Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права 2 страница




Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удер­живающих у себя ребенка без законных оснований, в том чис­ле от близких родственников ребенка (п. 2 ст. 150 СК). При не­обходимости приемные родители, как законные представите­ли приемного ребенка, вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, нахо­дящихся у них на воспитании (ст. 10 Закона "О дополнитель­ных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений (п. 5 Положения о приемной семье).

Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственника­ми, за исключением случаев, когда такое общение не отвеча­ет интересам ребенка (ст. 55 и 150 СК).

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца, в котором указываются фамилия, имя, отчество и адрес приемных родителей, дата и номер договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также фамилия, имя, отчество, год рождения каждо­го ребенка (Приложение № 2 к Положению о приемной семье).

Права ребенка (детей), переданного на воспитание в при­емную семью. На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограни­чены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими; дети, ро­дители которых осуждены и отбывают наказание в учрежде­ниях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети, родители которых находятся в местах содержания под стра­жей, подозреваемых и обвиняемых в совершении-преступле­нии; дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов; дети, родители которых отка­зались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреж­дений; дети, родители которых по состоянию здоровья не мо­гут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других анало­гичных учреждениях (ст. 121 и п. 1 ст. 154 СК; п. 20 Положе­ния о приемной семье).

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную се­мью, администрация учреждения (либо лицо, у которого на­ходится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для пере­дачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лише­нии родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подки­нут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицин­ской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье).

Законом (п. 2 ст. 154 СК) установлено, что предваритель­ный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществ­ляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по со­гласованию с органом опеки и попечительства. Для подбора ре­бенка (детей) орган опеки и попечительства: а) предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью; б) выдает на­правление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

Администрация воспитательных учреждений обязана оз­накомить лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с лич­ным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет от­ветственность в установленном законом порядке за достовер­ность представляемых сведений о ребенке.

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязан руководствоваться инте­ресами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуще­ствляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок (п. 12, 22-23 Положения о приемной семье). Передача в при­емную семью ребенка, достигшего возраста десяти лет, осу­ществляется только с его согласия (п. 3 ст. 154 СК). По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер (п. 2 ст. 154 СК). Поэтому дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну при­емную семью. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей (по медицинским показаниям дети не могут быть переданы в одну семью; братья и сестры находились в разных воспитательных учреждениях и не осведомлены о своем родстве; другие обстоятельства, в силу которых дети не могут воспитываться вместе).

Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ос­лабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклоне­ниями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна толь­ко по желанию лиц, имеющих для этого необходимые усло­вия, главным образом финансового и материально-бытового характера (п. 9 Положения о приемной семье). В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитатель­ного или лечебно-профилактического учреждения передают приемным родителям необходимые документы: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилак­тического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свиде­тельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверж­дающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справку о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовер­шеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о нали­чии счета, открытого на имя ребенка в банковском учрежде­нии. Указанные документы передаются непосредственно при­емным родителям не позднее двухнедельного срока после зак­лючения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 25 Положения о приемной семье).

Приемным родителям представляется также медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здо­ровья ребенка*. При необходимости они имеют право на незави­симую экспертизу состояния его здоровья, но только в меди­цинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

* См.: Приказ Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г..№. 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей, переда­ваемых на воспитание в семью". Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 5 марта 1996 г. за № 1045.

Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет пра­во на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие соци­альные выплаты и компенсации (п. 4 ст. 154 СК). Так, Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на де­тей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и пере­данных в приемную семью), могут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инва­лидности; социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет; социальная пенсия инвалидам с детства; со­циальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, поте­рявшим одного или обоих родителей. Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установ­ленных законодательством случаях. В частности, пособия вып­лачиваются детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спа­сательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуро­ров и следователей; судей; военнослужащих и работников Го­сударственной противопожарной службы; судебных приставов; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающи­еся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Федераль­ным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изме­нениями и дополнениями)*.

* СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; № 48. Ст. 4566; 1996. № 26. Ст. 3028; № 49. Ст. 5489; 1997. № 1. Ст. 3.

Причитающиеся ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются в соответствии с законодательством РФ на сче­та, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреж­дении (п. 26 Положения о приемной семье).

Согласно п. 2 ст. 60 СК алименты, пенсии и пособия, при­читающиеся детям, находящимся в приемной семье, поступа­ют в распоряжение их приемных родителей как законных пред­ставителей. Полученные суммы расходуются приемными роди­телями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семей­ным законодательством для опекунов и попечителей.

