Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1. Конституционное право-ведущая отрасль российского права




1. Конституционное право: понятие, предмет и метод.

2. Источники и система конституционного права.

3. Понятие конституционного строя.

4. Конституционные характеристики Российского государства

а) форма (устройство) государства;

б) функции государства.

в) федеративное устройство.

г) понятие и признаки правового государства.

5. Конституция Российской Федерации - ядро правовой системы

 

1. Конституционное право — ведущая отрасль правовой системы России. Как и любая другая отрасль права, она представляет собой совокупность юридических норм. Это нормы, закрепляющие основополагающие принципы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство России, систему органов государства и основы местного самоуправления. Таким образом, конституционное право регулирует отношения, связанные с реализацией публичной власти. Нормы конституционного права определяют механизм реализации политической власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и степень участия народа в этом процессе.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) охраны прав и свобод человека ( отношения между человеком и государством);

б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

а) Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, их которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.

б) Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но регламентацию широкого круга вопросов между ними. Органы государственной власти и управления, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.

Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция 1993 г. В содержание отрасли конституционного права России входят также конституции и уставы субъектов РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения подвергаются воздействию, то метод определяет, как осуществляется это воздействие.

В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме. Например, метод властных предписаний – согласно Конституции РФ «суверенитет государства распространяется на всю территорию» (ч.1 ст.4); «федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч.1 ст.105). Метод правового запрета - согласно Конституции РФ «не допускается монополистическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч.2 ст.34); «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч.3 ст.81 ). Метод установления дозволения выражается в таком воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2

Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина.

 

2. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция 1993 г. В содержание отрасли конституционного права России входят также конституции и уставы субъектов РФ, федеральные конституционные законы (например, от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»), федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

Конституция — центральное звено правовой системы России. Ее нормы обладают высшей юридической силой. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты. Ни один издаваемый в стране правовой акт не может противоречить Конституции.

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

- основы конституционного строя;

- основные права и свободы человека и гражданина;

- федеративное устройство;

- избирательная система (избирательное право);

- президентская власть;

- законодательная власть;

- исполнительная власть;

- государственная власть субъектов;

- судебная власть и прокуратура;

- местное самоуправление;

- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

 

3. Основы конституционного строя — это базовые принципы государственной и общественной жизни, закрепленные непосредственно в Конституции.

• Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это означает, что все высшие органы власти в России — Президент РФ, Федеральное Собрание, законодательные собрания субъектов РФ — избираются народом.

Человек признается высшей ценностью. В соответствии с международно-правовыми конвенциями государство берет на себя ответственность за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает их реализацию. Интересам личности подчинена деятельность всех государственных органов.

• Конституция закрепляет принцип народовластия, т.е. принадлежность власти народу. Это значит, что народ участвует в формировании органов государственной власти, принятии государственных решений и контроле за деятельностью органов государства. Народовластие означает, что единственным источником власти в стране является народ. Согласно ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Народовластие реализуется в форме непосредственной и представительной демократии. Формами непосредственной демократии являются референдум и выборы.

Референдум — голосование граждан по законопроектам, действующим законам и важнейшим вопросам государственного значения. Так, путем референдума в 1990 г. решался вопрос о введении поста Президента в стране. Порядок подготовки и проведения референдума регулируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», принятом в 2004г.

Постановление совещательного референдума берется за основу при последующем юридическом решении вопроса. Во всех остальных случаях, т.е. при проведении обязательного референдума, его решения обладают высшей юриди­ческой силой и в последующем утверждении не нуждаются.

Выборы как форма непосредственной демократии являются способом участия народа в формировании высших и местных органов государственной власти. Свободные выборы исключают какое-либо давление на волю избирателей, предусматривают свободу предвыборной агитации, возможность выбора одной из нескольких кандидатур при голосовании, участие представителей общественности в контроле за ходом голосования.

Формами непосредственной демократии и воздействия на публичные власти являются также собрания, митинги, демонстрации, шествия, петиции, забастовки и др.

Представительная демократия предполагает, что народ осуществляет власть через избранных представителей — депутатов. Органы народного представительства — Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Обе формы народовластия — прямая (непосредственная) и представительная — органично взаимосвязаны.

Принцип государственного суверенитета означает верховенство и полноту государственной власти внутри страны и независимость ее в решении внешнеполитических проблем (в рамках международного права). Государство самостоятельно избирает форму правления, форму государственного устройства, устанавливает конституционно-правовой и политический режимы. Государство создает кредитно-денежную систему, решает вопросы гражданства. Суверенитет выражается и в том, что государство определяет внешнеполитические приоритеты, решает вопросы войны и мира, участвует в международных организациях и союзах.

Важнейшей основой конституционного строя России является принцип федерализма. Он предполагает сложную асимметричную внутреннюю структуру Российской Федерации. В ее составе 89 разных по размерам территории, численности населения и уровню развития экономики, но юридически равноправных субъектов. Федерализм в России — это форма обеспечения государственного единства.

