Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По написанию и оформлению контрольных работ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе.

Требования к самостоятельной работе студентов.

Эффективность самостоятельной работы в учебном процессе по римскому праву на кафедре обеспечивается рядом условий, но, прежде всего, типом взаимодействия труда преподавателя и труда студента. В целом, высшее учебное заведение должно учить учиться. Нужно, чтобы студенты в вузе по возможности трудились самостоятельно, а преподаватель руководил этим трудом. Таким образом, самостоятельная работа по изучению римского права слагается из двух элементов:

1) Создание условий для самостоятельной работы;

2) Сама самостоятельная подготовка, её процесс.

Прежде чем приступить к изучению темы по нашему предмету, необходимо предварительно создать для этого надлежащие условия. Освоение учебного материала будет тем выше, чем лучше будет организован труд студента. Однако технической стороне в работе над изучением дисциплины часто не уделяется должного внимания. Вместо того, чтобы проявить должную распорядительность, предусмотрительность, студент подчиняет себя самотеку, работает в зависимости от того, как сложится обстановка в день занятий. Последствие неорганизованности – слабые знания, пассивность в аудитории.

К условиям, от которых зависит качество самостоятельной подготовки, следует отнести: а) точное и полное знание задания; б) обеспечение себя необходимой литературой, нормативно-правовыми актами, методическими пособиями; в) наличие конспектов лекций по предмету; г) выделение достаточного количества времени; д) надлежащее рабочее место.

Соблюдение этих условий есть то, что называется организацией самостоятельной работы студента.

Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по теории государства и права требуется минимум шесть часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы.

В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу.

Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее:

1) Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию.

2) Желательно, чтобы подготовка по римскому праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление.

3) Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств.

4) Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время. Итак, правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом римское право.

Методические рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студента – это не только домашняя, внеаудиторная работа над книгой. На лекции, на семинаре, на консультации по теории государства и права студент тоже самостоятельно работает: слушает лекцию, записывает её, участвует в работе семинаров, задает вопросы преподавателю – всё это проявление его самостоятельности.

Строго выполняя указания преподавателя, студент работает лично, но уровень его самостоятельности низок: он точно выполняет «подсказку» преподавателя. По мере того, как студент овладевает наукой римского права, её языком, понятиями, категориями и принципами, методами работы над книгой, преподаватель кафедры обязан уменьшать свою помощь студенту, снижать уровень учебного руководства, стимулируя тем самым активную самостоятельную работу студента. То есть между руководством преподавателя и самостоятельностью студента существует обратная пропорция. Чем выше руководство, тем ниже самостоятельность, и наоборот.

Итак, самостоятельность студента – это особое дидактическое понятие, обозначающее такой порядок его учения, при котором он без помощи преподавателя овладевает знаниями при помощи книг, справочников или других источников. Его самостоятельность базируется на прочных знаниях методов изучения науки римского права. Тем не менее, самостоятельность полезна и нужна в том случае, когда студент уже перешел порог первоначального обучения, овладел языком науки и методами её изучения.

Поэтому методика организации самоподготовки студентов по римскому праву включает ряд необходимых положений.

Первое. Одна из главных составляющих аудиторной подготовки – работа студента на лекции. Ведь лекция составляет научно-методическую основу всех форм обучения. Лекция – не только источник знаний, но и организующая форма самостоятельного обучения, устанавливающая своеобразный метод обучения, при котором стимулируется активная познавательная деятельность студентов. Лектор должен в ходе лекции думать вместе со слушателями, катализировать самостоятельность мышления студентов, вести повествование лекции так, чтобы его мысль и мысли студентов совпадали.

Второе. Закрепление лекционного материала и контроль за самостоятельной работой студента входят в задачи и функции семинарского занятия. Но это не главные функции, а побочные, второстепенные. Главная цель семинара – привитие студентам навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации. То есть подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных документов и монографических работ, их реферирования, а также написания докладов и сообщений.

Третье. Письменные студенческие сочинения (работы), предусмотренные учебным планом, являются важной формой обучения и выполняют свои специфические дидактические задачи (самостоятельный письменный обзор или (и) исследование избранной темы), главная из которых – пробуждение интереса студентов к самостоятельному научному исследованию.

Такими сочинениями в процессе изучения римского права являются контрольные работы, доклады и рефераты. Для письменных работ студента характерны учебные и практические функции, которые непосредственно связаны с самостоятельной подготовкой студентов.

Учебные функции состоят, во-первых, в том, что письменное сочинение подводит итог изученному предмету «Римское право» и свидетельствует о том, на каком учебном уровне студент овладел дисциплинами, насколько он в них свободно ориентируется, в том числе и самостоятельно.

Во-вторых, письменная работа вырабатывает у студента умение и навыки самостоятельности, что очень важно для специалиста-юриста, поскольку это самостоятельный труд, при котором закрепляются и развиваются умения самостоятельности учебы.

В-третьих, письменные сочинения формируют навыки самостоятельной работы с научной литературой: а) поиска научной книги; б) умение её читать; в) конспектировать; г) сопоставлять данные.

И, наконец, в-четвертых, письменная работа развивает умение самостоятельно анализировать и обобщать факты жизни и науки, учит приемам самостоятельного научного исследования. Конечно, научно-исследовательские элементы в студенческих работах выражены в различной степени.

Учебные функции письменных работ студентов связаны с их практическими функциями. К ним относятся, во-первых, функции приобретать умение самостоятельно оперировать доказательствами. Юридическое мышление – это доказательное мышление, рассуждения, подкрепленные доказательствами. В письменном сочинении студент учится самостоятельно доказывать научную истину, что помогает практическому поиску истины, например, в суде.

Во-вторых, письменные работы воспитывают у студента трудолюбие, навыки самостоятельной систематической работы, требуют волевых усилий преодолевать трудности, то есть помогают формировать характер будущего специалиста.

Таким образом, практические и учебные функции письменного сочинения студента свидетельствуют о самостоятельной роли этих работ, как особой организационной формы учебного процесса, выполняющей свои дидактические задачи, в том числе и развитие самостоятельности у студентов.

В целом, самостоятельная подготовка письменного доклада, требующая упорного труда, вырабатывает навыки умелого изложения своих мыслей на бумаге, помогает углублять и закреплять знания, закладывает основы для научной работы, способствует развитию личности студента.

Консультация также является формой и методом организации самостоятельной работы студента в деле поиска им научной истины. Консультации обеспечивают обратную связь – от студента к преподавателю. По студенческим вопросам преподаватель судит о характере учебных трудностей студента. Также консультации выполняют контрольные задачи, с их помощью выясняется уровень усвоения предмета «Римское право». Такие контрольные функции характерны для некоторых видов консультаций по римскому праву – вызывные, текущие, итоговые, индивидуальные, групповые и др.

Предэкзаменационная консультация состоит в основном из двух частей:

1) Методических рекомендаций по подготовке к экзамену (повторение учебного материала, приведение его в определенную систему, изучение специальной литературы, составление логичного ответа на достаточно обширный вопрос предмета, знакомство студентов с критериями оценки их знаний);

2) Ответов преподавателя на вопросы студентов (ответы предполагают четкость и ясность разъяснения сложных вопросов предмета).

Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем теории государства и права, то есть самостоятельная подготовка к занятиям может быть индивидуальной и коллективной. Но коллективность не должна подменять самостоятельность в работе над заданием, ее следует использовать, главным образом, для обсуждения прочитанного, для взаимных консультаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.