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственни­ком жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, находящимися в приемной семье, права собственности на принадлежащее им жилое по­мещение вытекает из соответствующих положений гражданс­кого и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК; ст. 3 За­кона о приватизации жилищного фонда в РФ). Передача в при­емную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего вре­мени их пребывания в приемной семье, если в жилом помеще­нии, из которого они выбыли, остались проживать другие чле­ны его семьи (ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолет­ние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны офор­мить договор передачи жилого помещения в собственность де­тям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 5 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ).

Если дети, оставшиеся без попечения родителей и находя­щиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого по­мещения, то по окончании пребывания в приемной семье в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона "О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" они имеют право получить вне очереди жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребен­ка возложена на органы опеки и попечительства по месту на­хождения имущества.

Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является зак­репление за ним права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения (ст. 55-57 СК), то есть приемный ребенок имеет все те права, которыми Кодекс наделяет несовершеннолетних детей. Что касается личных контактов ребенка с кровными ро­дителями и родственниками, то их поддержание возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному раз­витию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей (п. 28 Положения о приемной семье). При возникновении споров порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемны­ми родителями определяется органами опеки и попечительства.

Материальное обеспечение приемной семьи. Порядок ма­териального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 155 СК и разделом IV Положения о приемной семье (п. 29-36). Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемным родителям на содержание каждого приемного ребенка с уче­том расходов на питание, приобретение одежды, обуви и мяг­кого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Если ребенок передается на воспитание в приемную семью на срок более одного года, то до­полнительно выделяются средства на приобретение мебели. Указанные денежные средства выплачиваются органами мест­ного самоуправления приемным родителям в течение всего срока действия договора, а при передаче ребенка на воспита­ние в приемную семью на срок до достижения им совершенно­летия - до достижения возраста восемнадцати лет.

Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка устанавливается органами мест­ного самоуправления исходя из установленных норм матери­ального обеспечения по фактически сложившимся ценам в дан­ном регионе. Причем размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка, пересчитывается еже­квартально с учетом изменения цен на товары и. услуги. Де­нежные средства должны перечисляться в банковские учреж­дения на банковские счета приемных родителей ежемесячно в строго установленный срок (не позднее двадцатого числа пре­дыдущего месяца). Органы местного самоуправления в соот­ветствии с принимаемыми ими решениями могут также выде­лять денежные средства приемным семьям на отопление, ос­вещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оп­лату услуг бытового обслуживания.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной фор­ме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), сведения об израсходованных сред­ствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь и содействие в создании нормаль­ных условий жизни и воспитания ребенка, включая решение вопросов материального, жилищного и иного обеспечения (п. 2 ст. 155 СК). В частности, для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправле­ния непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образо­вательные учреждения. Приемным семьям в преимущественном порядке выделяются путевки для детей (в том числе бесплат­ные) в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отды­ха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных ро­дителей с детьми.

Как уже отмечалось, при рассмотрении вопроса о содер­жании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью размер оплаты труда приемных родителей (это одно из условий договора о передаче ребенка на воспитание в прием­ную семью) и льготы, предоставляемые приемной семье в за­висимости от количества взятых на воспитание детей, уста­навливаются законами субъектов РФ.

Орган опеки и попечительства вправе осуществлять конт­роль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, в том числе контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (формы контроля в законе не определены и выбираются органом опеки и попечительства с учетом конк­ретной ситуации).

 

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы

 

1. Перечислите основания признания детей оставшимися без попечения родителей.

2. Раскройте общие принципы, содержание и меры госу­дарственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК и иным федеральным законодательством.

3. Раскройте основные функции органов опеки и попечи­тельства в РФ по защите личных и имущественных прав и интересов детей, утративших попечение родителей.

4. Каков порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей? В какие сроки орган опеки и попечи­тельства обязан обеспечить устройство ребенка, оставшего­ся без попечения родителей, на воспитание в семью? Каким органом и в соответствии с каким нормативным правовым актом осуществляется централизованный учет детей, остав­шихся без попечения родителей?

5. На какие виды подразделяется учет детей, оставшихся без попечения родителей? Какой орган и каким образом фор­мирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей?

6. Назовите основные формы устройства детей, остав­шихся без попечения родителей. Какие обстоятельства дол­жны учитываться при устройстве ребенка?

7. Дайте понятие усыновления (удочерения). В чем со­стоит значение института усыновления?

8. В отношении каких детей допускается усыновление? Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами?

9. Какие условия усыновления предусмотрены законом? Что следует понимать под интересами детей при усыновлении?

10. Допускается ли законом усыновление детей, являю­щихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лица­ми без гражданства?

