Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Информационное общество, информационные технологии и информационное право




Рекомендации по изучению тем для студентов заочной формы обучения.

Студентами заочной формы обучения темы 1, 2 и 9 дисциплины изучаются самостоятельно. Дадим более подробные рекомендации по их изучению.

Для понимания роли и места информационного права в системе российского права необходимо понимание той роли, которую информация сегодня играет в современном обществе, и сущности возникающих информационных проблем, для решения которых требуется установление специальных нормативных предписаний. В последнее время информация приобретает три важных практических значения. С одной стороны, она рассматривается как стратегический ресурс, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан. Использование информационных ресурсов, грамотная организация информационных процессов может существенно увеличить рентабельность многих процессов в индустриальном производстве, способствовать в решении социальных проблем.

С другой стороны, информация становится товаром, что стимулирует во всем мире рост нового сегмента национальной экономики – информационных услуг.

Наконец, информация становится мощным и эффективным оружием, что требует решения многих проблем в области обеспечения информационной безопасности.

Таким образом, возрастающая роль информации, бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.

Необходимо проанализировать этапы развития информационных технологий и охарактеризовать отличительные черты современного этапа развития общества и технологий. В истории развития цивилизации, неразрывно связанной с процессом накопления знаний, можно выделить несколько этапов развития информационных технологий, обусловленныхкардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований стали важные качественные изменения человеческого общества.

Первый этап развития информационных технологий связан с появлением человеческой речи на ранней стадии развития нашей цивилизации и открытием таких способов хранения информации на материальном носителе как наскальная живопись и гравировка кости.

Второй этап связан с изобретением письменности. Появилась возможность регистрации символьной информации на материальном носителе и передачи знаний от поколения к поколениям.

Третий этап (середина XVI в.) связан с изобретением книгопечатания, которое радикально изменило культуру и организацию деятельности. Появилась возможность активного распространения информации, ее тиражирования.

Четвертый этап (конец XIX в.) обусловлен изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию.

Пятый этап (70-е гг. XX в.) связан с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

· переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

· миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

· создание программно – управляемых устройств и процессов.

Последний этап в развитии информационных технологий выдвигает на первый план новую отрасль информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для распространения новыхзнаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все видыинформационных технологий, особенно телекоммуникации.

В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

Для уяснения роли информационных технологий в современном информационном обществе студенты должны проанализировать положения Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества, в которой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в информационное общество. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества.

Для уяснения понятия информационного общества и основных направлений его реализации в России студенты должны изучить Стратегию развития информационного общества в России и Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».

 

Тема 2. Информационная политика: понятие, содержание и правовое значение.

В Российской Федерации идет активная работа по разработке теоретических основ и формированию государственной информационной политики. В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и вхождение России в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, формирования и развития информационного права.

Студенты должны проанализировать положения Стратегии развития информационного общества, в которой закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества. Стратегия является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Правовой основой регули­рования отношений в информационной сфере является разработка и принятие информационного законодательства. В настоящее время сформирован большой массив законодательства в области регулиро­вания информационных отношений, в том числе федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О персональных данных», «Об электронной подписи», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне».

Конкретизация участия органов государственной власти в фор­мировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией проведено в Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».

Цель Программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Для достижения цели в Программе определен целый ряд задач:

– повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе;

– построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;

– развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий;

– преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества;

– обеспечение безопасности в информационном обществе;

– развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.

Основы государственной политики информатизации правовой сферы закреплены в Концепции правовой информати­зации (Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России»).

Основные доктринальные и концептуальные положения государственной информационной политики нашли свое нормативное закрепление в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

 

Тема 9. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации и телекоммуникаций.

Анализируя основные цели правового регулирования информационных отношений в области средств массовой информации (свобода СМИ; их независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, от коммерческих структур и финансовых олигархий; достоверность и объективность массовой информации; недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, недопустимость распространения вредной и опасной для личности и общества информации), студенты должны раскрыть содержание принципа свободы массовой информации как необходимой составляющей общего принципа свободы информации и объяснить, что законодатель понимает под злоупотреблением свободой массовой информации.

