Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объектом толкования является текст норма права или НПА. Предметом толкования является воля законодателя




Цель толкования состоит в обеспечении полной и всесторонней реализации норм права в деятельности государственных органов, при осуществлении гражданами и организациями своих прав и обязанностей.

Значение толкования выражается в том, что оно содействует правильному, точному, единообразному пониманию и реализации правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и правопорядок в различных сферах общественной жизни.

Толкование включает два процесса:

1. уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее реализующим. Уяснение является внутренним мыслительным процессом, происходящим в сознании этого субъекта. Это уяснение для себя и внутри себя, оно не имеет внешних форм выражения;

2. разъяснение – это объяснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в НПА. Разъяснение содержания правовых норм адресовано не себе, как при уяснении, а другим участникам правоотношений. Оно не всегда следует за уяснением, но является его продолжением. Разъяснение дают государственные органы, должностные лица и другие субъекты. Оно может осуществляться в письменной и устной форме.

Уяснение актов достигается различными способами:

1. грамматическое толкование – совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта;

2. логическое толкование – использование законов и правил логики для уяснения смысла нормы, который иногда не совпадает с буквальным смыслом;

3. систематическое толкование – уяснение смысла правовых требований в их взаимной связи, в связи с их местом и назначением в нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права;

4. историко-политическое толкование – уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил, социально-экономическими и политическими условиями появления акта;

5. телеологическое (целевое) толкование – уяснение смысла НПА, направленное на установление целей его издания;

6. функциональное толкование – уяснение смысла воли законодателя на основе знания обстоятельств, условий, места и времени действия нормы права. Обычно функциональный способ используется в случае наличия оценочных понятий в тексте нормы права и в случае, если она предоставляет субъекту свободу выбора вариантов поведения;

7. специально-юридическое толкование – анализ специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

Виды толкования:

1. по объему: адекватное (дается в большинстве случаев, когда действительный смысл нормы совпадает с буквальным), ограничительное (когда норма истолковывается уже ее буквального смысла. Например, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Однако данное правило не распространяется на детей, родителя которых не содержали и не воспитывали их), расширительное (когда норма истолковывается шире ее буквального смысла. Например, согласно ст. 1068 ГК РФ предусматривается ответственность за вред, «причиненный гражданину … в результате незаконных действий государственных органов…». Если толковать содержание данной статьи буквально, то лица без гражданства, иностранцы не подпадают под действие данной статьи. Однако это не так, поскольку понятие «гражданин» здесь интерпретируется расширительно как физическое лицо);

2. в зависимости от субъектов, дающих разъяснение: официальное (дается компетентным субъектом и является обязательным для правоприменителей) и неофициальное (юридически необязательное).

Виды официального толкования:

а) по субъекту: аутентичное (дается органом, издавшим НПА) и легальное (дается органом, на который возложена обязанность толковать НПА);

б) по сфере действия актов разъяснения правовых норм: нормативное (толкование содержания правовой нормы, предназначенное для неопределенного круга лиц и случаев) и казуальное (толкование нормы применительно к определенному случаю и для правильного решения именно данного дела).

Виды неофициального толкования:

а) по субъекту: обыденное (дается гражданами), компетентное (дается специалистами-юристами), доктринальное (исходит от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении).

 

5. Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений. Пробел в праве является закономерным явлением, поскольку право догоняет общественные отношения. Виды пробелов в праве:

Существуют действительные и мнимые пробелы в праве. Действительный пробел – это отсутствие нормы права (или ее части), регулирующей конкретное ОО, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должен быть урегулирован нормами права. Мнимые (кажущиеся) пробелы вытекают из представлений, что какое-либо ОО должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которое регулируется правом. Обычно, такие представления характерны для людей несведущих в праве. Не существует реального пробела тогда, когда определенный вид ОО, входящий в сферу правового регулирования, недостаточно регламентирован нормами права конкретного содержания, однако имеются нормы более общего характера, которые с полным основанием могут быть применимы к данному конкретному виду ОО.

Выделяют пробелы по времени выявления: первичные (первоначальные), проявившиеся в период опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов. Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормативных правовых актов в процессе правоприменения и развития ОО.

Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции и пробел в санкции.

По соответствующим источникам права: пробел в позитивном праве (когда нет ни одного источника нрава: ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, в которых бы присутствовала норма права, при помощи которой необходимо решать конкретную жизненную ситуацию, требующую правового регулирования); пробел в нормативных актах (отсутствие норм права в законах и подзаконных актах); пробел в законе (отсутствие норм права в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах).

По степени неурегулированности пробел существует в виде: полного отсутствия норм по регулированию конкретной жизненной ситуации; недостаточного регулирования имеющимися нормами (например, ст. 59 Конституции РФ устанавливает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Долгое время данная конституционная норма не работала, поскольку не было специального федерального закона).

По степени вины законодателя пробелы могут быть: непростительные (если необходимость в правовом регулировании существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по какой-либо причине ее не заметил; простительные (законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании).

Пробелы могут быть классифицированы но отраслевой принадлежности (в конституционном, гражданском, иных отраслях права), по виду нормативного акта и др.

Особенно часто пробел возникает в условиях кардинальных изменений в обществе, когда право, создаваемое государством, еще не полностью регулирует весь комплекс общественных отношений. Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования. Поэтому возникает необходимость преодоления и восполнения пробелов в праве. Восполнить пробел можно только путем принятия недостающего НПА.

Преодолеть пробел до восполнения можно тремя путями:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.