Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В предпринимательской деятельности 5 страница




--------------------------------

<1> См.: Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 321.

 

Продуктовая инновация может быть базисной или улучшающей. Базисная продуктовая инновация - это новый продукт, функциональные характеристики которого, использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Улучшающая продуктовая инновация - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены. Процессные инновации связаны с технологически новым или усовершенствованным производственным методом. В связи с упомянутыми инновациями следует отметить изменения, внесенные в методологию определения инновационной активности промышленных предприятий. Если ранее к инновационной деятельности относился весь комплекс научно-технологических и организационных мероприятий, проводимых на промышленных предприятиях, то с 2003 г. к инновационным мероприятиям рекомендовано относить, как и в официальной статистике, технологические инновации - продуктовые и процессные. Подобные изменения были вызваны необходимостью выявлять наиболее эффективные инновации, внедряемые в производство с целью существенной интенсификации производства и улучшения качества производимой продукции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конев Е.В. Корпоративные формы развития научно-инновационной деятельности в России. М., 2003. С. 25.

 

Вышеупомянутое Постановление Правительства РФ "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" содержит определение инновационной деятельности. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Различают понятие инновационной деятельности в широком и узком смысле. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают использование научно-технических знаний с целью преобразования различных сторон общественной жизни. В узком смысле - это деятельность, направленная на получение новых научно-технических знаний и их реализацию в производственной сфере с целью создания конкурентоспособного товара.

Следует отметить, что в нормативных актах и научной литературе нет единого подхода к определению инновационной деятельности. Некоторые авторы считают, что научно-исследовательская деятельность не всегда приводит к результатам, которые следует внедрять, и вряд ли можно рассматривать ее как инновационную. В данном случае инновационная деятельность оказывается деятельностью лишь по созданию разработок и их практическому внедрению, и за рамками ее остается процесс создания и выявления новшеств (знаний, технологий и т.п.).

Иное определение инновационной деятельности связано с пониманием ее как процесса выполнения работ или услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. Чаще используется это более широкое определение инновационной деятельности, согласно которому научная деятельность и научно-техническая деятельность являются стадиями инновационного процесса и их совокупность с "материальными" стадиями (производство, торговля и потребление) рассматривается как инновационный цикл.

Инновационный процесс может быть расчленен на отдельные этапы. Иногда рассматриваются три фазы инновационного процесса относительно нового продукта: разработка, освоение и распространение. Может идти речь и о четырех этапах этого процесса: фундаментальные исследования, исследования прикладного характера, опытно-конструкторские и экспериментальные разработки, коммерциализация результатов научных исследований и разработок. Инновационную деятельность рассматривают и как опосредующее звено между собственно научной и производственной сферой. В данном случае инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, особой системы мотивации субъектов инновационной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М., 2001. С. 35.

 

Развитие инновационных процессов обусловлено, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями. Инновационная деятельность в современной России связана с формированием новой, предпринимательской культуры. Представление об инновационной деятельности как основной функциональной характеристике предпринимательства обосновал Й. Шумпетер. Он писал о предпринимателе, осуществляющем "реорганизацию экономической жизни на началах большей частнохозяйственной целесообразности" <1>. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, создание конкурентоспособного продукта, способного обеспечить дополнительную прибыль. Любая инновационная деятельность является предпринимательской, поскольку она самостоятельна, связана с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта и ответственность.

--------------------------------

<1> См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 189.

 

Иногда инновационную деятельность рассматривают как разновидность деятельности, включающей в себя лишь элементы предпринимательства. Это объясняют тем, что создание новых и оригинальных продуктов и их внедрение как элементы первых стадий инновационного процесса не относятся к предпринимательской деятельности в точном значении данного понятия, ибо решающим критерием, определяющим коммерческий успех, является качество новой конечной продукции, технологий и машин. К тому же на первых стадиях инновационного цикла деятельность, как правило, бесприбыльна <1>.

--------------------------------

<1> См.: Коммерческое право. Часть II: Учебник. СПб., 1998. С. 88.

 

В середине 80-х годов XX в. в западной экономической литературе появился термин "национальная инновационная система". Национальная инновационная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время национальная инновационная система - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М., 2002. С. 7.

 

Эффективность инновационного развития зависит от взаимодействия между участниками инновационного процесса. Роль государства, например, заключается в содействии инновационному бизнесу, но и частный сектор оказывает государству поддержку в его инновационной политике, в частности, отчислениями в инновационные фонды, помощью научным организациям. В целях продвижения новых технологий в производство необходимо взаимодействие государственных научных организаций и вузов с промышленными предприятиями.