Рассматривая основных субъектов информационных правоотношений в сфере массовой информации, следует дать определение и определить правовой статус редакции средства массовой информации (ст. 2, 6, 17, 19, 39), главного редактора (ст. 2, ст. 19, ст. 26, должностные обязанности приведены в Тарифно-квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37), журналиста (ст. 2, 47-52), издателя (ст. 2, ст. 21), учредителя (ст. 7, ст. 16, ст. 17, ст. 18), распространителя (ст. 2, ст. 22).

Студенты должны раскрыть особенности деятельности субъектов информационных правоотношений в системе СМИ и возникающих при этом отношений (распространение массовой информации; отношения средств массовой информации с гражданами и организациями; межгосударственное сотрудничество в области массовой информации). Особо следует остановиться на вопросах освещения средствами массовой информации деятельности органов государственной власти и опубликования нормативных правовых актов.

Для освещения вопросов распространения рекламы в средствах массовой информации студенты должны проанализировать положения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Студенты должны знать, какая уголовная, административная и гражданская ответственность установлена за нарушение законодательства о СМИ.

За распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, законодательством установлена гражданская (ст.152 ГК РФ) и уголовная ответственность.

Ответственность за ущемление свободы массовой информации содержатся в нормах, касающихсявоспрепятствования законодательной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов (ст.144 УК РФ); непредоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25 КоАП); сокрытия или искажения экологической информации (ст.8.5 КоАП), воспрепятствования осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (ст.13.6 КоАП РФ).

Ответственность за злоупотребление свободой массовойинформации содержатся в нормах Федерального закона «О средствах массовой информации» так и в ст.56 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ст.64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в Федеральном законе «О рекламе». Злоупотребление свободой массовой информации имеет место тогда, когда в отношении распространения массовой информации и действий, необходимых для осуществления распространения, нарушаются чьи-либо права и законные интересы, будь то гражданин, юридическое лицо или публичное образование.

Студенты должны проанализировать положения об административной ответственности, предусмотренной за различные виды злоупотреблений СМИ: изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст.5.12 КоАП РФ), непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ), нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст 6.13 КоАП РФ), нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ), нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17 КоАП РФ), разглашение информации с ограниченным доступом (ст.13.11 КоАП).

Уголовная ответственность за преступления в сфере массовой информации содержатся в нормах, касающихся разглашения сведений, составляющих личную или семейную тайну (ст.137 УК РФ); разглашения сведений о мерах безопасности, принимаемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ст. 311 УК РФ); разглашения данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст.310 УК РФ); публичных призывов к развязыванию агрессивной войны (п.2 ст.345 УК РФ); незаконного распространения порнографических материалов или предметов (ст.242 УК РФ); нарушения конституционных прав и свобод человека и, главным образом, неприкосновенность частной жизни (ст.137 УК РФ) вследствие распространения скрытой записи; распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, с также в связи с политическими убеждениями (ст.282, 129, 298, 319 УК РФ).

За иные нарушения законодательства о средствах массовой информации предусмотрена ответственность за учреждение СМИ через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации обманным путем (ст.32 Закона о СМИ); за скрытую уступку лицензии (п.3 ч.1 ст.32 Закона о СМИ); за уклонение от уплаты потиражного сбора; за уклонение от повышенного регистрационного сбора, который установлен для СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера (п.3 ч.3 ст.13 Закона о СМИ); за неправомерное получение льгот, установленных для специализированных СМИ; незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности (ст.13.21 КоАП РФ); за предъявление регистрирующим органом при регистрации требований, не предусмотренных в законе (ст.1069 ГК РФ); за воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания (ст.13.16 КоАП РФ), распространение продукции без разрешения на выход в свет (ст.192 ТК РФ), осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий; за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст.14.1 КоАП РФ); за нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст.13.17 КоАП РФ); за нарушение правил распространения рекламы (ст.14.3 КоАП РФ); за нарушение порядка объявления выходных данных (ст.13.22 КоАП РФ); за создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм (ст.13.18 КоАП РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.