Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация судебной власти




 

В соответствии с Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ от 31 декабря 1996 г. к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды (это — суды общей юрисдикции), а также Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации (это система арбитражных судов). К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Однако вся судебная система РФ представляет собой определенное единство.

Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1) она устанавливается только федеральными конституционными законами; 2) существует единый статус судей на всей территории РФ; 3) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, а также законодательство субъектов Федерации при условии верховенства федерального права; 4) все суды, включая мировых судей, действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории России; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ — из их бюджетов). Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются и упраздняются в соответствии с Конституцией РФ, другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральным законом1.

Единство судебной системы и разновидности судов в РФ. При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов.

1. Суды конституционной юстиции. Это: Конституционный Суд РФ, предусмотренный Конституцией РФ и действующий в соответствии с Федеральным конституционным законом 1994 г., а также конституционные и уставные суды субъектов Федерации. Первые действуют в республиках, имеющих конституции, вторые — в других субъектах Федерации (некоторые субъекты РФ не создали уставные суды). Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов Федерации о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако они могут касаться толкования федеральной конституции (во многих конституциях и уставах субъектов содержатся сходные, и это естественно, формулировки с Конституцией РФ). Кроме того, решения конституционных, уставных судов могут касаться вопросов совместной компетенции Федерации и субъектов. В связи с этим могут встать вопросы о роли Конституционного Суда РФ в отношениях с конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции. Это — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения (например, в Москве), военные суды (в гарнизонах, военных соединениях). Судьи (в том числе судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции (по жалобе стороны, протесту прокурора и др.). Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ. Это — высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Во-первых, Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции (например, по жалобам судей на решения квалификационных коллегий об отрешении от должности, рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ, жалобы кандидатов на выборах в Государственную Думу и на должность Президента РФ на нарушение их избирательных прав и др.). Во-вторых, в установленных законом процессуальных (а не иных) формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов (речь идет не о командовании ими, а о пересмотре дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам). В-третьих, он дает разъяснения по вопросам судебной практики (они теперь не называются руководящими, но суды следуют им в том числе и по причине высокого авторитета Верховного Суда).

Верховный Суд действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий (по гражданским делам, уголовным делам и военная коллегия). Пленум — весь состав Верховного Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участвуют Генеральный прокурор, министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов Федерации, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

В состав Президиума Верховного Суда входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ (кандидатуры судей предлагаются Председателем Верховного Суда). Президиум Верховного Суда рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда.

Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику. Военная коллегия ведает военными судами. Председатель военной коллегии обладает более обширными полномочиями по сравнению с председателями других коллегий. Некоторые вопросы организационного характера он решает единолично. Он вправе истребовать дела для проверки в порядке надзора, приостанавливать решения военного суда, передавать дела из одного военного суда в другой.

Военные суды — разновидность судов общей юрисдикции, они входят в их систему; Военные суды создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица,' проходящие военные сборы. Существуют окружные (военных округов), флотские (флотов) и гарнизонные военные суды. В окружном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела — в составе коллегии трех судей либо судьями с участием присяжных или народных заседателей. Окружной (флотский) суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции единолично судьей, либо с участием присяжных или народных заседателей. Согласно ст. 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил военнослужащие вправе обращаться в суд (только в военный суд) с жалобой на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

' Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемый (обвиняемые) могут выбирать: будет рассматривать их дело обычный суд (судья и два народных заседателя) или суд присяжных. Такие суды в России созданы лишь в экспериментальном порядке в десятой части субъектов РФ. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к Насильственному изменению конституционного строя, бандитизм, массовые беспорядки, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение предметов или документов, имеющих особую историческую или культурную ценность, заведомо незаконный арест, посягательство на жизнь работника милиции и др.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции (городском, субъекта Федерации и др.) в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются (обвиняемым, его представителем) и опротестовываются (прокурором) в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.

