Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В приемную семью




ПРАВА РЕБЕНКА, ПЕРЕДАННОГО НА ВОСПИТАНИЕ

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязан руководствоваться инте­ресами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуще­ствляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок (п. 12, 22-23 Положения о приемной семье). Передача в при­емную семью ребенка, достигшего возраста десяти лет, осу­ществляется только с его согласия (п. 3 ст. 154 СК). По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер (п. 2 ст. 154 СК). Поэтому дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну при­емную семью. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей (по медицинским показаниям дети не могут быть переданы в одну семью; братья и сестры находились в разных воспитательных учреждениях и не осведомлены о своем родстве; другие обстоятельства, в силу которых дети не могут воспитываться вместе)..

Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ос­лабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклоне­ниями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна толь­ко по желанию лиц, имеющих для этого необходимые усло­вия, главным образом финансового и материально-бытового характера (п. 9 Положения о приемной семье). В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей, необходимых для этого условий.

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью орган опеки и попечительства или администрация воспитатель­ного или лечебно-профилактического учреждения передают приемным родителям необходимые документы: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилак­тического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свиде­тельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверж­дающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справку о наличии и местонахождении бра­тьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовер­шеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о нали­чии счета, открытого на имя- ребенка в банковском учрежде­нии. Указанные документы передаются непосредственно при­емным родителям не позднее двухнедельного срока после зак­лючения договора о передаче ребенка на воспитание в прием­ную семью (п. 25 Положения о приемной семье).

Приемным родителям представляется также медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка. При необходимости они имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в меди­цинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации (п. 4 ст. 154 СК). Так, Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на де­тей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и пере­данных в приемную семью), могут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инва­лидности; социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет; социальная пенсия инвалидам с детства; со­циальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, поте­рявшим одного или обоих родителей. Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установ­ленных законодательством случаях. В частности, пособия вып­лачиваются детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спа­сательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуро­ров и следователей; судей; военнослужащих и работников Го­сударственной противопожарной службы; судебных приставов; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающи­еся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Федераль­ным законом от 19 мая 1995 г № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изме­нениями и дополнениями).

Причитающиеся ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются в соответствии с законодательством РФ на сче­та, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреж­дении (п. 26 Положения о приемной семье).

Согласно п. 2 ст. 60 СК алименты, пенсии и пособия, при­читающиеся детям, находящимся в приемной семье, поступа­ют в распоряжение их приемных родителей как законных пред­ставителей. Полученные суммы расходуются приемными роди­телями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семей­ным законодательством для опекунов и попечителей.

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственни­ком жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, находящимися в приемной семье, права собственности на принадлежащее им жилое по­мещение вытекает из соответствующих положений гражданс­кого и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК, ст. 3 За­кона о приватизации жилищного фонда в РФ). Передача в при­емную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего вре­мени их пребывания в приемной семье, если в жилом помеще­нии, из которого они выбыли, остались проживать другие чле­ны его семьи (ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолет­ние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны офор­мить договор передачи жилого помещения в собственность де­тям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 5 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст 2 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ).

Если дети, оставшиеся без попечения родителей и находя­щиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого по­мещения, то по окончании пребывания в приемной семье в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона "О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей" они имеют право получить вне очереди жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребен­ка возложена на органы опеки и попечительства по месту на­хождения имущества.

Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является зак­репление за ним права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения (ст. 55—57 СК), то есть приемный ребенок имеет все те права, которыми Кодекс наделяет несовершеннолетних детей. Что касается личных контактов ребенка с кровными ро­дителями и родственниками, то их поддержание возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей (п. 28 Положения о приемной семье). При возникновении споров порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемны­ми родителями определяется органами опеки и попечительства.

Порядок ма­териального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 155 СК и разделом IV Положения о приемной семье (п. 29-36). Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемным родителям на содержание каждого приемного ребенка с уче­том расходов на питание, приобретение одежды, обуви и мяг­кого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Если ребенок передается на воспитание в приемную семью на срок более одного года, то до­полнительно выделяются средства на приобретение мебели. Указанные денежные средства выплачиваются органами мест­ного самоуправления приемным родителям в течение всего срока действия договора, а при передаче ребенка на воспита­ние в приемную семью на срок до достижения им совершенно­летия — до достижения возраста восемнадцати лет.

Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка устанавливается органами мест­ного самоуправления исходя из установленных норм матери­ального обеспечения по фактически сложившимся ценам в дан­ном регионе. Причем размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка, пересчитывается еже­квартально с учетом изменения цен на товары и услуги. Де­нежные средства должны перечисляться в банковские учреж­дения на банковские счета приемных родителей ежемесячно в строго установленный срок (не позднее двадцатого числа пре­дыдущего месяца). Органы местного самоуправления в соот­ветствии с принимаемыми ими решениями могут также выде­лять денежные средства приемным семьям на отопление, ос­вещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оп­лату услуг бытового обслуживания.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной фор­ме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), сведения об израсходованных сред­ствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь и содействие в создании нормаль­ных условий жизни и воспитания ребенка, включая решение вопросов материального, жилищного и иного обеспечения (п. 2 ст. 155 СК). В частности, для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправле­ния непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образо­вательные учреждения. Приемным семьям в преимущественном порядке выделяются путевки для детей (в том числе бесплат­ные) в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отды­ха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных ро­дителей с детьми.

Как уже отмечалось, при рассмотрении вопроса о содер­жании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью размер оплаты труда приемных родителей (это одно из условий договора о передаче ребенка на воспитание в прием­ную семью) и льготы, предоставляемые приемной семье в за­висимости от количества взятых на воспитание детей, уста­навливаются законами субъектов РФ.

Орган опеки и попечительства вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, в том числе контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (формы контроля в законе не определены и выбираются органом опеки и попечительства с учетом конк­ретной ситуации).

67. В соответствии с п. 1 ст. 156 СК форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Брак, совершенный по религиозным обрядам, а также фактические брачные отношения не порождают правовых последствий. Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ органа загса в государственной регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак. Из правила о том, что порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяется российским законодательством, имеется одно исключение, предусмотренное п. 2 ст. 157 СК. Оно касается заключения браков между иностранными гражданами на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации на условиях взаимности, если вступившие в брак лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.

Ранее действовавшим законодательством к заключению браков с участием иностранных граждан (между собой или с гражданами РСФСР) на территории России предусматривалось применение только отечественного семейного права (ч. 1 ст. 161 КоБС), то есть действовал так называемый "территориальный" подход. В СК установлены принципиально иные требования к условиям заключения таких браков.

Согласно п. 2 ст. 156 СК условия заключения брака с иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака (например, при заключении брака российского гражданина с гражданином Франции в отношении российского гражданина должны соблюдаться требования ст. 12 — 15 СК, а в отношении гражданина Франции должны соблюдаться требования французского Гражданского кодекса о брачном возрасте, о согласии на вступление в брак, о препятствиях к заключению брака). Отсюда следует, что при заключении брака иностранные граждане не связаны необходимостью достижения брачного возраста в восемнадцать лет, предусмотренного ст. 12 СК, если по закону их государства допускается заключение брака в более раннем возрасте, чем в Российской Федерации (например, 15-летняя француженка и 16-летняя англичанка или австралийка может вступить в брак с гражданином Российской Федерации без получения какого-либо специального разрешения на вступление в брак). С другой стороны, для них может существовать обязанность соблюдения условий заключения брака, не предусмотренных СК, но закрепленных национальным законодательством (например, получение разрешения на брак соответствующего компетентного органа своего государства).

В том случае, когда на территории Российской Федерации заключается брак между иностранными гражданами, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.

Законом (п. 2 ст. 156 СК) предусмотрено, что при заключении брака на территории Российской Федерации наряду с применением национального законодательства лиц, вступающих в брак, относительно условий заключения брака должны также соблюдаться и требования российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 СК. Отсюда следует, что ни при каких обстоятельствах на территории Российской Федерации не допускается заключение брака между:

а) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

б) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;

в) усыновителями и усыновленными;

г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Выполнение требований ст. 14 СК для лиц, вступающих в брак на территории Российской Федерации, является обязательным. Поэтому иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федераций заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров (ст. 13 Закона об актах гражданского состояния). Лицо без гражданства представляет аналогичную справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания. Как правило, такая справка составляется на русском языке или к ней прилагается перевод текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Что касается лиц, состоявших ранее в зарегистрированном браке, то они должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака.

В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.

