Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм действия переходного права 4 страница




Переходной можно считать правовую систему, обеспечивающую смену типа общественных отношений и характеризующуюся нестабильностью, структурной неполнотой и кризисом легитимности и механизма действия.

Возникновение переходной ситуации свидетельствует о том, что противоречия в правовой сфере не могут быть разрешены в рамках существующего общественно-политического строя. Противоречия переходной правовой системы существенно отличаются от противоречий стабильной правовой системы. Прежде всего тем, что имеющиеся различия достигают положения несовместимости и острого конфликта, которые можно преодолеть только качественной сменой типа правовой системы.

К внешним противоречиям правовой системы в переходный период можно отнести рассогласованность государства и правовой системы; несоответствие последней объективным потребностям общественного развития и реально складывающимся общественным отношениям нового типа; несоответствие правовой системы другим формам социальной регуляции – государственной идеологии, морали, нравственности, противоречия между правовой системой и привычными, сложившимися стереотипами сознания и поведения субъектов, их привычками и традициями. К внутренним противоречиям – существенный разрыв между наличным и потенциально возможным, целевым состояниями переходной правовой системы, противоречивые тенденции ее развития: организованность и дезорганизация, централизация и децентрализация и др.; несоответствие между поведением правовой системы в целом и поведением ее отдельных подсистем (компонентов).

С социальной точки зрения, правовую систему переходного периода нельзя отнести к самостоятельному типу правовых систем, ибо она не отражает качественно определенного социального содержания. Поскольку в переходный период несколько экономических укладов претендуют на место доминирующего и на протяжении всего перехода используются попеременно и/или в смешанном сочетании, постольку данная разнородная экономическая основа также не способна породить типологически однородную, качественно определенную правовую систему.

Обладая единой сущностью, правовая система в продолжение всего переходного периода не имеет типологической определенности, что не позволяет отнести ее к самостоятельному типу правовых систем. В переходный период действует одна, типологически не завершенная, несбалансированная, нестабильная правовая система, юридически обеспечивающая коренные общественные преобразования в соответствии с новой целевой ориентацией.

5. О стадиальности переходного периода в правовой сфере. Нестабильность, разбалансированность и противоречивость переходной правовой системы требуют парадоксальной тактики правовых реформ – не ускорения, а убавления их скорости. Создание правовой государственности требует постепенности проведения правовой реформы, последовательности решения задач переходного периода, удержания темпов переходных правовых преобразований под контролем государственной власти. На это обращает внимание интерес самосохранения правовой системы в переходный период.

Кардинальные структурные изменения общественной жизни, свойственные переходному периоду, приводят к дисбалансу временных характеристик преобразования различных частей социума: в одних частях возрастает скорость протекания общественных процессов, в других наблюдается замедление. В целом очередность преобразования разных сфер жизни общества в соответствии с эволюционной формой перехода может быть представлена такой схемой: сначала преобразования готовятся в политической сфере, но ограничиваются рамками идеологии, затем готовятся юридические средства реформирования общества, после чего поэтапно проводятся социально ориентированные экономические преобразования и лишь затем осуществляется перестройка политического строя и происходят другие необходимые социальные изменения. Преобразование культуры общества вообще хронологически выходит за пределы переходного периода, ибо ломка общественного сознания требует наиболее продолжительного времени.

Переходный период можно признать завершенным лишь при достижении целей перехода и установлении соответствующего типологического качества правовой системы, а оконченным – при прерывании или прекращении транзита до достижения целевого результата.

Самому переходному периоду в правовой сфере присущ собственный генезис. Каждый из таких этапов отличается своим набором преобразований, которые для него своевременны и/или характерны. Критериями периодизации переходного состояния правовой системы могут быть: 1) приоритеты воздействия правовой системы на общественную жизнь; 2) степень структурной полноты правовой системы в сопоставлении с ее новым типологическим эталоном; 3) разнотемповость преобразования разных компонентов правовой системы.

Первоначальный этап эволюционного перехода правовой системы в новое качество характеризуется:

– обострением кризиса правовой системы, отягощенного эксцессами правового радикализма;

– эйфорией преобразовательной деятельности в правосознании субъектов права;

– высоким уровнем правовой преемственности, выражающейся в сохранении прежних нормативно-правовых актов и стремлении их совершенствования без отмены;

– разнотемповостью изменений различных компонентов правовой системы;

– декларативностью правового регулирования;

– относительно короткой продолжительностью в сравнении с последующими этапами перехода.

