Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемная семья, патронатное воспитание




Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей. Понятие и значение усыновления. Обеспечение тайны усыновления. Юридические последствия усыновления. Прекращение усыновления. Отмена усыновления. Правовые вопросы международного усыновления.

Понятие и значение опеки и попечительства. Организация опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей. Прекращение опеки и попечительства. Передача детей (ребенка) на воспитание в приемную семью. Договор о приемной семье.

Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги и другие организации. Детский дом семейного типа.

 

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. (ст.20) дети, которые временно или постоянно лишены семейного окружения либо не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства.

В Российской Федерации проводится соответствующая политика по отношению к детям, лишенным возможности воспитываться и жить в семье вместе со своими родителями, функционирует государственная система поддержки и защиты таких детей, их прав и охраняемых законом интересов. Меры государственной поддержки реализуются через деятельность всех ветвей и уровней государственной власти. Особую значимость среди законов, направленных на защиту детей, имеет Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[23].

В осуществлении государственной политики защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают участие и органы государственной власти субъектов РФ, которые в рамках собственных бюджетов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране прав детей в соответствии с возможностями и потребностями регионов: обеспечивают создание государственных учреждений и центров для воспитания и содержания детей, поддерживают негосударственные центры по социальной адаптации и реабилитации детей на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Определяя круг детей, оставшихся без попечения родителей, следует учитывать, что ребенком считается человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста.

Необходимо выяснить, что следует понимать под «утратой родительского попечения», поскольку законодательное определение этого термина отсутствует. Утрата родительского попечения имеет место, как вследствие смерти родителей, так и когда родители не осуществляют должной заботы о ребенке (по каким-либо причинам не выполняют надлежащим образом своих обязанностей по отношению к нему) – такое толкование вытекает из анализа содержания статьи 121 СК РФ «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», которая относит к этой категории детей и детей-сирот, и детей, родители которых уклоняются от их воспитания, отказываются взять детей из различных детских учреждений, длительно отсутствуют, лишены родительских прав, и детей, оставшихся без родительского попечения в других случаях, например, признания родителя в судебном порядке недееспособным.

Факт утраты ребенком родительского попечения имеет юридическое значение и влечет за собой определенные правовые последствия. С этого времени начинает работать механизм государственной защиты ребенка и охраны его прав в крайне неблагоприятной для него ситуации, которая не только исключает возможность его нормального воспитания, образования, но нередко создает прямую угрозу его здоровью и даже жизни.

Ключевое место в государственном механизме занимает деятельность органов опеки и попечительства. Это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 121 СК РФ, п.1 ст.34 ГК РФ, ст.6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ[24]. Согласно ч.2 п.2 ст.121 СК РФ основными функциями органов опеки и попечительства применительно к защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются: 1) выявление таких детей; 2) ведение их учета; 3) выбор формы устройства таких детей; 4) последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, обычно осуществляется по месту их фактического нахождения. Информацией о детях могут располагать должностные лица образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных); учреждения здравоохранения по месту лечения, смерти родителей детей; жилищные органы по месту жительства детей и их родителей; правоохранительные органы (предварительного следствия, прокуратуры); органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти родителей, рождения детей и др.

На должностных лиц соответствующих учреждений, располагающих сведениями об оставшихся без родительского попечения детях, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Такая же обязанность лежит на гражданах, которым стала известна подобная информация (ч.1 п.1 ст.122 СК).

Органы опеки и попечительства обязаны проверить полученные сведения: в течение трех дней должны провести обследование условий жизни ребенка. Если факт отсутствия попечения родителей, других родственников подтверждается, орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (ч.2 п.1 ст.122 СК РФ).

До устройства ребенка на воспитание в семью или детское учреждение органы опеки и попечительства временно выполняют обязанности опекуна (попечителя) (п.2 ст.123 СК РФ), в том числе по защите его имущественных прав (организация охраны имущества ребенка, закрепление за ним занимаемой жилой площади и др.).

Сведения о выявленных детях должны регистрироваться и вноситься в государственный банк данных. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться специальным федеральным законом (п.3 ст. 122 СК РФ). В настоящее время порядок учета детей устанавливается ФЗ от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[25].

Учет осуществляется поэтапно: 1) первичный учет (ведется органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей); 2) региональный учет (ведет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации); 3) федеральный учет (ведется Министерством образования и науки РФ).

Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей определены в Семейном кодексе РФ, – это либо передача ребенка на воспитание в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, в патронатную семью), либо передача в организацию любого типа: специализированные образовательные учреждения; учреждения социального обслуживания (детские дома, интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др.

Семейные формы воспитания в соответствии с СК РФ являются приоритетными, поскольку в условиях семьи в большей степени могут быть развиты и реализованы индивидуальные личностные качества детей. Семья является универсальным и общепризнанным средством передачи культуры от одного поколения к другому.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п.1 ст.123 СК).

Будучи переданными на воспитание в семью или в детское учреждение, дети, оставшиеся без попечения родителей, не теряют своего статуса и сохраняют права, возникшие в связи с утратой родительского попечения.

На территории России не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление следует рассматривать как правоустанавливающий юридический факт, поскольку в результате его возникает новая правовая связь между усыновителем и усыновленным. Вместе с тем, этот факт можно отнести и к правопрекращающим, так как прекращается правовая связь между усыновленным и его кровными родителями и другими родственниками. Семейный кодекс РФ устанавливает границы, в пределах которых осуществляется усыновление, а также условия усыновления. Согласно ст.124 СК РФ усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Если раньше усыновление осуществлялось в административном порядке по решению местных органов власти, то в настоящее время предусмотрен судебный порядок. Как следует из п.1 ст.125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Особое внимание рекомендуется обратить на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»[26].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.