11. В каком порядке, по каким правилам и с чьим участи­ем производится рассмотрение судом дела об установлении усыновления ребенка?

12. Перечислите документы, которые должны быть до­полнительно представлены в суд при усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, иностранными лицами или ли­цами без гражданства. Каков порядок оформления (легализа­ции) этих документов?

13. Какое заключение должен представить в суд орган опеки и попечительства по делу об установлении усыновления (удо­черения) ребенка? Какие документы должны быть приложе­ны к этому заключению?

14. Какое решение может быть вынесено судом по заявле­нию об установлении усыновления ребенка?

15. Какие сведения должны быть указаны в решении суда об установлении усыновления ребенка? В какой орган и в ка­кой срок суд должен направить копию решения суда об уста­новлении усыновления ребенка?

16. С какого момента усыновление считается осуществ­ленным, то есть возникают права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка?

17. Какие требования предъявляются законом к личнос­ти усыновителя? Кто не может быть усыновителем?

18. Перечислите заболевания, при наличии которых лицо не может быть усыновителем. Каким нормативным актом утвержден перечень этих заболеваний?

19. Назовите лиц, согласие которых требуется для усы­новления ребенка.

20. В какой форме должно быть выражено согласие роди­телей на усыновление ребенка?

21. Могут ли родители отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка?

22. Допускает ли СК усыновление ребенка без согласия его родителей?

23. Требуется ли для усыновления ребенка его согласие?

24. Требуется ли согласие на усыновление детей их опеку­нов (попечителей), приемных родителей, руководителей вос­питательных учреждений, в которых находятся дети, остав­шиеся без попечения родителей?

25. Назовите основания и порядок изменения имени, от­чества и фамилии усыновленного ребенка, а также даты и места его рождения.

26. Назовите правовые последствия усыновления ребенка.

27. Могут ли быть сохранены при усыновлении личные неимущественные и имущественные права и обязанности меж­ду ребенком и его родителями, другими родственниками? Если да, то при каких условиях?

28. Какие меры по охране тайны усыновления предусмот­рены нормами семейного права? Предусмотрена ли в РФ от­ветственность за разглашение тайны усыновления ребенка против воли его усыновителей?

29. Возможна ли отмена усыновления? Если да, то в каком порядке и при наличии каких оснований?

30. Определите круг лиц, имеющих право требовать от­мены усыновления ребенка.

31. С какого момента усыновление считается прекращен­ным? Раскройте правовые последствия отмены судом усы­новления ребенка. Вправе ли суд взыскать с бывших усынови­телей алименты на ребенка?

32. Возможна ли отмена усыновления после достижения усыновленным ребенком совершеннолетия?

33. Дайте понятие опеки и попечительства. Сформули­руйте цели опеки и попечительства над несовершеннолетни­ми детьми.

34. Над какими детьми устанавливаются опека или по­печительство? Нормами какой отрасли права регулируется установление и прекращение опеки и попечительства над детьми?

35. Какие органы осуществляют функции по опеке и по­печительству над детьми? Чьим решением устанавливается опека и попечительство?

36. Какие требования предъявляются законом к лицам, назначаемым в качестве опекунов (попечителей) детей? Пере­числите лиц, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями) детей.

37. На кого возлагается исполнение обязанностей опеку­на (попечителя) детей, находящихся на полном государствен­ном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения?

38. Охарактеризуйте права и обязанности опекунов (по­печителей) по воспитанию, образованию несовершеннолетних подопечных, защите их прав и интересов.

39. Расскажите о гражданских правах и обязанностях опе­куна (попечителя). Какими полномочиями опекун (попечитель) наделяется в отношении имущества подопечного ребенка? Вправе ли опекун (попечитель) распоряжаться имуществом подопечного ребенка? Какие сделки закон запрещает совершать опекуну (попечителю) ребенка?

40. В каких случаях орган опеки и попечительства пере­дает имущество ребенка, находящегося под опекой (попечи­тельством), в доверительное управление по соответствующе­му договору?

41. Перечислите права детей, находящихся под опекой (по­печительством), и раскройте их содержание.

42. В каком размере и порядке выплачиваются денежные средства на содержание ребенка опекуну (попечителю)?

43. В силу каких оснований возможно прекращение опеки и попечительства?

44. Дайте понятие приемной семьи. Раскройте основания и порядок образования приемной семьи.

45. Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью? На какой срок может быть заключен дого­вор о передаче ребенка (детей) в приемную семью?

46. Назовите субъектов договора о передаче ребенка (де­тей) на воспитание в семью и раскройте его содержание.

