Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лица физические




К физическим лицам причисляется всякий индивид, которому право разрешает осуществление предоставленных ему публичных и частноправовых интересов, как равно и неуклонное исполнение воз­ложенных на него публичных или частноправовых обязательств. В более широком смысле физическим лицом является всякий, кому закон гарантирует право на жизнь, телесную неприкосновенность, честь, достоинство и др.

В римском частном праве лицом считался всякий правоспособ­ный, всякий, кому закон разрешал обладать собственностью, всту­пать в договорные отношения с другими лицами, с тем чтобы приоб­ретать права и за то обязываться к известным действиям. Таким образом конструируется понятие субъекта права.

Как и по современным представлениям, правоспособность лица должна была дополняться его дееспособностью, т. е. физической способностью действовать, создавая для себя права и обязанности.

Дееспособность связывалась и с достижением известного возраста, и, конечно, с очевидными умственными способностями лица, позво­лявшими ему действовать с сознанием ответственности.

В том, что относится к правоспособности, различия, порождаемые презумпцией правового неравенства лиц по происхождению или наличному юридическому статусу, постепенно стираются, особенно в гражданском обороте, а затем и вовсе устраняются присвоением всем свободным жителям империи римского гражданства.

А. Полноправие требовало наличия трех условий: свободного co- стояния, римского гражданства и главенства в семье.

Свободным считался всякий, кто рождался от свободных родите- лей. Затем стали признавать свободным того, кто рождался от свободной матери и неизвестного отца. Наконец, статус свободного приобретался и тем, кто рождался от матери, которая зачала рабы­ней, но уже беременной обрела свободу. В III в., с переходом к новым формам эксплуатации, юрист Марциан скажет: свободнорожденным надо считать и того, кто родился от матери, которая забеременела рабыней и родила рабыней, но какое-то время между тем и тем была свободной.

Моментом наступления правоспособности римское право считывало момент рождения, но за одним важным исключением: если случалось, что со смертью отца вставал вопрос о разделе оставленного имущества, правоспособным считался и тот, кто еще находился в утробе матери. Из частного факта, установленного Законами XII таблиц, римские юристы вывели общее правило: во всем, что относится к интересам зачатого, но еще не родившегося ребенка, последний признается субъектом права.

Совершеннолетие начиналось с 25 лет, но императоры могли им предоставлять льготу, делавшую правоспособным мужчину - по достижении 20 лет, женщину - с 18 лет.

Примечание. Вопрос о моменте наступления правоспособное ти до сих пор не получил всеобщего признания. Если считать, что пра­воспособность приобретается с момента зачатия (как на этом настам вает и христианство), а тем более если уголовный закон преследует насильственное действие в отношении беременной женщины, повлекшее за собой выкидыш, то как можно узаконивать аборт? Понятны чув­ства тех, кто написал на стене, примыкавшей к одному из мадридских отелей, запомнившийся мне постулат: «Абордо кримен легилисадо» («Аборт - узаконенное преступление»). Можно с этим несоглашаться, конечно, но нельзя отрицать содержащуюся в этом суж­дении логику.

Статус свободного в соединении со статусом гражданина откры­вал римлянину возможность для политической и военной карь­еры, и это по большей части совпадало. Что касается частноправо­вой сферы, господство оставалось за отцами семейств, патерфамилиас. Лишь со смертью патерфамилиас, или его осужде­нием, сопряженным с лишением свободы и гражданства, или, нако­нец, с военным пленом, сама собой прекращалась отцовская власть, и все сыновья получали полноправие: статус свободы, граж­данства, и должный семейный статус служили ему юридической ос­новой.

Примечание. Римские юристы указывают и на самопродажу в раб­ство, с тем чтобы несчастный получил выговоренную им часть покуп­ной цены. Легко видеть, что за этим стояло.

В наше время нечто подобное уже невозможно нигде в мире. Но чем лучше вынужденная условиями жизни продажа собственной поч­ки (для ее трансплантации)?