Основой конституционного строя России является социальный характер государства. Как социальное государство Россия осуществляет социальные функции по отношению к своему населению. Оно обеспечивает достойную жизнь, социальную защиту и свободное развитие своих граждан, устанавливает минимальный прожиточный уровень, поддерживает социально-уязвимые слои населения — пенсионеров, инвалидов, молодежь, многодетные семьи, финансирует народное образование, здравоохранение, науку, культуру, социально-бытовую сферу.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В демократическом правовом государстве принято выделять три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть представляют Федеральное Собрание РФ и региональные органы народного представительства (законодательные собрания субъектов РФ).

Исполнительную — Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства, федеральные службы и надзоры, региональные правительства и их структурные подразделения, губернаторы, мэры, главы местной администрации.

Судебную власть в России осуществляют суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе Российской Федерации, суды других субъектов РФ, городские и районные суды). Наряду с судами общей юрисдикции судебную власть в стране осуществляют арбитражные и конституционные (уставные) суды.

Все ветви власти относительно автономны, но в то же время взаимосвязаны и могут оказывать друг на друга сдерживающее влияние.

Важнейшей основой конституционного строя России является признание частной собственности наряду с государственной, муниципальной, кооперативной и другими формами. Государство создает равные условия для развития всех форм собственности, оказывает первоочередную поддержку отечественным предпринимателям. Закрепляется социальная роль частной собственности, которая в необходимой степени должна служить также общему благу.

Государство обеспечивает свободу конкуренции путем правового стимулирования ее развития и ограничения монополизма, предотвращает захват рынка и установление монопольных цен. Государство воздействует на экономику через систему финансовых рычагов, в частности через инвестиции, налоговые льготы. В России создается социально ориентированная экономика.

Политический и идеологический плюрализм означает признание многопартийности. Исключается монопольное положение в обществе какой-либо одной партии, допускается существование оппозиционных партий и общественно-политических движений. Признание какой-либо идеологии государственной также исключается. В то же время запрещаются общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Светский харак тер государства означает, что ни одна религия не признается официальной. Церковь отделена от государства, школа — от церкви. Религиозные организации не могут участвовать в политической жизни страны. Государство нейтрально по отношению к любой религии, гарантируется их равенство перед законом. Административное вмешательство в дела религиозных организаций возможно только в случае нарушения ими действующего законодательства, в частности Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Принцип верховенства Конституции означает прямой характер действия Основного Закона. Суды и другие органы государства могут решать дела, непосредственно ссыла­ясь на статьи Конституции РФ. Верховенство Конституции означает ее главенствующее положение в иерархии правовых актов.

Одной из основ конституционного строя РФ является местное самоуправление — право населения административно-территориальных единиц непосредственно или через органы местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения.

 

4. Форма государства - совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

4.а) Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

- форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;

- форму государственного устройства (государственного единства) – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части(в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;

- политический режим (государственный режим) - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Все три стороны формы государства составляют органическое единство.

Ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой.

Различают демократический и антидемократический политические режимы.

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства.

Основными формами правления, которые существовали в различные эпохи, являются монархия и республика.

Юридические свойства монархии:

- бессрочное, т.е. пожизненное, пользование властью;

- занятие трона по наследству или по праву родства;

- представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

безответственность главы государства.

Известны две ее формы: абсолютная (неограниченная) и ограниченная.

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях - дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма.

Республика (от лат. res publika - общественное дело) - это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика, как и монархия, в различные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью, и поэтому принимала конкретно-исторический облик. Различают следующие формы республиканского правления: парламентарную (парламентскую), президентскую и смешанную.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые - унитарные и сложные -федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.д.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

Федеративное государство - сложное государство, субъекты которого обладают государственным суверенитетом, причем различают автономную и союзную федерации.

В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования (Россия, США, Бразилия, Индия).

Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия). Конфедерация государственным суверенитетом не обладает.

4.б) Функции государства - это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

Существуют различные основания (критерии) классификации функций государства:

по сферам деятельности (объекты воздействия):

- внутренние и внешние;

по продолжительности действия

- постоянные и временные;

по социальной значимости

- общие и отдельные

по правовым формам осуществления

- правотворческие, управленческие и судебные.

Для того чтобы раскрыть функции современного российского государства необходимо сформулировать его цель и задачи.

Цель: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Изменение цели функционирования государства повлекло изменение его задач:

обеспечить переход к рыночным отношениям; гарантировать свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции; создать условия для реализации каждым права быть собственником; провести политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы.

В настоящее время внутренними функциями современного российского государства можно назвать: экономическая; оказание социальных услуг; экологическая; охрана правопорядка, прав и свобод граждан; культурно-воспитательная; регулирование меры труда и др.

Внешние функции претерпели большие изменения. Помимо обороны страны и поддержания отношений с другими странами, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлениями; международной охраны окружающей среды; интеграции в мировую экономику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.