Важное значение имеет вопрос о том — законодательство какого государства должно применяться к условиям заключения брака лица, имеющего несколько гражданств (двойное, тройное и. т. д.). В соответствии с п. 3 ст. 1.56 СК при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств по выбору данного лица применяется законодательство одного из этих государств. Однако в том случае, когда лицо, вступающее в брак, наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, то к условиям заключения брака в отношении данного гражданина применяется законодательство Российской Федерации.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации лицом без гражданства определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (п. 4 ст. 156 СК). Таким образом, если лицо без гражданства постоянно проживает в Российской Федерации, то условия вступления в брак будут для него определяться по российскому законодательству (ст. 12—15 СК).

Статья 6 Закона о гражданстве РФ не связывает заключение брака с обязательным изменением гражданства вступающих в него лиц. Поэтому гражданин Российской Федерации при вступлении в брак с иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации, а иностранец — гражданство своего государства, тогда как в некоторых государствах действует практика обязательного принятия женой гражданства мужа.

Из содержания п. 1 ст. 157 СК следует что, браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами Российской Федерации, могут заключаться в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации. Данное положение позволяет гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом, специально не приезжать на Родину для заключения брака. Браки российских граждан регистрируются при их заключении в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть к порядку, форме и условиям заключения брака применяются ст. 10—15 СК. Последующей государственной регистрации браков, заключенных российскими гражданами, проживающими за границей, в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации, в органах загса уже не требуется. Эти браки приравниваются к бракам, заключенным на территории Российской Федерации в органах загса с соблюдением установленного законом порядка.

На территории Российской Федерации допускается заключение браков между иностранными гражданами не в российских органах загса, а в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию (п. 2 ст. 157 СК). Вместе с тем такие браки признаются действительными в Российской Федерации только на условиях взаимности. Это означает, что если по законодательству государства, граждане которого заключили на территории Российской Федерации "консульский брак", не признаются действительными браки между российскими гражданами, заключенные в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве, то и в Российской Федерации не будут признаваться действительными браки, заключенные гражданами данного государства в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях в Российской Федерации. То есть взаимность предполагает ответное признание иностранным государством браков, заключенных российскими гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве. Для признания Российской Федерацией действительности брака, заключенного на ее территории иностранными гражданами в дипломатическом представительстве или консульском учреждении необходимо также, чтобы лица, вступающие в брак, являлись гражданами одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации. Подобный подход находит закрепление в консульских конвенциях, заключаемых Российской Федерацией с другими государствами.

При заключении брака иностранными гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации, как следует из смысла п. 2 ст. 157 СК, применяется законодательство государства, гражданами которого являются вступающие в брак лица, а не законодательство Российской Федерации. То есть форма, порядок, условия заключения брака, препятствия к вступлению в брак определяются брачно-семейным законодательством государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.

Российские граждане, находящиеся на территории иностранного государства, могут заключать браки между собой не только в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации, но также и в компетентных органах этого государства (п. 1 ст. 158 СК). В компетентном органе иностранного государства может быть заключен также брак между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства. При этом форма, порядок, условия заключения такого брака будут определяться законодательством иностранного государства. Не исключено, что в таком случае форма заключения брака может отличаться от предусмотренной ст. 10 СК (то есть заключение брака в органах загса) и быть, например, религиозной формой. Поэтому брак, заключенный в религиозной форме гражданином Российской Федерации в государстве, где за таким браком признается юридическая сила (Англия, Кипр, Лихтенштейн и др.), будет действительным и на территории Российской Федерации. Что касается условий заключения брака, то они устанавливаются законодательством иностранного государства. Вполне возможно, что требования законодательства иностранного государства к условиям заключения брака при наличии иностранного элемента будут такими же, как и в ст. 156 СК, то есть условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого является будущий супруг в момент заключения брака. Тогда соответственно к будущему супругу — российскому гражданину в этом государстве буду'1' применяться положения ст. 12, 13 СК об условиях заключения брака (то есть необходимость взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение брачного возраста лицом, имеющим российское гражданство).

Для признания в Российской Федерации действительными браков российских граждан, заключенных в компетентных органах иностранных государств, необходимо не только соблюдение законодательства государства места заключения брака, но и требований ст. 14 СК, предусматривающей препятствия к вступлению в брак. То есть не допускается заключение брака: а) между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; б) между близкими родственниками; в) между усыновителями и усыновленными; г) между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. При заключении брака российскими гражданами за пределами территории Российской Федерации в компетентном органе иностранного государства с нарушением требований ст. 14 СК он не будет признаваться действительным в Российской Федерации. Других обстоятельств, препятствующих признанию в Российской Федерации действительными браков между гражданами Российской Федерации и браков граждан Российской Федерации с иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенных за пределами Российской федерации с соблюдением законодательства страны места их заключения, закон не предусматривает. Признание действительным брака, заключенного за пределами территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации между собой или с иностранными гражданами или с лицами без гражданства, означает, что он имеет такую же юридическую силу (создает права и обязанности супругов), как и брак, заключенный в органах загса на территории Российской Федерации.

