Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 2 страница




За неисполнение обязанностей по выявлению и учету де­тей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также долж­ностные лица органов местного самоуправления и органов ис­полнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 cm. 122 СК могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом, в частности, к административной от­ветственности. Так, ст. 1931 КоАП (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 91-ФЗ*) устанавливает, что нарушение руководителями учреждений, в которых находятся дети, остав­шиеся без попечения родителей, должностными лицами феде­рального органа исполнительной власти, на которых возложен учет сведений о несовершеннолетних, подлежащих передаче на воспитание в семью, в государственном банке данных о де­тях, оставшихся без попечения родителей, а также должност­ными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления установленных порядка и сро­ков представления сведений о несовершеннолетних, подлежа­щих передаче на воспитание в семью (на усыновление (удоче­рение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), либо предоставление заведомо недостоверных сведений, либо иные действия, направленные на сокрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание в семью, влекут за собой администра­тивную ответственность в виде наложения штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

* СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3011.

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей. До принятия Семейного кодекса в Рос­сийской Федерации применялись различные формы устрой­ства детей, оставшихся без попечения родителей. К настояще­му времени (за период с 1980 по 1995 гг.) свыше ста сорока тысяч детей усыновлены, около двухсот двадцати тысяч детей находятся под опекой и попечительством граждан, более ста тысяч детей воспитываются в интернатных учреждениях*.

*См.: Уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 1996. С. 145; также: разд. 1 Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 // СЗ РФ. 1995. № 38. Ст. 3669.

Статья 54 СК к правам ребенка относит его право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Отсюда п. 1 ст. 123 СК установлен несомненный приоритет форм семей­ного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты роди­тельского попечения обеспечивается органом опеки и попечи­тельства, который при выборе форм устройства такого ребен­ка отдает предпочтение, прежде всего, семейным формам вос­питания: передача на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т. п.). Тип выбираемо­го учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ре­бенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усы­новителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Ранее между существовавшими формами устройства де­тей в семью либо в специализированное детское учреждение закон не делал какого-либо различия. В Семейном кодексе же впервые реализованы предложения о необходимости законо­дательного признания преимущества семейных форм содержа­ния и воспитания детей, утративших родительское попечение, и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспита­ние таких детей в государственных воспитательных учрежде­ниях. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье пред­почтительнее с учетом как материально-бытовых условий жиз­ни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Имен­но семейное воспитание дает возможность осуществить инди­видуальный подход к каждому ребенку с учетом его личност­ных, психических, физических, национальных и иных особен­ностей. Не случайно абз. 3 п. 1 ст. 123 СК определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религи­озная и культурная принадлежность, родной язык, возмож­ность обеспечения преемственности воспитания, что основано на требованиях п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка.

Новой для семейного законодательства РФ является нор­ма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-си­рот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания. С конца 80-х гг. определенные попытки создания детских домов семей­ного типа предпринимались первоначально в СССР*, а затем и в РФ**. Однако непосредственно в КоБС этот способ (форма) устройства детей, лишившихся попечения родителей, предус­мотрен не был. С принятием СК порядок и условия образова­ния приемной семьи получили законодательное закрепление в ст. 151-155 СК. В последующем более детальная регламента­ция правового статуса приемной семьи и порядка ее организа­ции была дана в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829***.

* См.: постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 // СП СССР. 1988. № 30. Ст. 85; постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 475 // СП РСФСР. 1988. № 23. Ст. 136; Временное положение о детских домах семейного типа, веденное в действие приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. № 800 // Бюллетень Государственного комитета по образованию СССР. 1990. №2.

** См.: постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1302.

*** СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721.

Семейным кодексом (ст. 123), как и прежде КоБС (ст. 127), предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этих учрежде­ний должна отвечать требованиям, установленным компетент­ными органами, в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществ­лению компетентного надзора за детьми*. Учреждения, обеспе­чивающие содержание, воспитание, образование, другую соци­альную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе соци­альной защиты и здравоохранения федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррек-ционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 За­кона "О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

* См.: Ст. 3 Конвенции о правах ребенка.

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мо­гут создаваться в установленном законом порядке и негосудар­ственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании). Организационно-правовые формы негосударственных воспита­тельных учреждений могут быть различными. Например, в Москве создан приют - детский дом для девочек при Сестричестве во имя благоверного царевича Димитрия*.

* См.: распоряжение мэра Москвы от 4 сентября 1995 г. № 459-РМ // Вестник мэрии Москвы. 1995. № 18.

