Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 1 страница




 

В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приближается к полумиллионной цифре*. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого "со­циального сиротства", то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-си­рот при живых родителях являются падение социального пре­стижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, вы­сокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

* См.: Уровень жизни населения России // Статистический сборник. М., 1996.С.145.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего се­мейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предос­тавляемые государством*. В Российской Федерации задачей го­сударственной важности является создание условий для пол­ноценного физического, интеллектуального, духовного, нрав­ственного и социального развития детей, оставшихся без по­печения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

* См.: Ст. 20 Конвенции о правах ребенка.

Федеральной целевой программой «"Дети-сироты" на 1998- 2000 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207*, предусмотрено комплексное осу­ществление на федеральном уровне системы мер, направлен­ных на формирование и реализацию государственной полити­ки по отношению к детям, оставшимся без попечения родите­лей, и обеспечивающих их социальную защищенность, про­фессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами про­граммы являются предупреждение социального сиротства, пси­хологическая поддержка и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

* СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4705.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февра­ля 1998 г. № 17-ФЗ*. Данный Закон регулирует отношения, воз­никающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнитель­ные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняют­ся государством. Меры по предоставлению дополнительных га­рантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, основываются на го­сударственных минимальных социальных стандартах для опре­деления финансовых затрат по их осуществлению. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъек­тов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджет­ных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку не­государственных центров по социальной адаптации и реабили­тации на базе образовательных учреждений, учреждений соци­ального обслуживания населения и других учреждений (ст. 4 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

* СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; 1998. № 7. Ст. 788(Далее - Закон "О допол­нительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Аналогичные мероприятия предусмотрены и законодатель­ством ряда субъектов РФ*.

* См., напр.: п. 3 Ст. 116 Устава (Основного закона) Белгородской области от 20 апреля 1995 г.; п. 2 Ст. 25 Устава (Основного закона) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г.; п. 2 Ст. 93 и п. "д" Ст. 109 Устава - Основного закона Читинской области от 1 июня 1995 г.; п. 3 Ст. 101 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа от 30 мая 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов РФ. М., 1996. Вып. 2. С. 54, 190, 193, 324.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнитель­ных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников (ст. 5 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Установление мер общегосударственного характера по обеспечению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в законодательстве ха­рактерно не только для Российской Федерации. Так, в консти­туциях ряда стран Восточной и Центральной Европы (Болга­рии, Польской Республики, Республики Словения, Республи­ки Хорватия) особо оговорено, что дети, лишенные заботы близких (родительского попечения), находятся под особым по­кровительством государства*.

* См.: Ст. 47 Конституции Республики Болгарии. В сб.: Конституции госу­дарств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Варламова Н. М., 1997. С. 67; Ст. 72 Конституция Польской Республики. Там же. С. 214; Ст. 56 Конституции Республики Словения. Там же. С. 375; Ст. 63 Конституции Республики Хорватия. Там же. С. 437.

Такой же подход государства к защите прав детей, ли­шенных родительского попечения, закреплен и в конститу­ционном законодательстве некоторых стран - членов СНГ. В частности, Конституции Республики Молдова (ст. 49), Рес­публики Узбекистан (ст. 64) и Украины (ст. 52) провозглаша­ют, что все заботы по содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возла­гаются на государство и общество. Причем государство поощ­ряет и поддерживает благотворительность в отношении таких детей*.

*Конституция Республики Молдова. В сб.: Новые конституции стран СНГ и стран Балтии. Вып. 2 / Под ред. Михалевой Н. А. М., 1997. С. 321; Консти­туция Республики Узбекистан.. Там же. С. 460; Ст. 51 Конституции Украины. Там же. С. 522.

В Семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содер­жатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин "дети, оставшиеся без попечения родителей" впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В ст. 121 СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты деть­ми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклоне­ние родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреж­дений социальной защиты населения и других аналогичных уч­реждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь ро­дителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населен­ном пункте, признание родителей безвестно отсутствующи­ми, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Основанное на положениях ст. 121 СК законодательное определение терминов "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" дано Законом "О дополнительных га­рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей". Установлено, что дети-си­роты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без по­печения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (огра­ниченно дееспособными), находящимися в лечебных учрежде­ниях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения сво­боды, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклоне­нием родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспита­тельных, лечебных учреждений, учреждений социальной за­щиты населения и других аналогичных заведений и в иных слу­чаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (ст. 1 Закона "О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей").

Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязан­ность органов опеки и попечительства предполагает выполне­ние ими следующих функций: а) выявление и учет детей, ос­тавшихся без попечения родителей; б) избрание форм устрой­ства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующе­го контроля за условиями содержания, воспитания и образова­ния детей.

Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления -выборные и другие органы, наделенные полномочиями по ре­шению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти*. Однако согласно ст. 132 Кон­ституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона "Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации" орга­ны местного самоуправления могут наделяться законом отдель­ными государственными полномочиями с передачей необходи­мых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

* См.: п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями // СЗ. РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378 (Далее - Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

В соответствии с Законом РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" органы местного самоуправления всех уровней (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан*. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150-151 и др.), в ГК (ст. 31-41), ГПК (ст. 2632-2633), а также в некоторых других нормативных ис­точниках (в том числе законах субъектов Российской Федера­ции), конкретизирующих правовой статус органов опеки и по­печительства в данной сфере деятельности.

* См.: п. 7. Ст. 53, п. 6 Ст. 64 и п. 6 Ст. 75 Закона РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010; Ведомости РФ. 1992. № 46. Ст. 2618; 1993. № 21. Ст. 748; СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1378 (Далее - Закон о местном самоуправлении в РФ).

В Семейном кодексе не дается понятия структурных под­разделений органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Ука­занные вопросы должны решаться в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечитель­ству в отношении несовершеннолетних детей выполняются му­ниципальными отделами (департаментами) образования, входящими в структуру местной администрации*. Ряд функций по опеке и попечительству реализуются путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством. Деятельностью местной администрации руководит глава местной администра­ции, конкретное наименование должности которого устанав­ливается, исходя из местных традиций и закрепляется в поло­жении (уставе) о местном самоуправлении (ст. 30 Закона о местном самоуправлении в РФ). Например, в Москве органом власти района города Москвы является районная Управа, со­стоящая из районного Собрания и Главы Управы, возглавляю­щего районное Собрание и администрацию района**. Поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы района (лично или че­рез подразделения администрации района)***.

* См.: письмо Министерства образования РФ от 4 июля 1995 г. № 14/196-6 "Об укреплении службы по защите прав и интересов несовершеннолетних детей" // Вестник образования. 1995. № 8.

** См.: Ст. 67 и 69 Устава города Москвы, принятого Московской городской Думой 28 июня 1995 г. // Ведомости Московской Думы. 1995. № 4.

*** См.: п. 66 Ст. 14 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 "О районной Управе в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 1.

Специальные законы о деятельности органов опеки и по­печительства, в том числе и по защите прав и интересов де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при­няты в последнее время в ряде субъектов РФ*.

* См., напр.: Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области" // Ведомости Архангельского областного собрания второго созыва. 1996. № 5; Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской облас­ти" // Призыв. 1997. № 81; Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 г. № 7-03 "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" // Вестник администрации Ленинградской области. 1997. № 4; Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 6; Закон Мурманской области от 16 июня 1997 г. № 7-01-ЗМО "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области" // Мурманский вестник. 1997. 20 июня; Закон Пензенской области от 28 июня 1997 г. № 44-ЗПО "Об органах опеки и попечительства в Пензенской облас­ти" // Пензенская Правда.1997. 22 июня.

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое явля­ется правопреемником упраздненного Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции*. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управления­ми (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Москве методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Комитет образования**.

* См.: подп. 20 п. 5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. № 395 // СЗ РФ. 1997. № 15 Ст. 1796.

** См.: п. 1. 6. распоряжения мэра Москвы от 19 сентября 1996 г. № 318/1-РМ О делегировании полномочий по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью // Вестник мэрии Москвы. 1996. № 22; п. 19 разд. III Положения о Московском комитете образования. Приложение к распоряжению мэра Москвы от 14 января 1997 г. № 30-РМ // Вестник мэрии Москвы. 1997. № 7.

Семейный кодекс (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не до­пускается деятельность других, кроме органов опеки и попе­чительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Дан­ный запрет распространяется и на посредническую деятель­ность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечи­тельство) или на воспитание в семью (то есть речь идет о по­иске, выявлении и подборе детей).

Несмотря на то, что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставших­ся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей по­мощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фак­тическому месту нахождения детей. Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреж­дениях и организациях. Главным образом, такие сведения име­ются в образовательных учреждениях (дошкольных образова­тельных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т. п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в орга­нах предварительного следствия и прокуратуры в связи с зак­лючением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовер­шеннолетних или рождения детей. Так, первоначальные све­дения о подкинутых (найденных) детях появляются при госу­дарственной регистрации их рождения по заявлению медицин­ской, воспитательной организации или организации социаль­ной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Не исключены ситуации, когда выявление де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, про­исходит в ходе мероприятий по регистрации вынужденных переселенцев. В таких случаях территориальными органами миграционной службы проводится опрос этих детей с заполне­нием опросного листа, после чего дети-сироты передаются органам опеки и попечительства*.