Таким образом, заключенные российскими гражданами в компетентных органах иностранных государств браки признаются действительными в Российской Федерации при условии соблюдения законодательства государства места заключения брака и отсутствии предусмотренных ст. 14 СК обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, согласно п. 2 ст. 158 СК признаются действительными в Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок. Отсюда следует, что в Российской Федерации признаются действительными даже такие браки между иностранными Гражданами, заключение которых в Российской Федерации было бы невозможным из-за наличия препятствий, установленных ст. 14 СК (например, полигамные браки). Это связано с тем, что главенствующим здесь признаны не положения СК, а соответствующие правовые нормы государства, на территории которого заключен брак между иностранцами. Следует отметить, что данное положение действовало и в прежнем законодательстве (ч. 3 ст. 162 КоБС).

Отмена Семейным кодексом "территориального" подхода к заключению браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и введение принципиально нового способа определения условий вступления в такие браки (на основании законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак) не могло не отразиться и на основаниях признания их недействительными. В настоящее время в соответствии со ст. 159 СК основания недействительности брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами, следуют из требований того законодательства, которое применялось при заключении брака, то есть содержание ст. 159 СК взаимосвязано с требованиями ст. 156 и 158 СК о форме, порядке и условиях заключения брака. Поэтому при признании недействительным брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами (включая браки между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами или лицами без гражданства), могут применяться нормы как российского, так и иностранного семейного законодательства. Вопрос об этом решается не произвольно, а в строгой зависимости от того — законодательство какого именно государства (Российской Федерации или другой страны) было применено при заключении брака. Обязательным для лиц, вступающих в брак, на территории Российской Федерации или для российских граждан, заключающих брак за пределами территории Российской Федерации, будет являться соблюдение требований ст. 14 СК об обстоятельствах, препятствующих заключению брака. Так, если брак заключен на территории Российской Федерации между гражданкой Российской Федерации и иностранным гражданином, то основаниями признания его недействительным будут нарушения норм законодательства, применявшегося согласно ст. 156 СК при его заключении. В частности, форма и порядок заключения этого брака, условия заключения брака российской гражданкой, а также препятствия к вступлению в брак, как для российской гражданки, так и для иностранного гражданина, будут определяться российским законодательством. Следовательно, по российскому семейному законодательству (ст. 27—30 СК) следует определять и основания, порядок признания данного брака недействительным, а также круг лиц, имеющих право требовать признания этого брака недействительным, и правовые последствия недействительности брака. Кроме того, в связи с тем, что условия заключения брака для иностранного гражданина определятся законодательством его государства, этот брак может быть признан недействительным по основанию нарушения норм иностранного законодательства об условиях вступления в брак. Как видим, основания признания брака недействительным могут регулироваться разным законодательством. В каждом конкретном случае вопрос о действительности или недействительности брака решается в соответствии с тем законодательством, которое применялось при заключении этого брака.

Такой же, как в ст. 159 СК, способ определения права, подлежащего применению в отношении недействительности брака, предусмотрен и п. 1 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. По делам о признании брака недействительным применяется законодательство государства — члена СНГ, в соответствии с которым определялись форма, порядок, условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак. Конвенцией также установлено, что по делам данной категории (о признании брака недействительным) компетентны учреждения государства, чье законодательство подлежит применению (п. 6 ст. 27 и п. 2 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Поэтому решения судов государств — членов СНГ о недействительности браков признаются на территории Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 52 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам основания к отказу в их признании.

Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака иностранных граждан между собой на территории РФ производится в соответствии с российским законодательством (п. 1 ст. 160 СК). То есть в соответствии с требованиями Семейного кодекса (ст. 16—26) решаются все вопросы, связанные с расторжением брака: административный (то есть в органах загса) или судебный порядок расторжения брака, основания расторжения брака в суде или в органах загса, бракоразводная процедура, момент прекращения брака. Что касается раздела общего имущества супругов, алиментных обязательств супругов, права супруга на сохранение фамилии, избранной при заключении брака в качестве общей, то эти вопросы решаются по правилам ст. 161 СК, которой установлено, что права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства — законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Для иностранных граждан или лиц без гражданства, расторгающих брак, в России не предусмотрено каких-либо исключений. Аналогичное правило существовало и прежде (ч. 1 ст. 163 КоБС).