47. Какие требования предъявляются законом к прием­ным родителям? Кем осуществляется их подбор?

48. Расскажите о правах и обязанностях приемных роди­телей. Предусмотрена ли законом оплата труда приемных родителей?

49. Какие льготы предоставляются приемной семье? Кем они устанавливаются?

50. Каким органом осуществляется контроль за выпол­нением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей)?

 

Рекомендуемая литература по теме

 

Антокольская М. В. Курс лекций по семейному праву. М., 1995. С. 57-58, 64, 70.

Антокольская М. В. Семейное право. М., 1996. С. 306-339.

Беляева Л. И. Патронат в России (XIX в. - начало XX в.). М., 1996. С. 41-78.

Беспалов Ю. Судебная защита прав и интересов ребенка // Российская юстиция. 1996. № 12. С. 24-25.

Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Россий­ская юстиция. 1997. № 1. С. 32-34.

Гниденко Т. В., Кузнецова И. М., Максимович Л. Б., Вла­сов Ю. Н., Хазова О. А. Семейный кодекс и брачный договор // Библиотека журнала "Социальная защита". 1996. Вып. № 5. С. 97-99, 174-175.

Гражданский кодекс Российской Федерации в схемах. М., 1997. Схема 3. Лист 2.

Гражданское и торговое право капиталистических госу­дарств: Учебник / Под ред. Васильева Е. А. М., 1993. С. 529-530.

Денисов И. Комментарий к примерному положению о спе­циализированном учреждении для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации // Российская газета. 1996. 24 сент.

Додонов В. Н., Румянцев О. Г. Энциклопедический юриди­ческий словарь. М., 1996. С. 201-202, 226.

Дюжева О. А. Проблемы законодательства о международ­ном усыновлении // Государство и право. 1995. № 6. С. 40-47.

Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 1998.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федера­ции / Отв. ред. Кузнецова И. М. М., 1996. С. 305-392.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федера­ции / Под общ. ред. Крашенинникова П. В. и Седугина П. И. М., 1997. С.229-296.

Кузнецова И. М. Новое в порядке усыновления детей // Журнал российского права. 1997. № 1. С. 108-114.

Кузнецова И. М. Как усыновить ребенка. М., 1997.

Масевич М. Г., Кузнецова И. М., Марышева Н. И. Новый Се­мейный кодекс Российской Федерации // Дело и право. 1996. № 3. С. 33-35.

Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С. 183-204.

Назаров А. Представление к назначению пенсии // Хо­зяйство и право. 1997. № 5. С. 165-167.

Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и со­временность. М., 1994.

Нечаева А. М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. № 6. С. 65-66.

Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций М., 1998 С. 242-248, 267-318.

Нечаева А. М. Исполнение решений суда по делам, свя­занным с воспитанием детей // Российская юстиция. 1998 № 5 С.37-39.

Осокина Г. Понятие, виды и основания законного предста­вительства // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 43-44.

Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невес­та, жена, любовница (X - начало XIX в.). М., 1997. С. 36, 194.

Пчелинцева Л. М. Практикум по семейному праву. М., 1998 С.124-152.

Пчелинцева Л. М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 32-37.

Сахнова Т. В. Основы судебно-психологической эксперти­зы по гражданским делам. М., 1997. С. 111-112.

Советское семейное право / Под ред. Рясенцева В. А. М.,1982. С.216-247.

Шахматов В. П. Законодательство о браке и семье (Прак­тика применения, некоторые вопросы теории) Томск 1981 С. 184-199.

Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 456-466.

 

Глава 8. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства

 

 

§ 1. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. § 2. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. § 3. Правовое регулирование личных неимуще­ственных и имущественных отношений супругов при нали­чии иностранного элемента. § 4. Правовое регулирование лич­ных неимущественных и имущественных отношений роди­телей и детей и других членов семьи при наличии иностран­ного элемента. § 5. Правовое регулирование усыновления (удо­черения) при наличии иностранного элемента. § 6. Установ­ление содержания норм иностранного семейного права. Огра­ничение применения норм иностранного семейного права.

 

 

 

В последние годы вопросы правового регулирования се­мейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом причин объективного характера: распад СССР и появле­ние на его территории независимых государств; многократное усиление миграции населения, включая свободный выезд из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без граж­данства; развитие деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами. Следствием перечислен­ных обстоятельств стал значительный рост числа браков рос­сийских граждан с иностранными гражданами, увеличение случаев разного гражданства членов семьи, то есть возникают разнообразные семейные отношения с участием иностранного (международного) элемента (заключение брака, расторжение брака, признание брака недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, имущественные отношения между родителями и детьми и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.