* См.: п. 19 Инструкции о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории РФ, утвержденной приказом Федеральной миграционной службы России от 31 марта 1997 г. № 19 // БНА. 1997. № 11.

Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица уч­реждений (дошкольных образовательных учреждений, обще­образовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными слу­чаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известным любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу воз­раста, занятости по работе, стесненного материального поло­жения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неот­ложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1 ст. 122 СК установлена обязанность всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и по­печительства о факте утраты детьми родительского попече­ния возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от дол­жностного положения, рода деятельности и источника инфор­мации).

Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсут­ствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц уч­реждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родите­лей, предусматривалась и ранее действовавшим законодатель­ством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ)*. Однако, как и прежде, данная обязанность законо­дательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.

* СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 939.

Органы опеки и попечительства, получив сведения о де­тях, оставшихся без попечения родителей, обязаны согласно п. 1 ст. 122 СК в течение трех дней провести обследование ус­ловий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребовании и изучении соот­ветствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т. п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства прини­маются меры к выяснению возможного наличия у ребенка род­ственников и установлению их местонахождения. При подтвер­ждении факта отсутствия попечения родителей или их род­ственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежа­щего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до реше­ния вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что мо­жет выражаться не только в передаче детей их родственни­кам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведе­ния о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться федеральным законом. До введения в действие этого закона сохраняет силу установленный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919* порядок централи­зованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в части, не противоречащей положениям ст. 122 СК (ст. 2 Феде­рального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изме­нений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации").

* СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3995 (Далее - Порядок централизованного учета детей).

Централизованный учет подразделяется на первичный, ре­гиональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнитель­ной власти субъектов РФ и Министерством общего и профес­сионального образования РФ*.

* См.: подп. 20 п. 5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. № 395 // СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1796.

На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и ус­тановления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечи­тельства в журнале первичного учета установленной формы. (Приложение № 1 к Порядку централизованного учета детей). В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, то орган опеки и попечительства согласно п. 3 ст. 122 СК запол­няет на него анкету установленной формы (Приложение № 2 к Порядку централизованного учета детей), копия которой пере­дается для постановки ребенка на региональный учет в соответ­ствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В частно­сти, в Москве формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г. Москвы, возложены на Комитет образования*.

* См.: п. 1. 1. распоряжения мэра Москвы от 19 сентября 1996 г. № 318/1-РМ "О делегировании полномочий по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью" // Вестник мэрии Моск­вы. 1996. № 22; п. 15 разд. III Положения о Московском комитете образования. Приложение к распоряжению мэра Москвы от 14 января 1997 г. № 30-РМ // Вестник мэрии Москвы. 1997. № 7.

На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъек­та РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на тер­ритории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня по­ступления указанных сведений этот же орган организует уст­ройство ребенка в семью граждан, проживающих на его тер­ритории или на территориях других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью (п. 3 ст. 122 СК). Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направ­ление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и реше­ния вопроса о передаче на воспитание в семью в установлен­ном законодательством РФ порядке. При отсутствии возможно­сти устроить ребенка в семью граждан, проживающих на тер­ритории данного субъекта РФ, соответствующий орган испол­нительной власти субъекта РФ направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство общего и профессионального образования РФ для учета в государствен­ном банке данных о детях, оставшихся без попечения родите­лей (то есть для постановки на федеральный учет), и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. В случае изменения правового статуса ребенка (при восстанов­лении родителя в родительских правах, усыновлении ребенка и т.п.) сведения об этом соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок направляются в Мини­стерство общего и профессионального образования*.

* См.: п. 4 Порядка централизованного учета детей; п. 1.3-1.4. распоряжения мэра Москвы от 19 сентября 1996 г. № 318/1-РМ "О делегировании полно­мочий по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью" // Вестник мэрии Москвы. 1996. № 22.

Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попече­ния родителей, формируется в Министерстве общего и про­фессионального образования на основании сообщений соответ­ствующих органов исполнительной власти субъектов РФ. Ми­нистерство образования ведет учет детей, а также осуществля­ет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Мини­стерство общего и профессионального образования и изъявив­ших желание взять ребенка на воспитание в семью, с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому мес­ту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство общего и профессионального образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке дан­ных, о детях, оставшихся без попечения родителей.

Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (на­хождения).

Орган опеки и попечительства, орган исполнительной вла­сти субъекта РФ и Министерство общего и профессионально­го образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без по­печения родителей, предоставляют гражданам РФ, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без граж­данства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть пе­редан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). Последующее устройство ребенка в семью на осно­вании этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должны проис­ходить в строгом соответствии с требованиями закона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.