На формирование и состояние национальной инновационной системы оказывают влияние многие факторы. Сегодняшнее состояние национальной инновационной системы России называют кризисным. Оно обусловлено недостаточным финансированием науки из федерального бюджета, невостребованностью научно-технических разработок со стороны частного сектора, "утечкой умов" и т.д. В России должна быть сформирована инновационная система нового типа, которая сможет объединить усилия государства, научного сообщества и частного предпринимательского сектора экономики для осуществления перехода страны на инновационный путь развития.

Формирование национальной инновационной системы предусматривает построение инновационной инфраструктуры, т.е. комплекса организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и практическому применению нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса. Они находятся в определенной связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. Это инвестиционные и инновационные фонды, банки, бизнес-инкубаторы, экономические ассоциации, финансовые группы, связанные с научно-техническими новшествами, и др. Обязательным элементом инфраструктуры инновационного рынка являются так называемые инновационные посредники, которые занимаются продвижением инноваций на рынок. К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией разработок, консалтингом и маркетингом инноваций. Специализированные фирмы - инновационные посредники получают посредническую прибыль за счет оптимизации инновационного процесса или его отдельных стадий.

Важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры в России является формирование научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и инкубаторов бизнеса. Первый отечественный технопарк был создан в 1990 г. в Томске. Сегодня сотни малых инновационных фирм работают в составе и при поддержке инновационно-технологических центров и технопарков. Отличие состоит в том, что в первом случае оказывается помощь уже сформировавшимся малым инновационным фирмам, во втором случае - начинающим малым фирмам. Существуют два вида бизнес-инкубаторов: они могут быть составной частью технопарка, но могут быть и самостоятельной организацией. Юридически бизнес-инкубаторы чаще всего оформлены как некоммерческие организации, специализирующиеся на поддержке малого бизнеса. В настоящее время в России действует около 40 инновационно-технологических центров, 80 технологических парков и около 60 бизнес-инкубаторов. Перспективны с точки зрения формирования технопарка наукограды, сосредоточившие научно-технический потенциал оборонного сектора и крупные вузы.

 

20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности

 

Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации Закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <1>, который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137 (с изм. от 19 июля и 17 декабря 1998 г., 3 января, 27 и 29 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 июня 2005 г.).

 

Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.

Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1>. Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

 

Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких как изобретения, полезные модели, промышленные образцы <1>, программы для ЭВМ и базы данных <2>, топологии интегральных микросхем <3>, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров <4>.

--------------------------------

<1> Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319 (с изм. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 февраля 2003 г.).

<2> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программы для вычислительных машин и баз данных" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325 (с изм. от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г.).

<3> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологии интегральных микросхем" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2328 (с изм. от 14 июня 2002 г., 2 ноября 2004 г.).

<4> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322 (с изм. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.).

 

Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <1>. Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

 

НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.

При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.

Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 гг. утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3564 (в ред. от 12 октября 2004 г. N 540).

 

Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.) <1>. В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3396.

 

Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р утвержден План мероприятий на 2003 - 2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 35. Ст. 3453.

 

"Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002 - 2005 годы" <1> содержит цели и задачи государственной инновационной политики, характеризует стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики.

--------------------------------

<1> Инновации. 2002. N 4 (51). С. 3 - 10.

 

В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло Постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1603 (в ред. от 13 октября 1999 г. N 1156).

 

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности" <1> направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 240.

 

Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности <1>. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863 <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4803.

<2> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3756.

 

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности <1>. Такая инвентаризация представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 3. Ст. 218.

 

Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158 утверждена форма государственного федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" <1>.

--------------------------------

<1> Вопросы статистики. 2002. N 11.

 

Ряд субъектов РФ, например Томская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принять законодательные акты об инновационной деятельности. В научной печати эти попытки были названы единичными, в целом безуспешными акциями. В Саратовской области в 1997 г. был принят Закон "Об инновациях и инновационной деятельности" <1>. Под инновациями (нововведениями) в этом документе понимается результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.

--------------------------------

<1> Инновационная деятельность. 1997. N 1. С. 6 - 9.

 

Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. "Об инновационной деятельности в городе Москве" <1>. Закон содержит понятия инновационной деятельности, продукции инновационной деятельности, субъекта инновационной деятельности и др. В Законе определены цели, задачи и функции инновационной системы города Москвы. В частности, указано, что инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы. В Законе характеризуются формы государственной поддержки инновационной деятельности, к которым относятся предоставление гарантий города Москвы под кредиты, содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Обращает на себя внимание вопрос о формировании Правительством Москвы системы льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы.