Второй этап переходного состояния правовой системы можно считать «конституционным». Главным формальным признаком для выделения этого этапа можно считать принятие конституции, содержащей гарантии необратимости переходного процесса. Данное событие не может быть начальным для второго этапа изменения правовой системы, т.к. разработка текста конституции требует весьма продолжительной подготовительной работы. С принятием конституции нельзя связывать и момент завершения второго этапа переходных преобразований, ибо импульс, данный Основным законом, должен еще отразиться в текущем законодательстве и в устойчивых правоотношениях.

На третьем, заключительном, этапе переходного развития правовая система обладает более организованной структурой, чем на двух предыдущих переходных ступенях. Ее новое состояние характеризуется первичной сформированностью, развитой, но еще не завершенной типологической сущностью нового порядка. Организованность преобладает во всех компонентах правовой системы, включая массовое правосознание. На этом этапе качественно новые атрибуты правовой системы проходят стадию укрепления, обретения стабильности. В итоге новая сущность правовой системы принимает законченные черты и в этом смысле полностью созревает.

6. О правотворчестве в переходный период. Важной особенностью правотворческой деятельности в переходный период выступает закономерный приоритет писаного права; преобладающее значение получает правоустановительная деятельность государства. Наряду с опережающим правотворчеством в переходный период получает широкое распространение делегированное правотворчество. Значительной проблемой правотворчества в переходный период становится корпоративизация процесса принятия правовых решений, что вызвано глубокой дифференциацией переходного общества.

В условиях переходного периода проявляется не только тесная взаимосвязь права с другими социальными регуляторами, но нередко и прямое слияние с ними (синкретизм социальных норм). В переходный период значительно возрастает значение закона в системе источников права. Также существенно возрастает роль договорного регулирования, а нормативные договоры стремительно входят в арсенал большинства отраслей права.

По мере углубления преобразовательных процессов происходит упрощение позитивного права, устранение многочисленности и запутанности источников права. Можно предположить, что наблюдаемая на первоначальном этапе переходного периода чрезмерная дифференциация источников права не носит закономерного характера, а является результатом волюнтаризма субъектов правотворчества и огульного заимствования сегментов зарубежного правового опыта.

Принимая кодексы в самом начале переходных преобразований, законодатели нарушают логику кодификационного процесса: сначала нужно наработать первичную нормативно-правовую практику правового регулирования данной группы отношений, а потом осуществлять ее совершенствование. Кодификации должно подвергаться стабильное, апробированное и разветвленное законодательство.

7. О механизме самоорганизации правовой системы в переходный период. Правовая реальность представляет собой не столько управляемую сверху, сколько самоорганизующуюся систему. Для обеспечения высокой устойчивости необходима такая авторегуляция в системе, которая соответствовала бы иррегулярному характеру общественной жизни. Поэтому правовая система, поддерживающая устойчивость в весьма широком диапазоне внешних условий, в переходный период с необходимостью должна быть организована вероятностным образом. Эта закономерность проявляется в преобладании диспозитивного правового регулирования в переходный период.

В механизм самоорганизации правовой системы входят традиции ее духовно-культурной основы, потенциальность, нормативность, системообразующие связи, коллизионные нормы и длительность существования.

Для правовой системы в переходный период непрерывное обновление становится необходимым. Правовая система как совокупное целое подчиняет себе все явления и процессы правовой действительности и создает из них недостающие ей элементы. Отсюда вытекает самодостраивающийся характер этой системы.

8. О правосознании переходного общества. Правовое сознание переходного общества отличается фрагментарностью, противоречивостью и радикальностью. Правосознание наряду с динамизмом обладает и устойчивостью, сопротивляемостью новым идеям и принципам. Правовое сознание – явление не только относительно самостоятельное по отношению к многочисленным внешним условиям, но во многом неизменное на протяжении значительных отрезков времени. Концептуально важно обратить внимание на то, что правосознание есть духовная составляющая правовой системы, обеспечивающая устойчивость последней даже при значительном динамизме развития. Нередко обыденное правовое сознание отличается более высокой правовой культурой, чем правосознание реформаторских сил и государственного аппарата.

Типы изменения правового сознания общества зависят от направленности перехода. Либеральная модель переходных преобразований приводит к несоответствию уровня правовой деятельности уровню развития правового сознания. Для российского транзита либеральная модель правового реформирования таит угрозу общественной, национальной и государственной безопасности.

9. О системе права переходного периода. В переходный период в пользу существования системы права свидетельствуют: а) единые цели и принципы правового регулирования; б) общая юридическая терминология; в) критерии обособления отраслей, подотраслей, институтов и норм права; г) иерархия источников права; д) внутрисистемные связи между отраслями права и иными элементами системы права; е) осуществление правотворческого процесса в соответствии с имеющейся системой права.

