Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и причины трудовых споров




Трудовые споры - поступившие в соответствии с законом на разрешение юрисдикционного органа неурегулированные разногласия работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в социально-партнерском либо индивидуальном порядке новых условий труда.
В литературе по трудовому праву существуют и другие определения трудового спорта. Например, трудовые споры - это разногласия, возникающие между работниками и работодателем в связи с применением законодательства о труде и социальном страховании, коллективных и трудовых договоров, установлением и изменением условий труда работников и разрешаемые в установленном законом порядке.
В ТК РФ не содержится общего определения трудовых споров: там даются только определения индивидуального (ст. 381) и коллективного (ст. 398) трудовых споров.
Динамика возникновения трудового спора:
1) трудовое правонарушение (действительное или таковое лишь по мнению правомочного субъекта);
2) различная его оценка субъектами правоотношения - разногласие;
3) попытка урегулировать это разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах;4) обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган - трудовой спор.
Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения в случаях, если субъект трудового права обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социальноэкономические условия труда.
Причины трудовых споров - это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. В частности, причинами трудовых споров могут являться незнание или неправильное применение трудового законодательства как отдельными работодателями, так и многими работниками.
Причины трудовых споров надо отличать от условий - обстоятельств, которые способствуют возникновению большого количества споров по одним и тем же вопросам или обострению возникшего спора. Такие обстоятельства (условия) трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, но без причин сами обстоятельства трудового спора не вызывают.
Условия трудовых споров могут быть двух видов:
1) производственного характера (отражают недостатки в организации труда и работы на конкретном производстве, в данной отрасли);
2) правового характера (связаны с организацией правотворчества - пробелы в законодательстве и т.п.).
Виды трудовых споров. В современной отечественной науке трудового права существует несколько классификаций трудовых споров. Так, одни авторы считают, что они подразделяются на виды по двум основаниям (признакам):
- по субъектам (сторонам спора) - индивидуальные и коллективные споры;
- по содержанию - споры об установлении условий труда и споры о применении установленных условий труда.
Другие специалисты в области трудового права классифицируют трудовые споры по трем основаниям:
- по спорящему субъекту - индивидуальные и коллективные;
- по характеру спора - споры о применении норм трудового законодательства и споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством (например, об установлении работнику в локальном порядке нового тарифного разряда);- по виду спорного правоотношения - споры из трудовых правоотношений, по возмещению материального ущерба сторонами трудового договора и т.д.
По предмету спора трудовые споры подразделяются на две группы: споры о праве (конфликты права) и споры об интересах (конфликты интересов).



5. Органы и порядок рассмотрения и разрешения индивидуаль­ных трудовых споров.

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры, – это тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.

Компетенция органа – это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т.д.).

Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии подведомственности трудовых споров определенному органу. Подведомственность – это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда) и правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);

4) новая появившаяся по специальным законам альтернативная подведомственность по выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);

5) коллективные трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для двух категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом.

Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудебного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК):

– по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда в связи с нарушением его права трудиться, либо о выплате разницы за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

– споры рабочих и служащих тех предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются (например, споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры домашних работниц, работников, работающих у работодателя – физического лица, работников религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде.

Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в суде решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.

Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако федеральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает трудовые споры, если к нему обратился со спором государственный служащий, а также споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного взыскания. Все трудовые споры государственных служащих рассматривает вышестоящая администрация или суд по их выбору.

Споры судей согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №30) рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а о прекращении полномочий судьи – Верховный Суд РФ. Споры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. “О прокуратуре РФ” Генеральный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмотрения их споров вышестоящими органами все эти категории работников не лишены права обратиться к судебной защите.

Поскольку Трудовой кодекс не выделил подведомственность исковых индивидуальных споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то у них подведомственность общая, начиная с КТС, т.е. теперь установлена единая подведомственность и индивидуальных исковых, и неисковых споров.

Действия государственных инспекций (санитарной и др.) обжалуются в их вышестоящий орган или суд, а о наложении штрафа – в суд по месту жительства.

Подведомственность коллективных трудовых споров – единая по всем спорам (как о применении трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и быта работников) – определена Законом о коллективных трудовых спорах. Для урегулирования возникающих в ходе коллективных переговоров разногласий стороны используют примирительные процедуры, установленные Законом о коллективных трудовых спорах. Следовательно, для всех видов коллективных трудовых споров подведомственность единая, начиная с примирительной комиссии как обязательного первого этапа их рассмотрения.





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  2. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  5. II. Возврат причины и следствия на их законные места
  6. V Понятие звуковой культуры речи, причины неправильного произношения у детей.
  7. V3: Понятие, предмет, система, источники и принципы экологического права
  8. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие, признаки и основания возникновения
  9. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  10. Административно-правовые отношения понятие, особенности и виды.
  11. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
  12. Административное принуждение: понятие, виды, характеристика.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.235.48
Генерация страницы за: 0.006 сек.