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 44.

 

В целях развития малого наукоемкого бизнеса в Москве правительство Москвы приняло Постановление от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004 - 2006 годы" <1>. Программа содержит четыре подпрограммы, в которых рассматриваются вопросы нормативно-правового и научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, финансовые механизмы их поддержки, вопросы расширения деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере и развития городской инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 68.

 

20.3. Субъекты и объекты инновационной деятельности

 

Инновационное предпринимательство осуществляется в двух формах: в форме индивидуального предпринимательства и путем создания юридического лица. В случае индивидуального предпринимательства речь идет о физических лицах, занятых предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица. Фактически это начальная форма предпринимательской деятельности. Она связана с созданием и использованием нововведений физическими лицами. Субъектами инновационной деятельности в данном случае могут быть изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать и лицензиат, т.е. физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности. Однако возможности индивидуального предпринимателя в создании и использовании инновационного продукта всегда ограниченны.

Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица. К ним независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и конструкторские бюро, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Успешная инновационная деятельность обеспечивается тесным взаимодействием промышленных предприятий с научно-исследовательскими организациями. Механизм такого взаимодействия в ходе осуществления экономической реформы в России был разрушен. Фактически в промышленности создается заново инфраструктура научно-технической деятельности. Формируются высокотехнологичные фирмы, способные вкладывать значительные средства в новые технологии. Они возникают и развиваются в первую очередь в рамках объединений предпринимательских организаций: концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и других ассоциаций юридических лиц.

Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности. Статья 2 Закона города Москвы "Об инновационной деятельности в городе Москве" содержит следующее определение субъекта инновационной деятельности: субъект инновационной деятельности - это организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность. Иными словами, за рамками этой деятельности остаются физические лица, являющиеся зачастую активными участниками процесса создания инноваций.

Некоторые авторы считают, что в целях упорядочения государственной поддержки необходима государственная аккредитация субъектов инновационной деятельности, при этом свидетельство о государственной аккредитации получат субъекты инновационной деятельности, расходы на научные исследования, опытно-конструкторские разработки и инновационную деятельность которых составит не менее 75 процентов общего объема продукции (работ, услуг). В настоящее время получение льгот требует указания в уставе организации научно-технического характера деятельности и аккредитации, при этом научно-техническая продукция должна составлять не менее 70 процентов произведенной организацией продукции.

В результате инновационной деятельности возникает инновационный продукт - результат интеллектуального труда. В процессе его создания и присвоения складывается система отношений собственности на этот продукт. Право собственности на инновационный продукт связано с исключительным правом использования результатов инновационной деятельности. В рыночной экономике права на интеллектуальную собственность выступают в качестве товара наряду со знаниями и технологиями.

Объекты, составляющие инновационный продукт, представляют собой самые различные формы новшеств. Важнейшим объектом инновационного предпринимательства является интеллектуальная собственность, и в первую очередь промышленная интеллектуальная собственность (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, и т.д.). Инновационное развитие означает постоянное расширение перечня инновационных продуктов, обусловленное появлением новых научно-технических, производственных, управленческих и коммерческих знаний, промышленных или лабораторных процессов нового характера, новых систем обработки информации, новых программ.

Не все объекты собственности на результаты инновационной деятельности пользуются прямой юридической защитой. Согласно п. 1 ст. 3 Патентного закона РФ права на изобретение, полезную модель и промышленный образец охраняются законом, что подтверждается, соответственно, патентом. Правовой режим других объектов промышленной собственности не определен. В частности, не регламентируется законодательными актами охрана ноу-хау, хотя ноу-хау может содержать весьма важную научно-техническую информацию. Статья 4 Патентного закона РФ не признает правоохранными объектами открытия, научные теории и математические методы, программы для электронных вычислительных машин и т.д.

 

20.4. Договорные формы инновационной деятельности

 

Российское законодательство не регламентирует взаимодействие между научно-техническими организациями и предприятиями, реализующими научно-технические достижения. В ходе взаимодействия такого рода между субъектами инновационной деятельности складываются самые различные правовые отношения, которые обеспечиваются системой договоров.

Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли (ст. 8 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

На стадиях фундаментальных и прикладных исследований основной правовой формой отношений между заказчиками и исполнителями являются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые определяются в главе 38 ГК РФ. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. В отличие от договора подряда риск невозможности исполнения вышеупомянутых договоров несет заказчик.

Патентообладатель может передать исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец (уступить патент) любому физическому или юридическому лицу. Договор о передаче исключительного права (уступке патента) подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 10 Патентного закона РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.