Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательской деятельности 5 страница




 

В качестве условия осуществления оценочной деятельности, направленного на обеспечение защиты прав потребителей, ст. 17 Закона вводит обязательное страхование гражданской ответственности оценщиков. При этом под страховым случаем понимается причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценочной деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки. Заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования оценщик не вправе.

Закон об оценочной деятельности, характеризуя правовой статус оценщика, определяет его права и обязанности.

В соответствии со ст. 14 Закона об оценочной деятельности оценщик, в частности, имеет право:

- применять самостоятельно методы проведения оценки в соответствии со стандартами оценки;

- требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для оценки;

- получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения;

- запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной;

- привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки других оценщиков либо иных специалистов;

- требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда, третейского суда;

- отказаться от проведения оценки, если заказчик нарушил условия договора, не предоставил необходимую информацию об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.

В силу ст. 15 Закона об оценочной деятельности оценщик, в частности, обязан:

- соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования Закона об оценочной деятельности, а также принятых на его основе нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ;

- обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

- предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации, на членство которой ссылается оценщик в своем отчете;

- предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

- не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

- сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки. К числу подобных факторов, в частности, следует отнести наличие заинтересованности оценщика, отсутствие необходимых документов. На это неоднократно обращается внимание судами при разрешении споров о признании недействительными результатов оценки. Приведем пример.

Отменяя решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы и передавая дело в первую инстанцию того же суда, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 6 июня 2002 г. N КА-А40/3366-02 указал, в частности, следующее.

ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЗАО "Международный центр оценки" о признании недействительными результатов оценки задолженности ООО "Сургутгазпром" перед ОАО "Тюменьэнерго", содержащихся в отчете оценщика - ЗАО "Международный центр оценки" от 5 января 2001 г.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что согласно ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" достоверность оценки объекта оценки зависит от сделанных в отчете оценщиком допущений, которые определяются в том числе исследуемыми при оценке документами. Суды установили, что заявляемые истцом возражения против достоверности результатов оценки основаны на документах, которые не были представлены ЗАО "Международный центр оценки" для работы, и следовательно, не были предметом исследования со стороны ответчика, отчет выполнен на основании представленных документов, что не позволяет сделать вывод о его недостоверности.

Вместе с тем, как следует из объяснений истца апелляционной и кассационной жалоб, истец связывает недостоверность отчета с основанием, которое не было предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Таким основанием, по мнению ОАО "Тюменьэнерго", являются неверные выводы ответчика о моменте возникновения и погашения задолженности ООО "Сургутгазпром" перед ОАО "Тюменьэнерго", сделанные на основе документов, которыми ответчик располагал.

Указанные доводы истца судами не рассматривались.

Объектом оценки ЗАО "Международный центр оценки" являлась дебиторская задолженность ОАО "Тюменьэнерго" по договору N 484-С16-15-3400 от 20 марта 2000 г. На основании акта сверки расчетов за потребленную электроэнергию между ОАО "Тюменьэнерго" и ООО "Сургутгазпром" по состоянию на 1 сентября 2000 г. (далее - акт сверки расчетов) ответчик включил в объект оценки задолженность в размере 4175078,82 рубля.

По мнению заявителя жалобы, включение этой суммы в объект оценки не соответствует условиям договора от 20 марта 2000 г. N 484-С16-15-3400 об условиях вступления его силу, и, как следствие, сумма неправомерно включена в итоговый размер задолженности.

Суд это обстоятельство не исследовал и правовой оценки ему не дал.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на оценщике лежит обязанность проводить объективную оценку объекта оценки, что предполагает при отсутствии необходимых документов обязанность оценщика отказаться от оценки или указать о наличии такого обстоятельства в качестве допущения.

Указанные требования ст. 15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" судами также не учтены. В результате суды не установили правомерность отнесения ответчиком к объекту оценки дебиторской задолженности в размере 4175078,82 рублей по документу (акт сверки расчетов), только подтверждающему существование задолженности на определенное число - 1 сентября 2000 г., не установили, какие иные документы, находившиеся в распоряжении ответчика, позволили ему прийти к однозначному выводу о необходимости отнесения указанной суммы к объекту оценки, были ли сделаны ответчиком в отчете допущения в отношении этой суммы задолженности.

В предусмотренных нормативными правовыми актами случаях кандидатура оценщика определяется путем проведения конкурса. Так, Постановлением правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 204-ПП "О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы" предусмотрено проведение конкурсов двух видов.

1. Открытый конкурс по направлениям оценки для целей определения круга уполномоченных оценщиков.

Для определения уполномоченных оценщиков Департамент имущества города Москвы ежегодно объявляет и проводит открытый конкурс по следующим направлениям оценки:

- оценка стоимости бизнеса;

- оценка недвижимого имущества, права требования на долю города в реализации инвестиционного проекта по строительству;

- оценка машин и оборудования;

- оценка нематериальных активов, прав требования имущества (кроме права требования на долю города в реализации инвестиционного проекта по строительству), обязательств (в том числе задолженности);

- оценка имущественных комплексов.