Таким образом, брак граждан Российской Федерации с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брак иностранных граждан между собой, может быть расторгнут на территории Российской Федерации в органе загса (ст. 19 СК) при наличии соответствующих оснований или в суде (ст. 21—23 СК). Возможность признания произведенного в Российской Федерации расторжения брака в соответствии с законодательством Российской Федерации за границей (например, расторжение брака между иностранными гражданами) определяется законодательством государства, гражданами которого 'являются лица, расторгшие брак. Конечно, прежде всего, это касается иностранных граждан, так как развод (а значит, и прекращение брака) может быть не признан действительным в их стране на основании национального законодательства, тем более, если отсутствует соответствующий международный договор. А в Российской Федерации такой брак считается прекращенным со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, включая возможность вступления в новый брак.

Семейным кодексом (п. 2 ст. 160) не изменена и ранее действовавшая норма (ч. 5 ст. 163 КоБС), в соответствии с которой гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом, независимо от его гражданства (иностранный гражданин или гражданин Российской Федерации), в суде Российской Федерации. Вопрос о территориальной подсудности иска гражданина Российской Федерации о расторжении брака должен решаться в соответствии с нормами ГПК. Правило п. 2 ст. 160 СК направлено на защиту прав граждан Российской Федерации в тех случаях, когда брачно-семейное законодательство страны проживания предусматривает сложную процедуру расторжения брака или вообще не допускает развода. Суд Российской Федерации вправе рассмотреть иск гражданина Российской Федерации, проживающего за пределами территории Российской Федерации, о расторжении брака и при отсутствии другого супруга в случае неявки его в судебное заседание, если он надлежаще был извещен о времени и месте судебного разбирательства (ст. 157, 213 ГПК). Однако следует иметь в виду, что расторжение брака в суде Российской Федерации может быть не признано действительным (то есть прекращающим брак) в государстве, в котором проживают супруги.

В тех случаях, когда по законодательству Российской Федерации допускается расторжение брака в органах загса (при отсутствии общих несовершеннолетних детей и взаимном согласии супругов на развод и др. основаниям — ст. 19 СК), брак российских граждан, проживающих за границей, может быть расторгнут в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации (п. 2 ст. 160 СК). Указанными органами и производится государственная регистрация расторжения брака (ст. 5 Закона об актах гражданского состояния). Причем дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей в отличие от регистрации заключения брака (п. 1 ст. 157 СК) могут расторгать браки российских граждан и с супругами, являющимися иностранными гражданами.

Гражданин Российской Федерации вправе расторгнуть брак со своим супругом, являющимся как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином или лицом без гражданства за пределами Российской Федерации в компетентном органе иностранного государства (п. 3 ст. 160 СК в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ). Расторжение брака за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака (суд или иное учреждение), и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации. Таким образом, закон не предусматривает препятствий гражданам Российской Федерации (независимо от того, состоят ли они в браке с гражданами Российской Федерации или с иностранными гражданами или лицами без гражданства) для расторжения брака за границей в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ч. 2 и 3 ст. 163 КоБС), Кодекс не требует обязательного проживания одного из супругов (при расторжении брака гражданина Российской Федерации с иностранным гражданином или с лицом без гражданства) или обоих супругов (при расторжении брака между гражданами Российской Федерации) за пределами территории России, что связано с закреплением в федеральном законодательстве свободы как выезда, так и въезда граждан Российской Федерации на территорию России (п. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

В Российской Федерации признается действительным расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории России с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащего применению права (п. 4 ст. 160 СК). Данная норма не является новой, так как действовала и прежде (ч. 4 ст. 163 КоБС). Она означает, что решение иностранного суда (или другого органа) о расторжении брака приравнивается по юридической силе к соответствующему решению суда Российской Федерации.

В международных договорах Российской Федерации могут иначе, чем в ст. 160 СК, решаться некоторые вопросы расторжения брака. Так, на территории государств — членов СНГ при расторжении брака применяется законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи соответствующего заявления. В том случае, если супруги являются гражданами разных государств, то применяется законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака (ст. 28 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

По делам о расторжении брака компетентны учреждения того государства СНГ, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления. Однако допускается расторжение брака учреждениями и другого государства СНГ, если на его территории проживают оба супруга. При расторжении брака между супругами, проживающими на территории разных стран, по договоренности между ними брак может быть расторгнут в учреждении любого из государств СНГ по месту их проживания (п. 1—2 ст. 29 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Расторжение брака не связано с обязательным изменением гражданства бывших супругов (ст. 6 Закона о гражданстве РФ).