При устройстве детей, оставшихся без попечения родите­лей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечи­тельства обязательно должен представить ряд необходимых до­кументов. К ним относятся: решение соответствующего государ­ственного органа или органа местного самоуправления о направ­лении в учреждение; направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; свидетельство о рождении ребенка, а при его от­сутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверя­ющее возраст ребенка; документы об образовании (для детей школьного возраста); акт обследования условий жизни ребенка; сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свиде­тельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность вос­питания ими своих детей); справка о наличии и местожитель­стве братьев, сестер и других близких родственников; опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закрепле­нии жилой площади, занимаемой несовершеннолетними или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заме­няющим); заключение психолого-медико-педагогической консуль­тации (для детей с отклонениями в развитии)*.

* См.: п. 25-27 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1203, от 28 августа 1997 г. № 1117 и от 30 марта 1998 г. № 366 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2693; 1996. № 43. Ст. 4917; 1997. № 36. Ст. 4191; 1998. № 14. Ст. 1595.

Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешает­ся краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до 7 суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство детей не только у родственников, но и в воспитательные уч­реждения (детские дома) (п. 2 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ*).

* Введен в действие с 1 июля 1997 г. Федеральным законом от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198-199; 1998. № 2. Ст. 227.

Для некоторых категорий детей-сирот федеральным зако­нодательством предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответ­ствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 "О порядке перевода и приема в государствен­ные образовательные учреждения членов семей военнослужа­щих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоя­нию здоровья или в связи с организационно-штатными мероп­риятиями"* потерявшие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения ро­дителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

*СЗ РФ. 1994.№ 1.Ст. 23.

К обязанности федеральных органов исполнительной вла­сти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям-си­ротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев*.

* См.: подп. 4 п. 2 Ст. 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 "О вынуж­денных переселенцах", в ред. Федерального закона от 20 декабря 1995 г. № 20-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 12. Ст. 427; СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

С принятием Семейного кодекса появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то есть тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъек­тов Российской Федерации. Отсюда следует, что допускается использование в перспективе различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (включая патронат, патронаж, так называемое "свободное воспитание" и т. п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ. Так, известно, что в СССР патронат над деть­ми, оставшимися без попечения родителей, ранее предусмат­ривался в виде формы их передачи на добровольных началах на воспитание в семьи, как довоенным союзным законодатель­ством*, так и нормативными актами военного времени**. Патро­нат над детьми существовал в дореволюционной России***.

* См.: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся" // СУ РСФСР. 1936. №9. С. 49.

** См.: Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и Наркомюста РСФСР, утвержденная постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. "О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей" // СП РСФСР. 1943. № 3. С. 24.

*** См. подробно: Беляева Л. И. Патронат в России (XIX в. - начало XX в.). М, 1996. С. 41-78.

Таким образом, перечень форм устройства детей, остав­шихся без попечения родителей, данный в ст. 123 Семейного кодекса, не является исчерпывающим и может быть допол­нен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъек­тов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попече­ния родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. п.). Например, в Мос­кве устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, организует Глава Управы района - лично или че­рез подразделения администрации района*. Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничи­вая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

* См.: п. 66 Ст. 14 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 "О районной Управе в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 1.

До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учрежде­нии для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовер­шеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только проживание, пита­ние, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодоле­нии трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь*. В настоящее время в России существует более четы­рехсот подобных учреждений, которые самостоятельно созда­ются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постановлением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 8** в этих целях создан городской детский социальный центр (при­ют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.

* См.: Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 1996. 22 нояб.

** Вестник мэрии Москвы. 1996. № 2.

В соответствии со ст. 11 и 17 Федерального закона от 10 де­кабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслужива­ния населения в РФ"* постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1092 утверждено Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации**. Установлено, что одной из главных задач указанных учреждений является ока­зание содействия органам опеки и попечительства в определе­нии наиболее оптимальных форм жизнеустройства ребенка. Пре­доставление временного приюта в специализированных учреж­дениях социального обслуживания несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, является бесплатным***.

* C3 РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

** C3 РФ. 1996. № 39. Ст. 4562.

*** См.: п. 1 и 2 Положения о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // C3 РФ. 1996. № 27. Ст. 3274.

Последующий выпуск ребенка из данного учреждения осу­ществляется на основании распоряжения (решения) органа опеки и попечительства о передаче ребенка на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, в учреждение для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*. Перспективным выглядит формирование семейных групп, когда временный приют детям, лишившимся попечения родителей, будет обеспечен не в специальном учреждении, а в семье лиц, добровольно изъявивших желание взять на себя эти функции**.

*См.: п. 7 Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4 // БНА. 1997. № 7.

** См.: Денисов И. Комментарий к Примерному положению о специализи­рованном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль­ной реабилитации // Российская газета. 1996. 24 сент.

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

 

§ 2. Усыновление (удочерение) детей:

понятие, условия и порядок усыновления;

правовые последствия усыновления ребенка;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.