По итогам проведения открытого конкурса по направлениям оценки Департамент имущества города Москвы составляет реестр уполномоченных оценщиков.

В случаях, когда размещение заказа на оценку в соответствии с законодательством о государственном заказе производится на бесконкурсной основе <1>, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, имеющие потребность в осуществлении работ по оценке имущества в сделках с участием города Москвы, должны заключать договоры с уполномоченными оценщиками, включенными в реестр.

--------------------------------

<1> См.: Закон г. Москвы от 15 мая 2002 г. N 26 "О городском государственном заказе" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2002. N 25 (с изм. от 16 июня 2004 г.).

 

2. Открытый конкурс на размещение городского государственного заказа на оценку имущества. Отбор оценщиков производится на основе проведения такого конкурса в случаях, когда стоимость заказа на оценку имущества в сделках с участием города Москвы превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда и в иных установленных законодательством о государственном заказе случаях.

Порядок размещения заказов на оценку имущества в сделках с участием города Москвы, утвержденный Постановлением правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 204-ПП, устанавливает: правила формирования конкурсной комиссии, конкурсной документации; состав сведений для информационного сообщения о проведении конкурса <1>; требования к участникам конкурса; перечень представляемых для участия в конкурсе документов (среди которых - конкурсное предложение); критерии определения победителей конкурса.

--------------------------------

<1> Публикуется в Бюллетене оперативной информации правительства Москвы "Московские торги".

 

Так, основными критериями определения победителей конкурса на размещение городского государственного заказа на оценку имущества являются:

формальные признаки:

- наличие опыта работы на рынке оценочных услуг;

- наличие у претендента необходимого количества оценщиков;

- объем работ по оценке в предыдущем отчетном году (выручка от реализации по оценочной деятельности);

- отсутствие обоснованных претензий со стороны заказчиков;

- иные требования, предусмотренные в конкурсной документации;

качественные признаки:

- опыт выполнения заказов на оценку объектов, аналогичных выставляемым на конкурс;

- квалификация специалистов по оценке имущества;

- качество оценочных отчетов;

- стоимость выполнения работ по оценке.

Помимо оценщика, как уже указывалось, субъектом оценочной деятельности является потребитель их услуг - заказчик.

Круг заказчиков, определяемый Законом об оценочной деятельности, широк. Ими могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. Право данных субъектов на проведение в отношении принадлежащих им объектов оценки оценщиком является безусловным, оно распространяется и на проведение повторной оценки. Право на проведение оценки не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления статистического и бухгалтерского учета и отчетности, а полученные в результате оценки сведения могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном законодательством РФ порядке.

Следует иметь в виду, что при оценке объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством.

Права и обязанности заказчика устанавливаются договором об оценке и прямо вытекают из положений Закона об оценочной деятельности, корреспондируя с правами и обязанностями оценщика.

 

27.3. Объекты оценочной деятельности. Обязательная оценка

 

Законодательство об оценочной деятельности не содержит исчерпывающего перечня или классификации объектов оценки. В соответствии со ст. 5 Закона об оценочной деятельности к объектам оценки могут относиться:

- отдельные материальные объекты (вещи);

- совокупность вещей, составляющих имущество лица, включая имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

- права требования, обязательства (долги);

- работы, услуги, информация и др.

Объектами оценки выступают любые объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Таким образом, в соответствии с Законом объектами оценки могут быть любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота.

По мнению специалистов в области оценочной деятельности <1>, наибольшим спросом в настоящее время пользуется оценка недвижимости (земли, производственных и жилых помещений и пр.).

--------------------------------

<1> См.: Удочкин П. Оценим. Зачем нужна оценка? // Двойная запись. 2003. N 8.

 

Чаще всего организации ее заказывают при купле-продаже и аренде помещений. Результаты оценки могут быть использованы для аргументированного ведения переговоров и обоснования цены объекта. К оценке недвижимости прибегают также для снижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, при выделении доли одного из собственников предприятия или, наоборот, внесении вклада в уставный капитал, получении кредита под залог имущества, для определения размера ущерба, нанесенного объекту недвижимости.

На втором месте по востребованности - оценка оборудования. Чаще всего она проводится при переоценке основных фондов, а также купле-продаже, сдаче оборудования в аренду, внесении в качестве вкладов в уставный капитал, разделе и конфискации имущества, списании и утилизации оборудования.

В последнее время набирает популярность оценка бизнеса. Среди прочих видов оценки этот выделяется сложностью и многообразием объектов оценки, трудоемкостью, необходимостью учета большого количества факторов, влияющих на стоимость предприятия. В рамках услуги по оценке бизнеса компанию оценивают целиком - как имущественный комплекс, способный приносить доход. Соответственно оцениваются все активы предприятия: недвижимое имущество, машины и оборудование, складские запасы, финансовые вложения, нематериальные активы, в том числе и деловая репутация компании, а также имеющиеся обязательства. Оценка бизнеса может проводиться для определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям, реструктуризации предприятия, для определения кредитоспособности компании, для разработки плана развития предприятия, принятия обоснованных управленческих решений, привлечения инвестиций, повышения эффективности текущего управления предприятием.