Для умаления правоспособности, как и для полноправия, сущес­твовали три нисходящие степени: 1) capitis deminutio maxima: кто те­ряет гражданство и свободу, тот теряет «максимально», как это, на­пример, угрожает женщине, вступившей в связь с рабом; 2) capitis deminutio media: кто теряет гражданство, сохраняя свободу, как это случается со всяким, кто по необходимости или по выгоде покидает Рим ради какой-нибудь из его провинций, поселенцем которой он становится, - это умаление «медиальное», или срединное, промежу­точное; 3) capitis deminutio minima: кто меняет семейный статус до-мовладыки на статус «подвластного», переходя по необходимости или по предполагаемым выгодам (в том числе и в связи с наследова­нием имущества) в чужую семью, должен претерпеть умаление правоспособности, которое считалось «минимальным».

Б. Перегрины. В 242 г., как мы уже говорили, учреждается до­лжность перегринского претора, получившего право издавать свой собственный эдикт, конкурировавший и согласный с эдиктом претора Цивильного (городского).

Оба претора, но более всего перегринский, работали на пользу вполне объяснимой тенденции сближения персонального права с правом территориальным, приведшим к полной победе послед- него.

Далеко не редкостью стала практика согласования принципов и форм правового регулирования, обоюдных консультаций городского и перегринского преторов. Именно перегринский претор получал возможность черпать все лучшее в том, что признавалось за естественное право, что составляло философскую основу того или иного правового принципа, как это хорошо видно на примере Аристотеля и других корифеев греческой философской мысли.

Перегрины - это в основном население завоеванных Римом «провинций», среди которых Греция, Египет, Галлия (ныне Франция) Иберия (ныне Испания) и др. Жестоко эксплуатируя «провинциальное» население, управляя ими по известному «разделяй и влася вуй», Рим, когда в этом не было нужды, не навязывал провинциям своего собственного права и своих собственных судей. За римскими наместниками (проконсулами, пропреторами, прокураторам» легатами) оставалась высшая политическая, военная и судебная власть.

Положение перегринов несколько изменилось с законом императора Каракаллы 212 г., которым все свободное население римским провинций получило римское гражданство. Рим оставался столицей, носителем и источником власти, но с привилегиями собственна «римского народа» было покончено.

Примечание. С удивительным знанием дела рисует М.А. Булгакш заключительную стадию процесса над Иисусом Христосом (Га-Ноцри) в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита».

Римский прокуратор, «всадник Понтийский Пилат», не желает казни бродячего философа и пытается спасти его от распятия, но вынужден отступить перед непреклонным первосвященником, перед его ув розой обратиться за защитой к самому «римскому кесарю», т.ецезарю-императору.

Первосвященник знает, что Пилат не пойдет на крайность, ибо Га Ноцри - государственный преступник и спасать его от заслуженной казни - значит ставить под угрозу свою карьеру. Знает это и сам Па лат. Не случайно так резко оборвал себя прокуратор, услышав из уст Га-Ноцри, что «в числе прочего» он говорил Иуде из Кириафа, что «всякая власть является насилием».

По Евангелию от Луки, Пилат, выйдя к народу, говорит о Христе: «не нахожу на нем вины». Но обезумевшая толпа, подстрекаемая свя

щенниками, кричит в ответ: «Мы имеем закон, и по закону нашему он должен умереть, потому что сделал себя Сыном Божьим».

Версия эта понадобилась евангелистам (как и известное пилатов-ское «я умываю руки»), чтобы облагородить римскую администрацию и тем самым склонить ее к отказу от преследования христиан.

 

Ничто так не способствовало выработке нового воззрения на аб­страктную личность, абстрактного товаровладельца, как то, что и римлянин, и перегрин, независимо от того, кто они по происхожде­нию, выступают в товарообороте как равноправные партнеры. То же может быть сказано о самом товаре, определяемом по таким неизбежным критериям, как предназначение, качество, количество, цена.