Федеральный закон о мировых судьях принят 17 декабря 1998 г.1 В ряде субъектов РФ в соответствии с этим Законом приняты свои законы о мировых судьях (например, в 2000 г. в Ульяновской области). Мировые судьи — суды общей юрисдикции субъектов Федерации, но входящие в единую судебную систему России. Они рассматривают по первой инстанции определенную (ограниченную) категорию дел. Порядок их создания и полномочия определяются федеральным законом, а порядок назначения или избрания мировых судей — также законами субъектов РФ. Порядок правосудия определяется федеральными законами, по административным делам — законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета (Судебным департаментом Верховного Суда РФ), а материально-техническое обеспечение — соответствующим субъектом Федерации.

Мировой судья может назначаться законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избираться населением своего судебного участка сначала на пять лет, а затем — на любой срок, но не менее пяти лет. Постановления мирового судьи обязательны для всех, в том числе федеральных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

Мировой судья вправе: 1) рассматривать уголовные дела с предусмотренным наказанием до двух лет лишения свободы; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда (в год принятия закона это составляло около 42 тыс. руб.); 5) рассматривать административные правонарушения; 6) разрешать трудовые споры. Судья рассматривает дело единолично. Участки мировых судей создаются законами субъектов Федерации, численность их населения должна составлять 15—30 тыс. человек. На мирового судью распространяются те же гарантии и к нему предъявляются такие же требования, что и к другим судьям.

Суды общей юрисдикции в РФ не разрешают дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Федерации и ее субъектов. Если же при рассмотрении конкретного дела они приходят к выводу о неконституционности закона, иного правового акта (в том числе акта субъекта РФ), они не должны применять его и вправе обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставной) суд (РФ или субъекта Федерации в зависимости от характера правового акта). Вместе с тем вне рассмотрения конкретного дела суды могут проверять соответствие нормативных актов нормативным актам вышестоящих органов.

Арбитражные суды возникли на основе прежних государственных и ведомственных арбитражей, разрешавших хозяйственные споры между государственными организациями, возникавшие на основе плановых заданий предприятиям. Эти споры не подлежали1 рассмотрению в судах общей юрисдикции. Теперь арбитражные суды рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на имущество, об аренде, о правах(в сфере хозяйственного управления и др.). В арбитражных судах есть арбитражные заседатели. В систему арбитражных судов входит Высший Арбитражный Суд, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Окружные арбитражные суды создаются для нескольких субъектов. Арбитражные суды субъектов рассматривают дела по первой инстанции, а иногда и в качестве апелляционной инстанции. Суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Вступившие в законную силу решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Председатель Высшего Арбитражного Суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда с учетом предложений субъектов Федерации. Судья не может быть назначен без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

Высший Арбитражный Суд действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответствующих органов в Верховном Суде РФ.

Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел (например, трудовых, налоговых споров), но это может быть сделано только на основе дополнений в этот конституционный закон. Таких дополнений пока что не сделано и, следовательно, специальные суды не созданы.

Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом (кодексами законов и др.) запрещено. Категорический запрет Конституции РФ означает, что такие суды не могут появиться и в условиях экстремальных ситуаций (чрезвычайное, военное положение и др.).

Организационное обеспечение судебной деятельности. Для организационного обеспечения деятельности судов Федеральным законом от 8 января 1998 г.1 при Верховном Суде РФ создан Судебный департамент. Это — федеральный государственный орган, осуществляющий обеспечение работы всех судов общей юрисдикции, военных и специальных судов, органов судейского сообщества. Он обеспечивает также финансирование мировых судей, т.е. осуществляет мероприятия для обеспечения условий полного и независимого правосудия. В Субъектах РФ он имеет свои отделы и управления. Во главе Судебного департамента находится Генеральный директор, назначаемый и увольняемый Председателем Верховного Суда с согласия Совета Судей РФ. При Генеральном директоре состоит коллегия из его заместителей и других работников Департамента. Она является совещательным органом.

Обеспечение порядка при осуществлении судебной деятельности и задача исполнения судебных решений возложены на судебных приставов. Их организация и деятельность регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г.2 Служба судебных приставов входит в систему Министерства юстиции РФ. Эту службу возглавляет заместитель Министра юстиции — Главный судебный пристав РФ. Различаются два вида судебных приставов: 1) по обеспечению порядка деятельности судов и 2) судебный пристав-исполнитель. В соответствии с законом об исполнительном производстве от 21 июля 1997 г. он вправе налагать взыскание на имущество должника. Такие факты имели место, например, по отношению к телекомпании ОРТ в 1999 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.