Основными тенденциями развития системы права в переходный период являются дифференциация нормативного материала; опережающее обновление материальных отраслей права в сравнении с процессуальными; размывание грани между частным и публичным правом; необходимость всемерного развития отрасли права социального обеспечения, в особенности на начальных этапах реформ.

10. О механизме действия переходного права. Переходное состояние общества не может состоять исключительно из фактических отношений, из которых не складываются права и обязанности. Правовое регулирование в условиях перехода встречает массу препятствий и испытывает серьезные сбои, но этим не отрицается возможность существования правоотношений в переходный период. Стереотипы правового сознания и поведения значительной массы субъектов права и необходимость частичного сохранения прежнего нормативно-правового массива подтверждают этот факт.

Правопорядок в переходный период представляет собой реально достижимый устойчивый компромисс относительно организованности общественной жизни и путей дальнейшего правового развития. Он не исключает острых противоречий и юридических конфликтов в рамках конкретных правоотношений. Но постепенное вытеснение отживших общественных отношений и воспроизводство регулярных правовых связей свидетельствуют о непрерывном правовом регулировании.

Механизм действия права в переходный период непосредственно не порождает новых общественных отношений, а создает лишь условия (юридическую возможность) появления тех или иных отношений. Опережение правом общественного развития весьма ограничено зрелостью условий новых общественных отношений и существующим уровнем правового развития общества. Правовое воздействие на переходные общественные отношения должно быть не столько инновационным, сколько системообразующим.

11. О духовном приоритете правовой реформы. В целях выработки прогноза развития отечественной правовой системы следует обращать внимание на ее духовно-культурную основу. Эта основа содержит многовековые морально-нравственные устои (прежде всего идеал справедливости, приоритет общесоциальных интересов, коллективизм, взаимопомощь, уважение к государству, тесную связь права с религией). По этой причине российскую правовую систему невозможно строго относить к романо-германской правовой семье. Отечественная правовая система остается уникальной в своей самобытности. Воспроизведение духовно-культурных традиций правовой системы, как сущностных норм юридической деятельности, может рассматриваться как условие воспроизводства самой правовой системы с точки зрения ее природы и содержания. Духовная основа правовой системы обусловливает понимание права не в узкой трактовке юридического позитивизма, а как сложный, социокультурный феномен. Именно в духовно-культурной основе российской правовой системы заключены ресурсы успешного реформирования как ее самой, так и общества в целом. Построение правового общества и правового государства в России видится нам на путях всемерного учета традиций отечественной правовой культуры, не отрицания, а, наоборот, упрочения самобытной духовно-сущностной константы российской правовой системы. Эта концептуальная идея может быть положена в основу стратегии российских реформ.

 


 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ 2

I. Нормативно-правовая литература

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 3) от 26.11.01 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552.

2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20.12.2001г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (Ч. 1). Ст. 1.

4.Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. 458 с.

5.Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997. 578 с.

6.Конституции зарубежных стран: Сборник. М., 2000. 365 с.

7.Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 2000. 183 с.

8.Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.

9.Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610.

10. Новые Конституции стран СНГ и Балтии: Сб. документов. М., 1997. 666 с.

11. Об акционерном обществе: Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.

12. Об арбитражных судах: Закон Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589.

13. Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. // Российская газета. 1996. 2 дек.

14. Об основных положениях программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.: Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1478.

15. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 6 октября 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 42. Ст. 184.

16. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 1. Ст. 617.

17. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 23 июня 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2871.

18. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 6. Ст. 436.

19. О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 33. Ст. 3356.

20. Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852.

21. Общеправовой классификатор отраслей законодательства: Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 46.

22. Общеправовой классификатор правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 12. Ст. 1200.

23. О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 501.

24. О государственном совете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 36. Ст. 3633.

25. О государственном флаге Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. № 51. Ст. 4928.

26. О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР: Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 237.

27. О классификаторе правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 12. Ст. 1260.

28. О Конституционном Суде: Закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1497.

29. О концепции судебной реформы: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

30. О концепции национальной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.

31. О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма: Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 43. Ст. 1127.

32. О народных художественных промыслах: Федеральный закон от 6 января 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2. Ст. 234.

33. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. // Вестник Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1995. № 32.

34. О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой: Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. // Российская газета. 1994. № 112. 16 июня.

35. О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5536.

36. Об общественных объединениях: Закон Российской Федерации от 19 мая 1995г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

37. О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 7. Ст. 509.

38. О правительстве: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

39. О правовом обеспечении экономической реформы: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1456.

40. О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст. 3915.

41. О проведении в Магаданской области эксперимента по отработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию районов Севера // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5746.

42. О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 28. Ст. 2642.

43. О стабилизации конституционного строя в Российской Федерации: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 12 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 51. Ст. 3016.