Международный торговый оборот потребовал нового судопроиз­водства, и поскольку оно было направлено на достижение согласия между сторонами на основе принципов справедливости, привычных и общепризнанных обыкновений, родилась свободная от формаль­ностей форма процессуального разбирательства споров, получившая название экстраординарной когниции.

Примечание. Сходные процессы происходили и на периферии им­перии. В постантичной, эллинистической Греции каждый данный город продолжал удерживать свое право, несмотря на неудобство общения. Оттого-то здесь, как нигде прежде, появляются профессиональные юристы, изучавшие право всех или почти всех городов материко­вой, а отчасти и островной Греции. Тем самым были заложены осно­вы коллизионного права как права, могущего служить регулированию правоотношений при наличии нормативных расхождений. То же делал и перегринский претор.

Много позже и вплоть до X в. в «варварской» Европе бургунд су­дился по бургундскому праву, салический франк - по своему знамени­тому законнику (Lex Salica) и т. д. И здесь принцип территориального действия права взамен национального пробивал себе дорогу трудом и опытом.

В. Вольноотпущенники (либертины). Уже с древнейших времен в как и в других рабовладельческих государствах, существовало право предоставления рабу свободы, отпущение на волю. Причин Для того было много. То ли раб заболевал и делался непригодным ни для работы, ни для продажи. То ли было выгодно освободить раба Ради тех платежей и повинностей, которые при этом устанавливались: например, когда господин считал желательным выделить рабу земельный участок (пекулий), с тем чтобы получать (освободясь от заботы о пропитании раба) половину урожая. То ли чтобы ребенок, зачатый господином от рабыни, становился свободным и его можно; было усыновить и сделать наследником, если других детей в семье не было. Заметив в рабе хозяйственную сметку, господин мог освободить его для того, чтобы доверить землеведение своих дел как управомочному лицу, и т. д.

Освобождение совершалось множеством способов, древних и позднейших. К числу древних относились следующие: посредством суда, когда «ходатай раба», получив согласие господина, просил претора o6 освобождении и получал его; хозяйской запиской о внесении вольно-, отпущенного в цензовые списки; завещанием, содержащим приказ об освобождении как немедленном, так и при наступлении известных; условий. Среди новых форм отпущения на волю (периода империи) источники указывают на: а) объявление между друзьями; б) простое письмо о свободе; в) посаженые за семейный стол и др. При императоре Константине формы отпущения на волю были расширены — как торжественные (через объявление перед храмом), так и через всякое «определительное выражение воли».

Отпущение не разрывало связей между господином-патроном вольноотпущенником-клиентом. Патрон сохранял над последним «административную» власть, включая домашний суд и возвращение в рабство, право требования алиментарной помощи, право на наследство вольноотпущенного, если тот умирал, не оставив нисходящих наследников и без завещания.

Право возлагало и некоторые обязанности в отношении вольной отпущенного на его прежнего господина.

Г. Колоны. Отпущение рабов на волю их собственниками то ограничивалось, как это было при императоре Августе в самом начале» империи (достижение 30-летнего возраста, особая процедура отпущения, запрет на отпущение рабов, в свое время ввергавшихся в оковы или клейменных горячим железом, гладиаторов и пр.), то расширялось, как это было сделано через 15 лет при императоре Тиберии (19 г.), и т. д. Наконец, император Юстиниан в VI в. разрешил отпущение частным актом господина, через который вольноотпущенный приобретал не только свободу, но и права гражданина. Чем же все это можно объяснить?

В той или иной степени ответ на этот вопрос дает история коло ната. Колонами назывались первоначально свободные арендаторы

чужой земли, платившие ее хозяину деньгами или частью урожая. Возникновение колоната восходит, по всей вероятности, к I в. В это лее время получает широкое распространение пекулий - в качестве новой, более выгодной формы эксплуатации рабского труда, формы, открывавшей рабу интерес в его труде: чем большим был урожай, тем большей была и та часть, которую раб присваивал.

