционный проект может быть признан приоритетным.

Инвестиционный проект признается приоритетным, если включен в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Иностранные инвестиции осуществляются на территории РФ с использованием:

- организационно-правовой формы (вложения в уставные и складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ);

- организационной формы (вложение капитала в организации, не являющиеся юридическими лицами);

- договорные формы, в рамках которых осуществляются инвестиции, в том числе через создаваемые на территории РФ дочерние компании, филиалы (например, соглашения о разделе продукции).

 

17.2. Правовой статус иностранного инвестора

 

К числу иностранных инвесторов относятся:

1. Иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, где оно учреждено (зарегистрировано в торговом реестре), и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ.

2. Иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции в РФ.

3. Иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять иностранные инвестиции на территории РФ. По Закону об иностранных инвестициях иностранными инвесторами могли быть и советские граждане, постоянно проживающие за границей. Решающее значение для отнесения вложений к иностранным инвестициям по этому Закону имело происхождение капитала, а не гражданство лица, ввозящего капитал. Сейчас при вывозе российскими гражданами капитала за границу этот капитал может быть иностранной инвестицией при изменении ими гражданства. Если же российский гражданин постоянно проживает за границей и приобрел там капитал, он не может выступать в качестве иностранного инвестора.

4. Лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства. Обратим внимание, что по Закону об иностранных инвестициях 1991 г. граждане и лица без гражданства признавались иностранными инвесторами лишь при условии, если они были зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Сейчас такая регистрация не требуется. Однако при создании на территории РФ товарищества (полного или коммандитного) физические лица должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку учредителями товарищества могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

5. Международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

6. Иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами. Надо иметь в виду, что иностранное государство (а в случаях, предусмотренных международным договором РФ и федеральным законом, также и международная организация) обладает судебным иммунитетом. РФ как субъект международного права, хотя и не участвует в Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая 1972 г., придерживается принципа абсолютного судебного иммунитета, отраженного в ст. 401 ГПК РФ, ст. 251 АПК РФ. В силу этого принципа предъявление исков в суды РФ к иностранному государству, арест его имущества, находящегося на территории РФ, принятие иных мер к этому имуществу в обеспечение иска, обращение на него взыскания в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Отметим, что в ряде стран приняты законы об иммунитете иностранных государств, где закреплен принцип "функционального" иммунитета. В соответствии с этим принципом согласия государства на юрисдикцию обеспечения исполнения решения суда, ареста имущества не требуется, если в судах соответствующих стран к нему предъявляются иски, основанные не на осуществлении публичной власти, а на его коммерческой деятельности (получение и предоставление государственных кредитов, продажа государственных ценных бумаг, выдача гарантий, закупки и поставки товаров для государственных нужд, в том числе по так называемым связанным внешним заимствованиям (кредитам) и пр.). Этого принципа придерживаются, например, США, где действует принятый в 1976 г. Закон об иммунитете иностранных суверенов <1>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.