Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы семейного права. Принципы семейного права – это фундаментальные положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах семейного права




Принципы семейного права – это фундаментальные положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах семейного права.

Семейное право Республики Казахстан исходит из следующих принципов:

- признание брака, заключенного в органах РАГСа, и его государственная регистрация. Только в результате такого брака у супругов и других членов семьи возникают правовые отношения;

- забота государства о защите материнства, отцовства, детства и об укреплении семьи. Государство проявляет заботу о семье путем охраны и поощрения материнства, создания и развития широкой сети родильных домов, детских яслей и садов, школ-интернатов и других детских учреждений, организаций, выплаты пособий по случаю рождения ребенка и многодетным семьям;

- единобрачие (моногамия), т.е. граждане могут состоять одновременно только в одном браке;

- построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на чувствах взаимной любви и уважения. Недопустимо заключение брачного союза в результате нарушения их прав и охраняемых законом интересов под воздействием насилия, угроз, обмана;

- полное равенство в семье женщины и мужчины в личных и имущественных правах независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального, семейного и имущественного положения, образовательного уровня, места жительства, отношения к религии;

- дружба, взаимопомощь и ответственность перед семьей всех ее членов. Взаимная поддержка (как в моральном, так и материальном плане) повышает ответственность каждого члена семьи, создает единый монолитный коллектив;

- приоритет семейного воспитания детей и обеспечение развития своих детей, забота об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, свобод и охраняемых законом интересов и их судебной защиты;

- приоритетное обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

- свобода развода под контролем государства;

- отделение церкви от регулирования брачных и семейных отношений.

В соответствии с Кодексом законодатель исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Это основная задача семейного права.

Деление права на частное и публичное, как известно, берет начало в Древнем Риме, но свое завершение эта концепция получила на рубеже XIX–ХХ веков. В наиболее общем виде все существующие в то время теории разделения права на частное и публичное можно свести к следующим: теории материального критерия, теории формального критерия, теории, соединяющие формальный и материальный критерии, и теории, отрицающие деление права на частное и публичное.

Авторы, разграничивающие частное и публичное право на основании материального критерия, считали, что основа различия лежит в самом характере регулируемых частным и публичным правом общественных отношений, исходя из определения Ульпиана: ”Публичное право имеет в виду интересы римского государства в целом, частное право – интересы отдельного индивида”.

Использование указанных критериев позволяет отнести семейное право к сфере частного права. В семейном праве приоритетом обладают интересы отдельного индивидуума, а государство призвано лишь служить их осуществлению и защите. Каждый конкретный индивидуум является конечной и непосредственной целью семейно-правового регулирования. Никакие надличностные ценности, в том числе и такие понятия, как “стабильность семьи”, “демографическая политика государства”, не могут превалировать над интересами личности. Объектом защиты должна являться не семья в целом, но прежде всего каждая конкретная личность в семье.

Авторы, придерживающиеся формального критерия, разграничивают частное и публичное право по тому, кому принадлежит инициатива защиты нарушенного права. Если право защищается только по требованию лица, право которого было нарушено, речь идет о частном праве. Если инициатива защиты исходит от государства – это публичное право.

Инициатива защиты семейно-правовых отношений в большинстве случаев принадлежит их участникам. Лишь в некоторых случаях, когда семейные правонарушения существенно затрагивают публичные интересы (лишение родительских прав, отмена усыновления и др.), инициатором защиты могут выступать государственные органы. Но такое же положение возможно и в гражданском праве, когда речь идет о защите недееспособных граждан или в иных случаях серьезного нарушения публичных интересов.

Однако при всем различии точек зрения ученых очевидно, что сторонников выделения частного права большинство. Так, Г.Ф. Шершеневич, подвергнув критике все существующие теории разделения права на публичное и частное и признав, что ни одна из них не дает четких критериев, признает необходимость деления права на частное и публичное, отмечая, что противоположность личности и общества, частной жизни и общественной деятельности – очевидна (в сфере своих интересов каждое лицо пользуется большей свободой: хочет – женится, нет – остается холостяком). Государство вправе ограничивать свободу индивидуума только в той мере, в которой это совершенно необходимо для осуществления общего блага. Семейные отношения в этом смысле особенно показательны. Даже в той узкой сфере, в которой они подвергаются воздействию права, возможности права ограничены. Государство должно воздерживаться от регулирования там, где в этом нет необходимости. Само регулирование преимущественно должно ориентироваться на предоставление участникам семейных правоотношений возможности самим определять свои обязанности. Однако из-за особенностей семейного права, фактического неравенства участников семейных отношений, необходимости дополнительной защиты недееспособных и нетрудоспособных нуждающихся членов семьи, важности четкого установления начала и конца таких семейных отношений, как брак, усыновление, родительские правоотношения, – в семейном праве всегда присутствовало значительное публично-правовое начало.

Отдельные области семейного права, такие как опека, приемная семья, отношения родителей и детей, находятся на границе между частным и публичным правом. Преобладание в этих институтах императивных норм оправдано присутствием в данных отношениях более значительного общественного интереса, чем в других областях семейного права. Однако, в целом, семейное право относится к сфере частного права.

Место и значение семейного права в современный период.

Вопрос о месте семейного права в системе отраслей права длительное время остается дискуссионным с 60–х годов прошлого столетия. Термин «семейное право» понимается и как наука, и как отрасль права, и как отрасль законодательства. По нашему мнению, какие бы позиции не занимали те или иные авторы, исследующие данный вопрос, семейное право имеет определяющее значение в регулировании отношений индивида, семьи, общества, государства. «Семейное право как наука, отрасль права, законодательства объединены одной целью, сюда входит: установление разумного баланса между интересами личности, семьи, общества; государственное регулирование семейных отношений; защита прав членов семьи или лиц, стоящих на пороге ее образования; охрана прав ребенка».1(Нечаева А.М. Семейное право: проблемы и перспективы развития. Государство и право, 1999, №3,с.69-75).

Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что без определения места и значения семейного права, без уяснения потенциальных возможностей семейного права для достижения вышеуказанных целей, без дальнейшего развития системного познания семейных отношений в современный период, сложно решать проблемы данной отрасли как теоретического, так и практического характера. Соответственно, сложно претендовать на эффективность положений семейного законодательства, отслеживать перспективы его развития.

С момента установления советской власти вопросы семьи и брака являлись первоочередными для молодого государства. Это касается развития основных положений науки семейного права, а также отрасли права и законодательства.

Идеология того периода характеризовалась полным отвержением предыдущего опыта в регулировании семейных отношений, произошла ломка старого, привычного уклада, который формировался столетиями, в один миг были провозглашены новые принципы, поощряемые новой властью. Наука семейного права как и любая другая наука требовала осмысления происходящих процессов на основе изучения правовой культуры предыдущего периода. Пролетарская идеология и модные в те годы теории «отмирания семьи» оправдали ситуацию, когда наука «подстроилась» под идеологические, политические требования того периода.

Вероятно, этим обусловлена «бедность» и неразвитость и несовременность науки семейного права, ее отрыв от современных знаний о человеке, обществе, отрыв от других отраслей науки. Семейное право как никакое другое должно развиваться в тесной связи с науками, занимающимися изучением человека, его жизнедеятельностью и потребностями в современный период, его миссией. Именно в трудах по проблемам семейного права сталкиваешься с какой-то «недоговоренностью», словно потерян дух семейного права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.