Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие, предмет, метод, система административного права, его источники




 

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти поскольку по предметам ведения РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ функционирует единая система испол­нительной власти (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Административно-правовые нормы регулируют также управлен­ческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), обслужи­вающих их аппаратов, в сфере деятельности института президентст­ва и обслуживающих его структур и др.

Административное право как отрасль — это совокупность юриди­ческих норм и правил, регулирующих поведение субъектов права в процессе осуществления ими управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов местного самоуправления и отношения управлен­ческого характера, возникающие при реализации других форм госу­дарственной деятельности: законодательной, института президент­ства, судебной, прокурорской и др.

Административное право как понятийная категория означает пре­жде всего государственно-управленческое право, публичную отрасль права, т. к. объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, складывающиеся в основном в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, и другие управленческие отношения, в которых власт­ным субъектом управления всегда выступает государственный орган исполнительной власти, государственного управления, их должно­стное лицо или законодательно уполномоченный общественный ор­ган.

Инициативной стороной в административно-правовых отноше­ниях, как правило, выступает субъект управления, обладающий го­сударственно-властными полномочиями по отношению к объекту управления, обладающему правомочиями, т. е. правом требовать со­блюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов (т. е. реализации конституционного принципа «что не за­прещено, то разрешено»). Следует отметить, что термин «защита охраняемых законом интересов» уже по объему, нежели «защита за­конных интересов».

Административное право как отрасль права — это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированныхгосударством, его уполномоченными органами, должностными ли­цами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государствен­ного управления, администраций органов МСУ, а также в деятель­ности иных государственных органов власти и их аппаратов, в дея­тельности негосударственных организаций, уполномоченных в за­конном порядке осуществлять управленческие функции.

Предметом отрасли административного права принято считать управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно -властных функций и задач для достижения целей административно правового регулирования органами исполнитель­ной власти, государственного управления, администрациями орга­нов МСУ и их уполномоченными должностными лицами. Кроме тою, нормами административного права охраняются об­щественные отношения, регулируемые другими отраслями права — например земельного, трудового и др.

Объектом административного права являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отноше­ния в сфере деятельности институтов исполнительной власти, госу­дарственною управления, а также внутриорганизационные управ­ленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт президентства и др.

Административный метод — это властный метод, осуществляе­мый от имени государства. В нашем случае он осуществляется орга­нами исполнительной власти, государственного управления, адми­нистрациями органов МСУ, их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государст­венными мерами убеждения и принуждения. В определенных случа­ях законодательством этот властный метод может делегироваться иным, негосударственным органам на основании и в порядке, опре­деленном законом.

Кроме административного (властного) метода, в администра­тивном праве широко используются методы административно-дого­ворные, например заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора дейст­вует принцип равноправия сторон. Когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступает метод власти-подчинения (приказ начальника обязателен для исполнения подчи­ненным). Однако есть исключение, когда заключается равноправ­ный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти. Здесь реализуется характер равенства сторон, участников административ­но-правовых отношений. В органах исполнительной власти, госу­дарственного управления могут возникать горизонтальные управленческие отношения (согласования коллегиального обсуждения, использование компромиссов при выработке и принятии управлен­ческих решений и др.). В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного прину­ждения, т. к. это дорогостоящие методы и не всегда эффективны. Методы государственного управления и регулирования в новых эко­номических условиях претерпевают серьезные изменения в соответ­ствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъек­тов административно-правовых отношений.

Система отрасли административного права — это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполни­тельной деятельности, государственного управления, администра­ций органов МСУ, а также отношения в сфере управленческой дея­тельности, осуществляемой другими органами государственной вла­сти, обслуживающими их аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Под источниками административного права понимаются различ­ные формы их законодательного выражения, как бы истоки появ­ления норм административного права. Нормы административного права содержаться в различных по значению и характеру норматив­но-правовых актах. Сложность регулируемых отношений деятель­ности органов исполнительной власти, государственного управле­ния требует разработки и принятия многих законов и подзаконных нормативных актов. Административно-правовые нормы могут со­держаться в нормативных актах других отраслей права. Например, многие законы и подзаконные нормативные акты содержат одно­временно нормы конституционного права, гражданского, финансо­вого, трудового, таможенного, административного и других отрас­лей права.

К источникам административного права относятся:

• Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов Российской Федерации, феде­ральные конституционные законы, кодексы, федеральные за­коны и законы субъектов Российской Федерации. Особое значение имеет Кодекс РФ об административных правонару­шениях;

• постановления палат Федерального Собрания, постановления органов представительной власти субъектов Российской Фе­дерации;

• указы и распоряжения Президента РФ, постановления и рас­поряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов Российской Федерации;

• акты федеральных органов исполнительной власти, государ­ственного управления и аналогичных органов исполнитель­ной власти на уровне субъектов Российской Федерации;

• решения администраций органов местного самоуправления.

Остаются источниками норм административного права акты высших и центральных органов СССР при условии, если по регули­рованию этих отношений не приняты акты России и они не проти­воречат законодательству России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.