70. Законодательство, применяемое к регулированию личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента, определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 161 СК. Правило о праве, подлежащем применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, установленное п. 1 ст. 161 СК, основано на "территориальном подходе" и состоит в том, что права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства (то есть гражданство супругов во внимание не принимается). Такой подход к выбору законодательства обусловлен тесной связью супругов с правовой системой государства по месту их совместного проживания. Отсюда следует, что к личным неимущественным и имущественным отношениям, например, супругов — иностранных граждан, проживающих совместно в г. Санкт-Петербурге, будет применяться российское законодательство (ст. 31—46, 89—92 СК). Если же на момент рассмотрения вопроса о праве, подлежащем применению, совместное место жительства у супругов отсутствует, то их отношения регулируются законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. В том случае, если супруги никогда не проживали совместно ни в прошлом, ни в настоящем, то их личные неимущественные и имущественные права и обязанности определяются на территории РФ российским законодательством.

При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, вправе самостоятельно избирать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или соглашению об уплате алиментов (п. 2 ст. 161 СК). При этом в зависимости от желания супругов может применяться как законодательство РФ, так и законодательство другого государства, причем супруги вправе избрать законодательство той страны, с которой ни один из них не имеет никакой правовой связи (если супруги считают, например, это законодательство наиболее подходящим для себя). Данная норма является новеллой Семейного кодекса и имеет прогрессивный характер. Ее введение в семейное законодательство связано как с необходимостью определения порядка урегулирования имущественных отношений между супругами, являющимися гражданами разных государств, так и с тенденцией расширения договорных начал в сфере имущественных отношений между супругами в целом. Однако следует иметь в виду, что право выбора законодательства, подлежащего применению к брачному договору или соглашению об уплате алиментов, п. 2 ст. 161 СК предоставлено не всем супругам, а только тем, которые не имеют общего гражданства или совместного места жительства. Брачные договоры и соглашения об уплате алиментов друг другу супругов, имеющих общее гражданство или совместное место жительства, регулируются по правилам п. 1 ст. 161 СК.

При выборе законодательства супруги не связаны в принципе какими-либо ограничениями. Однако, если российским судом при разрешении конкретного имущественного спора между супругами будет установлено, что избранные ими для применения к брачному договору или соглашению об уплате алиментов на супруга нормы иностранного законодательства противоречат основам правопорядка Российской Федерации, то в этом случае нормы иностранного семейного права не применяются к разрешению спора (ст. 167 СК).

Выбор супругами законодательства осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 161 СК при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу. Данный вопрос решается в соответствующем пункте брачного договора или соглашения об уплате алиментов. В Семейном кодексе (п. 2 ст. 161 СК) речь идет о выборе супругами законодательства только к правам и обязанностям по брачному договору или соглашению об уплате алиментов, то есть к имущественным отношениям. Право выбора законодательства к регулированию личных неимущественных отношений СК супругам, не имеющим общего гражданства или совместного места жительства, не предоставлено.

Если супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, не избрали применимое законодательство, то к их брачному договору или соглашению об уплате алиментов применяется законодательство, определяемое по правилам п. 1 ст. 161 СК (то есть по правилам, которые применяются для определения законодательства, регулирующего личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов).

Статья 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и· уголовным делам определяет законодательство, подлежащее применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, являющихся гражданами разных стран СНГ. Так, если супруги имеют совместное место жительства на территории одного из государств — членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются законодательством этой страны.

В том случае, когда супруги проживают в разных государствах — членах СНГ, но имеют общее гражданство, к их правоотношениям применяется законодательство страны, гражданами которой они являются. Если же супруги не имеют ни общего гражданства, ни совместного места жительства, то их

личные и имущественные правоотношения регулируются законодательством страны — члена СНГ, в которой они имели последнее совместное место жительства (п. 3 ст. 27 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам)., В случае, когда супруги, являющиеся гражданами разных государств — членов СНГ и проживающие на территориях различных государств, не имели никогда совместного места жительства на территориях государств — членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству государства, учреждение которого рассматривает дело (п. 4 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

В то же,время правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству только того государства — члена СНГ, на территории которого находится это имущество (п. 5 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.