44. О суде: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 ноября 1917 г. // Собрание узаконений. 1917. № 4. Ст. 50.

45. О тексте Государственного гимна Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 1 (ч. 2). Ст. 70.

46. О физической культуре и спорте: Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2206.

47. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1992 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента РСФСР Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР от 14 декабря 1991 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6. С. 22-25.

48. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 1993г. по делу о проверке конституционности закона РСФСР от 24 октября 1991 г. Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 29. Ст. 1101.

49. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края от 19 марта 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 109.

50. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. М., 2000. 790 с.

51. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

52. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.

53. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. (Ч. 1). Ст. 4921.

 

II. Специальная литература

На русском языке

1.Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация //Вопросы философии. 1985. № 11. С. 71-81.

2.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. 512 с.

3.Аверьянов А.Н. Системообразующие факторы //Философские науки. 1981. № 6. С. 49-56.

4.Адилкариев Х. Судебная практика как источник нормотворчества //Советская юстиция. 1989. № 23. С. 14-15.

5.Айзенштат Я. От тоталитарного государства к правовому. М., 1993. 199 с.

6.Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современной эпохи. М., 2000. 256 с.

7.Алюшин А. Перерывы правовой постепенности в традиции российской государственности // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995-1996. № 4-1. С. 112-117.

8.Арато Э. Создание Конституции: венгерский эндшпиль //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. № 1. С. 2-6.

9.Арнольд В.И. Теория катастроф. М., 1990. 128 с.

10. Артемов В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования. Новосибирск, 1987. 240 с.

11. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. 368 с.

12. Афанасьев B.C. Правовое государство: проблемы формирования. М., 1996. 303 с.

13. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на границе двух веков). Саратов, 2001. 414 с.

14. Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999. 170 с.

15. Барциц И.Н. Правовое пространство России: современное состояние и перспективы развития //Правоведение. 1999. № 3. С. 54-67.

16. Барциц И.Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития //Журнал российского права. 2000. № 5-6. С. 103-114.

17. Бачило И.Л. Структура российского законодательства нуждается в совершенствовании //Журнал российского права. 1997. № 3. С. 3-14.

18. Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве //Журнал российского права. 2000. № 8. С. 84-92.

19. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права //Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 1999. № 4. С. 3-13.

20. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1981. 245 с.

21. Бернэм У., Решетникова И.В., Ярков В.В. Судебная реформа: проблема гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1996. 219 с.

22. Бляхман Б.Я. Правовое поле: сущностная характеристика и пределы возможного //Первые кузбасские чтения. Кемерово, 2000. С. 188-190.

23. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства //Государство и право. 1998. № 2. С. 22-27.

24. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. 164 с.

25. Богатуров А.Д. Современные теории стабильности и международные отношения. М., 1996. 246 с.

26. Болва Н.В. Криминальное государство: реальность или перспектива? //Юридическая наука Сибири. Кемерово, 1997. С. 105-109.

27. Бондарь Н.С. Собственность-свобода-право. Ростов-на-Дону, 1995. 233 с.

28. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992. 320 с.

29. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. 319 с.

30. Варламова Н.В., Пахоленко Н.Б. Между единогласием и волей большинства (политико-правовые аспекты консенсуса). М., 1997. 66 с.

31. Варламова Н.В. Конституционный процесс в России (1990-1993 гг.). М., 1998. 156 с.

32. Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 1. С. 90-93.

33. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1913. С. 177.

34. Васьковский Е.В. Учение о толковании и применении гражданских законов. М., 1901. 210 с.

35. Вегер В. Право и государство переходного времени. М., 1924. 254 с.

36. Виноградов В.Д. О факторах политической стабильности общества //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып. 2. 1994. С. 65-72.

37. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984. 99 с.

38. Волженкин Б.В. Новый Уголовный кодекс Республики Казахстан //Правоведение. 1999. № 1. С. 142-150.

39. Вольманн Г. Чем объяснить стабильность политического и экономического развития Федеративной Республики Германии? //Государство и право. 1991. № 11. С. 128-134.

40. Гарлицкий Л.Л. Польский Конституционный Трибунал и социальные права //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 1. С. 157-161.

41. Герасименко А.П. Юридические и идеологические правовые системы. М., 1996. 149 с.

42. Гладышев В.В. Испанский закон о политической реформе и проблема перехода к демократии //Конституционное совещание. Информационный бюллетень. 1993. № 3. С. 43-45.

43. Годелье М. Переходные эпохи в сравнительной ретроспективе //Переходные процессы. Проблемы СНГ. М., 1994. С. 4-18.

44. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России //Социс. 1998. № 10. С. 71-79.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.