Еще одно направление оценочной деятельности - оценка инвестиционных проектов. В данном случае потенциальный инвестор оценивает эффективность своего участия в проекте. Оптимальным является проведение оценки как на стадии составления, так и на стадии осуществления инвестиционного проекта.

Оценка нематериальных активов в России практикуется в основном по обязательным показаниям: внесении прав в уставный капитал, приватизации, разрешении споров в судах. Инициативная же оценка мало востребована. Причиной того является несовершенство существующего законодательства в этой области, непрозрачность применяемых методик и в итоге необъективность результатов.

В отношении ряда объектов Закон об оценочной деятельности (ст. 8) предусматривает обязательность проведения оценки. Проведение оценки объектов является обязательным:

1) при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в том числе:

- при определении стоимости таких объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или передачи в аренду;

- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы или фонды юридических лиц;

2) при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

- при национализации имущества;

- при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о стоимости предмета ипотеки;

- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

- при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Следует иметь в виду, что правило об обязательной оценке не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества), а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Предусмотренный Законом об оценочной деятельности перечень случаев обязательной оценки не является исчерпывающим. Требования об обязательной оценке объектов независимым профессиональным оценщиком закреплены, помимо Закона об оценочной деятельности, и в других законодательных актах.

В частности, такое правило содержится в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <1>. Еще раз следует обратить внимание на то, что если нормативным правовым актом предусмотрено обязательное проведение оценки без установления обязательности определенной оценщиком величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит рекомендательный характер.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720 (с изм. от 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.).

 

Вместе с тем в некоторых случаях нормативными правовыми актами установлены правила об обязательности применения сторонами сделки, должностными лицами, государственными органами, органами управления юридического лица величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком. Приведем примеры.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1> если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. При этом следует иметь в виду, что в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества при недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785 (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29, 31 декабря 2004 г.).

 

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <1> оценка паевого взноса, превышающего 250 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть подтверждена независимым экспертом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321 (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.).

 

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" <1> денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 указанного Федерального закона. При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г.).

 

Если в соответствии с нормативным правовым актом предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки (в том числе если установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете оценщика, такие сделка или акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица - незаконным, решение органа юридического лица - не имеющим юридической силы. На это обстоятельство обращено внимание в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92.

 

27.4. Виды стоимости объектов оценки.

Методы и подходы к оценке

 

Закон об оценочной деятельности (ст. 7) устанавливает предположение об определении рыночной стоимости объекта оценки. Данное правило означает, что если в нормативном правовом акте, содержащем требование о проведении обязательной оценки, или в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит именно рыночная стоимость данного объекта. Следует иметь в виду, что данное правило применяется и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе "действительная стоимость", "разумная стоимость", "реальная стоимость" и др.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под отсутствием чрезвычайных обстоятельств Закон понимает наличие следующих условий:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон с чьей-либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Помимо рыночной применяются следующие виды стоимости (их перечень и определение приведены в п. 4 Стандартов оценки):

1) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

2) стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

3) стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

4) стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

5) инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

6) стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

7) ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если он должен быть отчужден в срок, меньший обычного срока экспозиции аналогичных объектов (т.е. периода времени, начиная с даты представления объекта на открытый рынок до даты совершения сделки с ним);

8) утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта;

9) специальная стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанные в Стандартах оценки.

Следует заметить, что споры об определении того или иного вида стоимости нередки в судебной практике. Приведем пример.

Оставляя решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-36771/02-50-47 без изменения, а кассационную жалобу ООО "Очаг" - без удовлетворения, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 21 июля 2003 г. N КГ-А40/4653-03 указал следующее.

Заявляя исковые требования о признании недействительными торгов по продаже с открытого аукциона восьми объектов недвижимого имущества, ООО "Очаг" ссылалось на нарушение ФЗ "Об исполнительном производстве", в результате которого оно не могло осуществлять свои права как должника, и на нарушение Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку арестованное имущество в результате оценки было реализовано по заниженной цене, без учета балансовой стоимости.

Отказывая в удовлетворении требований истца о признании торгов недействительными, суд исходил из того, что истец не доказал факта проведения торгов по продаже имущества с открытого аукциона от 15 июля 2002 г. с нарушением правил, установленных действующим законодательством, и отсутствием оснований для признания их недействительными.

Кассационная инстанция соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, ООО "Филлим", действующее от имени и по поручению Российского фонда федерального имущества, провело открытый аукцион по продаже недвижимого имущества, принадлежащего должнику по исполнительному производству ООО "Очаг". Согласно протоколу о результатах торгов от 15 июля 2002 г. победителем торгов признано ООО "Стеллком - Дельта".

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если оценка отдельных предметов является затруднительной, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.