В III—IV вв. колонат принимает форму зависимого держания. формально свободный человек, колон раз за разом утрачивает свою правоспособность в пользу хозяина-землевладельца, патрона, пока не попадает в полную зависимость от последнего. Различие между посаженными на землю рабами, квазиколонами, как их стали назы­вать и «свободными колонами» постепенно исчезает. Много способ­ствовала этому финансовая задолженность свободных колонов, вы­нужденных прибегать к займам, предоставляемым хозяевами, чаще всего неоплатным, как равно неоплатной становится задолженность по оброчным платежам.

Примечание. Римские юристы не могли пройти мимо юридическо­го статуса колона, и их согласным мнением было то, что «раб, пере­шедший на положение колона (квазиколон), хотя и принадлежит к оп­ределенному имению, не должен включаться в состав инвентаря» (Ульпиан, Д. 32. 7.12.3). Если крестьянин (виллик) обрабатывает зем­лю за твердо установленную плату, он не входит в состав инвентаря (а таков именно колон); если же он обрабатывает землю «за счет хо­зяина» (т. е. как наемный работник), его надлежит включать в состав инвентаря (Павел. Д. 33. 7.13.4).

Идя навстречу землевладельцам-латифундистам, да и в интере­сах казны, императоры Рима склоняются к закреплению колонов на земле, о чем свидетельствует дошедшая до нас конституция 322 г., предписывавшая принудительное возвращение колона, самовольно оставившего свой надел. В 356 г., новым законом было запрещено продавать землю без обрабатывавшего ее колона. Так получило пра­вовое оформление фактически существовавшее прикрепление коло­нов к земле.

Чтобы колон мог вести свое хозяйство с наибольшим экономи­ческим эффектом, его следовало наделить некоторой правоспособ­ностью. Поэтому ему разрешалось заключать дозволенные зако­ном сделки, включая куплю-продажу, вступать в брак и иметь семью, наследовать и оставлять наследство, искать и отве­ть в суде (за исключением исков к хозяину) и т. д. При всем

том землевладелец мог запретить колону отчуждение имущест­ва, осуществлять в отношении колона дисциплинарную власть и, хо­тя закон запрещал сгонять колона с земли, в воле землевладель­ца было переселить колона с одного земельного участка на другой и пр.

Возникновение и развитие колоната тесно связано с общим кризисом рабовладения как экономической системы хозяйства. Отчуждение раба от земли, его незаинтересованность в результатах тру­да, его сопротивление техническому прогрессу завел рабовладельческую экономику в тупик. Уже пекулий был ша­гом на пути предоставления рабу известной хозяйственной самостоятельности, разбудил в нем заинтересованность в эффективном ведении хозяйства, и этот новый опыт много помог возникновению и развитию колоната. Тем более что военные экспедиции, связанные с захватом рабов, сделались уже невозможным по причине распространения империи на все земли, которые омывались Средиземным морем, и вследствие ослабления военной мощи Рима перед лицом новых грозных опасностей. Ко всему этому образовалась огромная масса неимущих граждан, искавших занятий, дающих возможность пропитания. В труде колонов оказалось заинтересованным и само римское государство, увидевшее в них потенциальных налогоплательщиков, какими они в конце концов сделались.

Окончательно оформление колоната как единого неполноправного и зависимого сословия, получило свою санкцию в законе императора Анастасия (491-518), которым устанавливалось, что всякий землевладелец, в течение 30 лет обрабатывавший чужую землю, он становится потомственным колоном. Таким образом, была проложена дорога в феодализм, и колон сделался историческим предшественником крепостного крестьянина. И прикрепление к земле, и денежная аренда (отнимавшая от одной четвертой до одной трети урожая и отработки на хозяйской земле (пахота, прополка и пр.) - все служило переходу к следующей форме эксплуатации работника феодальной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.